Рациональный. Иррациональность иррациональный

Возможно, у вас хорошо развита интуиция; она проявляется в том, что в определенный момент возникает ощущение, какое решение нужно принять. Или, возможно, вам присущи более рациональные способности. И перед тем, как что-то сделать, вы все тщательно взвешиваете. Существуют конкретные признаки каждого типа, и вы сможете узнать, что характерно именно для вас.

Нельзя сказать, что лицо имеет исключительно черты одного типа. Это означает, что каждый человек в определенные моменты полагается на интуицию, и, так же, каждый из нас перед принятием решения обдумывает свои проблемы и дела.

Но нельзя отрицать факт, что некоторые люди ведут себя более импульсивно, чем другие. Они больше опираются на интуицию и предчувствия, в то время как другие более осторожны, все обдумывают, перед тем, как сделать шаг.

Такие способы поведения и принятия решений часто связаны с типом личности. Но интересно будет узнать, что возложение на интуицию, например, отнюдь не является иррациональным характеристикой. Эксперты уверяют, что на самом деле, мы принимаем много решений, учитывая именно на интуицию и ощущения. Но это не означает, что это происходит спонтанно. Ниже мы объясним почему.

Интуитивное мышление

Догадки, предчувствия … Мы все знаем, как это бывает. Возникает внезапное чувство, которое говорит нам какой путь лучше выбрать. Например, что-то подсказывает, что не стоит ждать ничего хорошего от определенного человека и лучше избегать общения с ней.

Мы часто не считаем такие предчувствия умными, потому что они происходят из собственных эмоций и чувств, а не является продуктом работы мозга, что сделало бы их логичными и обоснованными. Но это не правда. Предчувствие самом деле очень быстрыми ценностными суждениями, которые опираются на особенности нашей личности и предыдущий опыт.

Все, что происходит в нашей жизни, мы запоминаем и храним в памяти вместе с чувствами, которые сопровождали эти события. В результате, когда мы встречаемся с определенным стимулом, возникает внезапное чувство, которое говорит: “Делай это, иди этим путем, выбери человека, стоит рискнуть, или лучше отказаться от задуманного” Эти выводы мы делаем на основе событий и решений, сделанных в прошлом. Они также связаны с личностью человека.

Сложный механизм интуиции отображается в внезапных чувствах, которые порождает разум, и мы сами не понимаем почему. Есть люди, которые не игнорируют их, а действуют, руководствуясь ими. Они прислушиваются, как говорится, своего инстинкта.

Но при этом следует быть осторожными. Надо помнить, что возложение на интуицию не всегда является лучшим решением, поскольку такие ощущения являются очень быстрыми и нам трудно не ошибиться. Итак, интуиция срабатывает не всегда. Люди, которые принадлежат к другому типу, является более осторожными и, несмотря на свои “предчувствия”, игнорируют их, а больше полагаются на разум. Такой тип личности является намного более рациональным.

Рациональное мышление

Рациональное мышление полагается на сознательную информацию: то, что существует вокруг, на вещи, которые можно увидеть и почувствовать на ощупь, на информацию, которую можно прочитать или сравнить подобное.

Люди рационального типа принимают решения медленнее и осторожнее. Это не означает, что они имеют худшие возможности, а свидетельствует об их вдумчивость и, возможно, неуверенность. Но иногда это хорошо, потому что, прежде чем принять решение, такие личности подвергают их “контроля качества”. Люди этого типа также боятся делать ошибки и всегда тщательно ищут правильный ответ и лучшее решение.

Следовательно, этот тип личности осторожный, но иногда мы имеем не так много времени, чтобы принять решение. Кроме того, иногда нет возможности получить всю необходимую нам информацию, прежде чем что-то решить.

Например, нельзя знать всего о человеке, чтобы решить, стоит ли она того, чтобы в нее влюбиться. Это происходит независимо от разума, поэтому на самом деле большинство людей действуют интуитивно. Эмоции всегда имеют больше власти, чем разумные рассуждения. Людям свойственно руководствоваться эмоциями в значительной степени.

