Практика по планированию производства

Всем привет!


Сегодня я хочу рассказать о нескольких практиках оценок задач, которые сложились в нашей команде за годы совместной работы. Я надеюсь, что статья будет полезна тем, кто только начинает свой путь в менеджменте, и особенно тем, кто работает по ватерфелу в "кровавом enterprise".


Эффективное планирование зависит от множества разных факторов: от качества оценки, проработки деталей решения, использованной методики планирования, правильной оценки рисков.


Для начала я расскажу о подготовительной части планирования – оценке задачи разработчиками. В нашей команде нам удалось, балансируя между бюрократией и жизненной необходимостью, разработать ряд практик, которые позволяют без лишних промедлений и размышлений превращать оценки в план работ.


Итак, начнем с правил оценки.

Оцениваем задачи по единым правилам

Правила оценки появились у нас после того, как выяснилось, что один из разработчиков в оценке под 1 человеко-днем работы подразумевает 8 часов непрерывной работы без перерывов на планерки, чай/кофе и даже санитарно-гигиенические нужды. Поэтому мы в команде составили очень простое соглашение:

  • оценка проводится в человеко-днях (в документах пишем просто «дни»);
  • задача на 1 человеко-день решается за 1 рабочий день. 0,5 человеко-дня – это начать утром и завершить к обеду. В этот человеко-день включена планерка, помощь коллегам, чай с печеньками и так далее;
  • (для менеджера) в 1 человеко-дне около 6 часов эффективной разработки.

Не обязательно ваши правила должны быть такими же, главное, чтобы вы работали в одной системе координат.

Декомпозируем задачу

Зачастую разработчику гораздо проще сказать: «да там на пару недель работы». А менеджеру добавить в план задачу на 80 часов. Однако из-за такого подхода к планированию потом и возникают вопросы вида: «скажи, сколько процентов работы тебе осталось сделать» и другие способы понять, какой у разработчика прогресс по выполнению задаче.


Мы установили следующие ограничения: любая задача декомпозируется на подзадачи длительностью 0,5-3 дней. Каждая подзадача представляет собой законченную часть функционала.


Опять-таки в вашей команде ограничения могут быть другими. Здесь необходимо соблюдать баланс.


Но по нашему опыту подзадачи более 3 дней:

  • вызывают эффект выпрямления сроков ;
  • демотивируют разработчика долгим отсутствием результата;
  • осложняют контроль и снижают скорость реакции на проблемы.

Менее 0,5 дня тоже имеют недостатки:

  • чем меньше задачи, тем больше зависимостей между ними;
  • чем меньше задачи, тем больше времени и внимания требуется для их отслеживания.

При этом мы сразу нумеруем пункты декомпозиции (подзадачи) – так гораздо удобнее работать с ними в сетевой диаграмме (об этом ниже) и в плане.

Унифицируем подход к декомпозиции

Однажды мы столкнулись с такой ситуацией: оценка трудоемкости разработки другой команды оказалась на 25% меньше, чем наша. Эта ситуация очень заинтересовала руководство – расследование показало, что наши коллеги не включили в оценку проверку разработчиками результатов своей разработки (внутреннее дымовое тестирование).


  • модульное тестирование включается в оценку разработки;
  • дымовое тестирование мы оцениваем отдельно.

Этот пункт еще раз напоминает, что все члены команды и заинтересованные стороны должны работать в одной системе координат.

Оцениваем зависимости задач

Планирование без учета зависимостей похоже на игру в рулетку. Если все пойдет хорошо, то ваш план вполне может быть успешно реализован. Но если вы столкнетесь с жесткой взаимозависимостью нескольких элементов работ, то план «поедет».


Поэтому для качественного планирования, кроме декомпозиции необходима информация о связях подзадач между собой. Например, вы сначала разрабатываете бэкэнд, а потом фронтэнд. Или сначала делаете заглушки на стороне бэкенда, а потом пилите бэкэнд и фронтэнд параллельно. И в том, и в другом случае между работами есть зависимость. Она окажет влияние на старт работ фронтэнда.


