Обеспечение надежности радиоэлектронной аппаратуры зенитно-ракетного вооружения при модернизации и капитальном ремонте. Требования техники безопасности

Работа наладчик рэа вакансии наладчик рэа в Москве. Вакансия наладчик рэа от прямого работодателя в Москве объявления о работе наладчик рэа Москва, вакансии кадровых агентств в Москве, ищу работу наладчик рэа через агентства по подбору персонала и от прямых работодателей, вакансии наладчик рэа с опытом работы и без опыта работы. Сайт объявлений о подработке и работе авито Москва работа вакансии наладчик рэа от прямых работодателей.

Работа в Москве наладчик рэа

Сайт работа авито Москва работа свежие вакансии наладчик рэа. На нашем сайте можно найти высокооплачиваемую работу наладчик рэа. Ищите работу наладчик рэа в Москве, просматривайте вакансии на нашем сайте работы - агрегаторе вакансий в Москве.

Авито вакансии Москва

Работа наладчик рэа на сайте в Москве, вакансии наладчик рэа от прямых работодателей Москва. Вакансии в Москве без опыта работы и высокооплачиваемые с опытом работы. Вакансии наладчик рэа для женщин.

Метки

От автора: Вот уж никак не предполагал, что желание писать статьи проявится в этом возрасте… Мне, на момент написания этой статьи, 45 лет, занимаюсь электроникой с 15 лет. Образование высшее профильное: инженер-конструктор-технолог радиоэлектронной аппаратуры (РЭА). Успел поработать в конструкторском отделе при опытном заводе, который выпускал электронику для оборонки (еще до перестройки), в АСУПах крупных предприятий нашего города химиков. Во время перестройки и всеобщего развала, работал техническим специалистом в частном бизнесе. Даже в Госстатистике удалось поработать, хоть и не долго. На данный момент времени имею свой собственный СЦ и занимаюсь системным сопровождением вычислительной техники предприятий малого бизнеса и некоторых бюджетных предприятий нашего города. За время своей трудовой деятельности успел познакомиться с многими предприятиями нашего города, принципами организации и управления техническими службами, ну и самое ценное – с людьми. Примеры, которые рассмотрены в данной статье, взяты, в основном, из собственного опыта и имеют реальное жизненное происхождение. Цель данной работы: сориентировать начинающего свой жизненный путь молодого человека (девушку) и уберечь от «типовых ошибок» в случае выбора данного рода занятий.

«Мастер» - общее понятие

Немного истории. Если вспомнить историю социального уклада и развития общества, то понятие «мастер» появилось в самом начале, когда началось расслоение общества на классы. Класс мастеров и ремесленников всегда был выделен отдельно от остальных слоев общества. Особенностью данного класса, как утверждала школьная всеобщая история, была частная собственность на средства производства (инструмент) и предметы производства (изделия). Отсюда понятно, что это далеко не бедная прослойка общества. За время развития общества, данный класс претерпел серьезные изменения. При построении буржуазного уклада общества, ярко выразились «производственники», а с прохождением научно-технической революции, они прочно заняли лидирующие позиции наряду с «политиками» и «управленцами». Но при этом не нужно забывать, что «производственники», хоть и находятся на вершине общественной пирамиды, но это только часть класса «мастеров». Даже в наше время продолжают существовать организации (артели) и отдельные мастера, которые востребованы обществом, и никакое массовое производство не способно заменить их труд. Именно к такой категории и относится ремонтное дело вообще, и ремонт электроники в частности.
Теперь, когда мы выяснили социальный статус, попробуем разобраться в самом понятии «мастер». Данный вопрос частенько не давал покоя литераторам. Пожалуй, самая удачная попытка описать образ мастера удалась Михаилу Булгакову в романе «Мастер и Маргарита». По сути – это целый внутренний мир со своими законами и принципами построения и развития. Пересказывать роман не стану, отмечу только одну деталь – человеческое общество всегда очень настороженно относится к инакомыслящим, зачастую, считая их «шизиками» и старается себя оградить от этого малоизученного явления, считая его психическим расстройством. Из своего опыта могу утверждать, что «мастер» - это понятие комплексное. Оно не описывается определенным набором качеств и характеристик. Но, не смотря на это, определенные черты мастеру все же присущи:
В первую очередь – это технически грамотный человек. Причем, не только в том направлении, в котором он специализируется, но и во всех смежных направлениях научно-технического развития. Обусловлено это рядом факторов, основными из которых являются видение всей проблемы в комплексе и умение решить такую задачу, которая не под силу обычному техническому специалисту. Способы достижения могут быть самые разнообразные. Самый распространенный – это специализированное образование - самый быстрый способ достижения цели. Конкретных рекомендаций давать не могу. Тут все решается индивидуально. Не менее важно самообразование . Ведь не секрет, что именно в группе мастеров совсем не много людей с высшим профильным образованием, однако, самообразование имеет гораздо большее значение для достижения необходимого уровня. Полученные «в муках» знания являются более ценными и сохраняются на значительно более долгий срок, нежели «прослушанный курс лекций». Опыт работы в выбранном направлении. Ведь статистика и систематизация накопленного опыта дает новое знание и видение поставленной задачи.
Во-вторых – это «фанат своего дела». Именно усердие, упорство, целеустремленность, любовь к своему делу позволяет достичь определенных высот в выбранном направлении. Но тут главное – не перегнуть палку. Все хорошо в меру.
В-третьих – талант. Ну, это уже от бога. Если дано, то весь пройденный путь к достижению успеха будет казаться совсем не таким трудным и тернистым.
В-четвертых – это человек креативно мыслящий. Теперь так модно говорить. Ну а по сути, человек, имеющий нестандартное гибкое мышление. Собственно, именно этот способ мыслить отличает «мастера» от «продвинутого техника» и делает его работу сродни произведению искусства.
Теперь посмотрим, что по этому поводу говорит «всезнающая» Википедия. Самое первое определение:
Мастер - человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.
И еще после этого 22 определения и толкования.
Ну и на последок, хочу добавить несколько собственных замечаний. Они не являются общепризнанными и имеют исключительно статус «личных наблюдений». Но будут весьма полезны при выборе данного вида деятельности.
Почти все мастера, кого я встречал в жизни, имеют одну общую особенность: это далеко не простые люди по жизни. И это я еще очень мягко выразился. Комплексов и заморочек там предостаточно. Тому есть ряд объективных объяснений, которые я приводить не буду, щадя их самолюбие. Но, в большинстве случаев, сотрудники и руководство таких людей терпят как неизбежное зло в обмен на их умения. Руководители СЦ, надеюсь, меня поймут. Второе замечание плавно вытекает из первого – зачастую это «люди с горлом». Не хочу бросать тень на всех мастеров, но пьянство и разного рода нарушения трудовой дисциплины встречаются в этой категории людей значительно чаще.
Однако, есть и положительные наблюдения. Несмотря на вышеописанные недостатки, семейная жизнь у мастеров складывается, как правило, удачно. Еще в молодости они не обделены вниманием противоположного пола. И это несмотря на стойкий имидж «ботаников» и «шизиков». Чего уж говорить, когда мастер достиг определенного совершенства и веса в обществе…
Разговоры в среде мастеров, вопреки бытующему мнению, редко ограничиваются чисто техническими вопросами. Несмотря на безграничную преданность своему делу и большую занятость, как правило, у мастера имеется хобби, да и вообще, ни что человеческое ему не чуждо.