В этом вопросе, как и в большинстве других, лучше всего – это придерживаться равновесия. Не торопитесь слишком, принимая решение, но чрезмерная осторожность тоже не будет лучшим выходом. Неуверенность часто порождается через некоторые типы экзистенциального страдания. Итак, безусловно, лучше поддерживать баланс с обеих сторон.

Согласны ли вы с этим? Что вы думаете о своей личности? К какому типу вы себя причисляете: интуитивного или рационального?

Иррациональное поведение присуще многим личностям. Что это за черта характера? Почему люди позволяют себе такое поведение? лишь разрешение, личное позволение себе не обращать внимания на обстоятельства при принятии решений, не обдумывать их последствия?

Основное понятие

Иррационально - это с философской точки зрения по-особому нравоучающе, отрицающе человеческое начало, в противоположность здравому функционированию разума в постижении мира. Оно допускает существование областей мировоззрения, непонятных для разума, но совершенно допустимых из-за таких качеств, как интуиция, чувство, вера. Поэтому оно характеризует особый характер действительности. Его тенденции в той или иной мере изучали такие философы, как Шопенгауэр, Ницше, Дельтой, Бергсон.

Характеристика нерационального

Иррационально - это образ поведения, присущего свободным людям, которые могут позволить себе не думать о последствиях. Этот способ действия представляет собой которое подразумевает невозможность понимания действительности научными способами. Как объясняют представители этого учения, реальность и ее отдельные производные, такие как жизнь и психологические процессы, не поддаются общепринятым законам. Подобное состояние может быть подвластно только лишь избранным, к примеру, гениям искусства либо некоему сверхчеловеку. По тезисам этого учения, иррациональный человек - это тот индивид, который, нарушая все ранее утвержденные законы, с помощью субъективного мышления способен понять основные законы бытия.

Влияние алогичного поведения на научные исследования

Иррационально - это не по-научному или без логического подхода. Философские учения в этой области подразделяются на такие сферы, как интуиция, психология, созерцание чего-то сверхреального, а также появление у человека необъяснимых, но субъективных переживаний. Все эти факты послужили причиной повторного и более глубокого рассмотрения данного явления. В первую очередь исследователями человеческой психологии, которая в свое время была обделена пристальным и доскональным изучением.

Многие ранние опыты были не приняты за недоказанностью явного проявления иррационального поведения у сотрудников не только научных центров, но и у представителей рационального мышления. Но многие серьезные теоретические проблемы, возникавшие в дальнейшем, заставили ученых в области человека вновь вернуться к изучению алогичной деятельности человека.

Непостижимые действия

Иррациональное поведение - это действие, нацеленное на получение результата без заранее обдуманных поступков и оценки. Такое поведение не имеет предварительно осмысленных возможных вариантов развития ситуации, вопроса или задачи. Обычно оно связанно со спонтанным проявлением чувств, эмоций, которые раздражают либо, наоборот, резко успокаивают мысли, возникающие вследствие душевного порыва.

Обычно такие люди способны видеть действительность за пределами ее логического объяснения и с преимуществом одних доводов другим. Они ориентируются на поступки без заранее подготовленных алгоритмов действий, получивших название "жизненные инструкции". Чаще всего такое поведение основано на вере самого человека в хороший результат выполняемой работы, при полном практическом непонимании, каким же все-таки образом был достигнут требуемый результат. Иногда у людей находится только одно объяснение - благосклонность судьбы.

Зачастую можно заметить, что иррациональное мышление спасает человека от губительной критики собственных действий и поступков. Оно выводит на первый план ту мысль, что индивид уже сталкивался с такой проблемой и в очередной раз решил ее с помощью приобретенного опыта. Хотя проблема возникла впервые, а ее решение было спонтанно и не осознано. Это объясняется тем, что человек ищет ответы в своем подсознании на чувствительном, а также интуитивном уровне, и уже в процессе решения поставленной задачи справляется с ней.

