Между другом и врагом. Беседа с игуменом Нектарием (Морозовым) об ангелах и демонах. Откуда появились бесы и как научиться не бояться их. Где изгоняют бесов из человека в России и Украине

Изгнание бесов - довольно популярная тема. Люди, подозревающие не только одержимость, но и порчу, сглаз или страдающие от тяжелого физического недуга, стремятся попасть на отчитку - особый церковный чин для изгнания бесов. Правильно ли это и что представляет собой экзорцизм в православной традиции - читайте в статье.

В статье:

Изгнание бесов - история обряда экзорцизма

Изгнание бесов или экзорцизм - немаловажная часть богословской науки. В наше время можно отучиться в католическом университете и получить диплом экзорциста. Обряд изгнания бесов из человека очень древний, отсылает интересующегося проблемой к истокам возникновения христианства.

Первым экзорцистом, как указано в Библии, был Иисус Христос . Самое известное библейское сказание из тех, которые касаются темы обряда , гласит, как Иисус Христос выгнал бесов из человека и вселил их в тела свиней. Одержимые животные бросились в пропасть, что подчеркивает опасность состояния.

Изначально даром изгонять бесов обладал только Иисус Христос. Затем навыки получили апостолы (после того как на учеников Сына Господнего сошел Святой Дух). Последователи апостолов - священнослужители, получившие дар. Во все времена людей, способных изгнать Дьявола, было крайне мало.

Отчитки от бесов были популярны в Средневековье. Известно несколько реальных случаев экзорцизма в прошлом веке, большинство с трагическим финалом - смертью священника или одержимого. На Руси первым письменным источником экзорцизма стали датированные XIV веком наставления об изгнании Дьявола авторства Киевского митрополита Петра Могилы. С течением столетий востребованность экзорцистов не уменьшилась, а проблема вселения нечистой силы в людей существует.

Где изгоняют бесов из человека в России и Украине

Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад.

Благословение на проведение отчиток имеют священнослужители из древних монастырей. В России есть одно святое место, где проводятся отчитки - Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад . Ранее изгнание бесов проводилось в Оптиной пустыне , но недавно монахи получили запрет на отчитку. На Украине таких монастырей больше: Почаевская лавра, Киево-Печерская лавра и другие.

Отец Герман из Троице-Сергиевой лавры - самый известный экзорцист в России. На данный момент только у него есть разрешение на проведение ритуала изгнания бесов. Отчитки у отца Германа - массовые, из-за чего подвержены жесткой критике со стороны других священников.

Известны случаи исцеления во время службы отца Германа, но скептики утверждают, что роль одержимых сыграли нанятые актеры. Мнение подтверждается тем, что часто требуется несколько , если бес достаточно силен, а на отчитках священнослужителя излечиваются за один раз даже прикованные к кровати одержимые.

Киево-Печерская лавра.

На Украине самым известным экзорцистом был отец Василий Вороновский из церкви Святого Михаила во Львове . К сожалению, служитель умер несколько лет назад. Сейчас сеансы экзорцизма проводятся во многих церквях Украины, в том числе в Киево-Печерской лавре и в соборе Святого Юра во Львове . Большой популярностью пользуется монастырь в селе Колодиевка Тернопольской области . Сельские экзорцисты работают бесплатно, считая изгнание своим долгом, но на вопросы о ритуалах не отвечают из-за запрета.

К отцу-настоятелю Варлааму из церкви Благовещенья Пресвятой Богородицы под Киевом приезжают не только со всех уголков страны, но и из-за границы. Священнослужитель проводит индивидуальные и групповые сеансы на протяжении тридцати лет.

Отец Варлаам утверждает, что отличает одержимость от физических и психических заболеваний. Служитель церкви согласен, что отчитка нужна только одержимым Дьяволом, а не страдающим от порч, проклятий и физических болезней. По словам украинского экзорциста, одержимы бывают даже младенцы, которые расплачиваются за грехи родителей.

Как происходит изгнание бесов из человека в церкви

Обряд экзорцизма или изгнание бесов проводится по образцу обряда, проводимого Иисусом Христом. Ритуал описан в религиозной литературе довольно подробно и никогда не менялся, как и тексты, читающиеся множество столетий назад для изгнания нечистого.

Иисус Христос был не только первым экзорцистом, но и создателем единственно верного обряда изгнания бесов в православии и католицизме.

Обряд изгнания бесов в православии называется отчиткой. В процессе обряда происходит осенение человека или группы людей крестным знамением с помощью распятия, прикладывание его к телу, окуривание ладаном, кропление святой водой, чтение специальной молитвы. Экзорцист - особый чин, на проведение которого священник должен получать разрешение, что удается крайне редко.

Молитва, с целью отчитки от бесов, - самая длинная в каноне православной церкви. Прочтение текста обычно занимает около двадцати минут. Слова не менялись на протяжении нескольких веков.

Невозможно прийти в церковь и сразу отправиться на сеанс изгнания бесов. Священник, согласный взяться за сложное и опасное дело, должен получить разрешение от епископа на проведение чина. Если согласия нет, можно только прочесть молитву за здравие больного человека. В некоторых случаях это помогает.

Священник должен убедиться, что дело в происках Сатаны, а не в психическом заболевании. Некоторые духовники умеют чувствовать присутствие нечисти, другие делают тесты с помощью святой воды и распятия, которых боятся демоны. Этот страх и отвращение заметны окружающим всегда. Индивидуальная беседа священника с подозреваемым в одержимости - обязательная часть выявления нечисти.