Наиболее простой и понятный способ отображения зависимостей – сетевая диаграмма. Например, такая, где элементами являются подзадачи, а стрелки показывают зависимости между ними.

Учитываем ограничения

Часто в задаче заложены еще какие-то ограничения: например, необходимо применить технологию, которой владеют не все члены команды. В нашей команде все владеют стеком бэкенда, но лишь несколько разработчиков могут разрабатывать фронтэнд. Поэтому в каждом элементе декомпозиции мы указываем, к какой технологии относится тот или иной пункт. Эта информация о делении работ на фронтэнд и бэкенд используется при планировании при построении критической цепи.

Оцениваем риски

Есть анекдот про менеджеров, которые умножают оценки разработчиков на некоторое эмпирическое число. Максим Дорофеев объясняет , почему не надо так делать.


Вместо того, чтобы играть в угадайку, мы оцениваем риски следующим образом: на каждый пункт декомпозиции разработчик пишет, какие есть риски, каковая их вероятность и какое влияние они окажут на трудоемкость. Мы называем этот рисками разработки.


При планировании менеджер решает, как обработать риски. А кроме рисков разработки он оценивает и добавляет на этапе планирования менеджерские риски. Например, основываясь на статистике предыдущих проектов.

На практике

На практике в нашей команде при выполнении оценки разработчик заполняет вот такую простую таблицу:



А также рисует сетевую диаграмму примерно такого вида:

Заключение

На этом оценка со стороны разработчика завершается. И к работе приступает менеджер, в задачу которого входит превратить два данных артефакта в готовый план работ по задаче. Как происходит такое превращение я расскажу в следующей части.


Спасибо за внимание!

Теги: Добавить метки

Производственная практика является частью учебного плана. Цели и задачи практики могут различаться в зависимости от специальности обучающего, и, обычно, фиксируются в программе, разработанной ВУЗом. В статье мы привели общие цели и задачи производственной практики, которые актуальны для каждой специальности.

Цели производственной практики

Студент направляется на практику с определенной целью, которая способствует получению дополнительных знаний.

Цель практики – повышение качества подготовки выпускников за счет ознакомления с профессией, закрепления навыков, полученных на лекциях. Студент знакомится с реальной практической деятельностью организации, что позволяет ему лучше ориентироваться в профессии. Производственная практики является отличной основой для будущей работы по специальности.

По окончанию практики студент оформляет отчет , в котором излагает информацию о деятельности организации, анализирует ее. На основе этой информации в дальнейшем пишется дипломная работа.

Задачи производственной практики

Задачи практики – это ряд вопросов, с которыми студент сталкивается на производстве.

Достижению основной цели практики способствуют следующие задачи:

  • изучение специфики деятельности организации;
  • знакомство с графиком работы организации, ее структурными подразделениями;
  • знакомство с инструкцией по технике безопасности;
  • формирование профессиональных навыков в конкретной профессиональной области;
  • приобретение опыта работы по специальности;
  • приобретение опыта работы в коллективе;
  • выполнение требований и действий, предусмотренных программой производственной практики и заданий руководителя;
  • выявление недостатков в работе организации и перспектив ее функционирования;
  • разработка предложений по устранению недостатков и совершенствованию деятельности организации.

Что достигается благодаря прохождению производственной практики

В результате производственной практики студент определяет уровень собственной подготовки к профессиональной деятельности. Цели и задачи практики студент указывает в своем отчете. Отчет о практике отражает уровень знаний студента и его способность справляться с профессиональной деятельностью.

Следует помнить, что составлять отчет необходимо во время практики. Далее отчет сдается руководителю практики от предприятия, который, в свою очередь, делает замечания или дает рекомендации, и подписывает отчет. Преподаватели кафедры знакомятся с представленным на проверку отчетом и с отзывом руководителя по практике со стороны предприятия. Студенту отводится время для защиты отчета, где он рассказывает о сроках прохождения практики, о видах выполняемых на предприятии работ и собранных материалах. На основе отчета и его защиты выставляется оценка за производственную практику.