Иррациональное мышление мешает или помогает жить?

Взрослея с каждым днем, человек мыслит все более и более стереотипно. Иррациональное выражение - это речь ребенка. Только малыш может себе позволить мыслить в подобном русле, опираясь на знания, заложенные в него еще с детства, а затем все время подкрепляемые, и добавленные новые, полученные позже.

В размышлениях и полученных выводах, как и во всех остальных глобальных законах этого мира, действует правило сохранения энергии. Мыслить по стереотипной схеме зачастую бывает выгодно: тратится меньше сил и необходимого времени. И хорошо, если полученные знания в детстве правильные, тогда человек решает поставленную задачу верным путем. Но если знания иррациональные, тогда человеку повезло в меньшей мере. Основные факторы, почему такие мысли препятствуют правильному мышлению:

  • они спонтанны;
  • уводят человека от основной его деятельности;
  • зачастую срабатывают в ненужных ситуациях;
  • являются причиной появления тревоги и раздражительности.

Чем быстрее человек избавится от алогичности в своем мышлении и поступках, тем скорее в его жизни перестанут происходить отрицательные события, психика укрепится, а функциональная деятельность улучшится. Иррационально - это неправильно для человека здравомыслящего.

Приветствуем вас, дорогие наши коллеги и читатели! Сегодня мы предлагаем не менее важную тему о двух различных способах действия человека и две его разные реакции на изменения в окружающей среде - это рациональность (J) и иррациональность (Р).

Рациональный человек - оценивает окружающий мир собственноручно созданной мыслью, меняется его мнение - меняется оценка; поведение зависит не от ситуации, а от заранее составленного плана.

Иррациональный человек - поводит себя так, что все зависит от ситуации. Меняются условия - меняется их оценка.

Действия рациональных - последовательны и планомерны, иррациональных - гибкие и импульсивные.

Иррациональный человек принимает и оценивает ситуацию, гибко меняет поведение, непринужденно импульсивно приспосабливается к меняющимся обстоятельствам. Трудно принимает решения, откладывает их, считая, что ситуация разрешится сама и время все расставит на свои места. Не спешит с выводами: чтобы прийти к чему-то, необходимо вызреть и ощутить внутренний толчок - «пора». Его кредо - лабильность и гибкость. Спокойно и легко идет на взаимные уступки.

Действует по ситуации, экспромтом, а не обременяет себя планами. Склонен к поиску альтернатив и разнообразных подходов, выбирает лучший. Справляется с внезапными и критическими ситуациями. Может держать несколько ситуаций под контролем. На данный момент выбирает самую действенную, оптимальную, а при необходимости быстро перестраивается.

К делам заранее не готовится. Может медлить с делами, откладывать их до последней минуты. Возлагается на свое вдохновение, умение импровизировать или на счастливый случай. Доверяет ощущениям. Все действия зависят от настроения. Отвлечение в процессе работы и переключение с одного вида деятельности на другой стимулирует работоспособность. Рассказывает не последовательно, отвлекается на ассоциации.

Обязательство неукоснительно придерживаться плана тревожит его. Эмоции импульсивны, ими трудно управлять. Чувство является причиной поступков. Поэтому не может действовать, пока не охватило какое-то чувство. Ест когда захочет, и то, что на данный момент хочется, понемногу, чтобы только утолить голод, 4 - 6 раз в день.

Стимулом для плодотворной жизни есть все то, что может принести новые впечатления и разнообразие. Экстремальные ситуации вдохновляют. Жизненный стиль отличается гибкостью и непредсказуемостью.

Рациональный человек консервативен, жизненный стиль характеризуется планомерностью и размереностью.

Подчиняет все собственной определенной последовательности, раскладывает «по-полках». Рациональный человек идет своим путем, в другом убедить трудно. В каждой ситуации действует по схеме и плану. Заблаговременно готовит свой план, продуманно и последовательно работает по нему.