Если духовное лицо распознало присутствие беса, а разрешение на отчитку получено, из числа близких родственников выбираются свидетели, при которых проводится древний обряд. Перед началом ритуала наблюдатели исповедуются и получают благословение на присутствие при сеансе экзорцизма. Есть строгие правила для отбора очевидцев: люди не должны стать оружием в руках демона, не допускают к страшному зрелищу и слабонервных. Свидетели наблюдают за обрядом и непрерывно читают молитвы.

После изгнания беса (может потребоваться не один сеанс) следует держать пост, молиться как больному, так и его родственникам, заказывать сорокоусты и молебны. Если человек, из которого изгнали демона, не изменит образ жизни в соответствии с христианской моралью, бес может вернуться.

Изгнание бесов из человека - двоякое мнение священников

Мнение представителей духовенства по поводу церковных отчиток разделилось. Одни священнослужители убеждены, что делают полезное дело, изгоняя нечистую силу из людей во время богослужений. Духовники видят в своих действиях пользу, ведь практически на каждом сеансе находятся одержимые, выдающие себя громкими криками, конвульсиями и прочими признаками одержимости бесом.

Большинство священнослужителей считает, что значение экзорцизма преувеличено. Служители церкви убеждены, что отчитки - дань оккультной моде на боязнь порчи и сглаза. На сеансах, по их словам, редко присутствуют настоящие одержимые. Ходят слухи, что бесноватые в церквях - нанятые актеры, но очевидцы их появления на публике это отрицают.

Проведение массовых отчиток - грубое нарушение церковного чина. Экзорцизм проводится только для одного человека священником с разрешением. Присутствие на сеансе в качестве свидетеля требует благословения духовного лица: нельзя зайти в храм и увидеть . Не каждый может быть наблюдателем экзорцизма - требуется крепкая нервная система, хорошее физическое и психическое здоровье, отсутствие тяжких грехов и принадлежность к близким родственникам бесноватого.

Массовые отчитки, по мнению противников среди представителей духовенства, вредны. Каждый человек в какой-то степени одержим бесами, но отчитка нужна только людям, физическим телом которых завладела нечистая сила (на крайней стадии одержимости). Многие пытаются вылечиться от болезней, сглаза и порчи с помощью церковного чина, что неправильно. На сеансах можно не только не избавиться от собственного негатива, но и «подцепить» чужой.

В православии обряд изгнания бесов называется отчиткой. Этот ритуал представляет собой чтение специальной молитвы, осенение одержимого человека крестным знамением, а также окуривание его ладаном. Молитва, изгоняющая бесов, является самой длинной в каноне Православной Церкви - продолжительность ее около 20 минут. Текст молитвы не менялся на протяжении многих веков.

История экзорцизма

В богословской науке экзорцизмом называют изгнание из человеческого тела злых духов, приспешников Князя тьмы с помощью определенного религиозного ритуала. Обряд этот очень древний и восходит к истокам христианства.

В Евангелии описано, как Иисус Христос, странствуя по Галилее, неоднократно изгонял нечистых духов из страждущих. Одна из самых известных библейских историй, касающихся практики экзорцизма, повествует о том, как Иисус выгнал из некоего человека бесов и вселил их в стадо свиней. Животные, одержимые бесами, бросились в пропасть. «Как твое имя?» - вопрошал Спаситель нечисть перед изгнанием. «Имя мне легион», - отвечали бесы. Таким образом, в Священном Писании впервые говорится о том, что человек может быть одержим многими бесами.

Даром изгнания бесов вначале обладал только Иисус Христос. Впоследствии, после сошествия Святого Духа на апостолов, они также обрели этот дар. Теологи утверждают, что именно через них, основателей Христианской церкви, эта способность перешла к их последователям - священникам.

Количество людей, действительно умеющих изгонять бесов, было, по-видимому невелико во все времена. Однако в Средние века среди служителей Церкви появилось огромное число священников, уверенных, что им это по силам, хотя на самом деле они ничем не могли помочь одержимым. Естественно, деятельность их не могла принести ничего, кроме вреда, а «успехи» на этом поприще инквизиции привели к тому, что современная Католическая Церковь официально к экзорцизму больше не прибегает.

Отчитка - дело специалиста

На Руси самым древним письменным источником об экзорцизме являются наставления по изгнанию бесов, изложенные в требнике Киевского митрополита Петра Могилы, который датируется XIV веком. Православная церковь не только не отрицает изгнание бесов, но и активно практикует его. Правда, священников, умеющих отчитывать, можно пересчитать по пальцам.

Необходимо обратить особое внимание на то, что отчитывать, то есть изгонять бесов, имеет право только священник, получивший специальное благословение епископа. Остальные же батюшки, если захотят помочь человеку освободиться от бесовской силы, чита обычную молитву за здравие. В некоторых случаях она тоже помогает.

Признаки одержимости

Прежде чем вести кого-то из близких или знакомых на отчитку люди советуются со священником из своего прихода и получают его благословение. Кроме того, необходимо убедиться, действительно ли человек одержим, с первых веков христианства известно много признаков одержимости. Вот некоторые из них.

Одержимый бесом боится церкви, на службах чувствует себя плохо и нередко теряет сознание. Окропление святой водой, прикосновение креста может вызывать у него физические страдания. То же самое происходит, когда он вдыхает ладан.

