Джапа-медитация: секрет улучшения повторения Святых Имён. Символизм положения пальцев правой руки с другими. Какая медитация? Джапа медитация

Состоит из трёх этапов.

Первый этап улучшения джапа-медитации

Первый этап улучшения джапы-медитации заключается в том, что в течение недели вы только наблюдаете за своей : это помогает вам осознать свои плохие привычки во воспевания Святого Имени. Вы просто наблюдаете и пока ничего не меняете. Обычно мы не обращаем внимания на наши привычки, а, применяя эту практику, мы становимся более внимательными к ним.

Первое же наблюдение за своей джапой - рассказывает Радха-Валлабха Прабху — почтительное обращение в Ведической культуре к лицам мужского пола. Аналоги в других культурах: господин,пан,сударь,мистер и др.. Буква «х» в слове «прабху» читается очень легко и незаметно, в итоге слово звучит почти как «прабу».

">прабху - стало для меня очень болезненным уроком. Я увидел, насколько меня отвлекал Ум - тонкий матеpиальный элемент, часто называемый ">ум в процессе джапы, насколько моя повседневная рутина не способствовала соблюдению твердой садханы.

На этом этапе вы пока просто наблюдаете за своей джапа-медитацией и духовной жизнью с точки зрения преобразования. Такой подход сразу же позволит вам:

  1. начать осознавать, над чем именно необходимо работать в процессе воспевания Святого Имени;
  2. обратить своё внимание на такие аспекты , как концентрация, продолжительность ночного сна, количество прочитанных с утра кругов и так далее;
  3. заметить, что оставленные круги на вечер имеют тенденцию входить в привычку.

Постепенно вы увидите множество привычек, которые важно изменить, и здесь потребуется сфокусироваться на одной-двух основных, чтобы добиться успеха. Если вы попытаетесь изменить все плохие привычки сразу, то, скорее всего, вы потерпите фиаско и попросту вернётесь туда, откуда начали. Важно серьёзно отнестись к этой практике и разумно оценить свои силы, тогда победа за вами вероятна. Следует также отметить, что сама цель должна быть значимой, тогда у вас будет вдохновение...

Не прикладывая усилий к изменению привычек,
невозможно добиться желаемого результата.

Радха-Валлабха прабху :«наиболее важная привычка, которую следует развить - это повторение всей джапы с утра пораньше»

Например, в этом году, для улучшения джапа-медитации я решил, что наиболее важная привычка, которую следует развить - это повторение всей джапы с утра пораньше.

Я продумал, что если буду ложиться спать всегда в определенное время, то смогу начинать на полчаса раньше.

Второй этап улучшения джапа-медитации

Второй этап в работе над процессом улучшения джапа-медитации сводится к тому, что вы всю следующую неделю медитируете на изменение привычки, выбранной вами, и регулярно молитесь об успехе вашего начинания.

Молитва ваша может быть в таком настроении: «, я хочу улучшить это. Я это сделаю», а ещё лучше - «Я делаю это», что говорит о том, что вы уже что-то делаете, а не только собираетесь начать это делать «с понедельника». Завершить молитву можно словами: «, пожалуйста, помоги мне».

Очень важно в это время просто развить внутреннюю решимость, не пытайтесь что-то изменить пока не будет у вас решимости. Необходимо почувствовать внутренний импульс для эффективного изменения привычек на длительное время. Иначе, не настроившись достаточно решительно, после пары недель практики круговорот повседневной жизни поглотит новые привычки, вернув всё на «прежние рельсы». Что может повлечь с вашей стороны начало сокрушений: «О, да, я должен был это изменить! Я должен был начать вставать пораньше, но сделаю это потом, а сейчас не время».

Без внутренней силы, основанной на молитве,
старые привычки, скорее всего, постепенно вернутся назад.

Это не значит, что вы должны декламировать свою молитву во время джапа-медитации . Эксперты по изменениям привычек говорят, что наиболее эффективное время для медитации и молитвы на изменения - как раз перед сном, и сразу же после пробуждения, или перед обычными повседневными действиями, например, перед едой. Целую неделю в эти часы я молился о задуманных мною изменениях.

И когда я осознал, что молитва об изменении привычек необыкновенно вдохновляет, то в этом же году даже решил начать развивать в качестве одной из привычек ежедневную молитву для улучшения джапы. Тогда я стал молиться: «Я всегда буду повторять свои круги в настроении молитвы. Кришна, пожалуйста, помоги мне». Оказалось, что делая это в течение дня, я намного больше фокусируюсь на джапа-медитации утром, так как важность процесса молитвы уже была усвоена.

Третий этап улучшения джапа-медитации

Третьей стадией в процессе формирования новых привычек и устранения старых, вредных привычек, является уже сама практика, где вы, наконец-то, приобретаете привычку. Независимо от обстоятельств.

Первый принцип - начать практиковать более осознанно и
понять, что больше всего нуждается в улучшении.

Пять аспектов, на которые следует обратить внимание:

  1. количество повторяемых кругов;
  2. количество кругов, прочитанных внимательно;
  3. количество кругов, которые вы повторили с утра
  4. количество кругов, которые вы повторили перед сном
  5. ваша поза, которую вы принимаете для практики джапа-медитации.

Джапа – духовная практика медитативного повторения мантр с использованием чёток. Слово «джапа» и означает «четки», на которых начитываются мантры.

Эта практика широко распространена в различных течениях индуизма и буддизма.

Джапа считается лучшей формой медитации для начинающих трансценденталистов, поскольку не требует никаких особых навыков, способностей, благоприятных качеств или даже внешних условий: ею может заниматься кто, где и когда угодно – понадобятся только четки.

Задумываясь о том, как улучшить джапу, сделать ее более глубокой и эффективной для духовного прогресса, я обратилась за советом к одному из выдающихся знатоков Вед и Йога-сутры, известному духовному учителю в традиции раджа-йоги мастеру Шри Чандрану, который сейчас гостит в центре аюрведы и йоги «Керала» и лечит людей методами йоготерапии.

Беседа с мастером, естественно, прошла совсем не так, как я того ожидала, но очень положительно повлияла на мою персональную практику. Если вы, так же, как и я, прибегаете к этому методу духовного самосовершенствования или только планируете попробовать практику джапа-медитации, возможно, вы подчерпнете в ней что-то и для себя.

Какая медитация? Джапа медитация?

Признаюсь, этот вопрос меня в тупик поставил… Но Мастер пояснил, что медитация в принципе бывает только одна, просто существует множество ее техник, в частности джапа.

Медитация – это непрерывная мысль. Одна-единственная мысль без перерывов и отвлечений. На определенном уровне живое существо в состоянии медитации забывает даже об этой мысли, потому что мысль становится частью его естества. Этот наивысший уровень медитации называется самадхи, глобально, только самадхи и есть настоящая медитация…

Во время джапа-медитации нужно сконцентрироваться на мантре, которую вы повторяете много-много раз. Шри Чандран смеется, что немного толку будет от джапы, если во время воспевания, вы думаете о своем бойфренде. Цель этой медитации – достичь Божественного источника мантры, а не расслабление и анти-стресс, как считает большинство начинающих йогов.

Количество повторений

Ведическая традиция утверждает, что мантра – это не просто набор звуков, это живое существо, звуковое воплощение Личности Бога, поэтому важнейшей задачей практики джапа-медитации является построение отношений с этой Личностью. На нашем уровне очень сложно увидеть божественную природу мантры, поэтому нам даны правила и предписания, следуя которым мы можем приблизиться к чистому воспеванию.

Одно из основополагающих правил – количество повторений. По ведической науке и указаниям йога-сутр, оно вычисляется по следующей формуле: 1 буква = 100 повторений. (Речь, конечно, же идет о санскритских буквах))

Например, Мантра «Ом Намах Шивая» содержит 5 букв, значит, ее надо воспевать 500 раз.

А в маха-мантре «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе» – 32 буквы. Значит, ее надо повторять минимум 3200 раз. Современные люди часто не настроены на столь длительную духовную практику. К счастью, по милости Шрилы Прабхупады, духовного учителя, который принес ведическую культуру на Запад, мы можем прогрессировать, воспевая 16 кругов маха-мантры в день на четках из 108 бусин, что составляет всего лишь 1728 повторений. Вот такая арифметика)

Как настроиться на джапа-медитацию

  • Прежде, чем приступить к медитации, нужно осознать, что вам необходима эта мантра и результат от ее повторения. Нужно быть решительным в достижении этого результата.
  • Начать повторение следует начать с молитвы духовному учителю, который дал вам мантру, мысленно попросить гуру помочь вам достичь уровня чистого повторения.
  • Если же вы пока не встретили своего Учителя, обратитесь к цепи ученической преемственности в рамках той традиции, которая наиболее близка вам и мантру которой вы собираетесь повторять.