Новую работу начинает только после завершения предыдущей, иначе это выбивает из колеи. Придерживается принципов, правил, норм. Стоит на своем, не уступает свои позиции, стремится быть хозяином положения. Следует формальностям, соблюдает порядок, пунктуальность, аккуратность, точность.

Рациональный человек придерживается распорядка на работе и дома, нервничает, когда отвлекают, потому раздражает все случайное, неожиданное, и любая незапланированная смена может вызвать бурную реакцию. Незнакомое равноценное противному.

Если условия и обстоятельства меняются и необходимо перестроиться, напрягается, прикладывая много усилий. Поэтому часто бывает так, что обстоятельства уже изменились, а человек продолжает думать и действовать в соответствии с предварительно установленного плана, что приводит его впоследствии в тупик. Это можно назвать своеобразным "застреванием".

Реагирует на эмоцию эмоцией, на поступок - поступком, причем сразу, без колебаний, на основе жизненного опыта. Кажется более суровым, решительным, эмоции резкие и холодные. Чувство является не причиной поступка, а следствием: после правильного поступка улучшается самочувствие, после неправильного - ухудшается.

Поэтому рациональный человек свои поступки тщательно обдумывает. Приступает к действиям, когда нужно создать какое-то состояние или самочувствие. Ест редко, может и 2 раза в день, но съедает много, пока не почувствует, что давит под горло.


Рациональных людей (или «шизотимов) отличить от иррациональных (или «циклотимов») можно уже по внешности и движениям. Рациональным зачастую свойственна сухопарость (даже когда они имеют приличный вес), фиксированные движения, четкая «солдатская» походка. Для иррациональных же свойственна мягкость лица, закругленность линий, их движения плавные, мягкие («кошачьи»), раскованные, импульсивные, особенно у иррациональных экстравертов.
Подход рациональных людей к происходящему отличается продуманностью, наличием готового мнения, в отличие от импровизированных реакций иррациональных. Иррациональные, прежде чем отреагировать на воздействие извне, внутренне «раскачиваются», зачастую их
реакция - творческое приспособление к ситуации. Рациональные же, по А. Аугустинавичюте, реагируют на эмоции -эмоциями, на поступок - поступком, очень продуманно, разумно, на основе всего имеющегося опыта, и потому кажутся более строгими и решительными.
Иррациональный человек может действовать только тогда, когда его охватывает какое-то чувство. А рациональный не может общаться с человеком, пока не имеет к нему определенного отношения, т. е. пока у него нет определенной установки. Иррациональные общение начинают без раскачки, без предварительного мнения о собеседнике путем непосредственных контактов, в ходе которых и люди, и их качества тщательно изучаются. Только после этого появляются чувства, определяются отношения. Поэтому контакты с людьми иррациональный завязывает быстро, но они ничего не говорят о его чувствах к ним.
Для поступков рациональных людей характерно то, что к любой работе, к любому действию им необходимо подготовиться, продумать все детали, запланировать его, не упустить ничего, что могло бы помочь или помешать работе, - в отличие от иррациональных, которые могут что называется, «ворваться» в ситуацию, с ходу включиться в работу, попутно разбираясь в деталях. Склонность рациональных продумывать свое поведение находит отражение в формуле «Свобода есть осознанная необходимость». Но справедлива она скорее лишь для рациональных типов. Для иррациональных свобода-это «неосознанная необходимость».
Этот маленький пример иллюстрирует относительность понятий и норм, правил поведения для различных типов личности. Мы очень часто сталкиваемся с ситуацией, когда под правила или догмы, сформулированные одним типом личности, подгоняется поведение других типов личности. С точки зрения соционики это неприемлемо, поскольку калечит и уродует как жизнь этих людей, так и задерживает нормальный ход развития общества.
В обществе рациональных типов, и вообще в коллективе, организованном рациональными людьми, где предопределен и регламентирован каждый шаг, иррациональному человеку приходится оченьтрудно. Но и рациональный человек, попав в непредсказуемую иррациональную среду, теряется от неожиданных, внезапно возникших ситуаций. Наверное природ а, соединяя в человеке две ведущие функции - рациональную и иррациональную - стремилась избежать крайностей: жестокого планирования и полного хаоса.