Мастер по ремонту электроники

У Википедии на эту тему есть вполне конкретное определение:
Мастер - квалифицированный рабочий (обычно в организациях бытового обслуживания, например, телемастер)
Вот так просто и без лишних слов. Воображение сразу рисует картинку: эдакий небритый мужик средних лет, выглядящий старше своего возраста, с паяльником в руке и сигаретой в зубах. И в компанию к нему приемщицу – шуструю девицу, по прозвищу Машка-объебашка, которая просто измывается над клиентами. Эти ассоциации из недавнего коммунистического прошлого, вызваны словами «в организациях бытового обслуживания», коими в те времена являлись сервисные центры.
На самом деле, мастера совсем не такие!
Первое мое детское впечатление было сформировано соседом по лестничной площадке. Звали его дядя Сережа и работал он главным специалистом в отделе наладки хроматографов в единственном в СССР предприятии по их производству. В квартире в кладовой у него была оборудована настоящая мастерская. Был даже осциллограф. Естественно, в те годы это не афишировалось, но на мое детское сознание это произвело неизгладимое впечатление. Сергей Федорович Ермаков был настоящим специалистом в своей области и полностью подходил под общее описание мастера, сделанное мной выше. Его уже нет в живых, потому недостатки я перечислять не буду.
В школе, где я учился, как раз в то время начал свою работу радиокружок. Да не простой, а с настоящей радиолюбительской станцией UK3TBT. Ее руководитель Кладов Евгений Фролович, хоть и калымил иногда «левыми» ремонтами, но основное его хобби было проектирование электронных схем и конструирование радиолюбительских станций. В лаборатории (под это было отведено отдельное школьное помещение с выходом на улицу) было все оборудовано по последнему слову тогдашней техники. У нас не было проблем ни с материалами, ни с радиодеталями. Конструкторские способности можно было проявлять в любом направлении радиотехники, да еще под присмотром такого опытного наставника. Ну и конечно, участие в областных смотрах юных техников с занятием призовых мест, всероссийских соревнованиях радиолюбителей… В конечном итоге, это и повлияло на мой жизненный выбор. Помимо руководителя, было еще два помощника. Оба достаточно известные радиолюбители города и страны. Т.к. это дела уже минувших дней, можно выдать некоторые секреты, за которые бы тогда по головке не погладили. Из описания преподавательского состава, нетрудно догадаться, чем занималось руководство в лаборатории во внеурочное время.
В институте, где я учился, один из профилирующих курсов по основам электроники и схемотехники вел Гречихин Анатолий Иванович (UA3TZ) – заслуженный мастер спорта, победитель первенства Европы 1962 г по спортивному ориентированию (охоте на лис). Его фото я случайно нашел в «Хрестоматии радиолюбителя» изданной в 1966г. Вот уж где было воспоминаний, когда я попросил дать автограф в этой книжке. Безусловно, поучиться у такого мастера было чему. Все зачеты, лабораторки, экзамены я сдавал с первого раза и только на «пять». К сожалению, его теперь тоже нет в живых.
Все перечисленные мной люди были и являются настоящими Мастерами своего дела с большой буквы. Хотя, в жизни встречаются и мастера, описанные мной вначале подраздела. И, к сожалению, чаще. Но давайте будем равняться на лучших.
К мастеру по ремонту электроники есть дополнительные требования, накладываемые спецификой работы. Это, в большей степени, касается знаний и умений. Из школьного курса – физика, а точнее, один ее раздел – электродинамика. В основе всей электроники лежат всего 3 закона: закон Ома для участка цепи и два закона Кирхгофа (законов Кирхгофа почему-то нет в школьном учебнике). И человеку, претендующему на звание мастера должно быть стыдно их не знать. Ну и конечно, спецкурсы: схемотехника, основы радиотехники, материалы конструкции и технология деталей РЭА (основы), основы метрологии. Это я перечисляю курсы институтской программы. При работе также необходимы знания английского языка (технического) и правил техники безопасности. Из умений, главное – умение держать паяльник в руках. Остальное обусловлено уже спецификой ремонта той или иной техники. Если говорить конкретно о ремонте ноутбуков, то паяльники тут несколько другие, нежели у телемастеров. Хотя, современные технологии печатного монтажа SMD-элеметнов и пайки BGA от микроэлектронных устройств (мобильных телефонов, КПК, ноутбуков) постепенно распространяются на всю остальную бытовую электронику. Сейчас даже обычную электрическую лампочку умудрились нашпиговать электроникой. Чего уж говорить про более сложную бытовую технику… А у техники есть один серьезный недостаток – она ломается. И тут настало время поговорить о рабочем месте мастера и об «организациях бытового обслуживания», к которым и относятся современные сервисные центры (СЦ).

