Полнокадровые фотоаппараты — плюсы и минусы. Самая доступная полнокадровая камера. Подробный обзор Nikon D600

Вероятно, название статьи многим покажется провокационным. В ней я выскажу свое мнение - стоит ли, выбирая фотоаппарат, стремиться купить именно полнокадровую камеру. За историю своего увлечения фотографией в моих руках побывало множество разных камер - и с кроп-фактором (зеркалки, беззеркалки) и полнокадровых (Canon EOS 5D, 5d Mark II, 5D Mark III). Задумываясь, что бы я себе купил, если бы у меня не было зоопарка полнокадровой оптики Canon, я все чаще прихожу к выводу, что это был бы скорее всего фотоаппарат с кроп-фактором и скорее всего, .

В качестве сравнения я буду использовать зеркалки Canon, но в принципе, все что будет сказано ниже применимо и для других производителей - разница если и есть, то в мелочах. Итак, поехали.

Рабочее ISO

Большинство современных кропнутых камер сохраняют возможность снимать с более-менее приемлемым качеством до ISO 3200 включительно. Есть исключения как в большую, так и в меньшую сторону, но в общем и целом картина такая. Для подтверждения данного утверждения я обратился к ресурсу dpreview.com и сравнил уровень шумов в RAW у камер Canon EOS 700d, Canon EOS 60d, Canon EOS 6d, Canon EOS 5d mark III. К сожалению, тестовых снимков с более новых моделей у них не оказалось. Результат такой.

Canon EOS 700D, RAW, ISO 3200:

Пусть это будет точкой отсчета. Выбираем модель классом повыше.

Canon EOS 60D, RAW, ISO 3200:

Чуть-чуть получше - шум есть, но он имеет более мелкую структуру и его проще подавить в Lightroom без существенного снижения детализации.

А теперь полный кадр. Опытным путем подбираем ISO таким образом, чтобы уровень шумов был сопоставим с кропнутыми камерами. Оно оказалось в два раза больше, как и предполагали ранее.

Canon EOS 6D, RAW, ISO6400:

Собственно, ничего нового мы не увидели - полный кадр "рулит", рабочее ISO как минимум в 2 раза больше.

Давайте посмотрим на проблему выбора фотоаппараты не с технической точки зрения, а с точки зрения здравого смысла. При всех преимуществах полнокадровых матриц перед матрицами с кроп-фактором, не стоит забывать о том, что решающее значение на качество результата съемки оказывает по большей части оптика.

Сейчас самая дешевая полнокадровая камера Canon из новых - EOS 6D. Тушка стоит около 100 тысяч рублей. Можно найти "серую" тысяч за 90. На объектив остается 10 тысяч рублей. Что можно купить за эти деньги? Canon EF 50mm 1.1.8 STM или Canon EF 40mm 1:2.8 STM (). Можно фотографировать портреты в полный рост, средние планы, если повезет, то пейзажи. Чтобы купить универсальный зум на полный кадр, нужно раскошелиться как минимум тысяч на 25, а скорее всего - на 30 и больше. Это будет "темный" на длинном конце Canon EF 24-105mm 1:3.5-5.6 IS STM. Хотите постоянную светосилу 1:4 - цена возрастет как минимум в 2 раза (Canon 24-70mm 1:4L), а если замахнетесь на Canon 24-70mm 1:2.8L II - в 4-5 раз.

Виджет от SocialMart

Есть еще бюджетная "элька" , но это стекло довольно старое. Он был весьма неплох на "первом пятаке" с его 13 мегапикселями, но на 21-мегапиксельном 5D mark III резкость уже не та. Недавно Canon обновил этот объектив, выпустив его вторую версию. Лично не пробовал, вероятно, разрешение у него повыше, но и стоимость нее заметно возросла по сравнению с "первым" 24-105L.

А теперь - неожиданный поворот. Отказываемся от полного кадра и покупаем за 60 тысяч рублей (или даже дешевле) Canon EOS 70D. У нас остается около 40 тысяч рублей на объектив. Давайте посмотрим, что можно на повесить на кроп за эти деньги (или чуть поднакопив/заняв)?

Виджет от SocialMart

Обратите внимание - это объективы с постоянной светосилой 2.8 и даже 1.8! Не стоит списывать со счетов универсальные зумы с переменной светосилой, тот же Canon EF 18-135mm IS USM . Стоит относительно недорого, очень удобен в использовании.

Что касается Sigma 18-35mm 1:1.8 Art - это вообще уникальное стекло, не имеющее пока аналогов. Объектив со светосилой 1:1.8 в более чем в 2 раза светлее, чем 1:2.8 и более чем в 4 раза светлее, чем 1:4. При таком раскладе, мы получаем возможность на Canon 70D (или любой другой кропнутой тушке) снимать на вполне рабочем ISO 1600, там где полнокадровой тушке с сопоставимым по стоимости объективом Canon 24-70mm 1:4 потребуется ISO6400.

Вот такая занимательная математика. Вывод - если отказаться от приобретения полнокадровой камеры в пользу кропнутой камеры со светосильным объективом, можно сэкономить вполне весомую сумму денег и при этом не проиграть в качестве картинки. Это раз...

Фокусировка, скорострельность

Если провести сравнение характеристик 70D и 6D, то очень быстро выясняется, что "семидесятка" в этом плане более совершенна - поддерживается "гибридная" фокусировка, благодаря которой следящий автофокус будет работать при съемке видео. У 70D 19 датчиков фокусировки крестового типа, в то время как у 6D - их 11, причем крестовой только в центре. На практике эта разница будет остро ощущаться при репортажной съемке, когда нужно фотографировать что-то в движении.

А еще у 70D по сравнению с 6D выше почти в 2 раза выше скорость серийной съемки - тоже немаловажная деталь.

Хотите сочетание полного кадра, нормального автофокуса и более-менее приличной скорострельности - покупайте 5D Mark III. Простой маркетинг! Но на этот случай в кропнутом легионе есть еще один сильный игрок - Canon EOS 7D Mark II. Стоит он чуть дешевле, чем 6D, но по скорости работы не имеет себе равных среди зеркалок полупрофессионального сегмента.

Использование широкоугольной оптики

Распространенный миф - полный кадр существенно превосходит кроп в плане возможностей использования широкоугольной оптики, позволяя захыватить в кадр больший кусок пространства. Сейчас это утверждение весьма спорное, поскольку в продаже появилось большое количество сверхширокоугольных объективов, созданных специально под кроп. Причем, среди них присутсвуют вполне бюджетные решения, например, . Также не стоит забывать о широкоугольной оптике Sigma, Tamron, Tokina, Samyang. Фокусное расстояние сверхширокоугольных объективов под кроп начинается от 8 мм - есть обчные широкоугольники и "рыбьи глаза". Этого более чем достаточно, чтобы экспериментировать с перспективой на кропе.

По логике вещей стоило бы сравнить стоимость кропнутых широкоугольников с аналогичными полнокадровыми, но принцип тот же, что и при сравнении стоимости штатных зумов. Полнокадровая оптика дороже.

Телефото, макро

В этом плане кроп-фактор является неоспоримым достоинством, так как в 1.5-2 раза увеличивает масштаб объектов. Объектив 300 мм, который на полном кадре в общем-то "не пришей к собаке хвост" - для портрета 300 мм слишком много, для фотоохоты слишком мало, на кропе 1.6 превращается в 460 мм.

Недавно я баловался с переходником с Canon EF на Micro 4/3 (кроп 2) и на 300 миллиметрах (которые превратились в эквивалентные 600 мм) получал вот такие фотографии:

Портретная съемка

Художественный портрет - это наверно единственный жанр, в котором полный кадр одерживает победу над кропом. Наиболее заметна разница при использовании светосильной оптики.