Одержимый бесами физически не сможет принять ни одного из христианских таинств. Звуки церковного колокола вызывают у него головную боль. Однако одержимость может выражаться и не так явно. Известны случаи, когда она проявлялась в систематических болях во всем теле, потере сознания и плохом самочувствии и за пределами церкви.

Прежде спокойный человекможет сделаться необыкновенно вспыльчивым, раздражительным и даже агрессивным, если в него вселяются бесы. Об одержимости можно говорить и в том случае, если ранее равнодушный к алкоголю и наркотикам человек вдруг пускается во все тяжкие и не может остановиться.

Не путать с психопатией?

Нередки случаи, когда одержимость путают с психическими заболеваниями. Так, например, симптомы, характерные для одного из видов шизофрении, могут напоминать поведение человека, ставшего жертвой темных сил. Больной полностью уверен, что им овладел бес, и даже во время отчитки может вести себя как одержимый. Об этом феномене человеческой психики знают и священники. Обычно они приходят до начала службы и беседуют со страждущим, над которым предстоит провести обряд. Опытный священник сразу видит, одержим человек или болен психически. Больным людям обряд противопоказан, потому что может усугубить их состояние.

Каким же образом священники отличают психически больного от одержимого? Во-первых, одной из способностей людей, умеющих изгонять бесов, является умение чувствовать присутствие в человеке злых духов. Во-вторых, некоторые священники имеют медицинское образование и знакомы с азами психиатрии. К тому же многие занимаются этим тяжелым делом долгие годы и едва ли не ежедневно, поэтому глаз у их, как говорится, наметан.

В некоторых церквях с желающими попасть на отчитку проводят беседу чтобы выявить, действительно ли эти люди одержимы. Но в последние несколько лет одержимых стало так много, что на индивидуальные беседы у священников просто не хватает времени.

Отчитка в лавре

Сейчас самым известным местом из-ания бесов в России является Свято-оицкая Сергиева лавра, расположенная в городе Сергиев Посад. Это один из главных центров российского православия. Здесь покоятся нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, почитаемого на Руси с особым благоговением. Ежедневно сотни паломников со всей России и из ближнего зарубежья приезжают в лавру чтобы приложиться к мощам святого чудотворца. Кто-то хочет отдать дань уважения, кто-то - попросить крепкого здоровья, а кто-то приходит к святому за советом. Но есть и те, кто приезжает в лавру надеясь избавиться от бесов.

Почти каждый день игумен монашеской братии лавры архимандрит Герман проводит отчитку. Неизменно на эту особую службу собирается несколько сотен страждущих. Обряд проводится в небольшом храме Иоанна Предтечи, который находится на территории храмового комплекса лавры. Церковь эта небольшая, так что людям во время службы порой приходится стоять даже на крыльце.

На отчитку отец Герман нередко опаздывает минут на десять - пятнадцать. Знатоки здешних обычаев говорят, что делает он это специально, чтобы пришедшие набрались мужества и сил: ведь отчитка - нелегкий обряд.

Прежде чем начать отчитку отец Герман каждый раз произносит полуторачасовую проповедь. «Грех - это тоже болезнь, - говорит он. - и чем сильнее мы впадаем в грех, тем слабее становится наш дух, и ворота нашего разума открываются для бесов».

А когда отец Герман приступает к отчитке, начинается страшное. Гнетущая тишина сменяется какофонией звуков, многие из которых не имеют ничего общего с человеческими голосами. Некоторые люди визжат, другие надрывно кричат, дети порой начинают говорить низкими мужскими голосами. Случается, люди лают, хрюкают извиваются, катаются по полу.

Однажды в лавру привезли человека, одержимого бесом, который был настолько буйным, что его пришлось приковать цепями к кровати и прямо на ней заносить в храм. После отчитки этот человек спокойно поднялся и самостоятельно отправился домой.

Изгнание бесов - обряд, требующий огромных физических и душевных сил. После отчитки отец Герман выглядит так, словно целый день таскал в гору тяжелые камни. Зато бывшие одержимые, избавившись от мучивших их бесов, чувствуют величайшее облегчение.

Изгнание бесов стало достаточно пользующейся популярностью темой. Люди, которые подозревают не только лишь одержимость, да и порчу, сглаз либо мучаются от томного физического недуга, стремятся попасть на отчитку - особенный церковный чин для изгнания бесов. Узнайте, верно ли это и что представляет собой экзорцизм в православной традиции.

Изгнание бесов - история ритуала экзорцизма

Изгнание бесов, либо экзорцизм - немаловажная часть богословской науки. Любопытно, что и в наше время можно отучиться в католическом институте и получить диплом экзорциста. Ритуал изгнания бесов из человека очень старый, он отсылает интересующегося этой неувязкой к истокам появления христианства.

Первым экзорцистом, как обозначено в Библии - главном источнике инфы на данную тему, был сам Иисус Христос . Самое известное библейское сказание посреди тех, которые касаются темы ритуала изгнания бесов. говорит о том, как Иисус Христос изгнал бесов из некоторого человека и вселил их в тела свиней. Одержимые свиньи кинулись в пропасть, что в очередной раз подчеркивает опасность одержимости.

Вначале даром изгонять бесов обладал только Иисус Христос. Потом его получили апостолы - после того, как на их сошел Святой Дух. Считается, что последователями апостолов являются священнослужители, которые получили таковой же дар. Но во все времена людей, которые были способны прогнать беса, было очень не много.