Таким образом, производственная практика, имея своей целью углубление знаний студентов, является важнейшим этапом процесса обучения. Прохождение практики позволяет получить полноценное и качественное высшее образование с перспективой дальнейшего трудоустройства по специальности.

Цели и задачи производственной практики на предприятии обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Т. П. Тихомирова

ПРАКТИКУМ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ

НА ПРЕДПРИЯТИИ

Учебное пособие 2-е издание, переработанное и дополненное

Допущено Учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию

в качестве учебного пособия для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение

(экономика и управление)

Екатеринбург

УДК 005.51(075.8) ББК У291.23я73-1 Т46

Тихомирова, Т. П.

Т46 Практикум по планированию на предприятии: учебное пособие / Т. П. Тихомирова. 2-е изд. перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. 136 с.

ISBN 978-5-8050-0500-9

Учебное пособие содержит тесты для контроля знаний по планированию на предприятии, задачи для приобретения навыков практических расчетов, пояснения по вопросам теории, методические указания, решение типовых задач, пример разработки текущего плана предприятия и библиографический список.

Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (экономика и управление) и может быть использовано при подготовке бакалавров по направлениям «Экономика» и «Менеджмент».

УДК 005.51(075.8) ББК У291.23я73-1

Рецензенты: доктор экономических наук, профессор Н. Ю. Власова (ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»); доктор экономических наук, профессор А. Г. Мокроносов (ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»)

Предисловие.........................................................................................................

Введение...............................................................................................................

Тема 1. Планирование производства и реализации продукции.....................

1.1. Пояснения и методические указания.....................................................

1.2. Тесты........................................................................................................

1.3. Типовые задачи и их решение..............................................................

1.4. Задачи для самостоятельной работы....................................................

Тема 2. Планирование производительности труда и численности пер-

сонала предприятия...........................................................................................

2.1. Пояснения и методические указания...................................................

2.2. Тесты........................................................................................................

2.3. Типовые задачи и их решение..............................................................

2.4. Задачи для самостоятельного решения................................................

Тема 3. Планирование заработной платы персонала предприятия..............

3.1. Пояснения и методические указания...................................................

3.2. Тесты........................................................................................................

3.3. Типовые задачи и их решение..............................................................

3.4. Задачи для самостоятельного решения................................................

Тема 4. Планирование потребности предприятия в производственных

ресурсах..............................................................................................................

4.1. Пояснения и методические указания...................................................

4.2. Тесты........................................................................................................

4.3. Типовые задачи и их решение..............................................................

4.4. Задачи для самостоятельного решения................................................

Тема 5. Планирование себестоимости продукции (работ, услуг)................

5.1. Пояснения и методические указания...................................................

5.2. Тесты........................................................................................................

5.3. Типовые задачи и их решение..............................................................

5.4. Задачи для самостоятельного решения................................................

Тема 6. Планирование прибыли и рентабельности.......................................

6.1. Пояснения и методические указания...................................................

6.2. Тесты........................................................................................................

6.3. Типовые задачи и их решение..............................................................

6.4. Задачи для самостоятельного решения................................................

Тема 7. Финансовое планирование..................................................................

7.1. Пояснения и методические указания...................................................

7.2. Тесты........................................................................................................

7.3. Типовые задачи и их решение..............................................................

7.4. Задачи для самостоятельного решения..............................................

Заключение......................................................................................................

Библиографический список............................................................................

Приложение 1. Ответы к тестам...................................................................

Приложение 2. Ответы к задачам для самостоятельного решения...........

Приложение 3. Пример разработки годового плана предприятия (ис-

ходные данные условные)..............................................................................