Структура сервисного центра

Понятно, что любое дело начинается с руководителя . В рамках данной статьи нет возможности останавливаться на нем подробно. Скажу лишь, что от него зависит работа всего СЦ.
Бухгалтерия . Ну, тут все понятно. Без учета и отчетности перед вышестоящими структурами и налоговой инспекцией не работает ни одно предприятие в мире. Да и кто же начислит зарплату, оплатит счета, выдаст деньги под отчет и примет выручку за день? Кадровая служба исторически входит в состав бухгалтерии.
С администрацией разобрались. Переходим к вспомогательным службам.
В зависимости от масштаба и профиля СЦ, состав служб может меняться. Но в любом СЦ есть служба снабжения (или как теперь модно говорить – логистики). В ее задачу входит закупка инструмента, материалов и комплектующих, ведение складов и учет на них. В этой службе работает один или несколько менеджеров. Также, в любом СЦ есть служба работы с клиентами (или попросту – приемка). Надеюсь, не надо объяснять цели и задачи этой службы. Не стану также перечислять уборщиц, коммунальные службы и прочие службы жизнеобеспечения. Переходим к рассмотрению технических служб.
Ремонтный цех и его состав:
- Начальник цеха . Отвечает за работу вверенного ему участка в целом и каждого работника в частности. Лицо материально ответственное. Именно на нем числятся всё дорогостоящее оборудование и он отвечает за распределение инструмента, материалов и работ. По сути, именно он (вернее его подчиненные) зарабатывает деньги для всего СЦ и потому от его профессионализма и энергии зависит благосостояние всего предприятия. Как правило, это самый опытный и знающий работник предприятия, потому имеет решающее слово как на совещании у директора, так и в курилке среди сотрудников.
- Мастера-ремонтники . Технические специалисты (словом «рабочие» язык не поворачивается их называть) непосредственно осуществляющие ремонт РЭА. Их знания, опыт и божья помощь способствуют выполнению их работы. «Эк хватил!» - скажут некоторые. Но я с полной ответственностью могу утверждать, что работа мастера-ремонтника – творческая работа. Сюда же можно отнести и интуицию – «с успехом заменяющую отсутствие информации» (М. Жванецкий), и шаманские «танцы с бубном» (излюбленная фраза на форумах), и даже некоторые экстрасенсорные способности.
Далее идут «узкие специалисты». Их наличие и профиль непосредственно зависит от объемов выполняемых СЦ работ и организации работ в ремонтном цехе.
- И так, оператор инфракрасной (ИК) паяльной станции . Во многих СЦ, где существует разделение труда, это отдельная должность и специально обученный человек. В его обязанности входит снять/посадить чип, реболл (перекатка шариков припоя) чипа. Тут наиболее важным является знание материалов и технологии пайки BGA. А от его умения напрямую зависит качество ремонта.
- Аккумуляторщик . Специалист по тестированию и восстановлению АКБ. Тут наиболее важны знания физхимии, материаловедения, технической документации от производителя. Оборудование для тестирования и восстановления весьма специфично, стоит немалых денег. Но зато работа – просто сказка – поставил АКБ на прогон и в курилку (шутка).
- Специалист по восстановлению информации с жестких дисков / флэшек . Работа достаточно сложная и имеет огромный ряд технических тонкостей. Обычно этим занимаются в специализированных СЦ.
- Системщик или специалист по системному программному обеспечению (ПО). В его задачу входит установка, переустановка, восстановление и настройка стандартных операционных систем (ОС). Некоторые СЦ недооценивают значимость данного вида работ и оставляют их либо клиенту, либо «шустрым ребятам», которые делают это на дому у клиента.
Возможно, в СЦ бывают и более экзотические специалисты, но я таковых не встречал. Зато встречал «упрощенную» организационную структуру СЦ, где некоторые виды работ выполняются одним человеком. Существуют даже СЦ, где ВСЕ работы выполняются одним человеком. Но это уже высший пилотаж.

Рабочее место мастера-ремортника РЭА

Не секрет, что рабочее место и используемый в работе инструмент характеризует любого специалиста. По одному только взгляду на мастерскую можно с достаточной долей уверенности сказать о профессиональной пригодности человека, составу и качеству работ, которые он выполняет. Техническое оснащение рабочего места складывается из двух основных составляющих: состава работ и возможностей СЦ, умением мастера-ремонтника организовать, скомплектовать и скомпоновать оборудование и инструмент.
Из обязательных атрибутов необходимо:
- Стол с подсветкой рабочей зоны;
- Измерительные приборы в составе: цифровой мультиметр, осциллограф;
- Техически сложный инструмент в составе: микроскоп, лабораторный блок питания, программатор с набором адаптеров, термовоздушная паяльная станция, набор паяльников с контролем температуры и насадками «миниволна», острое жало;
- Оборудование для пайки BGA: ИК паяльная станция с нижним подогревом, ИК пирометр, набор трафаретов для накатки шаров;
- Расходный инструмент и материалы: Набор пинцетов, набор отверток, бокорезы, плоскогубцы, припой, оплетка для удаления припоя, набор флюсов для пайки, промывочные жидкости, кисточки, ветошь.
Как правило, мастер сам выбирает для себя состав инструмента, его тип и материалы, используемые в работе исходя из соображений удобства применения. Все вышеперечисленное должно быть расположено и скомпоновано из соображений удобства в работе. «Творческий беспорядок» на рабочем месте недопустим. Это приводит к увеличению времени ремонта, порче дорогостоящего инструмента и как следствие, удорожанию себестоимости ремонта и снижению его качества.
На одном из самых популярных Российских форумов NoteBook1 (NB1) несколько лет назад проводился фотоконкурс рабочих мест ремонтников. Жаль, что администрация ресурса не оставила данную тему прикрепленной. Это могло бы служить как рекламой, так и антирекламой мастера и СЦ.