Отчитки от бесов были популярны в средневековье. Не считая этого, понятно несколько реальных случаев экзорцизма в прошедшем веке, большая часть которых имеют катастрофический конец - погибель священника либо одержимого. На Руси первым письменным источником стали датированные 14 веком наставления об изгнании бес, создателем которых стал Киевский митрополит Петр Могила. С течением веков востребованность экзорцистов не уменьшилась, а неувязка вселения нечистой силы в людей все еще существует.

Где изгоняют бесов из человека в Рф и Украине

Троицко-Сергиева лавра в городке Сергиев Посад

Обычно, благословение на проведение отчиток имеют священнослужители из старых монастырей. В Рф есть только одно святое место, где проводятся отчитки - Троицко-Сергиева лавра в городке Сергиев Посад . Ранее изгнание бесов проводилось в Оптинской пустыне . но не так давно монахи получили запрет на отчитку. В Украине таких монастырей больше - это Почаевская лавра, Киево-Печерская лавра и некие другие.

Отец Герман из Троицко-Сергиевой лавры является самым известным экзорцистом Рф. Сейчас он единственный имеющий разрешение на проведение отчиток. Отчитки у отца Германа - массовые, из-за чего они подвержены жесткой критике со стороны других священников, о чем незначительно ниже. Известны случаи исцеления во время службы отца Германа, но критики говорят, что роль одержимых сыграли нанятые актеры. Это подтверждается тем, что нередко требуется несколько сеансов экзорцизма. если бес довольно силен. А на отчитках отца Германа излечиваются за раз даже принесенные прикованными к кровати одержимые.

В Украине самым известным экзорцистом был отец Василий Вороновский из церкви Святого Миши во Львове . К огорчению, он погиб пару лет вспять. На данный момент сеансы экзорцизма проводяся в почти всех церквях Украины, в том числе в Киево-Печерской лавре и Соборе Святого Юра во Львове . Понятно, что пользуется большой популярностью монастырь в селе Колодиевка Тернопольской области . Сельские экзорцисты работают безвозмездно, считая это своим долгом, но на вопросы о обрядах не отвечают ни они, ни бывшие одержимые - это под запретом.

К отцу-настоятелю Варлааму из церкви Благовещенья Пресвятой Богородицы под Киевом приезжают не только лишь со всей страны, да и из-за границы. Он проводит сеансы как личные, так и групповые в протяжении 30 лет. Отец Варлаам утверждает, что различает одержимость от физических и психологических болезней. Он согласен с тем, что вычитка нужна только одержимым сатаной, а не страдающим от порч, проклятий и физических недугов. По словам экзорциста из Украины, одержимыми бывают даже малыши, которые расплачиваются за грехи родителей.

Как происходит изгнание бесов из человека в церкви

Ритуал экзорцизма, либо изгнание бесов до настоящего времени проводится по эталону ритуала, проводимого Иисусом Христом. Он описан в религиозной литературе достаточно тщательно. Обряд никогда не изменялся, как и тексты, которые читались огромное количество веков вспять для изгнания нечистого. Иисус Христос был не только лишь первым экзорцистом, да и создателем единственно верного ритуала изгнания бесов в православии и католицизме.

Ритуал изгнания бесов в православии именуется отчиткой. В процессе ритуала происходит осенение человека либо группы людей крестным знамением при помощи распятия, прикладывание его к телу, окуривание ладаном, кропление святой водой, также чтение специальной молитвы. Экзорцизм - особенный чин, на проведение которого священник должен получать разрешение, что удается очень изредка.

Молитва, цель которой - отчитка от бесов, является самой длинноватой в каноне православной церкви. Ее чтение обычно занимает около 20 минут. Текст не изменялся в протяжении нескольких веков. На современных отчитках от бесов читаются те же молитвы, что и в древности.

Нереально придти в церковь и сразу отправиться на сеанс изгнания бесов. Священник, который согласен взяться за такое сложное и опасное дело, должен получить разрешение от епископа на проведение чина. Если же такового разрешения нет, он может прочитать только молитву за здравие хворого человека. В неких случаях она помогает.

Не считая этого, священник должен убедиться, что дело вправду в кознях Сатаны, а не психологическом заболевании. Некие исповедники могут ощущать присутствие нечисти, а некие проводят простые испытания при помощи святой воды и распятия, которых страшатся бесы. Их ужас и омерзение приметны окружающим всегда. Персональная беседа подозреваемого в одержимости со священником - неотклонимая часть выявления нечисти.

Если духовное лицо распознало присутствие нечисти, и разрешение на отчитку им получено, то из числа близких родственников выбираются очевидцы, при которых проводится старый ритуал. Перед его началом очевидцы исповедуются и получают благословение на присутствие при сеансе экзорцизма. Есть строгие правила для отбора очевидцев - они не должны стать орудием в руках беса, слабонервных тоже не допускают к ужасному зрелищу. Очевидцы наблюдают за ритуалом и безпрерывно читают молитвы.

После изгнания беса, зачем может потребоваться и не один сеанс, следует держать пост, молиться как самому нездоровому, так и его родственникам, заказывать сорокоусты и молебны. Если человек, из которого изгнали беса, не изменит собственный стиль жизни в согласовании с христианской моралью, бес может возвратиться.

Изгнание бесов из человека - двойственное мировоззрение священников

Мировоззрение представителей духовенства по поводу церковных отчиток разделились на два лагеря. Одни убеждены, что делают полезное дело, выгоняя нечистую силу из людей во время богослужений. Они лицезреют в собственных действиях только пользу, ведь фактически на каждом сеансе находятся одержимые, выдающие свое присутствие звучными кликами, конвульсиями и иными признаками одержания бесом.