Когда лучше повторять мантру

Чтобы было легче «обуздать» беспокойный ум и направить его на мантру, лучше ее повторять рано утром. Для меня рано – это шесть, ну максимум пять утра, но мастер рекомендовал начинать в 4.30, а лучше – 3.30. В это время сами энергии, управляющие Вселенной, способствуют нашей практике. Позже энергии сменяются, а ум становится более сильным и получает больше объектов, чтобы отвлечься.

О лени ума

Большинство из тех, кто пробовал раннюю утреннюю джапа-медитацию, знают, что самое сложное в ней – не заснуть. Шри Чандран говорит, что это происходит, прежде всего из-за лени ума, а именно загрязненного ума.

Подобно тому, как мы принимаем душ и чистим зубы, заботясь о гигиене тела, мы должны заботиться и о гигиене ума, очищая его от ментальных загрязнений – излишних эмоций, мыслей и т.д.

А вот и та самая практика Очищение ума, которую дал мне мастер Чандран:

  1. Вечером, незадолго до сна, сядьте в тихом месте. Дышите, делая вдохи и выдохи равной длины, для достижения состояния умиротворения.
  2. Вспомните последовательно все, что вы видели, слышали, говорили и делали в течение, начиная с самого утра.
  3. Вспоминайте произошедшее максимально детально и реалистично. Подумав о событии, мысли или диалоге, просто отпустите их. Выкиньте из головы.
  4. Прокрутите в памяти весь день, пошагово освобождаясь от всех ментальных загрязнений, которые он принес. Добейтесь полного опустошения ума, но не расстраивайтесь, если мысли возвращаются. От этого можно избавиться с помощью регулярной практики.
  5. Затем укладывайтесь в кровать и готовьтесь ко сну. В этот момент очень важно сконцентрироваться на дыхании.
  6. Параллельно отслеживайте свои ощущения. Направляйте внимание поочередно в каждый уголок тела, от кончиков пальцев ног до макушки. Не пытайтесь анализировать свои ощущения или меня, просто наблюдайте. Это тоже такая разновидность медитации.
  7. В этом состоянии направленного внимания и чистого ума вы постепенно провалитесь в здоровый и крепкий сон.
  8. Очень важно повторять эту практику каждый вечер, приучить свой ум «умываться» и сохранять свою чистоту.

Если сделать это перед сном, наутро вы проснетесь свежим с умом, свободным от мыслей. Такое состояние идеально для джапа-медитации.

И последний совет, О положении тела во время медитации.

Для того, кто достиг высокого уровня джапы, неважно где и в каком положении воспевать. Можно практиковать и шагая, но это следующий уровень, а новичкам все же лучше начинать с медитации сидя, желательно, в тихом и темном помещении с минимальным количеством поводов отвлечься. Когда вы привыкнете медитировать сидя, можно начать ходить.

Желаю всем успешной практики! Ом)

Фото: lushmalabeads/instagram.com

Пранава (Омкара, слог Ом)
ОM (Аум) - это всё. Ом - это имя, символ Бога, Ишвары, Брахмана. Ом - это ваше истинное имя. Слог Ом покрывает весь опыт, который человек обретает в трех состояниях сознания. Слово Ом поддерживает все проявленные миры. Из слога Ом проявилась эта воспринимаемая чувствами Вселенная. Мир существует в слоге Ом и исчезает в этом звуке. А представляет физический план, у - ментальный и астральный планы, мир разумных духов, все небеса, ам - состояние глубокого сна и всё, что неизвестно бодрствующему сознанию, все, что недоступно интеллекту. Ом представляет всё. Ом - это основа вашей жизни, мысли и разума. Ом - это всё. Все слова, обозначающие объекты, сходятся в слове Ом. Таким образом, весь мир вышел из звука Ом, пребывает в нем и в нем же исчезает. Приступая к медитации, громко произнесите Ом три, шесть или двенадцать раз. Это выгонит из ума все мирские мысли и уберет викшепу (метания ума). Дальше повторяйте Ом в уме.

Джапа мантры Ом (Пранава-джапа) оказывает потрясающее воздействие на ум. Метод повторения священного слога Ом всегда привлекал внимание всех европейцев, имеющих дело с Востоком. Вибрации этого слова так сильны, что, переусердствовав, можно обрушить даже большое здание. В это, конечно, трудно поверить, не убедившись на практике, но, однажды испытав это, легко понять, что вышеприведенное утверждение - чистая правда. Я на себе ощутил силу вибраций и могу всецело поверить, что возможен упомянутый эффект. Произнесенная по буквам, эта мантра окажет на ученика определенное воздействие, но если ее произнести правильным способом, она пробуждает и изменяет каждый атом в физическом теле, порождает новые вибрации и состояния, пробуждает в теле духовную силу.

Хари нама
У каждой мантры есть шесть составляющих:

Есть риши (мудрец), который первым обрел самоосознание посредством этой мантры и который дал эту мантру другим. Он - пророк этой мантры. Мудрец Вишвамитра - это риши гаятри-мантры.
Мантра написана определенным стихотворным размером.
Существует особый Дэвата, божество-покровитель мантры.

У нее есть биджа (семя). Оно придает мантре особую силу. Это - суть мантры.
Каждая мантра имеет шакти.

И наконец, она имеет килаку (колышек, клин). Он запирает мантра-чайтаныо, скрытую в мантре. Когда продолжительное постоянное повторение имени устраняет пробку, скрытая чай-танья высвобождается. Бхакт удостаивается лицезрения Ишта-дэваты.

Мананат траяте ити мантрах - "Мананой (постоянным размышлением, памятованием), которой защищаются или освобождаются, является мантра". Именно мантра приводит к постижению личного Ишта-дэваты. С практической точки зрения Ишта-дэвата и мантра являются одним и тем же.

Просто лишь вспомнив Имя, можно уничтожить все грехи, накопленные за много рождений.
Харер-нама харер-нама харер-намайва кевелам /кому настьева настьева настьева гатир аньятха. В этой кали-юге есть лишь имя Хари, Хари, Хари. В этой кали-юге нет других способов, нет другого пути и никакого другого метода спасения. Даже грехи величайших из грешников сводятся на нет произношением имени Хари (имени Бога). Мало того, делая это, мы получаем вечную безопасность, самоосознание и вечное счастье. Настолько важна Хари-нама.

Рама на сакахин нама гун гай -Даже Рама, сам Бог, не может описать величие намы. Что же говорить о нас? Особенно мантра нужна в нашу эпоху. Потому что в этой кали-юге (железном веке): Кали юга кевала нама адхара - "Единственная опора в железном веке (кали-юге) - имя Бога". Нет других способов приобретения вечного счастья и покоя, которые были бы проще и легче, чем этот.
Рама нама манидапи дхару джиха дехари двар
Тулси бхишар бахер хун джо нахаши уджияр.

Положи этот драгоценный камень, свет Рама-намы (имени Рамы) на пороге твоей двери, языка, если ты хочешь осветить себя (свое "я") как внутри, так и снаружи.

Улта нама джапат джага джана,
Валмики бхайе брахма самана.

Всему миру известно, что даже произнося Имя в его противоположной форме, произнося Мара-Мара вместо Рама-Рама, великий святой Валмики стал самим Брахманом.

Если улта-нама приносит такой эффект, что же говорить о величии правильно произнесенного Имени!
Гапхил ту хай гхадьял ях дета хай манади
Гардунен гхади умар ки аур гхатади.

О беззаботный! Снова и снова напоминает тебе колокол. Время привело тебя к границе твоей жизни. А поэтому:

Рама намаки лут хай, лут саке то лут,
Анта кал пачхатаега джаб прана джаенге чут.

Следует взять себе в избытке имя Шри Рамы. В противном случае в последний миг жизни, когда приблизится смерть и прана (жизнь) прекратит пребывание в теле, останется лишь скорбеть по нему и призывать его.

Рама нама арадхбо тулси бритха на джай,
Ларикай ко паири бо аге хата сахай;
Тулси апне рам ко ридж бхаджо я кхидж,
Улта сиддха джамихайн кхет паре те бидж.

Знаменитый поэт Госвами Тулсидасджи говорит "Как обучение плаванью в детстве когда-нибудь очень пригодится в будущем, так и прославление имени Рамы никогда не проходит бесследно". Он говорит, что, если вы поминаете имя в хорошем или дурном настроении, оно наверняка произведет положительный эффект, так же как семена в поле, брошенные правильно или неправильно, дают полезные всходы.

Те, кто не верят в это, могут попробовать делать так ради эксперимента, проверки, а затем поступить так, как, по их мнению, будет правильно. Вовсе не мудро тратить время на споры и пустые обсуждения. Жизнь коротка. Время убегает. Тело постоянно разлагается. Совершая джапу или нама-смарану, вы ничего не теряете, а только приобретаете.