Благодаря 100% использованию угла обзора объектива, с полным кадром можно снимать с относительно близкого расстояния и при этом получать мощное размытие заднего плана. Все что для этого потребуется - светосильный "портретный" объектив.

Эта фотография была сделана в репортажных условиях на Canon EOS 5D Mark II и объектив Canon EF 85mm 1:1.2L (который стоит чуть дешевле чугунного моста). Фото без обработки.

На кропе для получения подобной фотографии придется либо сокращать фокусное расстояние (например, использовать объектив до 50 мм), либо снимать с в 1.5 раза большего расстояния. И то и другое заметно уменьшит размытие заднего плана. Под это дело наш Красногорский завод выпустил довольно интересное стекло - Зенит 50mm 1:1.2.

Виджет от SocialMart

Этот объектив появился относительно недавно, но уже обрел множество поклонников. Естественно, он не лишен недостатков, главный из которых - отсутствие автофокуса. Ближайший по характеристикам автофокусный Canon 50mm 1.4 стоит около 25 тысяч рублей, но он не стоит этих денег - унылое стекло без изюминки и "волшебства".

Из "полтинников" мне очень понравилась Sigma 50mm 1:1.4 ART, но это уже совсем другая история.

Подведем итоги

Пришло время сделать какие-то выводы.

Не так давно многие пророчили исчезновение кропнутых зеркалок как класса - их вытеснят беззеркалки. Зеркалки останутся только полнокадровые. Я в свое время тоже придерживался этого мнения. Наблюдая за ситуацией, приходится пересмотреть свое отношение к кропу и полному кадру.

Кроп никуда не денется. Со временем характеристики матриц APS-C вплотную приблизятся к полнокадровым. Даже несмотря на гонки мегапикселей. Уже сейчас рабочее ISO сенсоров формата APS-C приблизилось к тому значению, которое можно охарактеризовать как "хватает в 99% случаев". На те случаи, когда ISO не хватает, есть светосильная оптика, сделанная специально под кроп и стоит она на намного дешевле аналогичной по характеристикам полнокадровой.

Я ни в коем случае не пытаюсь отговорить вас от полного кадра! Если есть возможность купить полнокадровую тушку с хорошей оптикой, я рад за вас. Если же на оптику не хватает, и в обозримом будущем вы не планируете зарабатывать фотографией, вполне разумным будет решение о приобретении полупрофессиональной тушки с сенсором APS-C и хорошего светосильного объектива - это даст вам больше возможностей, по сравнению с полнокадровой тушкой с "темным" китовым объективом, который, собственно, убьет все преимущества.

Переход на новый, более высокий уровень съемки предполагает покупку профессионального фотоаппарата с полнокадровой матрицей. Выбор такой камеры, задача не простая, так как требует максимального внимания к возможностям и особенностям фотоаппарата. Кроме того, разные модели стоят по-разному и покупателю важно знать, за что он отдает свои деньги.

В нашем сегодняшнем сравнении мы рассмотрим полнокадровые фотоаппараты Nikon. На протяжении последних пяти месяцев в линейке камер произошли существенные изменения. Появились обновленные модели, которые требуют нашего внимания. В статье мы сравним фотоаппараты , появившиеся осенью 2013 года и и , о выпуске которых было объявлено в первой половине 2014. Начнем с краткого анализа основных функций каждого, а затем сравним технические характеристики.

Полнокадровый фотоаппарат Nikon DF

Полнокадровый фотоаппарат в стиле ретро – Nikon DF был объявлен 5 ноября 2013 года. Камера представляет собой стильный и качественный инструмент для результативной съемки. Внешне он напоминает лучшие пленочные камеры Nikon, которые были популярны еще в 70-е, 80-е года. Передняя панель камеры выглядит как Nikon FM.

Большинство технических возможностей модели совпадает с характеристиками фотоаппарата Nikon D610. Процессор обработки изображений и система автофокусировки были заимствованы как раз у этой модели. Матрица Nikon DF с разрешение16 Мп, такая же как, как у флагманской модели D4. Важнейшим преимуществом камеры является совместимость со всей линейкой объективов Nikon.

Ключевые особенности Nikon DF

  • 16-мегапиксельная полнокадровая матрица CMOS (такая, как в D4);
  • ISO 100-25600 (с возможностью расширения до ISO 50 – 204 800);
  • Максимальная серийная съемка 5,5 кадров в секунду;
  • 39-точечная система автофокусировки с 9 крестообразными точками автофокусировки;
  • 3,2-дюймовый ЖК-дисплей с разрешением 921 тыс. точек;
  • Совместимость со всеми объективами Nikon F-Mount (в том числе стандарта pre-Ai);
  • Одноместный слот SD-карт;
  • Батарея EN-EL14a (снимает 1400 кадров на одном заряде).

Название для Nikon DF было выбрано не случайно. Сочетание букв «D» и «F» говорит о слиянии нового и старого. Фотоаппарат, внешне выглядящий как флагманы, когда-то популярной, серии «F» имеет все лучшие технические качества современной серии «D».

Nikon DF может похвастаться полноразмерной матрицей, 39-точечной системой автофокусировки и максимальной скоростью съемки 5,5 кадров в секунду. ЖК-дисплей на задней панели фотоаппарата имеет разрешение 921 тыс. точек, а его диагональ составляет 3,2 дюйма.

Отсутствие видео в Nikon DF

Яркой особенностью Nikon DF является отсутствие возможности видеозаписи. Сегодня, когда практически каждый фотоаппарат дает возможность снимать ролики, удивительно видеть камеру, в которой этой возможности нет. Решение об отказе от видеосъемки было принято не случайно. Инженеры Nikon решили, что наличие видео сделало бы Nikon DF слишком современной, это была бы обычная зеркалка облаченная в ретро стиль, не передающая волшебного духа пленочных камер. Это профессиональный фотоаппарат для серьезных людей, которые стремятся к съемке фотографий в чистом виде.

Видоискатель Nikon DF

Оптический видоискатель Nikon DF очень большой, по размеру он такой же, как в D800. Большой видоискатель с охватом 100% является необходимой особенностью фотоаппарата, который должен передавать дух старых пленочных флагманов. Так, видоискатель F3 значительно больше, чем у нового Nikon DF, даже не смотря на то, что данная модель оснащена одним из самых больших современных видоискателей.

Объектив в комплекте с Nikon DF

Полнокадровый фотоаппарат Nikon DF идет в комплекте со светосильным объективом 50 мм F1.8G AF-S Nikkor, который также был доработан и немного отличается от подобных моделей. Основное отличие объектива заключается именно во внешнем виде, камера была разработана таким образом, что бы соответствовать стилю самого Nikon DF.

Цена Nikon DF

Nikon DF можно приобрести в двух цветовых вариантах – серебряном и черном. Стоимость фотоаппарат составляется 2750 $, если вы берете модель без объектива, и 3000 $, если Nikon DF приобретается вместе с AF-S Nikkor 50 мм F1.8G.

Полнокадровый фотоаппарат Nikon D610

Зеркальный фотоаппарат Nikon D610 был представлен 8 октября 2013 года, он пришел на замену Nikon D600, который появился в продаже в 2012 году. Успешность продажи предыдущей модели была весьма сомнительна в силу серьезного упущения со стороны инженеров компании Nikon. Дело в том, что сразу же после появления D600 на рынке, пользователи начали жаловаться на накопление пыли в фотоаппарате. Появление Nikon D610 принесло ряд улучшений и решение проблемы с пылью в матрице. Кроме того, фотоаппарат имеет улучшенный автоматический баланс белого и обновленный затвор.