Мастер – подмастерья

Тема не маловажная в любом деле, ибо считается, что путь к мастерству обязательно должен проходить через «кузнецу кадров». В чем-то эта точка зрения оправдана, а в чем-то нет. Попытаемся разобраться.
Начинать свое дело (а именно в этом и состоит конечная цель) не имея, ни денег, ни практических знаний – просто самоубийство. Самый простой способ восполнить этот пробел – поступить в ученики к настоящему мастеру. Есть, конечно, и другие способы, такие как «экскурсия по жизни» (используется состоятельными родителями), пристроить на «теплое место» (знания и опыт не сильно важны, все решают связи родителей), отправить «в люди» (выставить за дверь в чем мать родила, а дальше как-нибудь сам). Но так и ли иначе, вопрос практического обучения встает перед каждым человеком. Так вот, поступив к мастеру в качестве ученика, молодой человек (девушка) еще не сильно задумывается о практической пользе этого действа в силу банальной нехватки собственного жизненного опыта, и тут очень важно участие в этом процессе родителей. Именно на их плечи ложится выбор жизненного пути их чада, подбор учебного заведения и дельнейшее трудоустройство «молодого специалиста». Последний этап, чаще всего, решается посредствам знакомства и связей. Сами мастера редко берут «с улицы» незнакомых людей к себе в подмастерья, ведь работать и учится у настоящего мастера – это еще заслужить надо.
Пару слов об организации труда. Кадровая структура приобретает пирамидальный вид: во главе с мастером и в основании один или много подмастерий. Теперь мастерская может выполнять значительно больше заказов, т.к. используется одно помещение, один и тот же инструмент, но работу выполняют уже большее число людей. Появляется также распределение обязанностей. Теперь у мастера уже нет никакой необходимости делать всю работу самому. Часть работы просто поручается подмастерье. Как правило, это работа, не требующая квалификации и достаточно тяжелая или нудная. Состав помощников может меняться в зависимости от конъюнктуры рынка, времени года и самодурства мастера.
Помимо профессиональных навыков, ученики перенимают и традиции, установившиеся за долгие годы в данной сфере деятельности. Испокон веков на Руси отмечалось окончание серьезного дела гуляниями, песнями, танцами. Мастеровой люд этим тоже славился. Ведь не даром появилась поговорка: «пьет как сапожник». В современных мастерских тоже есть свои традиции, которые весьма разнообразят совместный каждодневный труд людей. В качестве примера, могу привести один Палово-посадский СЦ, который ежегодно выезжает в Карелию и отдыхает в палатках на природе. Проводятся также общие сборы (участники NB1 ежегодно собираются в пос.Грибовка под Одессой), соревнования, семинары. Безусловно, добрые традиции находят своих продолжателей и в бывших учениках.
Из всего вышесказанного можно отметить, что практической пользы для открытия собственного дела тут не много. При желании, всего можно достичь самому без посторонней помощи и потери времени.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что мастера, которых я знаю, ни разу не пожалели о выборе своего жизненного пути, как бы сложен и тернист он не был. Поэтому, если Вы решили посвятить свою жизнь технике и добиться в этом достойных результатов, то, надеюсь, эта статья сможет дать Вам некоторое представление о текущем положении дел в выбранном направлении.
Отдельно хотелось бы отметить роль средств связи, интернета и технических форумов в деле обмена информацией. Буквально, лет 20 назад даже и помыслить о таких сервисах было невозможно. За каждым справочником в библиотеке стояли длинные очереди, чтобы взять его почитать. Купить нужный справочник по радиодеталям было в принципе невозможно (очевидно, это была гостайна). В настоящее время проблем с этим нет в принципе. Почти на любую радиодеталь можно найти datasheet на соответствующем интернет-ресурсе. Заказ комплектации, в большинстве случаев, делается в интернет-магазинах. Общение и получение квалифицированной помощи происходит не вставая с рабочего места. Поэтому, на первый план выходят творческие способности, знания, умения конкретного человека. На этой радужной ноте и хотелось бы закончить свою статью.
Удачи Вам, МАСТЕРА!


Качество радиоэлектронной аппаратуры характеризуется соответствием ее параметров стандартам или техническим условиям. Для нормального функционирования радиоэлектронной аппаратуры необходимо, чтобы параметры всех ее устройств (деталей и сборочных единиц) также соответствовали техническим условиям и чертежам. Этого можно достигнуть регулировкой (настройкой) каждого устройства в отдельности и радиоэлектронной аппаратуры в целом. Рабочее место регулировщика РЭА изображено на рисунке 3.1

Рисунок 3.1- Рабочее место регулировщика

Задача регулировочных работ заключается в том, чтобы с помощью технологических операций, не изменяющих схему и конструкцию радиоэлектронной аппаратуры, путем компенсации неточности изготовления деталей и сборочных единиц. Согласования их входных и выходных параметров в процессе регулировки довести параметры радиоэлектронной аппаратуры до оптимального значения, удовлетворяющего ГОСТУ или техническим условиям при наименьшей трудоемкости, то есть наименьших затратах труда и времени.

В зависимости от этапа технологического процесса настройка любого устройства может быть предварительной или окончательной.