Калисантарана-упанишада
В конце двапара-юги риши Нарада подошел к Браме, Создателю, и спросил: "О Господь! Как, странствуя по этому миру, смогу я перейти через век кали?" Брама ответил: "Внимай потаенному, тому, что шрути держат в тайне, используя что можно пересечь сансару в кали-юге. Пагубное влияние кали можно преодолеть просто лишь произнеся имя Господа Нараяны". Снова спросил Нарада: "Могу ли я узнать имя, Господь?" Брама ответил:

Харе рама харе рама, рама рама харе харе,
Харе Кришна харе Кришна, Кришна Кришна харе харе.

Эти 16 имен несомненно разрушают пагубные эффекты кали. Они убирают аварану (пелену невежества) дживы, окруженную шестнадцатью калами (лучами). Тогда, подобно солнцу, что сияет в полную силу, когда облака разогнаны, единый Парабрахман сияет в полном великолепии".

Нарада спросил: "О Господь! Могу ли я узнать правила, которые следует соблюдать при повторении мантр?" Брама ответил: "Нет никаких правил. Кто бы, в чистом или нечистом состоянии, ни произнес их, тот всегда достигает салокьи (пребывания в мире Брахмана), самипьи (близости к Брахману), сарупьи (такой же формы, что у Брахмана) или саюджьи (растворения в Брахмане)".

Тот, кто произнес три с половиной кроры (35 миллионов) раз эту мантру, состоящую из 16 имен, избавляется даже от греха убийства брахмана. Он очищается от греха хищений золота. Он очищается от греха сожительства с женщиной низкой касты. Он очищается от греха неправедных поступков по отношению кпитри (предкам), да вам и людям. Оставив все дхармы, он сразу же освобождается от всех грехов. Он одновременно освобождается от всех привязанностей и обретает мукти.

Это - Калисантарана-упанишада из кришна (черной) Яджур-веды. В Бенгалии эту мантру повторяет множество людей. Это любимая мантра бенгальских вишнуитов.

Джапа впдкана (правила джапы)
Джапа - это повторение любой мантры или имени Бога с бха-вой и чувством. Джапа убирает нечистоту ума, разрушает грехи и ставит бхакта пред лицо Господа.

Каждое имя полно бесчисленных сил. Подобно тому как огонь имеет природное свойство сжигать предметы, так же и имя Бога обладает силой сжигать грехи и желания. Слаще всех сладостей, полезнее всех благих вещей, чище всего чистого - таково имя Бога.

Имя Бога-это лодка, чтобы переплыть сансару. Это оружие для победы над умом.
Повторение мантры вновь и вновь генерирует большую духовную силу, придает поступательный импульс и усиливает духовные самскары.

Повторение мантры порождает вибрации. Вибрации создают определенные формы. Повторение Ом намах Живая проявляет форму Господа Шивы в уме; повторение Ом намо Нараяная проявляет форму Господа Хари.

Величие имени Бога не может быть установлено доводами и интеллектом. Без сомнения, его можно пережить, постичь только путем преданности, веры и постоянного повторения.
Есть три вида джапы: манасика-джапа (джапа в уме), упам-су-джапа (бормотание) и вайкхари-джапа (громкая, слышимая).

Повторение джапы в уме (манасика-джапа) сильнее громкой джапы.
Встаньте в 4 утра и два часа совершайте джапу. Брахмамухур-та наиболее благоприятное время для джапы и медитации.

Если вы не можете омыть все тело, омойте ладони, ступни, лицо и тело, а затем садитесь для джапы.
Садитесь лицом на север или восток. Это усилит воздействие джапы.

Сидите на траве куша, или на оленьей шкуре, или на коврике. Покройте их куском ткани. Это сохраняет телесное электричество.
Перед тем как приступить к джапе, прочитайте молитвы.

Примите устойчивое положение. У вас должна быть асана-джая (победа над асаной). Нужно, чтобы вы могли сидеть в падма-, сидцха- или сукха-асане по три часа подряд.

Повторяя мантру, чувствуйте, что Господь пребывает в вашем сердце, что саттва (чистота) течет от Господа в ваш ум, что мантра очищает ваше сердце, разрушает желания, вожделения и дурные мысли.

Не совершайте джапу торопливо, подобно наемному работнику, который торопливо пытается закончить свою работу. Творите ее медленно, с бхавой, однонаправленностью ума и безраздельной преданностью.

Произносите мантру отчетливо и без ошибок. Не повторяйте ее слишком быстро или слишком медленно.
Не перебирайте четки с помощью указательного пальца. Пользуйтесь большим, средним и безымянным пальцами. Не переходите через Меру (разделительную бусину): дойдя до конца четок, переверните их и перебирайте в обратную сторону. Покройте вашу руку полотенцем.

Во время джапы пребывайте в бодром сознании. Будьте настороже. Если сон пытается побороть вас, встаньте и творите джапу стоя.

Примите решение не уходить, пока не закончили повторять определенное минимальное количество мал (числа всех бусин на четках).

Мала -это кнут, используемый, чтобы направить ум к Богу.
Иногда творите джапу без малы. Руководствуйтесь часами.

Наряду с джапой занимайтесь медитацией. Это -джапа-са-хита-дхьяна. Постепенно джапа отпадет и останется одна лишь медитация (джапа-рахита-дхьяна).

Повторяйте джапу четыре раза в день: рано утром, в полдень, вечером и ночью.
Поклоняющийся Господу Вишну должен повторять Ом намо Нараяная; поклоняющийся Господу Шиве - Ом номах Шивая; поклоняющийся Господу Кришне - Ом намо Бхагавате Васу-дэвая; а преданный Господа Рамы - Ом Шри Рамая намах или Ом Шри Рама джая Рама джая джая Рама; поклоняющийся Дэви (Дурге) -гаятри-мантру или Дурга-мантру.

Предпочтительно придерживаться одной мантры. Видьте Господа Кришну в Раме, Шиве, Дурге, Гаятри и во всех.

В джапа-садхане чрезвычайно важна регулярность. Садитесь на то же место, в то же время.
Пурасчарана - это повторение мантры способом акшара-лакша, т. е. столько лакш (сотен тысяч) раз, сколько букв содержит мантра.

Джапа должна войти в привычку. Даже во сне вам следует творить джапу.
Джапа-йога - это простейший, быстрейший, безопаснейший, наиболее надежный и дешевый путь достижения бого-осознания. Слава Господу! Слава, слава Его имени!
О человек! Найди прибежище в Имени. Нама и Нами - неразделимы.

Транскрипция
Номерпп Мантра Дэвата.

1 Ом Шри Маха-ганапатайе намах Господь Ганапати
Ом намах Шивая (паньчакшара -мантра) Господь Шива
3. Ом намо Нараяная (аштакшара-мантра) Господь Хари
4. Хари Ом Господь Хари
5. Хари Ом тат сат Господь Хари
6. Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе, Маха-мантра Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе
7. Ом намо Бхагавате Васудэвая Господь Кришна
8. Ом Шри Кришная Говиндая Господь Гопиджанаваллабхая намах Кришна
9. Ом Шри Кришная намах Господь Кришна
10. Ом Шри Рама, джая Рама, джая джая Рама Господь Рама
11. Ом Шри Рамая намах Господь Рама
12. Ом Шри Сита-рамачандрабхьям намах Господь Рама
13. Ом Шри Рама Рама Рамети, Раме Раме Господь Рама
Манораме, сахасранама таттульям Рама нама варанане
14. Ападамапахарттарам датарам сарвасампадам Господь Рама локабхирамам Шри Рамам бхуйо бхуйо намамьяхам

15. Артанамартихантарам бхитанам Господь Рама бхитинашанам; двишатам каладандам там
Рамачандрам намамьяхам
16. Рамая Рамабхадрая Рамачандрая ведхасе Господь Рама Рагхунадхая натхая Ситаях патайе намах
17. Сита Рам; Радхе Шьям; Радхе Кришна Джугал-мантра
18. Ом Шри Рамах шаранам мама Шаранагати-мантра
19. Ом Шри Кришнах шаранам мама Шаранагатн-мантра
20. Ом Шри Сита-Ра мах шаранам мама Шаранагати-мантра
21. Ом Шри Рамачандра-чаранау шаранам Шаранагати-прападье - мантра
22. Ом Шриман Нараяна-чаранау шаранам Шаранагати-прападье мантра
23. Сакридэва прапанная тавасмити ча ячате; Шаранагати-абхаям сарвабхутебхьо дадамьетад вратам мама мантра

24. Ом Шри Ханумане намах Шри Хануман
25. Ом Шри Сарасватьяй намах Шри Сарасвати
26. Ом Шри Каликаяй намах Шри Кали
27. Ом Шри Дургаяй намах Шри Дэви
28. Ом Шри Маха-лакшмьяй намах Шри Лакшми
29. Ом Шри Шараванабхавая намах Господь Субрахманья (Карттикея)
30. Ом Шри Трипура-сундарьяй намах Трипура Сундари
31. Ом Шри Бала-Парамешварьяй намах Шарада
(Сарасвати)