Профессиональный фотоаппарат Nikon D610 оснащен матрицей с разрешением 24,3 Мп, системой автофокуса с 39 точками и снимает со скоростью 6 кадров в режиме серийной съемки. В камере также предусмотрен режим тихой фокусировки со скоростью 3 кадра в секунду.

Ключевые особенности Nikon D610

  • 24,3 мегапиксельная полнокадровая матрица и режим DX со съемкой с разрешением 10,5Мп;
  • ISO 100-6400 (с расширением до ISO 50-25600);
  • Скорость серийной съемки 6 кадров в секунду. В режиме Quiet Continuous скорость серийной съемки составляет 3 кадра в секунду;
  • 39 точечная система автофокусировки с 9 крестовыми точками фокусировки
  • Точный автоматический баланс белого;
  • Дисплей, диагональю 3,2 дюйма с разрешением 921 тыс. точек;
  • Двойной слот SD-карт памяти;
  • Видеозапись в формате 1080p30.

Видеозапись в Nikon D610

D610 оснащена множеством таких же функций видео, как и D800, включая возможность записи HD видео с частотой 30 кадров в секунду. Камера имеет разъем 3,5 мм для наушников и стерео микрофона, а также ручной аудио-контроль. Качество видеороликов, создаваемых Nikon D610 очень хорошее. Автоматическая экспозиция и баланс белого позволяют передавать и фиксировать красивые, естественные цвета. Видео можно записывать в формате 30, 25 или 24 кадра в секунду. В D610 используется сжатие данных H.264/MPEG-4, камера оптимизирует захват движения, сохраняя при этом высокое качество видео. Ролики можно снимать в любом FX или DX режиме фотоаппарата.

Недостатком можно назвать наличие моно микрофона, в то время как фотокамеры среднего звена, такие как Nikon D5300, уже оснащают стерео микрофонами.

Автофокусировка в Nikon D610

Автофокус Nikon D610 представлен системой из 39 точек, из которых 9 крестообразные датчики. Не смотря на то, что точек фокуса достаточно много, все они сконцентрированы ближе к центру кадра, что дает меньше свободы при фотографировании мероприятий спорта или дикой природы.

Что касается производительности фокуса, то при работе с хорошим освещением, нареканий на точность и скорость автофокуса нет. Некоторые погрешности могут возникнуть, при съемке в полу мраке. Во время серийной съемки, автофокусировка Nikon D610 также точна.

Объектив в комплекте Nikon D610

Зеркальный фотоаппарат Nikon D610 продается в комплекте с универсальным объективом 24-85 мм F 3.5-4.5 G ED VR. Объектив охватывает оптимальный, для большинства съемочных ситуаций, диапазон фокусных расстояний.

Цена Nikon D610

Фотоаппарат в комплекте с объективом 24-85 мм F3.5-4.5 G ED VR будет стоить около 2600 $. Кроме того, есть возможность покупки камеры с другими объективами или приобретения только body (корпуса). При покупке только корпуса стоимость составит 2000 $.

Профессиональный фотоаппарат Nikon 4Ds

Nikon 4Ds был анонсирован 25 февраля 2014 года. Профессиональный фотоаппарат пришел на замену предыдущей модели Nikon 4D. И не смотря на то, что фотокамеры очень похожи, в новой модели есть ряд усовершенствований. Nikon снабдил 4Ds новым процессором обработки изображений EXPEED4, благодаря которому фотоаппарат может создавать больше фото и видео на одном зарядке аккумулятора. Камера поддерживает запись видео в формате 1080 60p и имеет лучшую производительность при съемке с высокими ISO. Фотоаппарат обладает большим буфером и обрабатывает данные на 30% быстрее, чем предыдущая модель.

Профессиональный фотоаппарат Nikon 4Ds позволяет записывать данные параллельно на внешнее записывающее устройство и карту памяти, обеспечивая одновременный просмотр изображения и запись несжатого видео через HDMI.

Ключевые особенности Nikon 4Ds

  • 16-мегапиксельная полнокадровая матрица;
  • ISO 100-25600 (с возможностью расширения до ISO 50 – 409600);
  • 51 точечная система автофокуса (такая, как в D4);
  • Съемка 11 кадров в секунду с непрерывным автофокусом;
  • Видеозапись 1080/60p.;
  • Слоты карт памяти CompactFlash и XQD;
  • Аккумулятор EN-EL18a (3020 кадров на одном зарядке).

Автофокус Nikon 4Ds

Не смотря на то, что система фокусировки фотоаппарата осталась прежней, и Nikon 4Ds, как и Nikon 4D, имеет 51 точку фокусировки, представители компании утверждают, что сам алгоритм фокуса был существенно улучшен.

Nikon пересмотрел механизм зеркала, тем самым позволив снимать не только с большей скоростью во время серийной съемки, но сделав фокусировку качественнее и точнее. Модели данной серии всегда были лучшими с точки зрения съемки дикой природы, и спортивных мероприятий, и Nikon 4Ds не является исключением. Nikon 4Ds фотографирует 11 кадров в секунду с непрерывным фокусом. При этом, буфер фотоаппарат позволяет снимать на протяжении приблизительно 19 секунд без остановки.

Еще одним плюсом в съемке природы является специальная функция, которая автоматически переключает точки фокуса, в случае поворота камеры. Если вы, снимая в горизонтальном положении, резко перевернули камеру в вертикальное, точки фокуса сразу же будут заменены на соответствующие новой ориентации фотоаппарата. В Nikon 4Ds предусмотрена групповая фокусировка сразу по пяти точкам для большей точности и лучшего качества результата.

Видеозапись Nikon 4Ds

Одним из важных новшеств фотоаппарата является съемка видеороликов в формате 1080 с частотой 60p и 50p. Nikon 4Ds снимает одно видео на протяжении 10 минут, после чего наступает короткая пауза и видеосъемка возобновляется. D4S позволяет одновременно снимать видео, и транслировать его на большой экран через специальный порт HDMI.

Объектив в комплекте Nikon 4Ds и цена

Профессиональный фотоаппарат Nikon 4Ds поставляется без объектива, но совместим со всеми моделями с креплением Nikon F. Приобрести 4Ds можно примерно за 6500 долларов.

Профессиональный фотоаппарат

26 Июня компания Nikon объявила о выходе новой модели полнокадрового фотоаппарата D810, пришедшего на замену D800. Nikon D810 представляет собой профессиональный зеркальный фотоаппарат, оснащенный матрицей с огромным разрешением 36,3 Мп формата CMOS (без оптического фильтра нижних частот) и процессором обработки изображений EXPEED 4. Фотокамера имеет диапазон ISO от 64 до 12 800 единиц, с расширением до 32-51200 единиц. В фотокамере был изменен механизм затвора, а первая шторка заменена на электронную, это способствует уменьшению риска “дрожания” затвора во время фотосъемки.

D810 предлагает запись высококачественных роликов в формате HD – 1080/60p/24p, с возможностью ручного управления экспозицией, фокусом и регулировкой звука. Nikon D810 также как и флагманский фотоаппарат 4Ds позволяет одновременно записывать видео на карту памяти и транслировать на дисплей, благодаря порту HDMI.

Ключевые особенности Nikon D810

  • 36.3-мегапиксельная полнокадровая матрица CMOS (без фильтра нижних частот);
  • ISO 64-12800 (с расширением до ISO 32-51200);
  • Процессор обработки изображений Expeed 4;
  • Серийная съемка 5 кадров в секунду в полном разрешении;
  • Дисплей с диагональю 3.2 дюйма и разрешением 1229 тыс. точек;
  • Улучшенная система распознавания сюжетов;
  • 51-точечная система автофокуса с групповой фокусировкой;
  • Auto ISO доступен в режиме ручной экспозиции;
  • Параллельная запись видео и трансляция через HDMI;
  • Встроенный стерео микрофон.