Еще по теме РАЦИОНАЛЬНЫЙ ИЛИ ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ:

  1. Рациональность - иррациональность (консерватор или новатор)
  2. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ИРРАЦИОНАЛЬНОМ МИРЕ
  3. БАЛЬЗАК (Критик) Интуитивно-логический иррациональный интроверт (ИЛИ)
  4. Теории дифференцирования versus теории рационального выбора: структура рационального актора с точки зрения применения различения

И найдя человека рационального, Вебер не говорит о том, что человек есть человек разумный или рациональный. Он утверждает только, что «современный человек, дитя европейской культуры» - рационален.

Он не вообще рационален и не в силу определенного закона, например, закона постепенной рационализации культуры. Он рационален, как результат констелляции факторов .

Веберовский человек страдает той рациональностью (или переживает ее как судьбу), которую сам Вебер называет формальной. Формальная рациональность как рациональность «ни для чего» (мне нужно самое нужно ), рациональность сама по себе, взятая как самоцель может быть понята в противопоставлении рациональности материальной, рациональности для чего-то (мне нужно что-то для …)

Формальная рациональность – это то, что, по Веберу, отличает традиционное общество от современного. В подобном взгляде, по словам Гайденко, явно виден марксов след

И увидев современного человека как рационального, Вебер именно это, именного такого человека, будет вынужден объяснить, в частности в своем исследовании о влиянии протестантской этики на становление современного западного капитализма.

Современное капиталистическое общество. О понятии капитализма.

Об этом уже говорилось применительно к человеку; то же самое можно увидеть и в рассуждениях Вебера о капитализме, - Вебер не обсуждает каков капитализм в сущности.

Возьмем «Протестантскую этику…». Там Вебер вводит «капитализм» (1) как

идеальный тип, (2) как найденный в действительности и (3) не предполагается, что не может быть другого.

В «Протестантской этике» вводится понятие современного капитализма, которое проясняется в противопоставлении «капитализму традиционному» . (И, к слову сказать, в «Протестантской этике» задана именно такая дихотомия, лежащая как раз в рамке проблемы модернизации.)

А в дальнейшем действительно окажется, что капитализм может быть еще каким-нибудь. Так, позднее, в предисловии к «Социологии религии», Вебер будет говорить еще об авантюристическом капитализме, вводя ось «авантюристический-западный» под углом к оси «современный-традиционный», задавая тем самым континуумы «капитализмов».

В предисловии к «Социологии религий», обсуждая судьбу Запада, Вебер дает понятие капитализма

«Капиталистическим» мы здесь будем называть такое ве­дение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, то есть мирного (формально) приобретательства.

Решающим для всех этих типов приобретательства является учет капитала в денежной форме, будь то в виде современной бухгалтерской отчет­ности, будь то в форме самого примитивного и поверх­ностного подсчета.

То есть акцент делается на калькуляцию прибыли. Далее Вебер пишет, что «Для определения понятия важно лишь то, что хозяй­ственная деятельность действительно ориентирована на сопоставление дохода и издержек в денежном выраже­нии, как бы примитивно это ни совершалось. ». Но указанный капитал – доходы и издержки (пусть и высчитанные в деньгах), это уже не совсем капитал Маркса. У Маркса капитал – это само движущаяся стоимость, капитал у Вебера – это стоимость между двумя людьми .

Маркс делает все, чтобы избавиться от людей. Он вводит капитал, как «регулирующую структуру общественного устройства» 27 и всякие человеческие отношения выводит в производные. Вебер делает все, чтобы вернуть человека, впрчем, мне сейчас тяжело сказать, можно ли избавиться от человека, пытаясь построить идеальный тип капитализма.