32. Ом со"хам Ведантическая формула
33. Ом ахам брахма"сми Ведантическая формула
34. Ом Тат твам аси Ведантическая формула
35. Ом трьямбакам яджамахе сугандхим Маха-мрить-пуштивардханам, урварукам ива юнджая бандханан-мритьормукшия ма"мритат

Гаятри (мантры из 24 слогов) различных Дэват

Транскрипция
1. Ом Экадантая видмахе Вакратундая дхимахи, тано Данти прачодаят
2. Ом Татпурушая видмахе Вакратундая дхимахи, тано Данти прачодаят
3. Ом Ведатмане видмахе Хираньягарбхая дхимахи, тано Брахма прачодаят
4. Ом Чатурмукхая видмахе Камандалудхарая дхимахи, танно Брахма прачодаят
5. Ом Нараяная видмахе Васудэвая дхимахи, танно Вишнух прачодаят
6. Ом Ваджранакхая видмахе Тикшнадамштрая дхимахи, танно Нрисимха прачодаят
7. Ом Нрисимхая видмахе Ваджранакхая дхимахи, тано Симхах прачодаят
8. Ом Татпурушая видмахе Суварнапакшая дхимахи, тано Гарудах прачодаят
9. Ом Татпурушая видмахе Махадэвая дхимахи, тано Рудрах прачодаят
10. Ом Татпурушая видмахе Сахасракшая дхимахи, тано Рудрах прачодаят
11. Ом Татпурушая видмахе Нандикешварая дхимахи, танно Вришабхах прачодаят
12. Ом Татпурушая видмахе Махасеная дхимахя" тано Скандах прачодаят
13. Ом Шанмукхая видмахе Махасеная дхимахи тано Шаштхах прачодаят
14. Ом Бхаскарая видмахе Махадьютикарая дхимахи, танно Адитьях прачодаят
15. Ом Адитьяя видмахе Сахасракираная дхимахи, тано бханух прачодаят
16. Ом Прабхакарая видмахе Дивакарая дхимахи, тано Сурьях прачодаят
17. Ом Катьяяньяй видмахе Каньякумарьяй дхимахи, танно Дурга прачодаят
18. Ом Махашулиньяй видмахе Махадургаяй дхимахи, танно Бхагавати прачодаят
19. Ом Дашаратхае видмахе Ситаваллабхая дхимахи, тано Рамах прачодаят
20. Ом Анджанеяя видмахе Вайюпутрайя дхимахи, тано Хануман прачодаят
21. Ом Дэвакинанданая видмахе Васудэвая дхимахи, тано Кришнах прачодаят
22. Ом Гопалая видмахе Гопиджанаваллабхая дхимахи, танно Гопалах прачодаят
23. Ом Джамадагньяя видмахе Махавирая дхимахи, тано Парашурамах прачодаят
24. Ом Дакшинамуртае видмахе Дхьянасгхая дхнмахи, танно Дхишах прачодаят
25. Ом гурудэвая видмахе Парабрахмане дхимахи, тано гурух прачодаят
26. Ом Хамсая видмахе Парамахамсая дхимахи, тано Хамсах прачодаят
27. Ом Парамахамсая видмахе Махататтвая дхимахи, танно Хамсах прачодаят
28. Ом Вагишварая видмахе Хаягривая дхимахи, тано Хамсах прачодаят
29. Ом Парамешварая видмахе Парататтвая дхимахи, танно Брахма прачодаят
30. Ом Вагдевьяй ча видмахе Камарапжая дхимахи, тано Дэви прачодаят
31. Ом Махадэвьяй ча видмахе Вишнупатньяй ча дхимахи, танно Лакшмих прачодаят
32. Ом Сарвасаммохиньяй видмахе Вишваджананьяй дхимахи, таннах Шактих прачодаят
33. Ом Бхагаватьяй ча видмахе Махешварьяй ча дхимахи, танно Аннапурна прачодаят
34. Ом Каликаяй ча видмахе Шмашанавасиньяй дхимахи, танно Агхора прачодаят

Ануштубха-мантра (мантры из 32 слогов)

Транскрипция
1. Ом Уграм Вирам Махавишнум Джвалантам
Вишватомукхам, Нрисимхам Бхишанам Бхадрам Мритьюмритьюм намамьяхам
2. Ом Рамабхадра Махешваса Рагхувира Нрипоттама, бхо Дашасьянтакасмакам ракшам Куру шриям ча ме
3. Ом Кришная Васудэвая Харайе Параматмане, Пранатаклешанашая Говиндая намо намах
4. Ом Кришная Васудэвая Харайе Дэваки-нанданая ча, Нанда-гопа-кумарая Говиндая намо намах
Ом Кришная Ядавендрая Джнянамудрая йогине, Натхайя Рукминишайя намо Ведантаведине
6. Ом Васудавасутам Дэвам Камсачанурамарданам, Дэваки-параманандам Кришнам ванде Джагад-гурум
7. Ом Ригьяджух самарупая Ведахарана кармане, Пранаводгита вапуше Махашваширасе намах

Мантра преданности

Ом намо"стy те махайогин прапаниаманушадхи мам | ятха тваччаранам бходжератих сьяданапайини ||
"Склоняюсь пред Тобой, о великиййогин! Молю, направь меня, припавшего к Твоим ногам, дабы я обрел непреходящее утешение в твоих лотосных стопах".

Величие мантр
Мантра - это божественность. Мантра и покровительствующий Дэвата едины. Сама мантра - это Дэвата. Мантра - это божественная сила (дайви шакти), проявляющаяся в звуковом теле. Постоянное повторение мантры с верой, преданностью и чистотой увеличивает шакти (силу) устремленного, очищает и пробуждает мантра-чайтаныо, сокрытую в мантре, и наделяет садхаку мантра-сиддхами, просветлением, свободой, покоем, вечным блаженством и бессмертием.

Благодаря постоянному повторению мантры садхака насыщается достоинствами и силами божества, опекающего мантру. Повторение Сурья-мантры приносит здоровье, долгую жизнь, активность, жизненность, теджас (сияние). Эта мантра устраняет все болезни тела и глазные болезни. Никакой враг не сможет причинить вреда. Очень полезно повторение Адитья-хридайи рано утром. Господь Рама победил Равану благодаря повторению Адитья-хридайи, которую ему сообщил риши Агастья.

Мантры сложены в форме прославления божеств и призыва к ним, мантры просят о помощи и прощении. Некоторые мантры управляют и повелевают злыми духами. Ритмические вибрации звука порождают формы. Произнесение мантры вызывает образ определенного божества.

Повторение Сарасвати-мантры Ом Шри Сарасватъяй намах дарует вам мудрость и здравомыслие, сделает вас образованным человеком. Вас посетит вдохновение, и вы будете сочинять поэмы. Вы станете великим ученым. Повторение Ом Шри Маха-лакшмьяй намах принесет вам достаток и устранит бедность. Ганеша-мантра устранит все препятствия в любом начинании. Она ниспошлет вам мудрость, как, впрочем, и сиддхи, богатство и т. д. Маха-мритыонджая-мантра предотвратит несчастные случаи, уберет неизлечимые болезни и несчастья и ниспошлет долгую жизнь и бессмертие. То же и с мокша-мантрой. Творящие ежедневно джапу этой мантры будут иметь хорошее здоровье, долгую жизнь и под конец достигнут мокши. "Мы поклоняемся трехглазому Господу (Шиве), наполненному сладким ароматом, питающему всех существ.

Подобно тому как спелый огурец отделяют от стебля, да освободит он меня от оков санса-ры и смерти и да укрепит он меня в бессмертии". Таково значение Маха-мритыонджая мантры:

ом трьямбакам яджамахе сугандханам пуштивардханам / урварукам ива бандханан мритьормукшия ма"мритат

Это мантра, дарующая жизнь. В наши дни, когда жизнь весьма усложнилась, ежедневно происходят несчастные случаи. Эта мантра предохраняет от укуса змеи, дорожных аварий, пожаров, происшествий на воде, авиакатастроф и т. п. Болезнь, которую врачи признали неизлечимой, может быть устранена этой мантрой, если ее повторять искренне, с верой и преданностью. Это - оружие против всех болезней. Данная мантра побеждает смерть.

Это также и мокша-мантра, мантра Господа Шивы. Она дарует здоровье (арогыо), долгую жизнь (диргха-аюс), умиротворенность (шанти), богатство (айшварью), преуспевание (пуш-ти), удовлетворение (тушти) и бессмертие (мокшу).

Повторите в свой день рождения эту мантру лакшу (сто тысяч) раз. Или хотя бы 50 000 раз. Совершите хавану (огненное жертвоприношение), накормите садху (духовных людей), бедных и больных.