Но многие священнослужители считают, что значение экзорцизма очень гиперболизировано. Они убеждены, что отчитки - это дань оккультной моде на боязнь порчи и сглаза. На сеансах, по их словам, изредка находятся те, для кого они должны проводиться - истинные одержимые. Нередко прогуливаются слухи о том, что бесноватые в церквях - это нанятые актеры, но свидетели их возникновения публично опровергают это.

Понятно к тому же то, что проведение массовых отчиток является грубым нарушением церковного чина. Экзорцизм проводится только для 1-го человека священником, который имеет на это разрешение. Для присутствия на таком сеансе в качестве очевидца требуется благословение духовного лица - нельзя просто зайти в храм и узреть процесс изгнания беса. Далековато не каждый может быть очевидцем экзорцизма - для этого требуется крепкая нервная система, не плохое физическое и психическое здоровье, отсутствие тяжких грехов и, в конце концов, принадлежность к близким родственникам бесноватого.

Массовые же отчитки, по воззрению их врагов посреди представителей духовенства, быстрее вредоносны, чем полезны. Каждый человек в некий степени одержим бесами, но отчитка нужна только тем, чьим физическим телом овладела нечистая сила, что является последней стадией одержимости. Многие же пробуют излечиться от заболеваний, сглаза и порчи при помощи этого церковного чина, что в корне некорректно. Более того, на таких сеансах полностью реально не только лишь не избавиться от собственного негатива, да и «подцепить» чужой.

Если же идет речь о присутствии реальных одержимых, никто не знает, в кого может вселиться бес, изгнанный из 1-го из их. Потому и отбор очевидцев и ассистентов священника так строг - находящиеся в одном помещении с нечистью не должны стать ее орудием.

В целом существует несколько церквей на местности Рф и Украины, где проводятся сеансы изгнания бесов из людей. Но большая часть священников уверено, что такие ритуалы нужны только людям, которые мучаются от одержимости, а не негативных волшебных программ и физических болезней. Не считая этого, есть каноны, по которым должен проводиться этот церковный обряд.

Сегодня люди очень плохо представляют себе, кто же такие – бесы. Откуда они взялись, какими качествами обладают? Для людей, не склонных к чтению религиозной литературы, едва ли не единственным источником знаний о бесах становится литература художественная. И тут с некоторым недоумением приходится признать, что даже в произведениях классиков описание нечистых духов весьма противоречиво, неоднозначно и, скорее, сбивает читателя с толку, чем помогает разобраться в сути дела.

Писателями создана целая галерея различных образов, которые весьма непохожи друг на друга. С одного фланга в этом ряду стоят фольклорные изображения беса в произведениях Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина. В этой версии бес представлен как достаточно нелепое и бестолковое существо с противной наружностью и настолько низким интеллектом, что даже простой деревенский кузнец легко подчиняет его себе, используя в качестве транспортного средства. Или же, вооружившись куском веревки и парой незатейливых мошеннических трюков, злого духа запросто обводит вокруг пальца известный пушкинский персонаж с красноречивым именем Балда.

На противоположном фланге галереи литературных бесов – булгаковский Воланд. Это уже едва ли не всемогущий вершитель человеческих судеб, средоточие интеллекта, благородства, справедливости и прочих положительных качеств. Человеку бороться с ним бессмысленно, поскольку, по Булгакову, он практически непобедим, ему можно только с благоговением подчиниться – как Мастер и Маргарита, или погибнуть – как Берлиоз, ну а в лучшем случае – повредиться рассудком, как поэт Иван Бездомный.

Две эти крайности в литературном изображении бесов, естественно, формируют у читателей такие же крайности и в отношении к изображаемому. От полного пренебрежения пушкинскими бесенятами-недотепами как безусловно сказочными персонажами до полной уверенности в реальном существовании Воланда-сатаны, суеверного ужаса перед его могуществом, а иногда и прямого поклонения духам тьмы.

Ничего удивительного тут нет, сила художественного произведения в том и заключается, что литературный герой начинает восприниматься нами как настоящий. В Лондоне, например, существует вполне реальный музей, посвященный вымышленному сыщику Шерлоку Холмсу, а в Советском Союзе настоящие городские улицы называли именем пламенного революционера Павки Корчагина, невзирая на его стопроцентно литературное происхождение.

Но в случае с художественным образом бесов мы имеем совершенно иную ситуацию. Дело в том, что даже в пространстве литературного произведения духовный мир существует не в рамках человеческой истории, а как бы параллельно ей – его обитатели не стареют, не умирают и не подвержены влиянию времени, они всегда рядом. И если предположить, что у вымышленных персонажей того же Михаила Булгакова существуют реальные прототипы в духовном мире, то следует признать, что читательский восторг и преклонение перед Воландом явно выходят за рамки литературной проблематики. Здесь возникают уже гораздо более серьезные вопросы – например, в какой степени образ беса, созданный художественным воображением писателя, соответствует духовной реальности? Или – насколько безопасно для человека отношение к бесам, сформированное их литературными образами? Очевидно, что на эти вопросы литературоведение ответить уже не может. И, поскольку в европейскую литературу бес перекочевал из христианской религиозной традиции, разумно было бы выяснить – что же говорит об этом существе христианство?

Вопреки распространенному заблуждению, сатана вовсе не является вечным антиподом Бога, а бесы – антиподами ангелов. И представление о духовном мире как о некоем подобии шахматной доски, где черные фигуры на равных условиях играют против белых, в корне противоречит учению Церкви о падших духах.