Отсутствие фильтра OLPF и ISO 64 в Nikon D810

Матрица Nikon D810 имеет разрешение 36 Мп, но не имеет фильтра сглаживания, или как его еще называют, фильтра нижних частот. Это позволяет делать с помощью фотоаппарата снимки не просто большого размера, а фотографии с максимальной четкостью и резкостью. Инженеры потрудились, и теперь, не смотря на то, что OLPF отсутствует, риск возникновения эффекта муар минимален.

Диапазон светочувствительности Nikon D810 начинается со значения 64 ISO, и может быть расширено до 32 ISO это позволяет снимать с длинной выдержкой даже в яркую солнечную погоду, создавая оригинальные фотографии с эффектом замедленного движения.

Замена первой шторки

Для качественной съемки с большой выдержкой важно полное отсутствие малейших колебаний и дрожаний фотоаппарата. Что бы минимизировать вибрации первая шторка Nikon D810 была заменена на электронную.

Групповой автофокус в Nikon D810

Наличие группового автофокуса в фотоаппарате позволяет фотографировать с помощью D810 сразу по нескольким точкам. Фотоаппарат фокусируется по точке и автоматически активизирует соседние точки для фокуса. В результате получаем группу из пяти пунктов, по которым и происходит фокус. Наличие этого режима позволяет точнее и качественнее настраиваться на объекте, а при съемке движущихся объектов риск ошибиться в фокусе будет минимальным.

Объектив в комплекте Nikon D810 и цена

Профессиональный фотоаппарат Nikon D810 поставляется без объектива, и его стоимость превышает 3300 долларов. Если вы хотите приобрести модель в комплекте с оптикой, то обратитесь к торговому представителю. Часто, при покупке дорогостоящих камер есть скидка на определенные объективы.

Теперь самое время рассмотреть основные настройки всех четырех полнокадровых фотоаппаратов. После рассмотрения таблицы мы подведем итоги и решим какой полнокадровый фотоаппарат подходит для того, или иного типа съемки, а также отметим основные преимущества каждой модели.


Фотоаппараты Nikon DF, Nikon D610, Nikon 4Ds и Nikon D810 вместе с объективом 50 мм f/1.8
Параметры Nikon DF Nikon D610 Nikon 4Ds Nikon D810
Стоимость фотоаппарата 2750$ (только корпус), 3000 $ (с объективом 50 мм F1.8) 2000 $ (только корпус), 2600 $ (с объективом 24-85 мм F3.5-4.5) 6500 $ 3300-3600 $
Материал корпуса Магниевый сплав Магниевый сплав (сверху и сзади) и поликарбонат Магниевый сплав Магниевый сплав
Максимальный размер кадра 4928 x 3280 6016 x 4016 4928 x 3280 7360 x 4912
Эффективное разрешение матрицы 16 мегапикселей 24 мегапикселей 16 мегапикселей 36 мегапикселей
Размер матрицы Полный кадр (36 х 23,9 мм) Полный кадр (35,9 х 24 мм) Полный кадр (36 х 23,9 мм) Полный кадр (35,9 х 24 мм)
Тип датчика CMOS CMOS CMOS CMOS
Процессор Expeed 3 Expeed 3 Expeed 4 EXPEED 4
Цветовое пространство SRGB, AdobeRGB SRGB, Adobe RGB SRGB, AdobeRGB SRGB, AdobeRGB
ISO 100 - 25600 (с расширением до 50-204800) 100 - 6400 (с расширением до 50 - 25600) 100-25600 (с расширением до 50-409600) 64-12800 (с расширением до ISO 32-51200)
Пресетов баланса белого 12 12 12 12
Пользовательский баланс белого Да (4) Да (4) Да (4) Да (6)
Несжатый формат RAW + TIFF RAW RAW + TIFF RAW + TIFF
Формат файлов JPEG (EXIF 2.3), RAW (NEF), TIFF JPEG, NEF (RAW): 12 или 14 бит NEF 12 или 14-бит, NEF + JPEG, TIFF, JPEG JPEG (Exif 2.3, DCF 2.0), RAW (NEF), TIFF (RGB)
Автофокус Контрастностный, фазовый, Мультизонный, Центрально взвешенный, По одной точке, Следящий, Непрерывный, Распознавание лиц, Live View Контрастностный, фазовый, Мультизонный, Центрально взвешенный, По одной точке, Следящий, Непрерывный, Распознавание лиц, Live View Контрастностный, фазовый, Мультизонный, Центрально взвешенный, По одной точке, Следящий, Непрерывный, Распознавание лиц, Live View
Количество точек фокусировки 39 39 51 51
Крепление объектива Nikon F Nikon F Nikon F Nikon F
Дисплей Фиксированный Фиксированный Фиксированный Фиксированный
Размер экрана 3,2 дюйма 3,2 дюйма 3,2 дюйма 3,2 дюйма
Разрешение экрана 921000 921000 921000 1229000
Видоискатель Оптический (пентапризма) Оптический (пентапризма) Оптический (пентапризма) Оптический
Охват видоискателя 100% 100% 100% 100%
Минимальная выдержка 30 сек 30 сек 30 сек 30 сек
Максимальная выдержка 1/4000 сек 1/4000 сек 1/8000 сек 1/8000 сек
Режимы экспозиции Ручной, полуавтоматические режимы с приоритетом выдержки и диафрагмы, Программируемый режим Ручной, полуавтоматические режимы с приоритетом выдержки и диафрагмы, Программируемый режим с гибкими настройками Ручной, полуавтоматические режимы с приоритетом выдержки и диафрагмы, Программируемый режим
Встроенная вспышка Нет Да Нет Да
Поддержка внешней вспышки Через горячий башмак Через горячий башмак Через горячий башмак Через горячий башмак
Режимы вспышки Авто, Высокоскоростная синхронизация, Синхронизация по передней шторке, Синхронизация по задней шторке, подавление эффекта красных глаз Авто, Включена, Выключена, Подавление эффекта красных глаз, Медленная синхронизация, Синхронизация по задней шторке Авто, Высокоскоростная синхронизация, Синхронизация по передней, Синхронизация по задней шторке, Подавление эффекта красных глаз, Подавление эффекта красных глаз + Медленная синхронизация, Медленная синхронизация по задней шторке, Выключена Синхронизация по передней шторке, Медленная синхронизация, Синхронизация по задней шторке, Подавление эффекта красных глаз, Подавление эффекта красных глаз + Медленная синхронизация, Медленная синхронизация по задней шторке
Скорость синхронизации вспяшки 1/250 сек 1/200 сек 1/250 сек 1/250 сек
Режим съемки Покадровый, Непрерывный, Тихая фокусировка, Автоспуск Покадровый, Непрерывный, Непрерывный высокоскоростной, Тихая фокусировка, Автоспуск Покадровый, Непрерывный, Непрерывный высокоскоростной, Тихая фокусировка, Автоспуск
Серийная съемка 6 кадров в секунду 6 кадров в секунду 11 кадров в секунду 5 кадров в секунду
Автоспуск Да (2, 5, 10 или 20 сек) Да Да (2-20 секунд, до 9 кадров с интервалом в 0,5, 1, 2 или 3 секунды) Да (2, 5, 10, 20 сек до 9 кадров)
Компенсация экспозиции ± 3 (с шагом 1/3 EV) ± 5 (с шагом 1/3 EV, 1/2 EV, 2/3 EV и 1 EV) ± 5 (с шагом 1/3 EV, 1/2 EV и 1 EV)
Компенсация Баланса Белого Есть (2 или 3 кадра с шагом 1/3 и 1/2) Есть (2 или 3 кадра с шагом 1, 2 и 3) Есть (2-9 кадров с шагом 1, 2 или 3) Есть (2-9 кадров с шагом 1, 2 и 3)
Микрофон Моно Моно Моно Стерео
Типы карт памяти SD / SDHC / SDXC карты SD / SDHC / SDXC х 2 слота CompactFlash, XQD SD / SDHC / SDXC, CompactFlash (UDMA-совместимый)
USB USB 2.0 (480 Мбит / сек) USB 2.0 (480 Мбит / сек) USB 2.0 (480 Мбит / сек) USB 3.0 (5 Гбит / сек)
Беспроводное подключение через WU-1a мобильный адаптер Ву-1b WT-5А или WT-4A WT-5А или Eye-Fi
Погодный уплотнитель Да Да (Водо-и пыленепроницаемый) Да
Батарея Аккумулятор Аккумулятор Аккумулятор Аккумулятор
Описание батареи EN-EL14/EN-EL14a EN-EL15 EN-EL18a EN-EL15
Срок службы батареи (CIPA) 1400 900 3020 1200
Вес (вкл. батареи) 760 грамм 850 грамм 1350 грамм 980 грамм
Размеры 144 х 110 х 67 мм 141 х 113 х 82 мм 160 х 157 х 91 мм 146 х 123 х 82 мм