Повторение Субрахманья-мантры Ом Шри Шараванабхавая намах принесет вам славу и успех в любом начинании. Она устранит пагубные влияния и защитит от злых духов. Повторение Шри Хануман-мантры Ом Шри Ханумате намах принесет победу и укрепит вас. Повторение паньчадашакшары и шода-шакшары (шри-видьи) даст вам достаток, силу, свободу и все, что хотите. Вы должны научиться этой видье непосредственно от гуру.

Если повторить гаятри, или Пранаву, или Ом намах Шивая, Ом намо НараянаЯу или Ом наш Бхагавате Васудэвая лакшу с четвертью раз, с бхавой (верой) и преданностью, то вы обретете мантра-сиддхи.

Ом, со"хам, Шиво"хам, ахам брахма"сми -это мокша-мантры. Они помогут вам достичь самоосознания. Ом Шри Рамая намах, Ом намо Бхагавате Васудэвая-это сагуна-мантры, которые позволят вам достичь вначале сагуна-осознания, а в конце - и ниргуны.

Чтобы быстро приобрести мантра-сиддхи, следует в дни затмений повторять мантру, излечивающую от укусов скорпиона и кобры. Вам следует стать в воду и повторять эту мантру. Так- сильнее и эффективнее. Чтобы обрести мантра-сиддхи, эту мантру можно повторять также и в обычные дни.

Мантра-сиддхи для излечения от укусов скорпиона и т. п. можно получить в течение 40 дней. Повторяйте мантру регулярно с верой и преданностью. Приступайте к джапе рано утром, совершив омовение. Соблюдайте брахмачарью (половое воздержание) и 40 дней живите на молоке и фруктах или прибегните к ограниченной диете.

Мантрами можно излечить хронические болезни. Пение мантр генерирует мощные духовные волны или божественные вибрации. Мантры проникают в физическое и астральное тела пациентов и устраняют причины страданий. Они наполняют клетки чистой саттвой, божественной энергией. Они убивают микробы и оживляют клетки и ткани. Они -лучшие, сильнейшие антисептики и бактерициды. Они более сильны, чем ультрафиолетовые или рентгеновские лучи.

Нельзя употреблять мантра-сиддхи во вред другим. Те, кто используют силу мантр во вред другим, в конце концов накажут сами себя.

Пользующиеся силой мантры для излечения от укуса змеи, скорпиона и от хронических болезней не должны принимать никаких подарков или денег. Им следует быть совершенно бескорыстными. Не следует принимать даже фрукты и одежду. Они потеряют силу, если будут использовать ее в личных целях Если они совершенно бескорыстны, если они служат человечеству с сарватма-бхавой (сопереживая всем), их могущество прирастет Божьей милостью.

Обретший мантра-сиддхи может излечивать от укуса кобры, скорпиона или любой хронической болезни всего лишь прикосновением к больной части тела. Если человека укусила кобра, посылают телеграмму мантра-сиддхе (овладевшему силой мантр). Мантра-сиддха произносит мантру, и укушенный излечивается. Удивительно! Разве это не доказывает огромную силу мантры?

Получите посвящение в мантру от своего гуру- Если вам трудно найти гуру - молитесь своему Ишта-дэвате и повторяйте определенную мантру.

Да станете вы все мантра-йогами, обладающими мантра-сид-дхами! Да станете вы все опорой миру, превратившись в божественных целителей, излечивающих мантрами! Да откроются по всему миру центры божественной мантра-терапии!

Помощники в джапе
Теперь вы обладаете глубоким знанием джапа-йоги и величия Имени. С этой же минуты начните истинную садхану. Ниже я привожу практические советы, полезные в вашей ежедневной духовной практике. Обратите на них внимание и придерживайтесь их.

Постоянное время
Наиболее благоприятное время -это раннее утро (брахмаму-хурта) и вечерние сумерки, когда саттва проявлена сильнее всего. Регулярность и систематичность очень важны.

Постоянное место
Очень полезно сидеть каждый день на том же месте. Не меняйте его.

Удобная поза
Удобная асана помогает успокоить ум, управлять раджасом и помогает сосредоточению.

Обращение лица к северу или востоку
Это оказывает невидимое влияние и усиливает результативность джапы.

Подстилка
Следует использовать подстилку из шкуры оленя, или циновку из травы куша, или ковер. Это помогает сохранять телесное электричество.

Повторяйте возвышающую молитву
Обращение с соответствующей молитвой к Ишта-дэвате с просьбой о помощи вызывает правильную саттвическую бхаву.

Бдительность
Это очень важный момент. Вначале вы будете свежи и бодры. Спустя некоторое время незаметно ум начнет блуждать и вами овладеет дремота. Будьте бдительны, повторяя мантру.

Джапа-мала (четки)
Использование малы способствует бдительности и вызывает желание продолжительно повторять мантру. Примите решение не уходить, пока не повторили определенное минимальное количество мал.

Разнообразие в джапе
Это необходимо для поддержания интереса, чтобы избежать усталости и противодействовать монотонности. Повторяйте какое-то время мантру вслух, затем-шепотом, потом-в уме.

Медитация
Одновременно с джапой думайте о Господе как о присутствующем перед вами, представляйте его чарующе прекрасный облик. Эта практика делает огромный вклад в чудодейственность и силу вашей садханы.

Окончание молитвы и отдых
Это важно. Когда джапа закончена, не следует немедленно покидать помещение, смешиваться столпой или окунаться в мирские дела. Посидите очень спокойно хотя бы минут десять, произнося вполголоса какую-нибудь молитву, памятуя о Господе, размышляя о Его бесконечной любви. Затем, совершив глубокий почтительный поклон, покиньте помещение и приступите к своим обычным обязанностям. Духовные вибрации сохранятся.

Осуществляйте садхану с настойчивостью, упорством и без перерывов. Придите к великой цели жизни и наслаждайтесь Высшим Блаженством.

Правила джапы
1. Выберите любую мантру или имя Бога
(предпочтительно -данные вашим гуру) и повторяйте их от 108 до 1080 раз в день (от одной до десяти мал).
2. Используйте четки из 108 бусин, сделанные из рудракши (голубого клена) или туласи (священного базилика).

3. Перебирайте бусы лишь средним и большим пальцами правой руки. Указательный палец не используйте.
4. Не допускайте, чтобы мала висела ниже пупка. Держите руку у сердца или у носа.
5. Не нужно, чтобы мала была видна вам или другим.

Покройте ее чистым полотенцем или платком, которые ежедневно стираются.
6. Перебирая четки, не переходите через Меру (большую разделительную бусину) малы при переборе четок. Дойдя до нее, разверните четки в обратную сторону.

7. Некоторое время творите джапу в уме. Если ум блуждает - обратитесь на некоторое время к губной джапе (шептанию, бормотанию) или к громкой джапе, а когда сможете, возвратитесь к безмолвной джапе.

8. Утром, прежде чем садиться для джапы, примите душ или омойте ваши ладони, стопы, лицо и рот. В другое время это не является абсолютно необходимым. Совершайте джапу всегда, когда у вас есть свободное время, особенно в сандхьи - "кардинальные точки" дня: утром, днем, вечером и перед сном.

9. Соедините джапу с ритмичным дыханием или пранаямой и медитируйте на облик вашего Божества. Пусть перед вами будет картинка или фигурка этого Божества. Думайте о значении мантры, когда повторяете ее.

10. Произносите каждую букву мантры правильно и отчетливо. Повторяйте не слишком быстро и не слишком медленно. Увеличивайте скорость, только когда ум блуждает.

11. Соблюдайте мауну (молчаливость) и избегайте отвлекающих вас вещей и событий.
12. Лицом на восток или север, сидите в отдельной комнате для медитации или в любом хорошем месте: в храме, на берегу реки, под баньяновым или под пипаловым деревом и т. п.

13. Повторяя мантру, не просите Бога о каких-либо мирских вещах. Ощущайте, что ваше сердце очищается, а ваш ум с божьей милостью успокаивается силой мантры.

14. Храните вашу гуру-мантру в тайне. Никогда и никому не открывайте ее.
15. Несите в уме поток джапы и в повседневную жизнь, какой бы работой ни были заняты.

Гаятри-мантра

Ом / бхур бхувах свах I mam савитур вареньям I бхарго дэвасья дхимахи I дхийо по нах прачодаят II
Ом - Символ Парабрахмана
бхух - Бху-лока (физический план)
бхувах - Антарикша-лока (астральный план)
свах - Сварга-лока (небесный план)
тат - Тот, запредельный, Параматман

савитух - Ишвара (Создатель) вареньям - Достойный поклонения, почитания бхаргах - Устраняющий грехи и невежество; величие, сияние дэвасья - Блистательного (Джняна-сварупы); сияющего дхимахи - Медитируем дхиях - Буддхи, интеллект, понимание ях - Который, кто нах - Нас прачодаят - Да просветит, поведет, подтолкнет

"Мы медитируем на великолепие Ишвары, сотворившего Вселенную, достойного поклонения, воплощающего знание и свет, устраняющего всяческие грехи и невежество. Да просветит он наш разум".