Предварительной настройкой устройства называется регулировка, которая совершается либо для контрольных целей, либо для обеспечения окончательной настройки других элементов. Например, в процессе настройки усилителя радиочастоты производится регулировка сердечников катушек индуктивностей, подстрочных конденсаторов и так далее. Под окончательной настройкой устройства понимается последняя регулировка радиоэлектронной аппаратуры, проводимая на заводе - изготовителе.

Организация технологического процесса регулировки (настройки) радиоэлектронной аппаратуры и требования, предъявляемые к измерительному оборудованию, в значительной степени определяются масштабами производства.

Организация регулировки включает в себя: оснащение рабочего места необходимым измерительным оборудованием и инструментом; правила пользования оборудованием и инструментами; установление определенного порядка проверки, регулировки и испытаний устройств радиоэлектронной аппаратуры, а также обнаружение неисправностей и их устранение.

Рабочим местом регулировщика называется часть производственной площади предприятия, на котором выполняются регулировочные или настроечные операции. К рабочему месту должны быть подведены шины заземления, переменные напряжения 220 вольт для питания специализированных приборов и 36 вольт - для питания паяльной станции.

При подготовке рабочего места и выполнения работ по регулировке должны быть приняты необходимые меры по безопасности труда:

все контрольно-измерительные приборы, источник питания и другое вспомогательное оборудование надежно заземлены;

внешние соединительные провода и кабели должны иметь качественную изоляцию;

эксплуатация оборудования и измерительных приборов должна осуществляться в соответствии с « Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей»;

при работе с электро - и радиооборудованием должны применяться защитные средства (диэлектрические перчатки, коврики и другие).

Используемые инструменты

Производительность монтажных работ при ремонте аппаратуры зависит от качества инструмента и правильности его выбора. В комплект инструментов для выполнения работ по ремонту и регулировке входит паяльник, пинцет, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, отвёртки, приспособления для накрутки и распайки проводов.

Для пайки соединений при монтаже радиоэлектронной аппаратуры применяются электрические паяльники непрерывного действия, нагревательный элемент которых представляет собой спираль из нихромовой проволоки, охватывающую медный стержень паяльника и расположенную внутри него. Электропаяльник должен обеспечивать интенсивный подвод тепла к месту пайки.

При электромонтаже и пайке деталей в качестве основного инструмента применяют электрические паяльники с напряжением питания не более 36 В. Корпус электропаяльника и наконечник должны быть заземлены.

При монтаже интегральных микросхем используют паяльники, рассчитанные на напряжение 12 В от понижающего трансформатора. Паяльники с питанием от сети 127-220 В применять не рекомендуется, т.к. в случае пробоя изоляции между нагревательным элементом и стержнем можно попасть под опасное для жизни напряжение. Паяльник должен быстро нагреваться за 1,5 мин после включения. Рукоятка во время работы паяльника не должна нагреваться. Для выполнения специальных операций используют торцевые паяльники с фасонными стержнями.

Основными критериями при выборе электропаяльника являются:

Максимальная рабочая температура;

Теплоемкость наконечника и время его повторного разогрева;

Масса и теплоемкость паяемых (соединяемых пайкой) деталей.

Рабочая температура и теплоемкость тесно связаны с мощностью и конструкцией паяльника.

Максимальная рабочая температура выбирается с учетом установившегося теплового режима, когда количество теплоты, выделяемой нагревательной обмоткой, равно количеству теплоты, теряемой в окружающую среду. Рекомендуемая максимальная температура наконечника должна быть на 50...70 °С выше температуры плавления припоя.

Теплоемкость наконечника является показателем количества теплоты, запасенной в нем для выполнения пайки. Это количество теплоты должно быть передано от наконечника паяльника к месту соединения деталей за определенное время, которое обычно не превышает 3...5 с.

Теплоемкость зависит от геометрических размеров наконечника, его материала и мощности паяльника (чаще она либо мала, либо завышена, что приводит к плохой пайке).

Во время работы электропаяльник должен находиться на рабочем месте с правой стороны от электромонтажника. Токопроводящий шнур электропаяльника должен быть гибким, так как от его эластичности зависят удобство работы с электропаяльником и скорость выполнения операций пайки.

Электропаяльники подразделяются на следующие группы:

С нагревательным элементом в виде нихромовой спирали (с внутренним и наружным обогревом наконечника);

С импульсным нагревательным элементом в виде нихромовой петли, которая одновременно является наконечником; с электроконтактным нагревом (паяльные клещи).

В комплект монтажного инструмента входят хирургические пинцеты длиной 130-140 мм и часовые. Пинцет должен хорошо пружинить. Часовой пинцет имеет хорошо сходящиеся концы и применяется при работе с проводами - проволокой диаметром 0,3 - 0,08 мм. Для заводки в монтажные лепестки, выгибания и закрепления концов проводов на деталях, поддержки провода при пайке используют более прочный, имеющий насечки на губках хирургический пинцет. Он очень удобен при монтаже деталей в труднодоступных частях изделий. При ремонте применяется хирургический пинцет с надетым на него прямоугольным хомутиком, который при перемещении к концам губок сжимает их.

В комплект монтажного инструмента обычно входит пара плоскогубцев. Одни - длиной 150-17- мм имеют насечку на губках и служат для вытягивания или выпрямления толстых одножильных проводов, поджатия различных крепежных скобок. Другие - длиной 100-120 мм- имеют более тонкие и узкие губки без насечки длиной 40-50 мм, чтобы при сгибании неизолированного провода не портить его поверхность, а при укладке изолированного провода не повредить изоляцию.

Во время проведения монтажных работ при ремонте применяются круглогубцы. Первые -длиной 40-50 мм, с основанием губок 5 мм. Ими удобно сгибать проволочные выводы. Вторые - длиной 150 мм с прочными губками длиной 30 мм имеющими насечку на сходящихся поверхностях. Диаметр губок у таких круглогубцев 3-3,5 мм у концов, и у основания 7-8 мм. Круглогубцы применяют при монтаже радиоэлектронной аппаратуры не изолированным проводом диаметром 1.5-2мм. Ими удобно делать на конце провода кольца для крепления под гайку.