Подведем итоги

Наиболее впечатляющим, и в тоже время самым дорогим фотоаппаратом из сравнения является Nikon 4Ds. Фотоаппарат оснащен новейшим процессором обработки и имеет впечатляющий диапазон ISO. Система фокусировки камеры состоит из 51 точки, а скорость фокуса впечатляет. Профессиональный фотоаппарат изначально заточен на фотосъемку активных мероприятий – спорта и дикой природы. Скорость серийной съемки составляет 11 кадров в секунду, а буфер вмещает до 200 фотографий. Разумеется снимать с камерой можно и в студии, но покупать его только ради этого нет смысла, так как для этих целей можно купить фотоаппарат подешевле, например Nikon D810 или Nikon D610. Режим автоспуска камеры позволяет снимать до 9 кадров с разной задержкой спуска, а также дает возможность снимать с задержкой до 20 секунд. Nikon 4Ds имеет погодный уплотнитель защищающий не только от холодной погоды, но и от попадания влаги и пыли. На одном заряде аккумулятора можно будет снять больше 3000 кадров. Фантастические возможности камеры дают возможность создавать невероятнейшие кадры.

Следующим в списке идет Nikon D810. Это высокопроизводительный фотоаппарат создает изображения в огромном разрешении, что позволяет печатать их в большом размере, или кадрировать в случае необходимости. Возможности светочувствительности дают возможность снимать с длинной выдержкой даже при ярком свете. Система автофокусировки состоит из 51 точек, распределенных равномерно по всему кадру. Кроме того модель оснащена диспеем с наибольшим разрешением. Серийная съемка Nikon D810 составляет всего лишь 5 кадров в секунду. Это немного, с точки зрения фотографирования, но достаточно впечатляюще с учетом того, что разрешение матрицы 36 Мп. Профессиональный фотоаппарат позволяет фотографировать как в студии, так и на природе.

Nikon D610 является наиболее дешевой полнокадровой фотокамерой Nikon. Она скрывает в себе массу интересных возможностей и несет невероятную производительность. Это идеальный фотоаппарат для тех фотографов, кто хочет перейти на съемку профессиональной фотокамерой. Камера имеет большое разрешение матрицы и снимает 6 кадров в секунду. У нее есть погодный уплотнитель, защищающий от неблагоприятных условий – дождя, снега и пыли. Это не фотоаппарат для новичков в фотографии, но камера для тех, кто начинает профессиональную фото карьеру.

Nikon DF представляет собой преобразованную Nikon D610 с некоторыми функциями от Nikon 4D. Это стильный и дорогой фотоаппарат для настоящих ценителей качества и дизайна. Наверное, нет наиболее красивой и модной зеркальной фотокамеры, чем Nikon DF. Но стиль не является главным преимуществом модели, она скрывает в себе отличную производительность и позволяет делать качественные фотографии. Не стоит забывать о том, что камера стоит почти на 750 долларов больше чем Nikon D610, и эти деньги вы платите по большей части именно за дизайн фотоаппарата.

Если вы хоть раз интересовались устройством фотоаппарата, то Вы, наверняка, слышали термин «полнокадровая» камера. Многие фотографы восторженно отзываются о фотокамерах с большими размерами матриц, аргументируя это целым рядом причин. Сегодня мы вкратце рассмотрим, почему так много фотографов отдают предпочтение этим камерам, и в чем именно заключаются преимущества полного кадра.

Обзор размеров матриц

Чтобы понять, что значит полный кадр, необходимо заглянуть в прошлое, и рассмотреть основы создания изображений. За все время существования фотоаппаратов использовались различные размеры матриц или пленок.

Матрица является деталью цифровой камеры, которая ответственна за формирование изображения. Когда затвор фотоаппарата открывается, матрица начинает улавливать и распознавать изображение и продолжает это делать вплоть до момента .

Полнокадровая матрица у Canon 5D гораздо больше, чем у классических цифровых зеркалок с системой APS-C.

У пленочных камер роль «сенсора» выполнял отдельный экспонированный кадр пленки. Самым популярным размером в доцифровую эпоху была пленка шириной 35-мм. Полнокадровыми являются фотокамеры с матрицей, имеющей такой же размер, как и 35-мм кадровые пленочные фотоаппараты.

До появления полнокадровых камер использовались в основном сенсоры меньшего размера. Nikon называет эти камеры просто DX, также можно встретить термин «APS-C», но он применяется к цифровым зеркальным камерам с несколько меньшим размером матрицы. Фотографы, как правило, называют такие фотоаппараты с усеченным сенсором не иначе как «кропнутые» (“cropped-sensor” cameras) или говорят, что камера имеет «кроп-матрицу».

В «мыльницах» и мобильных телефонах используются матрицы с еще меньшими размерами.

Преимущества полнокадровых камер

На фоне всех этих разговоров о размерах матриц, возникает вопрос, почему многие фотографы отдают свое предпочтение именно полнокадровой камере, в чем же заключаются преимущества полного кадра?Оказывается, камеры с меньшим размером сенсора могут только мечтать о тех достоинствах, которые имеют полнокадровые камеры.

Самым главным их преимуществом является более высокое качество изображения. Чем больше размеры матрицы, тем камера лучше распознает детали.

Как мы уже упоминали выше, у мобильников и мыльниц самые маленькие размеры матрицы. Производители стараются решить эту проблему, улучшить качество изображения, получаемого камерами мобильников и мыльниц, однако вряд ли в ближайшее время будет возможно добиться качества изображения этих камер, сопоставимого с качеством, получаемым на полнокадровых фотоаппаратах.

Кроме того, камеры с большими размерами матрицы, как правило, имеют лучшие . Это означает, что они лучше работают в плохо освещенных условиях, что дает больше возможностей для работы в таких ситуациях.

Визуализация размера матрицы

Этот рисунок показывает разницу в размерах матриц различных типов:

На небольших камерах явно выражен так называемый «кроп-фактор» в плане фокусного расстояния объектива. Главное отличие полного кадра от кропа заключается в размере изображаемого пространства, которое попадает в кадр:

больший размер матрицы захватывает больше пространства на снимок.

На полнокадровых камерах 50-мм объектив обеспечивает «нормальное» изображение на средних дальностях, а на матрицах меньшего размера тот же объектив будет иметь эффект телефото или зума. Изображение выглядит так, будто снимок обрезали или усекли по краям, отсюда и название кроп–сенсор.

Переход на полный кадр

Если вы планируете переход на полный кадр, то для начала я бы порекомендовал отказаться от покупки навороченной камеры последней модели, и подыскать себе что-то попроще и немного постарше и, желательно, на рынке подержанной фототехники. Раньше огромным барьером для приобретения полнокадрового фотоаппарата являлась его стоимость.