Что же это за просветление? Сейчас у вас деха-атмабуддхи, то есть разум, который заставляет вас отождествлять себя с телом, ошибочно принимать тело за душу. И вы молите благословенную мать Вед, Гаятри, ниспослать на вас шуддха-саттва-буддхи (разум в чистой благости), который поможет вам осознать, что ахам брахма"сми - "Я есть Брахман". В этом - адвайтистское (свойственное учению недвойственности) значение гаятри. Продвинувшимся в изучении йоги может понравиться такое значение: "Я есть тот Верховный Свет светов, что дает свет буддхи (разуму)".

Гаятри-мантра состоит из 9 имен, а именно: 1) ом; 2) бхух; 3) бхувах; 4) свах; 5) тат; 6) савитух; 7) вареньям; 8) бхаргах; 9) дэвасья. Этими девятью именами прославляют Бога. Дхимахи означает поклонение, медитацию на Господа. Дхийо йо нах пра-чодаят является молитвой.

В мантре есть пять остановок, пауз, а именно: после ом, после бхур бхувах свах, после тат савитур вареньям, после бхарго дэвасья дхимахи и после дхийо йо нах пранодаят. Повторяя эту мантру, следует в каждом из этих мест выдержать небольшую паузу.

Савитар-это покровительствующее Божество гаятри-ман-тры, огонь (агни) -это рот, риши - Вишвамитра; стихотворный размер-гаятри. Этумантрупроизносят во время ритуала получения священного шнура, во время пранаямы, джапы и т. п. Чем является гаятри, тем же есть и сандхья, и наоборот. Сандхья и гаятри тождественны. Медитирующий на гаятри, медитирует на Господа Вишну, верховного Господа Вселенной.
Человек может повторять в уме гаятри-мантру в любых положениях, даже лежа, сидя, на ходу и т. д.

Повторяющий её не совершает греха. Поэтому следует совершать сандхья-вандану (молитву на стыке времен дня) с этой гаятри-мантрой каждый день трижды: утром, в полдень и вечером. Только гаятри-ман-тра предписана всем индусам. Господь указывает в Ведах: "Пусть (одна) мантра будет общей для всех" - самано мантрах. Поэтому гаятри должна быть мантрой для всех индусов. "Тайная мудрость Упанишад - это суть четырех Вед, а гаятри с тремя вьяхрити (земля, небо, небеса) - это суть Упанишад". Настоящим брахманом является тот, кто знает и понимает гаятри. Без знания её он -шудра (низкорожденный), хотя бы он и был сведущ в четырех Ведах.

Благословения, даруемые гаятри-джапой
Гаятри - это мать Вед и уничтожитель грехов. Ни на земле, ни на небесах нет ничего, очищающего сильнее, чем гаятри. Джапа гаятри приносит такой же плод, что и произнесение всех четырех Вед вместе с антами (текстами, примыкающими к Ведам). Одна эта мантра, повторенная трижды в день, приносит великое благо (кальяну, мокшу). Она - верховная мантра Вед. Она уничтожает все грехи. Она ниспосылает великолепное здоровье, красоту, силу, активность, жизненность и магнетическую ауру на лице (брахманическое сияние).

Гаятри уничтожает три вида талы (боли). Гаятри приносит четыре пурушартхи (цели жизни): дхарму (долг), артху (достаток), каму (желанные объекты) и мокшу (освобождение). Она уничтожает три грантхи (узла неведения): авидью (невежество), каму (страсть) и карму. Гаятри очищает ум. Гаятри ниспосылает упасаке (поклоняющемуся) ашта-сиддхи (восемь совершенств). Гаятри делает человека сильным и разумным. В конце концов гаятри дарует освобождение из круговорота рождений и смертей.

Повторение гаятри приводит к даршане (лицезрению) Гаятри и в конце концов приводит к постижению Адвайта-брахмана, единства сознания (танмаята, таллината, тадрупата, тадака-рата). Тогда просивший у Гаятри света запоет с бьющей через край радостью: "Я - тот Свет светов, что дает свет буддхи".
Да ниспошлет на нас Гаятри, благословенная мать Вед, правое понимание, чистый разум, правое делание и правое мышление! Да укажет она нам путь во всех наших делах! И да избавит она нас от сансары, от колеса рождений и смертей! Слава! Слава Гаятри, создательнице Вселенной!

Величие гаятри
Ману-смрити (2.76-87)

Брама выдоил из трех Вед буквы а, у им, создал из их соединения трехбуквенный слог, а также три слова: бхух, бхувах и свах.

Из трех Вед Всевышний Господь выдоил три меры (стопы) того непроизносимого текста, что начинается со слова тат и называется савитри или гаятри.

Дваждырожденный, который, вдали от людей, повторит эти три (Ом, вьяхрити и гаятри) 1000 раз, через месяц освобождается даже от великого греха, как змея от старой кожи.

Три великих неизменных слова, предваряемые трехбуквенным слогом, за которыми следует гаятри, состоящая из трех стоп, следует рассматривать как рот, как главную часть Вед, Кто ежедневно неустанно повторяет этот священный текст три года, приблизится к божественной сути, будет двигаться свободно, как воздух, и приобретет небесную форму.

Трехбуквенный звук - это символ Всевышнего; задержка дыхания с сосредоточением ума на Боге - это высшее поклонение; нет ничего более благородного, чем гаятри; провозглашение истины лучше тишины.
Все ритуалы, описанные в Ведах, приношения огню и церемониальные жертвоприношения преходящи. Но провозглашено, что слог Ом непреходящ, поэтому его называют Лкшара Брахманом. Все слова следует повторять медленно, не проглатывая звуков, с акшара-шуддхи. Во время джапы нельзя торопиться. По желанию можно совершить парасчараны, но медленно и размеренно.

Четыре домашних священнодействия вместе с надлежащими жертвоприношениями не сравнятся, даже все вместе, с шестнадцатой частью жертвоприношения, состоящего из повторения гаятри.
Лишь повторением гаятри брахман достигает цели, вне зависимости от того, производит он или нет иные религиозные действия.

Чхандогья-упанишада
"Поистине, все сотворенное - это гаятри. Речь - это гаятри; речь поддерживает все сущее. Поистине гаятри состоит из четырех частей и обладает шестью свойствами. Все существа составляют величие гаятри. Поистине, Брахман (на которого указывает гаятри) является пространством, окружающим человека. Это пространство тождественно пространству внутри человека" (глава Ш, раздел XII).

"Поистине, человек - это яджня (жертвоприношение). Первые двадцать четыре года его жизни образуют утренний ритуал, ибо гаятри включает в себя 24 буквы и утренний ритуал сопровождается гаятри" (глава III, раздел XVI).

Гаятри-пурасчарана
Мантра брахма-гаятри состоит из 24 акшар (слогов). Таким образом, одна гаятри-пурасчарана соответствует повторению гаятри-мантры 2400000 раз. Есть различные правила пурасчара-ны. Если вы повторяете мантру 3000 раз ежедневно, вам следует придерживаться этого числа все время до окончания всех 24 лакш. Очистите зеркало манаса (ума) от его мал (загрязнений) и подготовьте почву для посева духовных зерен.

Махараштрийцы очень любят гаятри-пурасчарану. В Пуне и в других местах есть люди, совершившие пурасчарану несколько раз. Шри пандит Мадан Мохан Малавияджи -приверженец гаятри-пурасчараны. Благодаря гаятри-джапе и милости благословенной матери Гаятри он преуспел в жизни и основал в Бенарасе индийский университет.

Свами Видьяранья, уважаемый автор знаменитой "Паньча-даси", совершил гаятри-пурасчарану. Божественная Мать удостоила его даршаны и обещала исполнить желание. Свами Видьяранья попросил: "О Мать! Великий голод случился в Деккане. Да падет золото дождем с неба, чтобы облегчить огромные страдания народа". И что вы думаете? Пошел золотой дождь. Такова сила (шакти) гаятри-мантры.

Только йога-бхрашты (люди с чистым сознанием) могут получить даршану Гаятри, сотворив лишь одну пурасчарану. Так как умы подавляющего большинства людей в этой кали-юге заполнены различными видами загрязнений, следует сотворить более одной пурасчараны - по степени загрязнения рассудка. Чем больше загрязнение, тем больше количество пурасчаран. Знаменитый Свами Мадхусудана Сарасвати сотворил семнадцать пурасчаран Кришна-мантры и все же не удостоился даршаны Господа Шри Кришны, так как в прошлых жизнях убил 17 брахманов. Но он получил даршану Господа, когда был на полпути через восемнадцатую пурасчарану. Такое же правило применимо и к гаятри-пурасчаране.