Для монтажных работ наиболее удобны боковые кусачки - бокорезы, которыми можно откусывать лишние концы проводов внутри прибора. Регулирующие губки таких кусачек должны быть острыми и плотно сходиться. Этими кусачками можно резать провода диаметром до 2 мм.

Провода большего диаметра режут торцевыми кусачками, режущие губки которых расположены под прямым углом к плоскости рукояток. Боковые и торцевые кусачки выбирают обычно одной длины - не более 150 мм.

Отвертка должна точно соответствовать длине и ширине шлица на головке завертываемого винта. В набор монтажного инструмента должны входить 4-5 отверток, с разными по длине и ширине лезвиями. Длина отвертки вместе с ручкой обычно 250-270 мм. С увеличением диаметра отвертки должен пропорционально увеличиваться и диаметр. При ремонте бытовой аппаратуры часто используют электрические отвертки.

Для резки бумаги или тонкой ткани необходимы ножницы длиной 150-200 мм, режущие кромки которых должны быть не менее 50-70 мм, достаточно острыми и плотно сходиться. Такими ножницами режут лакоткань, бумагу для прокладок при намотке катушек в трансформаторах, и других изделий.

Провода из электротехнической меди, используемые при монтаже аппаратуры, должны быть гибкими и допускать фигурную укладку как одиночных проводов, так и жгутов. Для большей гибкости монтажные провода изготовляют из отдельных тонких проволок, скрученных в жилу. Диаметр и количество проволок выбирают в зависимости от назначения и необходимого сечения провода.

Монтажные провода защищают от электрических помех экранирующей оплеткой из тонких облуженных медных проволок. Оплетка бывает диаметром от 2 . Двойное обозначение диаметра оплетки показывает ее наименьший и наибольший внутренние диаметры при вытягивании и сжимании.

При удалении изоляции электрообжигом с жил проводов, имеющих внешнюю хлопчатобумажную или шелковую оплетку, типа БПВЛ, МГШДО, ее концы покрывают клеем АК-20 или БФ-4.

3.3 Пайка, припои и флюсы, требования к пайке

Пайкой называется технологический процесс образования неразъемного соединения металлических деталей путем диффузии расплавленного припоя. В зависимости от температуры в зоне соединяемых материалов пайка подразделяется на низкотемпературную и высокотемпературную.

Зазор между деталями устанавливают в зависимости от соединения: для низкотемпературных припоев он составляет 0,05…0,08 мм, для высокотемпературных – 0,03…0,05 мм.

Надежность паяных соединений зависит от состояния соединяемых поверхностей и их конструкций, температуры пайки и применяемого флюса. При подготовке поверхностей деталей, подлежащих пайке, производится удаление механическим или химическим способом загрязнений, ржавчины, оксидных и жировых пленок.

Технологический процесс пайки включает в себя лужение, которое предшествует пайке и заключается в покрытии поверхностей соединяемых деталей тонкой пленкой припоя. При лужении происходит сплавление припоя с основным металлом.

К припоям предъявляются конструктивные и технологические требования.

К конструктивным относятся:

Достаточная механическая прочность при нормальных, высоких и низких температурах;

Хорошие электро- и теплопроводность;

Герметичность;

Стойкость против коррозии.

К технологическим относятся:

Жидкотекучесть при температуре пайки; хорошее смачивание основного металла;

Определенные для данного припоя температура плавления и температурный интервал кристаллизации.

Припои, имеющие температуру плавления до 350 °С, называются мягкими, а припои, имеющие температуру плавления свыше 350 °С, - твердыми.

В качестве мягких припоев применяют различные сплавы на основе свинца и олова, содержание которых определяет свойства припоев.

Припои оловянно – свинцовые типа ПОС -40, ПОС – 61, ПОС – 90 представляют собой сплавы олова и свинца (40, 61, 90 - % содержания олова). Механическая прочность припоев повышается с увеличением содержания олова, а с повышением или понижением температуры ухудшается.

Для пайки соединений при монтаже радиоаппаратуры широко применяется так называемый трубчатый припой, представляющий собой пустотелую трубку небольшого диаметра, изготовленную из оловянно-свинцового сплава и заполненную канифолевым флюсом.

Основными преимуществами трубчатых припоев являются:

Возможность наложения припоя и флюса на место пайки за один прием;

Улучшение качества пайки;

Резкое увеличение производительности труда на монтажных операциях, а также облегчение пайки в труднодоступных местах.

Диаметр трубчатого припоя определяется характером соединений. Применение меньших диаметров во многих случаях способствует экономии припоя. Размеры наружных диаметров трубчатых припоев составляют: 1; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5 мм, а внутренних соответственно вдвое меньше.

Для успешного осуществления пайки и получения качественного соединения применяются активные вещества - флюсы. По своему состоянию флюсы могут быть твердыми (канифоль чистая), мягкими (различные пасты на основе канифоли) и жидкими (составы кислот или спиртовые флюсы на основе разведенной канифоли).

Флюсы должны обеспечивать своевременное и полное растворение оксидов основного металла, равномерное покрытие поверхности металла у места пайки и предохранение его от окисления в продолжение всего процесса пайки.

При электромонтажной пайке РЭА в основном применяют флюс ФКСп (30...40%-й раствор канифоли в этиловом спирте).

Для успешного проведения процесса пайки и получения соединения высокого качества флюсы должны удовлетворять следующим требованиям:

Температура плавления флюса должна быть ниже температуры плавления припоя.

Флюс должен быть жидким и достаточно подвижным при температуре пайки, легко и равномерно растекаться по основному металлу, хорошо проникать в зазоры; кроме того, он не должен быть слишком тягучим и «уходить» от места пайки.