В настоящее время такой проблемы не существует, поскольку приобрести Canon 5D теперь можно примерно за $ 700 или даже меньше, также падает в цене и D700 от Nikon. Каждая из этих камер не обязательно обладает новейшими функциями, но они обе обеспечивают вполне достойное качество изображения.

Полнокадровую камеру Canon 5D можно приобрести по цене ниже $ 700 на рынке б/у, и этот выбор является наименее дорогостоящим вариантом при переходе к полнокадровой цифровой камере.

При переходе на камеру с большим размером матрицы следует также учитывать и затраты на приобретение полнокадровых объективов. Ведь не все объективы, которые вы накручивали на вашу «кропнутую» камеру, подойдут для использования на полнокадровом фотоаппарате.

Самый дешевый способ - это выбрать набор простых объективов с фиксированным фокусным расстоянием. Как Canon, так и Nikon имеют объективы с f/1.8 по всему спектру, которые не только эффективны в условиях низкой освещенности, но имеют хорошую резкость, ничуть не хуже, чем у дорогостоящих объективов.

Прежде, чем отказываться от своих старых «кропнутых» объективов, я бы посоветовал, все же проверить на практике, будут ли они работать на вашей новой полнокадровой камере. Наверняка один из них да и подойдет.

Заключение

Полнокадровые камеры становятся все более и более популярными, а их цена падает, особенно на рынке бывших в употреблении камер. Теперь, рассмотрев все преимущества полного кадра, становится ясно, почему многие профессионалы предпочитают именно этот тип фотокамер.

Полнокадровые зеркальные камеры находятся сейчас на пике своей популярности. Этому есть несколько причин. С одной стороны, у традиционных зеркальных камер формата APS-C появился сильный конкурент — беззеркальные камеры, которые по совокупности таких характеристик, как цена и компактность, превосходят зеркальные камеры.

С другой — все больше и больше моделей зеркальных камер движутся к профессиональному сегменту, получают начинку старших моделей, включая полнокадровую матрицу, дешевеют и переходят из категории чисто профессиональных камер в боле массовую категорию продвинутых камер для фотолюбителей.
Синонимом топовой камеры становится наличие в ней полнокадровой full-frame-матрицы (ФФ) , о которой многим известно лишь то, что ФФ — это хорошо.

Сегодня мы постараемся ответить на популярные вопросы фотолюбителей о полнокадровых камерах и поможем сориентироваться в актуальных моделях.

Матрица в камере — тот случай, когда размер имеет значение. Самые маленькие матрицы обычно применяют в мобильных телефонах, чуть больше (1/2.3) — в «мыльницах» и камерофонах, еще больше (Micro 4/3, 1», APS-C) — в беззеркалках, APS-C (25.1х16.7 мм) — в обычных зеркальных камерах, полнокадровые (36х24 мм) — в старших моделях зеркальных камер. Свое название полнокадровый датчик получил из-за одинаковых с полным кадром 35 мм пленки размеров. Поэтому фокусное расстояние на объективах обычно указывают «в 35 мм эквиваленте».

Низкие шумы на высоких значениях ISO, малая глубина резкости, широкий динамический диапазон, плавные переходы в полутонах — вот то (и в общем-то все), чем отразится на качестве фотографии переход на ФФ-камеру. Строго говоря, камера с полнокадровой матрицей нужна тем, кто хочет эффективнее использовать профессиональные светосильные объективы и снимает на высоких значениях ISO. Полнокадровый сенсор — не один сплошной плюс.

Камерам с APS-C-сенсорами ФФ-камеры сильно уступают в скорости съемки. Также сенсоры с кроп-фактором больше единицы будут удобнее для работы с телеобъективами.

Кроме размеров разница между полнокадровой и кроп-матрицей заключается в увеличенном пространстве кадра. Кроп-сенсор увеличивает фокусное расстояние пропорционально своему кроп-фактору. Снимая на APS-C-камеру (кроп-фактор — 1,5) с 50 мм объективом, мы получим фотографии, снятые как будто на 75 мм объектив. С другой стороны, полнокадровая матрица не обрезает снимок, а значит, с тем же 50 мм объективом можно будет снимать пейзажи и умещать в кадр гораздо больше объектив без использования широкоугольных объективов.

Перед покупкой ФФ-камеры стоит внимательно изучить список совместимых объективов, цены на них и помнить, что полнокадровая камера очень требовательна к качеству оптики. В паре с линзой средней ценовой категории, мылящей или затемняющей изображение по краям, она не сможет раскрыть и часть потенциала большой матрицы. А хорошая оптика стоит немалых денег, от $400 и до нескольких тысяч.

На полнокадровых камерах великолепно работают светосильные фикс-объективы, в том числе широкоугольные. Как вариант, можно начать с покупки бюджетного 50 мм F/1,8 для байонета ФФ-камеры. Но от доступных зумов придется отказаться, как и от ряда широкоугольников — 10-22, 10-20, 11-16, 10-24.

За всю историю цифровых полнокадровых камер в продажу вышло лишь несколько десятков моделей. Причем для массового покупателя подобную технику производят всего три компании — Canon, Nikon, Sony. Последняя полнокадровая камера Kodak была выпущена в 2004-м, а показанная в 2001 году модель Pentax так и не вышла в продажу, а камеры Leica себе могут позволить далеко не все желающие: средняя цена на Leica M9 без объектива составляет 140 тыс. руб.

Актуальные модели

Canon EOS 5D Mark III и Canon 6D

Средняя цена без объектива: 100 тыс. и 60 тыс.

2012 год принес обновление всех существующих полнокадровых камер, в том числе легендарной серии Canon 5D.

Компании производители

Canon EOS 5D Mark III получила важные обновления по всем параметрам: новую матрицу, процессор, дисплей, систему автофокусировки и два слота для карт памяти, а также расширенные возможности видеозаписи. Новый 3,2-дюймовый экран имеет разрешение 1,04 млн точек, антибликовый прозрачный слой и защитное стекло с дополнительным антибликовым покрытием. Камера может снимать в режиме мультиэкcпозиции с различными способами наложения и самостоятельно создавать HDR в четырех стилях.

Процессор DIGIC 5+ в 17 раз быстрее процессора в Mark II, что на практике дает прирост в скорости вывода сигнала с матрицы и увеличенную почти вдвое скорость съемки, с 3,9 до 6 кадров в секунду. В паре с объективами Canon камера сама корректирует виньетирование и убирает хроматические аберрации. Впервые реализованная в зеркалках этого производителя функция Rate позволяет проводить на экране камеры сравнение зафиксированной и автоматической экспозиции. Точный автофокус обеспечивает 61-точечная система фокусировки (вместо 9-точечной в 5D Mark II), перекочевавшая из старшей 1Dx. Важное обновление коснулось и записи видео: длина ролика увеличена с 12 минут до 30.

Еще одна камера Canon заняла нишу между кропом 7D и полнокадровыми 5D, а появление в модельном ряду доступной ФФ-модели позволило Canon позиционировать 5D как более профессиональный аппарат. Полнокадровая, бюджетная (ключевое слово), легкая по меркам ФФ-зеркалок (всего 770 г) 6D стала прямым конкурентом Nikon D600.

Компании производители

При сравнении характеристик 6D и Mark III в глаза бросается не так уж много отличий, хотя разница в цене камер составляет $1500. Разрешение матрицы 6D меньше (20,2 млн пикселей против 22,3 у Mark 3), ниже скорострельность (4,5 к/с против 6 к/c), нет второго слота для карты памяти, 11-точечная система фокусировки вместо 61-точечной. Строго говоря, Canon представила немного осовремененную версию Mark II в компактном корпусе.