Указания относительно гаятри-джапы
1. По окончании пурасчараны сотворите хаван

(священные подношения) и накормите брахманов, садху и бедных, чтобы умилостивить Богиню.
2. Желающие творить пурасчарану могут жить "а молоке и фруктах. Это делает разум саттвическим. Это приносит великие духовные преимущества.

3. Не существует каких-либо ограничений, когда вы
повторяете мантру с нишкама-бхавой (не желая мирских благ) для достижения мокши. Ограничения (видхи) появляются, лишь когда вы хотите получить мирские богатства, когда вы совершаете джапу с сакама-бхавой.

4. Когда гаятри-пурасчарана совершается на берегах Ганга,
под деревом ашваттхой (индийской смоковницей), мантра-сиддхи приходит быстро.

5. Если вы повторяете гаятри 4000 раз ежедневно, вы можете закончить пурасчарану за один год, семь месяцев и двадцать пять дней. Если вы произносите слова медленно, то на повторение 4000 мантр уйдет по крайней мере 10 часов. Так или иначе, ежедневно следует повторять одинаковое количество джап.

6. Когда вы совершаете пурасчарану, следует придерживаться строгой брахмачарьи (полового воздержания). Тогда вы можете легко обрести даршану Гаятри.

7. Очень полезна во время пурасчараны практика акханда моуны (нерушимого молчания). Те, кто не в состоянии практиковать его, могут соблюдать полную моуну по неделе в месяц или по воскресеньям.

8. Осуществляющим пурасчарану не следует вставать, пока они не закончат намеченное количество повторений. Также не следует изменять позу.

9. Счет может вестись с помощью малы, пальцев или часов. Сосчитайте точное количество мантр, которое вы можете произнести за один час. Предположим, вы можете повторить за час гаятри-мантру 400 раз; тогда джапа в течение 10 часов означает 10 х 400 = 4000. При ведении счета с помощью часов вы достигаеге большей концентрации.

Что может рассказать о джапа-медитации Е.С. Шачинандана Свами - организатор ежегодных личных интенсивных джапа-ретритов для всех желающих улучшить свою практику повторения Святых Имен, или джапа-медитацию?..

Я люблю думать о повторении мантры как об упражнении, которое развивает мои отношения с Божественной четой: Шри Шри Радхой и Кришной. Суть воспевания в том, чтобы думать о личности или об отношениях с той личностью, имя которой ты произносишь. Однако, на начальном этапе повторения мантры, когда садхака берёт в руки джапа-малу, он готовится к тому, чтобы хотя бы противостоять своему самому жестокому врагу: беспокойному уму.

Победить ум может только прекраснейший Манохар, Господь Кришна. Но как садхака приобретет Кришну в форме Его Святого имени, если его ум всегда блуждает от образа Кришны к материальному миру? Ведь только чистый ум способен сосредоточиться на лотосных стопах Радхи и Кришны. Беспокойный ум будет перескакивать от Радхи и Кришны к притягательным и непривлекательным вещам повседневной жизни материального мира.

Если преданный хочет контролировать свой ум, то он должен быть как пилот самолета, который заметил, что его самолет отклонился от курса из-за влияния сильного ветра. Фиксируя направление в уме, пилот сможет вернуться к прежнему курсу. Чтобы помочь очистить ум и устремить его на правильный курс, Шрила Санатана Госвами в своём произведении «Хари-Бхакти-Виласа» дает шесть эффективных правил для совершенствования джапы.

Шесть правил эффективной джапа-медитации:

Первое правило – это манах самскаранам, способность контролировать ум. Господь Кришна упоминал об этой практике в «Бхагавад-гите» (6.26):

«Куда бы ни устремлялся ум, изменчивый и беспокойный по природе, йог всегда должен возвращать его под власть своего истинного «Я».

Как это сделать? Самый простой путь - это смотреть на графическое изображение маха-мантры во время её повторения.

Это стандартная йогическая медитация Гауракишоры даса бабаджи, надиктованная в письме к ученику, в котором он советует ему произносить имя и одновременно смотреть на слоги маха-мантры. Такой тип визуальной медитации является йогической практикой, это - мистический процесс. Сложно объяснить его с точки зрения западной психологии, но это невероятно эффективный метод для фиксации ума. После некоторого времени простого повторения и чтения мантры одновременно ум поддастся и успокоится.

Следующий метод улучшения джапа-медитации - это шаучам, внешнее и внутреннее очищение. Чистота ума очень важна для преданного. Следует отметить, что когда преданный читает мантру, все воспоминания усиливаются - начинает всплывать в уме всё, на что он посмотрел, всё, что он читал, и всё тайные взгляды, брошенные на противоположный пол, приобретают какой-то мистический оттенок. Все это похоже на несрежиссированное, любительское домашнее кино в уме. Поэтому, повторять мантру можно легко тогда, когда зеркало ума не покрыто пылью и грязью, - поэтому так важно постоянно заботиться о чистоте ума.
Шачинандана Свами: «Суть воспевания в том, чтобы думать о личности или об отношениях с той личностью, имя которой ты произносишь»

Третье качество - это мауна, молчание. Праджалпа - разговоры не по сути, или разговоры ради самих разговоров, - загрязняет ум. Следует избегать праджалпы в нашем Движении сознания Кришны, поскольку эффект от этого приносит только беспокойства. Санатана Госвами говорит, что из всех оскорблений наихудшее — критика ваишнавов. Следует научиться быть молчаливым, когда дело касается материальных тем, но словоохотливым - когда обсуждаются духовные темы. Надо говорить о Кришне, и, если кто-то хочет насладиться драмой или скандалом, то он может вспомнить о Господе Нитьянанде, например, как Он ударил Своего дорогого преданного в грудь. Когда мы говорим о духовных вещах, ум очищается.

Следующее качество эффективной джапа-медитации - мантрартха-чинтана: размышление о значении мантры. Рекомендуется проговаривать мантру осмысленно, потому что только так можно оторвать праздный от повседневных материальных забот и дел. Поэтому необходимо медитировать с особым настроением: «О Радха, о Кришна! Пожалуйста, займите меня в служении вам».

Начальное служение может относиться к миссии проповеди. Более продвинутое служение называется бхава-сева, где в настроении любви приближается к Радхе и Кришне в соответствии с правилами, описанными в «Прартханс» Нароттамы даса Тхакура, путеводителе для ваишнавов.

«Когда я повторяю мантру, я украшаю тело Господа цветами - мне нравится выполнять это служение во время воспевания». Откровение одного из старших преданных

Смысл этого процесса в том, чтобы созерцать смысл мантры. Преданный должен самостоятельно познакомиться со значением мантры.

Шачинандана Свами: «Стремиться поскорее завершить свои круги - это не настроение бхакти. »

Например, у нас есть объяснение маха-мантры Гопалы Гуру Госвами:
первое слово «Харе», по его словам, означает: «Хари завладевает моим умом и избавляет меня от рабства материального мира;

«Кришна» означает: «О Кришна, привлеки мой ум»;

Следующее «Харе» означает: «О Хари, погрузи мой ум в блаженство Твоего имени, образа и игр»;
Четвертое имя, «Кришна» означает: «О Кришна, позволь мне находиться в обществе Твоих преданных — это очистит мой ум и даст знание о преданном служении Тебе».

Следующее слово «Кришна» означает: «О Кришна, даруй мне твердую веру в Твое имя, образ, качества и игры».

Последующее - «Кришна»: «О Кришна, даруй мне вкус к Твоему имени, образу, качествам и играм».

Потом, «Харе»: «О Хари, благослови меня, чтобы я смог служить Тебе достойно».

Затем снова - «Харе»: «О Хари. Радха, дай мне то служение, которое Ты считаешь, я способен исполнять для Тебя».

Авьягратва или терпение - это еще одно качество, необходимое для джапа-медитации. Его очень важно развивать, но не форсируйте практику. Стремиться поскорее завершить свои круги - это не настроение бхакти. Приходилось ли вам когда-нибудь чувствовать, что ваш собеседник хочет поскорее уйти от вас? Тогда вы и сами захотели бы уйти: «Если наша встреча нисколько не важна для вас. тогда я сам завершу её - нет смысла продолжать. У меня больше нет интереса к ней».

«Приходилось ли вам когда-нибудь чувствовать, что ваш собеседник хочет поскорее уйти от вас?.. Не торопитесь во время повторения маха-мантры». Шачинандана Свами

Не торопитесь во время повторения мантры, поскольку Кришна может сбежать от вашей практики джапы, когда Он увидит, что вы просто хотите «завершить её». Он может сказать: «Я уйду до того, как ты окончательно оставишь Меня». И тогда вы останетесь наедине со своими скучными кругами.