Флюс должен способствовать своевременному и полному растворению окислов основного металла к моменту вывода расплавленного припоя.

Флюс и продукты его разложения при выполнении пайки не должны выделять удушливых, неприятных или вредных для здоровья людей газов.

Основными дефектами при пайке являются:

Наличие трещин в паяном шве в результате быстрого охлаждения деталей после пайки или значительной разницы в коэффициентах теплового расширения припоя и металла;

Наличие пор в шве за счет высокой температуры пайки или интенсивного испарения флюса;

Недостаточное смачивание припоем поверхности деталей из-за большой их загрязненности. Пайка должна быть гладкой, без серого или коричневого налета, указывающего на неправильный температурный режим, скелетной, чтобы запаянный вывод мог просматриваться на контактной дорожке.

При пайке или замене микросхем необходимо соблюдать общие требования к электрическому монтажу, а также соблюдать специфические требования, обусловленные конструктивно – технологическими особенностями приборов этого класса.

Пайку необходимо осуществлять маломощным паяльником.

Применять защиту от статического электричества.

Соблюдать температурный режим пайки.

Время пайки вывода – не более 3 секунд.

Продолжительность одновременного воздействия на все выводы – не более 2 секунд.

Интервал между пайками соседних выводов – не менее 10 секунд

Распайку выводов проводить перекрестным способом.

Интервал между повторными пайками – не менее 5 минут.

При наличии теплоотвода микросхема должна крепиться с достаточной силой и равномерной затяжкой, а контактные поверхности должны быть смазаны теплопроводящей пастой.

Могут возникнуть трудности при демонтаже микросхем, обусловленные большим количеством выводов. В этом случае можно пользоваться различными приспособлениями, такими как игла медицинского шприца, подобранная по диаметру и сточенная, экранированная оплетка, насадка на паяльник для одновременного прогрева всех паек.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Требования техники безопасности

Основные правила по технике безопасности при диагностике и ремонте электронных блоков бытовой аппаратуры, предусматривают выполнение следующих требований, являющихся обязательными.

Рабочее место необходимо содержать в порядке. На нем должны находиться лишь те приборы, инструменты и приспособления, которые требуются для выполнения данной работы.

Инструмент всегда должен быть в исправном состоянии.

Металлический инструмент (пинцет, кусачки, плоскогубцы) должен иметь изолированные ручки (для этого на металлические ручки можно надеть резиновые трубки).

Пайку радиоэлементов надо производить исправным паяльником, у которого не пробита изоляция и отсутствует контакт между нагревательным элементом и металлическим корпусом или жалом.

Во время пайки следует остерегаться ожогов, особенно в случае, если спаиваемые детали обладают пружинящими свойствами. Невнимательность может привести к разбрызгиванию горячего припоя и попаданию его на лицо и в глаза.

В процессе пайки выделяются вредные для здоровья пары олова и свинца. Об этом нужно помнить и не наклоняться низко над местом пайки, а также стараться не вдыхать испарения. В помещении, где производится пайка, должна быть хорошая вентиляция. После окончания пайки обязательно вымыть руки теплой водой с мылом.

При налаживании блоков бытовой аппаратуры, находящихся под напряжением, нельзя прикасаться руками к оголенным токонесущим элементам или проводам. Монтаж и ремонт проводятся только при обесточенной аппаратуре. Ни в коем случае нельзя прикасаться мокрыми или влажными руками к корпусам включенных приборов. Необходимо следить за исправностью плавких предохранителей в электросети и аппаратуре. Категорически запрещается применять вместо плавких предохранителей так называемые жучки из проволоки.

По окончании налаживания блоков бытовой аппаратуры нужно обязательно отключать их от источников питания. Особая осторожность требуется при работе с оксидными (электролитическими) конденсаторами, способными накапливать большие электрические заряды.

Перед началом работы необходимо: изучить схему установки и определить элементы, находящиеся под напряжением; привести в порядок рабочее место; проверить исправность защитного заземления; включить питание; при неисправности приборов и оборудования немедленно отключить питание; ознакомиться с технологической картой или алгоритмом нахождения неисправности.

Во время работы необходимо: соблюдать тишину; не покидать рабочее место без необходимости; не включать без необходимости другие приборы и оборудование; выполнять работы в соответствии с технологической картой, принципиальной схемой и алгоритмом. Запрещается проверять на ощупь наличие напряжения и нагрева токоведущих частей электроустановок; производить пайку включенных приборов; применять для соединения провода с поврежденной изоляцией; оставлять без наблюдения приборы, находящиеся под напряжением. После окончания работы необходимо отключить питание и привести в порядок рабочее место.

В аварийных ситуациях необходимо отключить электроустановку. В случае попадания человека под действие тока необходимо отключить питание, освободить человека, попавшего под напряжение, оказать первую помощь, при необходимости сделать искусственное дыхание и обеспечить постоянное наблюдение до прибытия врача.

Требования электробезопасности

Под электробезопасностью понимается система организационных, а также технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества.

Характер поражения электрическим током и его последствия зависят от напряжения, силы и рода тока, пути его прохождения, длительности воздействия, индивидуальных физиологических особенностей человека и его состоянии в момент поражения.

При поражении электрическим током происходят следующие нарушения:

Нагрев кожи, тканей или кровеносных сосудов (термическое действие);

Разрыв тканей (механическое действие);

Разложение крови, изменение ее химического состава, электролиз (химическое действие);

Непроизвольное сокращение мышц, паралич дыхания или сердца (биологическое действие).

Электрические ожоги возникают при термическом действии электрического тока, наиболее опасными из них являются ожоги, появляющиеся в результате воздействия электрической дуги, так как ее температура может превышать 3000˚С.

При электрометаллизации кожи происходит проникновение в кожу под действием электрического тока мельчайших частиц металла, в результате чего кожа становится электропроводной и ее сопротивление резко падает.