В христианской традиции существует понимание четкой границы между Богом-Творцом и Его творением. И в этом смысле абсолютно все обитатели духовного мира в равной степени относятся к категории творений Божиих. Более того, сама природа бесов изначально точно такая же, как и у ангелов, и даже сатана не является каким-то особенным «темным богом», равным по силе Творцу. Это всего лишь ангел, который когда-то был самым прекрасным и сильным творением Бога в созданном мире. Но само имя – Люцифер («светоносный») – не совсем правильно употреблять по отношению к сатане, поскольку это имя принадлежит не ему, а тому самому светлому и доброму ангелу, которым сатана когда-то был.

Церковное предание говорит, что духовный мир ангелов был создан Богом еще до сотворения материального мира. К этому во всех смыслах доисторическому периоду и относится катастрофа, в результате которой треть ангелов, возглавляемые сатаной, отпали от своего Творца: увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю (Откр. 12:4).

Причиной этого отпадения стала неадекватная оценка Люцифером своего совершенства и могущества. Бог поставил его над всеми остальными ангелами, наделив его силой и свойствами, которых не было больше ни у кого; Люцифер оказался самым совершенным существом в сотворенной вселенной. Эти дары соответствовали его высокому призванию – исполнять волю Божию, начальствуя над духовным миром.

Но ангелы не были подобием автоматов, жестко запрограммированных на послушание. Бог создал их с любовью, и исполнение Его воли должно было стать у ангелов ответным проявлением любви к своему Создателю. А любовь возможна лишь как реализация свободы выбора – любить или не любить. И Господь дал ангелам эту возможность выбирать – быть с Богом или быть без Бога…

Невозможно с точностью сказать, как именно произошло их отпадение, но общий смысл его заключался в следующем. Люцифер-Денница посчитал, что полученное могущество делает его равным Богу, и решил оставить своего Создателя. Вместе с ним это роковое для них решение приняли третья часть всех ангелов. Между мятежными и верными духами (которых возглавил архангел Михаил) произошел конфликт, описанный в Священном Писании следующим образом: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр. 12:7-9).

Так прекрасный Денница стал сатаною, а соблазненные им ангелы – бесами. Нетрудно заметить, что здесь нет ни малейших оснований говорить о войне сатаны против Бога. Как может воевать с Богом тот, кто даже от своих собратьев-ангелов потерпел сокрушительное поражение? Потеряв ангельское достоинство и место на Небесах, падшие духи оказались подобны воинам поверженной армии, сорвавшим с себя при отступлении ордена и погоны.

СУМАСШЕДШИЙ ПОЧТАЛЬОН

Само слово «ангел» – греческого происхождения, в переводе на русский язык оно означает буквально «вестник», то есть тот, кто приносит весть от Бога, сообщает Его благую волю остальному творению. Но чью волю может сообщить ангел, который не захотел служить своему Создателю, какую весть может принести такой «вестник» – и можно ли верить этой вести?

Предположим, в небольшом городке один почтальон ужасно обиделся за что-то на своего начальника и перестал приходить на почту за новыми письмами. Но званием почтальона он очень гордился, письма разносить любил и, что самое грустное, ничего, ну просто абсолютно ничего больше не умел делать. И началась у него странная жизнь. Целыми днями неприкаянно слонялся он по городу в своей почтальонской фуражке с опустевшей почтовой сумкой на плече, а вместо писем и телеграмм засовывал людям в почтовые ящики всякую дрянь, подобранную на дороге. Очень скоро он приобрел репутацию городского сумасшедшего. Сумку и фуражку у него отняли милиционеры, а жители начали прогонять его прочь от своих дверей. Тогда он ужасно обиделся и на жителей тоже. Но письма носить ему очень хотелось. И он придумал хитрую каверзу: темной ночью, когда его никто не видел, он потихоньку крался вдоль городских улиц и подкидывал в почтовые ящики письма, написанные… им самим. Он давно работал на почте, поэтому быстро научился подделывать почерк отправителей, их адреса и почтовые штемпели на конвертах. А в письмах писал… Ну что мог писать такой тип? Конечно же, только всякие гадости и вранье, поскольку он очень хотел досадить прогнавшим его жителям.

…Безусловно, эта грустная сказка про сумасшедшего почтальона – всего лишь очень слабая аналогия трагической истории превращения ангелов в бесов. Но для более точного описания глубины нравственного падения и безумия злых духов даже образ серийного маньяка оказался бы слишком светлым, мягким и неубедительным. Сам Господь назвал сатану – убийцей: он (диавол) был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8:44).

К самостоятельному творчеству ангелы не способны, они могут лишь выполнять творческий замысел Бога. Поэтому единственным способом существования для отказавшихся от своего призвания ангелов оказалось стремление к разрушению и уничтожению всего, к чему они могли хотя бы прикоснуться.

Завидуя Богу, но не имея ни малейшей возможности причинить Ему какой-либо вред, бесы всю свою ненависть к Творцу распространили на Его творение. А поскольку венцом материального и духовного мира, самым любимым творением Божиим стал человек, на него и обрушилась вся неудовлетворенная мстительность и злоба падших ангелов-вестников, несущих людям вместо воли Божией – свою, страшную для всего живого волю.

И здесь возникает очень важный вопрос: как же человеку выстраивать отношения со столь грозной силой, стремящейся его погубить?

ШИШ ИЛИ СВЕЧКА?