Предисловие

В условиях современной рыночной экономики любое предприятие может добиться значительных успехов, если будет активно применять планирование. Объективная необходимость планирования на предприятии обусловлена потребностью постоянного обоснования целей, осмысления результатов деятельности, принятия оптимальных решений. Чем реальнее план развития предприятия, тем значительнее результаты его деятельности.

Планирование – это важнейшая функция управления производством и его роль, как показывает практика хозяйствования отечественных предприятий, возрастает с развитием рыночных экономических отношений.

Планирование на предприятии является одной из базовых дисциплин в подготовке бакалавров. По этой дисциплине публикуется много учебной литературы. Она различна по содержанию, структуре, объему и назначению. Регулярно переиздаются учебники М. И. Бухалкова, В. А. Горемыкина, А. И. Ильина, Л. А. Одинцовой. В последние годы появились учебные издания других авторов, в частности И. Д. Котлярова, Е. Н. Симунина, Л. В. Стрелковой. Практически в каждом учебном пособии или учебнике приводятся примеры решения плановых задач по соответствующим вопросам, но они не имеют системного характера, не дают полного и логически взаимосвязанного представления о тех плановых расчетах, которые необходимо выполнять в процессе планирования на предприятии. Учебные пособия для практических занятий и самостоятельной работы студентов на сегодняшний день не издаются.

Публикация предлагаемой работы позволит в некоторой мере восполнить этот пробел.

Практикум по планированию представляет собой второе издание учебного пособия, переработанное и дополненное с учетом изменений в экономике и в практике планирования деятельности предприятий и в соответствии с современными требованиями к подготовке выпускников высшей школы – бакалавров.

Введение

Профессиональная деятельность в области экономики и управления требует комплекса специальных знаний и навыков, квалифицированного подхода к решению экономических проблем. В процессе изучения дисциплины «Планирование на предприятии» происходит системное формирование квалифицированного специалиста, способного участвовать в создании предприятия и управлении им, объективно оценивать различные производ- ственно-хозяйственные ситуации с экономических позиций и принимать рациональные решения.

Предлагаемое пособие предназначено для практических занятий и самостоятельной работы, разработано в дополнение к учебникам и учебным пособиям, выпускаемым центральными и вузовскими издательствами.

Цель работы – закрепить необходимые профессиональные знания в области планирования, обучить студентов подходам и методам решения практических задач, привить навыки выполнения плановых расчетов и обоснования принятых решений, выработать умение использовать свои знания как в реальных условиях деятельности предприятий, так и в сфере профессионального обучения.

Особое внимание в практикуме уделено вопросам планирования производства и сбыта продукции, численности персонала, производительности и оплаты труда, себестоимости продукции, финансовых результатов, а также экономического обоснования и оценки качества планирования.

Структура и содержание практикума соответствуют рабочей программе курса «Планирование на предприятии» и методике разработки годового плана предприятия. Он содержит учебный материал по основным темам курса, библиографический список и приложения. Каждая тема включает в себя пояснения и методические указания, тесты для контроля знаний, типовые задачи с решениями, задачи для самостоятельного решения. Подбор задач призван не только закрепить знания основ теоретического курса, но и подготовить студентов к практической деятельности. В приложении приведены ответы на тесты и задачи, представлен пример разработки годового плана предприятия.

Для успешного усвоения учебного материала рекомендуется использовать практикум в следующей логической последовательности.

1. Повторение теоретического материала по каждой теме.

2. Проверка уровня усвоения теоретического материала (тестирование). Ответы даны в прил. 1.

3. Решение типовых задач как закрепление теоретических знаний

и ознакомление с практикой плановых расчетов.

4. Самостоятельное решение задач – закрепление практических навыков и методики расчета плановых показателей. Ответы к задачам приведены в прил. 2.

Представленные в практикуме материалы адаптированы к требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС 2010) и направлены на реализацию требований к компетенциям, знаниям и навыкам, обусловленным подготовкой бакалавров профессионального обучения и экономики.