Электрические знаки представляют собой пятна серого или бледно – желтого цвета, возникающие при плотном контакте с токоведущей частью, по которой в рабочем состоянии протекает электрический ток.

Электрические удары – это общее поражение организма человека, характеризующееся судорожными сокращениями мышц, нарушением нервной и сердечно – сосудистой систем.

Механические повреждения, разрывы тканей и переломы, происходят при судорожном сокращении мышц, а также в результате падений при воздействии электрического тока.

При электроофтальмии происходит поражение наружных оболочек глаз вследствие воздействия ультрафиолетового излучения электрической дуги.

Для предотвращения поражения электрическим током необходимо строго соблюдать следующие правила безопасности труда.

Электрические провода, подводящие питание к рабочему месту, должны быть надежно заизолированы и защищены от механических повреждений.

Необходимо регулярно следить за исправностью электрических шнуров приборов и сетевых розеток. При выполнении работ необходимо пользоваться специальным электротехническим инструментом с изолированными ручками. Электроинструмент при эксплуатации должен быстро включаться и отключаться от электрической сети, но не самопроизвольно, быть безопасным в работе и не иметь токоведущих частей, доступных для случайного прикосновения.

Напряжение электроинструмента не должно превышать 220В в помещениях без повышенной опасности и 42В – в помещениях с повышенной опасностью.

Напряжение ламп для местного освещения должно быть 36В, а в особо опасных помещениях – не более 12В.

При монтаже блоков бытовой аппаратуры запрещается: проверять на ощупь наличие напряжения и нагрев токоведущих частей схемы; применять для соединения провода с поврежденной изоляцией; производить пайку и установку деталей в оборудовании, находящемуся под напряжением.

В процессе наладки разрешается присоединять измерительный прибор к контрольным точкам без снятия напряжения, для чего проводом со штекерным наконечником прикасаются к контрольной точке, при этом другой провод от прибора предварительно должен быть подсоединен к металлическому заземленному корпусу налаживаемого оборудования.

Требования пожарной безопасности

Требования, предъявляемые к пожаро- и взрывобезопасности, регламентируются государственными стандартами, строительными нормами и межотраслевыми противопожарными правилами. Основные меры предотвращения пожаров и взрывов включают в себя:

Ограничение количества горючих веществ;

Максимально возможное применение негорючих веществ;

Устранение возможных источников зажигания (электрических искр и чрезмерного нагрева оборудования);

Ограничение распространения пожара с использованием строительно – планировочных средств (устройство противопожарных преград);

Организацию пожарной охраны, применение средств пожаротушения и устройств пожарной сигнализации.

При выполнении ремонта бытовой радиоэлектронной аппаратуры необходимо постоянно следить за исправностью электрооборудования. Электроустановки и контрольно – измерительная аппаратура должны иметь плавкие предохранители и автоматические выключатели. После окончания работы все электрохозяйство должно быть обесточено. По условиям пожаробезопасности следует тщательно контролировать сопротивление изоляции электрических цепей. Электропроводка и общая вентиляция в помещении для работ с легковоспламеняющимися веществами и клеями должны выполняться с учетом взрывобезопасности.

В месте прохождения проводов не должно быть какого-либо мусора или легковоспламеняющихся материалов. По окончании работ вилки приборов, включенные в штепсельные розетки, должны быть вынуты, и рубильники выключены.

Максимально допустимое для хранения на рабочем месте количество растворителей, применяющихся для промывки и обезжиривания деталей аппаратуры и содержащих горючие вещества, указывается в инструкции, утвержденной по предприятию. Это количество ограничивается суточной потребностью, определяемой технологическим отделом и согласованной с органами пожарного надзора.

Легковоспламеняющиеся жидкости необходимо хранить в посуде из материала, не образующего искр с герметичными крышками, исключающими опрокидывание. Посуда должна иметь надпись с четким названием жидкости, а также пометку «Огнеопасно». В связи с тем, что при электромонтажных работах (пайке и облуживании горячим припоем, обжигании концов электромонтажных проводов) применяются легковоспламеняющиеся жидкости (этиловый спирт, скипидар), электромонтажные участки являются пожароопасными. Для предотвращения пожара подставки для электропаяльников должны быть изготовлены из негорючего материала.

На случай пожара в цехах должны быть предусмотрены средства тушения (огнетушители, пожарный инструмент, инвентарь) и пожарная сигнализация. Рабочий должен знать места расположения огнетушителей и других противопожарных средств, а также уметь ими пользоваться.

При возгорании проводов необходимо их, прежде всего, обесточить, после чего производить тушение. Никогда нельзя пользоваться нестандартными предохранителями.

Запрещается вешать одежду и другие предметы на выключатели, рубильники, обертывать электролампы бумагой и другими легковоспламеняющимися материалами.

В случае начавшегося возгорания, рабочий, заметивший огонь, должен принять меры к его ликвидации, одновременно вызвав пожарную часть. Когда потушить огонь своими силами не представляется возможным, рабочие должны покинуть помещение через входы и выходы, в том числе и аварийные. Каждый работник должен знать порядок вызова местной и городской пожарной команды.

Требования к охране окружающее среды

Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», принятый в 1999 году. В соответствии с этим законом введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды», принятый в 2002 году.

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают в себя санитарные нормы и правила Минздрава РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почвы) и устанавливают порядок учета экологических требований при проектировании, ремонте и эксплуатации электронной аппаратуры.

Для защиты от ионизирующих излучений (радиации) применяют следующие методы и средства:

Увеличение расстояния от источника излучения;

Экранирование излучения с помощью экранов и биологических защит;

Применение средств индивидуальной защиты.

Источник питания цифрового вольтметра не является источником экологического загрязнения и не содержит токсичных и радиоактивных веществ, поэтому с экологической точки зрения является абсолютно безопасной.


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