В сборнике народных русских сказок А. Н. Афанасьева есть любопытный сюжет на религиозную тему:

«Одна баба, ставя по праздникам свечку перед образом Георгия Победоносца, завсегда показывала кукиш змею, изображенному на иконе, и говорила: вот тебе, святой Егорий свечка, а тебе, сатана, – шиш. Этим она так рассердила нечистого, что он не вытерпел; явился к ней во сне и стал стращать: „Ну уж попадись ты только ко мне в ад, натерпишься муки!“ После того баба ставила по свечке и Егорию, и змию. Люди и спрашивают – зачем она это делает? „Да как же, родимые! Ведь не знамо еще куда попадешь: либо в рай, либо в ад!“»

В этой истории, несмотря на весь ее христианский антураж, очень лаконично и убедительно представлен языческий принцип одновременного налаживания отношений и со злыми божествами, и с добрыми. И сам путь к практическому решению проблемы указан здесь довольно ясно: каждому по свечке и – все довольны! Почему же так комично выглядит в этом народном анекдоте предусмотрительность наивной женщины? Да потому, что умилостивить беса может надеяться лишь тот, кто не понимает простой истины: наладить добрые отношения со злыми духами невозможно. Возненавидев все творение без исключений, бесы загнали себя в онтологический тупик, так как сами они тоже – творения Божии. Поэтому ненависть стала для них единственно возможной формой отношений друг к другу, и даже самих себя они могут только ненавидеть. Сам факт собственного бытия является для бесов мучительным.

Такое страшное мироощущение можно сравнить, наверное, лишь с состоянием несчастного животного, умирающего от вирусной инфекции, которую в просторечии не без оснований называют бешенством. Главным симптомом этой страшной болезни являются спазмы пищевода, не пропускающие в организм никакую жидкость. Вода может находиться совсем рядом, но животное умирает от жажды, не имея малейшей возможности ее утолить. Обезумев от этой пытки, больной зверь кидается на всех, кто имел неосторожность к нему приблизиться, ну а если никого рядом нет – уже в полном помрачении кусает сам себя. Но даже такая жуткая картина может дать лишь очень слабое и приблизительное представление о том, что же может испытывать существо, люто ненавидящее весь мир, не исключая себя самого и себе подобных.

А вот теперь – вопрос на засыпку: будет ли здравомыслящий человек пытаться завести дружбу с бешеной собакой? Или, к примеру, смог бы киплинговский Маугли выжить в стае бешеных волков, непрерывно рвущих друг друга? Ответ в обоих случаях очевиден. Но тогда неизмеримо более безнадежным предприятием является попытка умилостивить беса с тем, чтобы обеспечить себе комфортабельное местечко в аду.

Делать реверансы в сторону сил зла – бессмысленное и бесполезное занятие. В Священном Писании ясно сказано, что для сатаны люди представляют интерес исключительно в качестве потенциальной жертвы: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет. 5:8).

И хотя тыкать кукишем в икону Георгия Победоносца, как это делала героиня афанасьевского анекдота, совсем не благочестивое дело, и заниматься этим, конечно, не стоит, но все же тем христианам, которые испытывают суеверный страх перед бесами, не худо было бы вспомнить, что в самом чине Таинства крещения каждый христианин не то что кукиш бесу показывает, но буквально – плюет на него троекратно, отрекаясь от сатаны.

Мало того, впоследствии христианин ежедневно вспоминает об этом отречении в молитве святителя Иоанна Златоуста, читаемой перед выходом из дому: «Отрицаюся тебе, сатано, и гордыни твоей и служения тебе; и сочетаюся Тебе, Христе Боже, во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Но откуда же берется у христиан подобное дерзновение? Ответ прост: плевать на таких опасных и сильных врагов может только тот, кто находится под надежной защитой.

КТО УТОПИЛ СВИНЕЙ?

Люди, впервые знакомящиеся с Евангелием, иногда обращают пристальное внимание на те детали евангельского повествования, которые для воцерковленного человека являются второстепенными и малозначительными. Один такой случай описывает Н. С. Лесков в повести «На краю света», где православный епископ, путешествуя по Сибири, пытается объяснить своему проводнику-якуту суть христианского вероучения:

«Ну а знаешь ли ты, зачем Христос сюда на землю приходил?

Думал он, думал – и ничего не ответил.

Не знаешь? – говорю.

Не знаю.

Я ему все Православие и объяснил, а он не то слушает, не то нет, а сам все на собак погикивает да оростелем машет.

Ну, понял ли, – спрашиваю, – что я тебе говорил?

Как же, бачка, понял: свинью в море топил, слепому на глаза плевал – слепой видел, хлебца-рыбка народца дал.

Засели ему в лоб эти свиньи в море, слепой да рыбка, а дальше никак и не поднимется…»

Парадоксальным образом все те же свиньи, засевшие в лоб лесковскому безграмотному якуту, в наши дни иногда могут привести в смущение уже вполне цивилизованных людей с высшим образованием. Как кроткий и любящий Христос, который «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит», смог безжалостно утопить стадо свиней? Разве любовь Божия не распространяется и на животных тоже?

Вопросы вроде бы формально правильные (хотя возникнуть они могли, наверное, лишь у современного человека, который никак не связывает ветчину на своем столе со свиньей, из которой эту ветчину сделали). Но все же ошибка в подобном рассуждении есть. И дело даже не в том, что упомянутые в Евангелии свиньи рано или поздно все равно попали бы под нож мясника.