По габаритам 6D сравнима с Canon 60D и является самым компактным зеркальным ФФ-аппаратом. От старших камер 6D получила быстрый процессор DIGIC 5+ и 3,2-дюймовый экран с разрешением 1,04 млн точек. Второй слот для карты памяти потенциальной аудитории этой камеры вряд ли будет интересен (используется SD), зато встроенные GPS и Wi-Fi модули будут очень кстати. По Wi-Fi снимки можно будет передавать на смартфоны и планшеты (доступны бесплатные приложения для Android или iOS). К сожалению, камера умеет работать только с оптикой EF — о байонетах EF-S и EF-M придется забыть.

Nikon D600 и Nikon D800

Средняя цена без объектива: 56 тыс. и 90 тыс.

Вышедшую пять лет назад Nikon D700 закономерно противопоставляли Canon 5D Mark 2, соответственно, после обновления до Mark 3 появление D800 было вполне ожидаемым. В этот раз Nikon выпустила полнокадровую камеру с невероятно высоким разрешением (36 мегапикселей, разрешение снимка составляет 7360 х 4912 точек) и в двух модификациях — c low-pass-фильтром и без (D800E). Модификация с антиалиасингом поступила в продажу на $300 дороже. Любопытно, что D800 уже не является урезанной версией одной из старших камер компании, как было в случае с D700 и D3. Однако дизайн и расположение элементов на корпусе остались аналогичными D700.

Компании производители

Кроме потрясающей 36-мегапиксельной КМОП-матрицы камера обладает сенсорным 3,2-дюймовым дисплеем с разрешением 921 000 точек и углом обзора 170 градусов — такой же экран установлен в старшей Nikon D4. Экран защищен прочным стеклом Hardlex. Интересный факт: Hardlex применяют в кабинах самолетов Boeing.

Скорострельность — не конек полнокадровых камер. D800 снимает на скорости 4,6 кадра в секунду, чего достаточно для многих ситуаций, не считая спортивной и репортажной съемки. Зато новый процессор позволяет полностью раскрыть потенциал 51-точечной системы фокусировки, включая 15 датчиков перекрестного типа.

Наконец, по сравнению с D700 камера получила доработку в видеозаписи. Длина одного видео по-прежнему ограничена 30 минутами, но при съемке можно использовать режим DX (имитация APS-C) и снимать на объективы, имитируя 1,5х увеличение. К камере можно подключить внешний микрофон для записи стереозвука или довольствоваться моно на встроенном микрофоне. Приятная опция — громкость звука по время съемки регулируется.

В Nikon D600 используется видоискатель с 100-процентным покрытием кадра. Профессиональные камеры выпускаются без встроенной вспышки, но, понимая, что пользователь не всегда хочет тратиться на аксессуары, в D600 Nikon добавили встроенную вспышку.

Компании производители

Она пригодится, чтобы перебить тени при съемке в контровом свете, или может послужить импульсом при съемке в студии. Еще один важный плюс камеры заключается в системе фокусировки, и тут Nikon действительно есть что противопоставить 11-точечной системе фокусировки у Canon 6D: лампа подсветки, 39 точек, 9 из которых крестообразные. Также в D600 реализована интересная функция переключения в DX-режим, в котором камера имитирует работу с APS-C-сенсором: эквивалентное фокусное расстояние объективов увеличивается в 1,5 раза, а длина серии снимков возрастает до 100 кадров в JPEG и до 30 в RAW против 30 в JPEG и 15 в RAW в обычном режиме. DX-режим позволяет подключать объективы от ASC-камер, что будет актуально, если вы переходите с кропа на полный кадр, но пока что не можете позволить себе обновить все необходимые линзы. Встроенный привод пригодится для работы с объективами без встроенного мотора. Модули Wi-Fi и GPS для D600 нужно будет докупать отдельно.

Sony Alpha a7 и Sony Alpha a99

Средняя цена без объектива: 60 тыс. и 95 тыс.

Sony последней взялась за полнокадровые камеры, но подошла к этому вопросу в своем стиле: первые эксперименты компании коснулись ФФ-камер с полупрозрачным зеркалом, в которых при записи видео работал автофокус. Второй серьезной заявкой на успех стал выпуск полнокадрового компакта RX1, пошатнувшего общее представление о том, как может выглядеть ФФ-камера. Дальше — внешний полнокадровый объектив-фотокамера QX10, крепится к смартфону. Вишенка на торте — анонс сразу двух полнокадровых беззеркальных фотоаппаратов.

Sony Alpha a7 ознаменовала собой и конец истории камер NEX, отныне японцы планируют выпускать беззеркалки в серии Alpha. Отказывается Sony и от использования слова «зеркало», заменяя его общей формулировкой «камера со сменной оптикой».

Компании производители

Камера со сменной оптикой Sony Alpha a7 представляет собой крошечный фотоаппарат с полнокадровым сенсором, модулями Wi-Fi и NFC, 117-точечной фокусировкой и качественным откидным дисплеем. Электронный OLED-видоискатель имеет 100-процентное покрытие кадра и 0,71х увеличение. Alpha a7 может работать в автоматических и полуавтоматических режимах, с приоритетом выдержки, диафрагмы или на полностью ручных настройках. На колесо переключения режимов вынесены запись видео, автоматическая съемка панорам и выбор сюжетного режима. В продаже доступны две вариации камеры — с низкочастотным фильтром (a7) и без него (a7r). В a7 использована 24-мегапиксельная матрица, в a7r — 36-мегапиксельная. Главный вопрос при использовании Sony Alpha a7 — это оптика. Формально a7 совместима с байонетом E (объективы для NEX), но они плохо подходят для полнокадрового сенсора. Пока что представлено только 5 совместимых объективов, а до конца 2015 года Sony планирует увеличить парк FE оптики до 16 моделей. Использовать объективы от SLT-альф можно через переходники LA-EA3 и LA-AE4.

На роль конкурента Canon EOS 5D Mark III и Nikon D800 у Sony есть модель Alpha a99. Легкая (всего 733 г), с качественным откидным и поворотным OLED-экраном с разрешением 2 300 000 точек, a99 ориентирована во многом на видеографов.

Компании производители

Профессиональных фотографов в ней могут отпугнуть электронный видоискатель и далеко и не самый емкий аккумулятор. Еще одним слабым моментом Alpha a99 стала система фокусировки (всего 19 точек, 11 крестообразных), которую производитель компенсирует функцией ручного управления диапазоном фокусировки.

Полнокадровая матрица в совокупности с фирменной технологией полупрозрачного зеркала позволяет записывать ролики с автоматическим фокусом и Full HD-разрешением на скорости 24/50/60 кадров в секунду. Информация о записи звука по обоим каналам выводится на дисплей, через XLR-адаптер доступна профессиональная настройка звука.

От профессиональных видеокамер а99 контроллер для быстрой смены параметров съемки записи видео — ничего подобного другие производители фотокамер предложить пока не в состоянии.

Итоги

Полнокадровые камеры для массового покупателя — явление неоднозначное. С одной стороны, вышеперечисленные преимущества перед камерами с APS-C-сенсором очевидны.

С другой — без качественной оптики покупка ФФ-модели может не оправдать ожиданий, а хорошие объективы потребуют дополнительных трат. Отсутствие встроенной вспышки, немалые габариты, вес — все это тоже аргументы против покупки полнокадровой камеры в личное использование, без цели заработка. Исключение составляет компактная полнокадровая Sony a7, но, принимая во внимание ее высокую для беззеркальной камеры цену и небольшой набор совместимых объективов, рекомендовать к покупке можно только тому, кто ясно понимает, зачем ему нужен именно этот фотоаппарат.