Освоение учебного материала в последовательности, предложенной в практикуме, составляет основу формирования общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС 2010.

Материалы пособия могут быть использованы студентами для подготовки к практическим занятиям, при выполнении курсовых и контрольных работ, а также для самостоятельной работы по приобретению навыков плановых расчетов и освоению методики планирования.

Практикум может быть использован при изучении дисциплины «Планирование на предприятии» другими категориями обучающихся в высшей школе и работниками предприятий.

Работа содержит плановые и расчетные табличные формы, которые традиционно применяются на практике .

Тема 1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

1.1. Пояснения и методические указания

Ключевые слова: план сбыта продукции, объем продаж, выручка от реализации, план производства продукции, товарный выпуск, товарная продукция, производственная мощность предприятия.

Планирование деятельности предприятия в рыночных условиях начинается с оценки реального экономического состояния предприятия, с планирования сбыта продукции, хотя реализация продукции является завершающим этапом деятельности предприятия.

Цель планирования сбыта продукции заключается в том, чтобы своевременно предложить покупателю товары или услуги в таком ассортименте и объеме, который удовлетворил бы его потребности и соответствовал бы профилю производственной деятельности предприятия.

План сбыта продукции содержит номенклатуру и ассортимент продукции, объем продаж по каждому виду продукции в натуральных единицах, цены предприятия (планово-расчетные), стоимость продаж (выручка от реализации).

Ассортимент продукции уточняется на основе анализа конъюнктуры рынков сбыта соответствующих товаров и конкуренции на них.

Объем продаж каждого вида продукции устанавливают исходя из оценки реальной емкости рынка и производственных возможностей предприятия и определяют по формуле

ОП = ТВ + ОНП – ОКП ,

где ОП – объем продаж каждого вида продукции в планируемом периоде (месяц, квартал, год), нат. ед.; ТВ – объем производства продукции (товарный выпуск) в планируемом периоде, нат. ед.;

ОНП , ОКП – остатки нереализованной продукции каждого вида на складе соответственно на начало и конец планируемого года, нат. ед.

Если предприятие планирует всю изготавливаемую продукцию реализовать покупателям, не создавая запасов на складе готовой продукции, то

Обобщающим показателем планирования сбыта продукции является стоимость продаж (выручка от реализации), для определения величины которого используется два метода:

1. Метод прямого счета

Выручка от реализации продукции ВР, производимой и реализуемой по договорам, определяется по формуле

ВР = ∑ Ц ОП,

где Ц – планово-расчетная цена реализации единицы каждого вида продукции без НДС, р.; ОП – объем продаж каждого вида продукции, нат. ед.

2. Расчетный метод (коэффициентный)

Если продукция отгружена потребителю, то независимо от того, оплачена она или нет, выручка от реализации определяется по формуле

ВР = ТП + ОГПНП – ОГПКП ,

ВР – планируемый объем выручки от реализации продукции (работ,

услуг), тыс. р. (без НДС);

ТП – стоимость товарной продукции по плану, тыс. р.;

ОГПНП , ОГПКП – остатки (запасы) готовой продукции на складе

предприятия соответственно на начало и конец планируемого перио-

да, тыс. р.

Если продукция отгружена и оплачена потребителем, то выручка от

реализации рассчитывается по формуле

ВР = ТП + ОГПНП – ОГПКП + ОНП – ОКП ,

ОНП , ОКП – остатки отгруженной, но неоплаченной

потребителем

продукции соответственно на начало и конец планируемого года.

Остатки готовой нереализованной продукции учитывают по производственной себестоимости. Чтобы включить их в расчет выручки от реализации, необходимо определить их величину в отпускных ценах предприятия. Для этого используются коэффициенты пересчета КП , которые определяются как отношение объема продаж (реализации) продукции в оптовых ценах предприятия ВРЦ к объему продаж (реализации) этой продукции по производственной себестоимости ВРС :

КП =

ВРЦ

ВРС

При этом для определения коэффициента пересчета на начало планируемого года принимаются данные IV квартала отчетного года, а для определения коэффициента пересчета на конец планируемого года – данные IV квартала планируемого года.