При внимательном прочтении этого места в Евангелии становится очевидным простой факт: Христос не топил несчастных животных. В их гибели виноваты… бесы.

Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло (Лк. 8:27–33).

Здесь очень наглядно проявлена разрушительная сила ненависти бесов ко всему живому, заставляющая их действовать даже вопреки собственным интересам. Изгнанные из человека, они просят Христа позволить им войти в свиней, чтобы жить в них и не идти в бездну. Но как только Христос позволяет им это, бесы тут же топят всех свиней в море, снова оставшись без пристанища. Понять такое поведение невозможно, поскольку в ненависти нет ни логики, ни здравого смысла. Прогуливающийся по детскому саду сумасшедший с опасной бритвой в руке будет выглядеть на фоне бесов безобидным и мирным обывателем. И если бы такие жуткие существа могли беспрепятственно орудовать в нашем мире, то ничего живого в нем давно бы уже не осталось. Но в евангельской истории со свиньями Господь ясно показал, что бесы вовсе не свободны в своих действиях. Вот как говорит об этом преподобный Антоний Великий: «Даже над свиньями не имеет власти диавол. Ибо, как написано в Евангелии, демоны просили Господа, говоря: повели нам идти в свиней. Если же не имеют власти над свиньями, тем паче не имеют над человеком, созданным по образу Божию».

Отрекаясь в крещении от сатаны, человек вверяет себя Тому, Кто имеет абсолютную власть над сатаной. Поэтому, даже если бесы нападают на христианина, это не должно его особо пугать. Такое нападение возможно при единственном непременном условии: если его разрешит Господь. Укус змеи смертелен, но искусный врач умеет готовить из змеиного яда лекарство. Так и Господь злую волю бесов может использовать как средство для исцеления человеческой души. По общему мнению отцов, беснование попускается Богом тем людям, для которых этот путь оказывается наилучшим в приобретении смирения и спасения. «В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии…» – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

«Между тем, обременение демоном нисколько не жестоко, потому что демон совершенно не может ввергнуть в геенну, но если мы бодрствуем, то это искушение принесет нам блестящие и славные венцы, когда мы будем с благодарностью переносить такие нападения» (святитель Иоанн Златоуст).

ИСКУШЕНИЕ СВЯТОГО АНТОНИЯ

Бесы действуют лишь там, где им попускает это Господь, обращающий злые замыслы падших духов ко благу людей. Этим отчасти объясняется знаменитый парадокс Мефистофельского самоопределения у Гете: «я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Хотя даже в литературном произведении бес все равно продолжает врать: никакого блага совершить он, конечно же, не в состоянии и, как всегда, приписывает себе чужие заслуги.

А что же может бес на самом деле? В этом вопросе мнение отца христианского монашества Антония Великого можно считать более чем авторитетным, поскольку бесы воевали с ним в пустыне несколько десятилетий. На знаменитом полотне Иеронима Босха «Искушение святого Антония» изображена жуткая картина: стая клыкастых и рогатых чудовищ нападает на одинокого монаха.

Этот сюжет не придуман художником, он взят из реального жития преподобного Антония, и все эти страшные нападения святой пережил на самом деле. Но вот какую неожиданную оценку дает этим ужасам сам Антоний Великий: «Чтобы не бояться нам демонов, надо рассудить и следующее. Если бы было у них могущество, то не приходили бы толпою, не производили бы мечтаний, не принимали бы на себя различных образов, когда строят козни; но достаточно было бы прийти только одному и делать, что может и хочет, тем более, что всякий имеющий власть не привидениями поражает, но немедленно пользуется властью как хочет. Демоны же, не имея никакой силы, как бы забавляются на зрелище, меняя личины и стращая детей множеством привидений и призраков. Посему-то наипаче и должно их презирать, как – бессильных».

Бесы ненавидят Бога. Но чем Бог отвечает на эту ненависть? Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага – ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим».

Несмотря на всю глубину падения бесов, Бог не воюет с ними и всегда готов принять их обратно в ангельский чин. Но чудовищная гордость падших духов не дает им ответить на все проявления Божией любви. Вот как говорит об этом современный подвижник, афонский старец Паисий Святогорец: «Если бы они сказали только одно: „Господи, помилуй“, то Бог что-нибудь придумал бы для их спасения. Если бы они только сказали „согреших“, но ведь они этого не говорят. Сказав „согреших“, диавол снова стал бы ангелом. Любовь Божия беспредельна. Но диавол обладает настырной волей, упрямством, эгоизмом. Он не хочет уступить, не хочет спастись. Это страшно. Ведь когда-то он был ангелом! Помнит ли диавол свое прежнее состояние? он весь – огонь и неистовство… И чем дальше, тем хуже он становится. Он развивается в злобе и зависти. О, если бы человек ощутил состояние, в котором находится диавол! Он плакал бы день и ночь. Даже когда какой-нибудь добрый человек изменяется к худшему, становится преступником, его очень жаль. А что же говорить, если видишь падение ангела!.. падение диавола не может быть уврачевано ничем иным, кроме его собственного смирения. Диавол не исправляется потому, что не хочет этого сам. Знаете, как был бы рад Христос, если бы диавол захотел исправиться!»

К сожалению, для подобной радости диавол не дает никаких поводов. И единственно правильное и безопасное для человека отношение к падшим духам, обезумевшим от злобы и гордости, – не иметь с ними ничего общего, о чем и просят Господа христиане в заключительных словах молитвы «Отче наш»: …не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь».

Александр Ткаченко