Сегодня у нас крайне популярная и интересная многим тема. Матрица – одна из важнейших составляющих любого цифрового фотоаппарата. Сегодня мы поговорим о её физическом размере. Почему многие гонятся за «полным кадром», чем он отличается от «кропа», и что лучше подойдет вам? Вот на эти темы предлагаю поговорить.

FullFrame vs. Crop

Когда-то давным-давно, когда по земле ходили динозавры, а фотографы использовали пленочную технику, 35-миллиметровая пленка считалась классикой жанра. Именно её размеры сегодня используют для отправной точки при определении такого понятия как «Кроп-фактор». Кроп-фактор сегодня – это отношение диагонали 35mm пленки к диагонали матрицы рассматриваемого фотоаппарата. Стоит отметить, что 35мм само по себе – это ширина пленки, её диагональ равна 43,3 мм.

Камеры, кроп-фактор которых равен 1, называются полнокадровыми. Современные примеры таких камер – Nikon D610, Nikon D810, Canon 5D Mark III, Sony A7r и другие. Большая часть зеркальных и беззеркальных камер имеет кроп-фактор около 1.5 (у любительских «зеркалок» Canon – 1.6). Примеры таких камер: Nikon D7000, Canon 100D, Pentax K3 и так далее. Компактные камеры сегодня могут иметь кроп-фактор как у приличных зеркальных камер (Fujifilm X100T имеет кроп-фактор 1.5), а могут иметь крошечные матрицы 1/2.3″ (кроп-фактор 5.62).

Фотоаппарат Nikon D800 «в разрезе». То, что отсвечивает зеленым, и есть матрица


Как уже должно стать понятно – чем меньше кроп-фактор, тем больше матрица и тем дороже фотокамера. Размер матрицы как ничто другое влияет на конечную цену фотоаппарата. Для особо любознательных отмечу ещё такой интересный факт: есть цифровые камеры, имеющие кроп-фактор меньше единицы (например, 0.71). Такие камеры называются «среднеформатными». Но это крайне специфичная техника, о которой мы сегодня больше не будем говорить. Кому нужны такие камеры, те о них и так знают достаточно.

Возвращаясь к ценовой политике, давайте посмотрим, что тут у нас с ценами на фотокамеры. Самые дешевые варианты фотоаппаратов с полнокадровой матрицей – Nikon D600, Canon 6D, Sony A7. Но даже они стоят от 70 тысяч рублей. Если же посмотреть на камеры с меньшим сенсором, например на Nikon D7100/D7200 и Canon 70D (лучшие на сегодня любительские зеркальные камеры Canon и Nikon), то их цена в районе 40-45 тысяч рублей. При этом та же Nikon D7100 отличается от Nikon D600, по сути, только размером матрицы. И вот, смотря на эту огромную разницу в цене, многие фотолюбители резонно вопрошают: а нужно ли им это вообще?

Итак, чем больше матрица, тем:

  1. Больше деталей на фотографиях, и тем резче и четче кажется снимок. Все видели снимки с «мыльниц», на которых мелкие объекты не имеют деталей – это как раз недостаток маленькой матрицы.
  2. Меньше шумов на фотографиях, снятых на высоких значениях ISO. Действительно, размер матрицы сильно влияет на количество шума на фотоснимках.
  3. Лучше прорабатываются полутона, переходы от одного цвета к другому более плавные, чем на маленьких матрицах.
  4. Меньше ГРИП, что, безусловно, оценят любители «боке».
  5. Привычнее фокусные расстояния. Значения эквивалентного и реального фокусных расстояний для полного кадра совпадают. Немало про фокусные расстояния мы уже говорили в статье «Что выбрать? 35mm vs. 50mm vs. 85mm» .

То есть, вот такая дилемма. С одной стороны, чем больше матрица – тем дороже фотокамера. С другой, тем больше деталей на снимках, меньше шумов, красивее «боке». Теперь давайте подумаем, нужно ли вам это?

Если вы покупаете свой первый зеркальный или беззеркальный фотоаппарат, то брать полнокадровую камеру не имеет смысла. Разница в качестве изображения между кроп-зеркалкой и мыльницей очень велика. А вот разница в техническом качестве картинки между любительской зеркалкой начального уровня и полнокадровой камерой вряд ли будет заметна новичку. А, как говорится, если не видно разницы…

Красивое размытие заднего плана с помощью полнокадровой камеры получить проще

Но разница есть, её смогут ощутить только опытные фотолюбители. Стоит ли большая матрица таких колоссальных переплат (сначала за камеру, а потом за объективы) – решать уже исключительно вам. Лично моё мнение – цена на полнокадровую технику сегодня неоправданно высока. При этом фотоаппараты уровня Nikon D7100 позволяют получить просто фантастические снимки, при должном умении и хорошей оптике, конечно.

А теперь давайте приведем несколько примеров сравнения полнокадровой и кроп-матрицы.

Сравнение FF и APS-C: шумы

Прежде всего, давайте сравним кроп-камеру и ФФ на шумы. В роли кропа — фотоаппарат с APS-C сенсором Canon 100D. Полнокадровая камера — Nikon D610. Все фотографии в посте имеют EXIF, можете проверить настройки съемки самостоятельно.

Эта фотография сделана на Canon 100D на ISO 3200

А этот снимок сделан на Nikon D610 на ISO 3200

Разница между снимками не просматривается (с точки зрения шумов), если оценивать изображения в веб-качестве. Однако, если копнуть чуть глубже и увеличить изображения, то разница становится более очевидна.

Это так называемый «кроп» первого кадра — вырезанный участок изображения

А это вырезанный участок второго изображения, снятого на полнокадровую камеру

Второй кроп кадра с Canon 100D

А это ещё один кроп кадра, снятого на ФФ-камеру

По кадрам выше гораздо лучше видна разница между полноформатной и APS-C матрицами. Шумы на фотографиях с Canon 100D более выражены, чем на тех, что были получены с Nikon D610.

Сравнение FF и APS-C: динамический диапазон

Динамический диапазон — одна из ключевых характеристик фотоматрицы. Подробно про него мы говорить не будем — это тема для отдельной статьи. Но ключевое, что нас интересует — возможности постобработки полученных снимков в ситуациях, например, когда кадр вышел слишком темный, и нам приходится изменять его экспозицию уже в графическом редакторе. Ниже можно видеть два таких кадра, которые мы попробуем «вытянуть». Первый снят на Canon 100D, второй — на Nikon D610. Обратите внимание, что на изображении есть участки, в которых практически неразличимы детали (правый нижний угол).




После «осветления» кадров мы получаем следующие результаты.




С точки зрения выставления фотографий в Интернете, опять же, разницы практически нет. Но давайте на кропах этих кадров посмотрим, как справились изображения с вытягиванием теней.

Кадр с Canon 100D после вытягивания теней

Кадр с Nikon D610 после вытягивания теней. Данная часть кадра на ФФ-камере уже уходит в зону нерезкости. Не обращайте на это внимания — смотрите на шумы

Очевидно, что полнокадровая камера справилась с задачей гораздо лучше. Изначально фотографии делались с одинаковыми настройками, в том числе и по ISO — там выставлено 800 единиц на обоих кадрах. Шумов на втором кадре практически нет. В конечном счете это означает, что спасти кадры с ошибками по экспозиции, сделанные на полнокадровую камеру проще, чем на фотоаппарат с меньшей матрицей.

Что хотелось бы сказать в итоге. Как вы уже поняли, чем больше матрица, тем лучше. Что же касается выбора между матрицей с кроп-фактором 1.5 и полнокадровой матрицей, то плюсы последней будут очевидны только опытным фотолюбителям и профессионалам. Новичкам покупать подобную технику особого смысла нет. Пожалуй, на этом всё. Делайте правильный выбор!