Размер остатков готовой продукции на складе нормируется предприятием и устанавливается в виде нормы запаса остатков готовой продукции в днях.

Чтобы определить размер остатков готовой продукции в натуральных единицах на складе предприятия, можно применить следующую формулу:

где ОГП – остатки готовой продукции на складе на начало или конец планируемого периода, нат. ед.; ТВ – объем производства (товарный выпуск) продукции по плану, нат. ед.;

Тn – продолжительность планируемого периода, дни (год – 360 дней, квартал – 90, месяц – 30); НЗ – норма запаса (остатка) готовой продукции на складе, дн.

Остатки готовой продукции ОГП на складе учитываются по производственной себестоимости и рассчитываются по каждому виду продукции как произведение производственной себестоимости единицы

Привет! Сегодня расскажу вам о моих отношениях (иначе это никак не назовешь) с тетрадью «Планирование. Простые практики для управления временем и наведения порядка в делах» и о том, что из этого вышло.

Для тех, кто не знает, лирическое отступление: буквально неделю назад в МИФе вышли первые книги-тетради серии «Простые практики» - «Планирование» и «Уверенность в себе» . Есть два типа книг: «почитать и подумать» и «почитать и поделать». Вот эти как раз относятся ко второй категории: минимум текста и размышлений автора, а вот тестов, заданий и упражнений, разделенных по уровню сложности - его показывают звездочки, - хватает с лихвой. Автор, Кордула Нуссбаум, - немецкий эксперт по самоорганизации. Это одна из вещей, которая меня подкупила: кому, как не немцам - педантичным, пунктуальным, ответственным, - знать толк в организации времени. Кто-то, возможно, скажет, что это стереотип, но, вспоминаю университетские занятия по этнопсихологии, я бы сказала, что это национально-психологические особенности и менталитет. Впрочем, вернемся к теме.

Первым делом мне захотелось начать с управления временем: задач, интересных и разных, бывает немало, да и я перфекционист - хочется «быстрее, сильнее, выше», так что новые приемчики не помешают. У меня даже не хватило терпения подождать, пока книгу напечатают в типографии: распечатала ее на листах А4 и углубилась в занятия.

Как все успевать и жить полной жизнью

Тайм-менеджмент - дело нужное. Многие из нас живут в бешеном темпе, а когда умеешь ловко жонглировать делами и вовремя брать паузу для «перезарядки батарей», жить становится легче и проще. Собственно говоря, эту цель и преследует автор «Простых практик» - хочет научить читателей , собой и, как следствие, жизнью. Интересно, что прямо на первых страница Кордула Нуссбаум расставляет все точки над i.

«И тебе, и мне понятно, что термин „управление временем“ не корректен. Мы не можем управлять временем. Секунды, минуты и часы проходят, хотим мы того или нет. А сделать на самом деле мы можем только одно: изменить свое отношение к себе и нашим задачам, тем самым создавая свободное пространство для того, что для нас важно».

Книга начинается с теста «Для чего нужен тайм-менеджмент?» Да-да, некоторым счастливым людям он не нужен 🙂 Когда начинаешь описывать, куда денешь уйму свободного времени (это одно из первых заданий), поднимается настроение, а с ним - мотивация продолжать.

Вообще говоря, между управлением временем и управление собой не такая уж большая разница. Автор учит не только базовым вещам - составлению списков, планированию времени и борьбе с прокрастинацией, но и предлагает подумать о себе как о личности. Например, можно пройти тест на стресс и составить карту стресса, отказаться от ложных убеждений, найти вдохновляющие и любимые дела, узнать, что тобой движет, и даже представить, как будешь праздновать свое 80-летие (смотреть сквозь очень полезно, хоть и страшно).