Последнее качество - это анирееда, непреклонность, то есть упорство. Слово «нирведа» означает «равнодушие», «безразличие», или даже «депрессию», частичка «А» перед этим слово означает «не». Другими словами, если повторение мантры не приносит мгновенных результатов, то вы не должны терять надежды.
Все эти шесть качеств направлены на то, чтобы утвердить человека в том, что повторение мантры - это жизненная миссия. Воспевание начинается не тогда, когда преданный садится повторять джапу, а когда преданный хочет повторять святое имя должным образом. А для этого он должен подготовить себя к такой жизни, развивая необходимые для этого качества.

Джапа-медитация или просто джапа – это то, чем является повторение святых имен с применением четок.

Такие постоянные повторения слов как Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе незамедлительно пробуждают в сердцах людей экстатические любовные чувства любви к Господу Кришне.

На это указывается в “Чайтанья Чаритамрита” и говорится, что постоянные повторения святых имен считаются самыми важными деяниями для настоящего преданного из всех его служений.

Следует неизменно припоминать, что имя «Кришны» нераздельно от Самого Кришны. Никому из людей не дано, по достоинству вымерить всю полноту величия Господа, хоть как-то отобразить Его красоту и славу, знания и богатства.

Его неисчислимыми трансцендентальными свойствами и качествами восхищаются все. При всем при том, только благодаря его величайшей милостливости Он Сам является взору перед своими искренними преданными во всем Своем непревзойденном убранстве великолепия, представленным формой Его божественного имени.

Шрила Прабхупада — прославляющий Господа Кришну в мантрах

Основатель, ачарья, гуру, человек, основавший «Общество сознания Кришны», распространявший по всей планете индуистское движение, прославлявший Кришну — Шрила Прабхупада — стал одним из самых известных миру кришнаитов, читающего джапо медитацию.

Мантра для повторения

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Перевод маха-мантры

  • Харе – имеет отношение к потенциалу наслаждения.
  • Кришна – значит всепревлекающий, ведь Он приходится источником извечного наслаждения.
  • Рама – значит всерадующий.

И все переводится как: О всепривлекающий и всерадующий Бог, о внутренняя энергия наслаждения Бога, захвати меня преданным служением к Тебе.

Прорицание о маха-мантре

Древние веды обладают многочисленными предсказаниями. Одно, из которых гласит, что явятся какие-то люди с прямыми тилаками на головах и будут плясать с высоко поднятыми руками.

Люди будут воспевать маха мантру, что поможет уничтожить воздействие Кали-Юги, а все население планеты просветлеет и получит полное освобождение. Данные времена предрекают и множество других источников, даже такие как Библия, заявляя, что настанет царство божие. По другим источникам это же будет именоваться Золотым веком.

Маха мантра — это звуковое представительство Верховного Бога. Говоря иными словами – это звуковое воплощение самого Бога. Звучание маха-мантры — это звучание трансцендентного или духовного мира. Оно прямо действует на сердечный эфир, исключая причины человеческих страданий, обессиливает потенциал и ложность эго.

Что следует знать о джапа медитациях для начинающих

Процесс повторения святого имени Кришны и является медитацией на Верховного Бога. Маха мантра очищает и сердца и умы людей и пробуждает в них давно спящие любовные чувства к Божеству.

По аналогии с нектаром, джапа медитация воскрешает тягу к поистине прекрасному, которое возможно только лишь при ведении духовного образа жизни, и порождает в истинном преданном восхитительные трансцендентные чувства.

Медитацией называется полнейшая концентрация чувств и ума на правильных произношениях. Джапа-изречения должны быть максимально внятными и энергичными, доставляющими наслаждение и для языка и для ушей.

Качественность от таких повторений в большинстве своем зависима от уровня, как сосредоточенности, так и внимания на акустических колебаниях. Собственно поэтому неплохо проводить их в утреннее время, именно тогда, когда естественно преобладают благостные качества.

Изречения святых имен можно практиковать почти везде и в любые часы:

  • в ашрамах,
  • на природе,
  • в прекрасно вентилируемых помещениях,
  • в квартирах,
  • по месту работы,
  • в общественном транспорте,
  • в метрополитене,
  • либо даже за рулем своей автомашины.

Таким образом создаются максимально благоприятные обстоятельства. Однако для изречения маха мантры Харе Кришна определены некоторые правила.

Запрещения при изречении джапы

  • Запрещается изрекать мантры, перебирая четками в левой (нечистой) руке.
  • Запрещается притрагиваться четками к левой руке.
  • Запрещается изрекать мантры с перебиранием четок в правой руке, если таковая была каким-то образом оскверненной.
  • Запрещается прикасаться к четкам указательными пальцами.
  • Запрещается прикасаться четками к полу или другим нечистым местам.
  • Запрещается при изречении мантры сотрясать и махать мешочком.
  • Запрещается изрекать мантры с прикрытыми головами.
  • Запрещается изрекать мантры лежачем положении, зевая, беседуя с кем-нибудь, прохаживаясь.
  • Запрещается изрекать мантры голышом.

Тайны и препятствия в джапа медитации

Медитирующие должны сохранять в тайне следующее:

  • Божества, перед которыми они благоговеют.
  • Имена своих духовных учителей.
  • Мантры, данные духовными учителями.
  • Свои личные четки.

Препятствие для медитации

  • Невежество.
  • Рассеянность.
  • Нечистота.

Все эти препятствия устраняются джапа-практикой при постоянном осознавании смысла мантр. Не желательно в процессе джапы перенапрягаться и чересчур концентрироваться.

Лишь только при постоянной, расслабленной и искренней медитации можно даровать уму осознание и отвлекать его от внешних устремлений.

Четки носят название «джапа». Именно они и дали имя самой медитации.

Джапа имеет крупную бусину и является стартовой в чтении мантры, но которая в чтении не участвует. Эту центральную точку отсчета называют «бусиной Кришны». Читая мантру, джапа держат в правой руке между большим и средним пальцами правой руки.

Мантры могут изрекаться с четками из бусинок самых разнообразных материалов для достижения разных намерений. А именно:

  • Бусинки из рудракши, чтобы исполнились все желания.
  • Бусинки из семян лотоса, чтобы победить над всеми врагами.
  • Бусинки из золота, чтобы получать любые материальные блаженства.
  • Бусинки из хрусталя, чтобы привлечь удачу.
  • Бусинки из туласи, чтобы исполнились только лишь приносящие благо желания.

Правила обращения с четками

Медитирующий джапа не должен демонстрировать свои четки, ведь они являются чем-то сокровенным, между ним и Божеством.

  • Если джапа не изрекается, четки должны убираться в чистые потаенные места. Перед тем как спрятать четки не забываем поклониться им.
  • Хранят четки в специальных мешочках, которые именуются гомукхами.

Трактование положения пальцев при выполнении джапа медитации

В процессе изречения мантр с применением средних и больших пальцев звучание произнесенных святых имен пробиваются в людские сердца и в их сознание. Положение пальцев имеет особое значение для медитирующих.

  • Положение большого пальца означает Бхагавана Кришну.
  • Положение среднего пальца означает дживу или людские сердца и разум.
  • Положение указательного пальца означает ложность эго (аханкару).

Символизм положения пальцев правой руки с другими

Мантры могут изрекаться и с применением иных пальцев для приобретения такой же результативности:

  • Положение большого пальца с указательным чтобы совершить месть (гуну невежества).
  • Положение большого пальца с безымянным чтобы устранить неприятности
  • Положение большого пальца с мизинцем чтобы исполнились все желания.

С тем чтобы медитирующие смогли получать блага от многочисленных повторений мантры, им рекомендуется следующее:

  • Сосредотачивать свои умы.
  • Не общаться с посторонними.
  • Размышлять о смысле мантры.
  • Как минимум помнить о том, кто зовется Харой, Кришной и Рамой.
  • Проделывать все эти действия с трепетом, привязанностью и терпением.

Только соблюдая чистоту мысли и трепетное отношение медитирующий сможет получить все сокровища мантры.

Как итог всего вышесказанного можно дать общие, но не менее важные рекомендации для проведения джапа медитации.

  • Изречения джапы совершаются в помещениях, где нет отвлекающих внимание объектов, не относящихся к Кришне.
  • При медитации надо постараться сидеть или двигаться с прямой спиной.
  • Проводить джапу надо в провентилированных помещениях.
  • В помещении обязательно устанавливается образ Кришны и (или) духовного учителя.
  • Проводится джапа медитация рядом с иными преданными (при общем, не очень громком фоне и при возможности разборчивого прослушивания своих мантр).
  • Проводится джапа пред Туласи-махарани.
  • Проводится джапа в укромном месте при выезде на природу.

У занимающихся джапа медитацией должно возникнуть отчетливое осознание того, что в этом мире все связано. Пребывая в гуне страсти, они делят мир, дробят его и наслаждаются разделенным. В гуне благости они осознают единство природы, связи всего сущего, и того, как разные объекты и субъекты мира сего повязаны между собой.