Мой личный ТОП-3 заданий по управлению временем

Выбрала три задания, которые мне понравились больше всего: оказались суперполезными, удивили и вызвали радость и теплые чувства (ведь положительные эмоции - тоже польза, только другого толка. Все, что делает нас счастливее, то полезно). Вперед, и энергию!

Ложные убеждения, на выход!

Часто мы перегружаем себя обязательствами из-за наших глубоких убеждений. Они могут выражаться в форме глубоко укоренившихся в сознании высказываний, в непреложность которых мы привыкли верить. Эти фразы настолько глубоко въедаются в сознание, что временами они управляют нашей жизнью, а не мы. Вот один из примеров. Тот, кто верит в справедливость выражения «Оставаться на месте - значит откатываться назад», вынужден постоянно пребывать в движении и начинать что-то новое. Проблема в том, что от этого мы испытываем переутомление.

Запишите фразы, которые вам часто приходилось слышать в детстве (и не только), а потом оцените, полезны ли для вас эти убеждения. Нет? Распрощайтесь с ними и отправьте куда-нибудь в безлюдную пустыню. Или запустите на орбиту. Или еще куда-нибудь. А лучше выпишите им разрешение на выезд на специальном бланке. Чтоб уж наверняка.

Все птички разные

Про жаворонков, сов и панд (это новая категория людей - вечно невысыпающихся, с темными кругами под глазами) слышали все. Примерно определить, к какой категории относишься, легко. А вот как узнать точно? Кордула Нуссбаум советует вспомнить: а) во сколько вы просыпаетесь в середине-конце отпуска, когда уже хорошенько отдохнули, б) в какое время вы ложитесь спать, если наутро не нужно никуда идти.

Покопайтесь в своей памяти - так вы найдете время, когда бываете наиболее продуктивны.

Что тобой движет. Упражнение для поиска мотивов и вдохновения

Внимательно и без спешки прочитайте слова внутри круга. Подумайте, какие из них вызывают в вас положительные эмоции и улыбку? От чего вам становится теплее? Оставьте в круге эти слова. А какие из них не находят положительного отклика или даже отталкивают? Зачеркните слова, которые мало вам подходят.

А теперь выберите 7 самых-самых-самых понятий и оцените их по шкале от 1 до 6: насколько на самом деле важен для вас тот или иной мотив. Вы можете применять его уже сейчас? А потом запишите, что конкретно вы можете сделать, чтобы руководствоваться этим мотивом в ближайшие недели и месяцы.

Сейчас я примерно на полпути и уже сделала для себя полезные выводы. Стала составлять разные списки - надо все время пробовать, чтобы понять, что вам подходит больше, - решила перекроить свой день в соответствии с биоритмами (выделить самое продуктивное время для крупных задач, требующих сосредоточения), разобраться со своими «надо» и «хочу», нашла дополнительные мотивы и энергетические ресурсы. Каждый день практикую и полное отключение мыслей: всего по 10 минут, но это хорошо восстанавливает. Впрочем, расскажу об этом как-нибудь потом.

Еще одна важная вещь напоследок. Вам может показаться, что это слишком легкие или знакомые всем упражнения. Но фокус в том, что знать мало - надо делать.

Только так можно сделать жизнь лучше. Пусть маленькими шажками. Потому что сила - в скромных поступках и решениях.

Как сказал легендарный тренер «Манчестер Юнайтед» : «Если вы способны собрать команду из одиннадцати одаренных парней, которые в течение всего сезона сосредоточены только на тренировках, тщательно соблюдают диету и ведут здоровый образ жизни, хорошо высыпаются и приходят на тренировки вовремя, то вы уже на полпути к завоеванию трофея. Остается только удивляться, почему многим клубам так и не удается этого сделать».

И правда, если все так просто, чего бы это ни касалось - управления временем, счастья, любимой работы, гармонии с собой и миром, - то почему мы этого не делаем? Стоит задуматься.