Способы знакомства с лагерем. Лагерь от "а" до "я"

Сценарий «Знакомство с лагерем» (сценарий для детей в летнем лагере)

Идея: организовать знакомство с лагерем в игровой форме. Если вы хотите, чтобы дети познакомились с лагерем в игровой форме, то сценарий для детей в летнем лагере «Знакомство с лагерем» подойдет вам наилучшим образом.

Нужно заранее приготовить маршрутные листы, в которых понятно и четко нарисовать карту лагеря и обозначить основные места. Каждое место лагеря нужно обозначить определенным значком без подписи. Например, столовую обозначить тарелкой, бассейн обозначить водой и так далее.

Из команды вожатых согласно сценарию для детей в летнем лагере «Знакомство с лагерем» выбирается капитан, он подобающе одевается. Также выбираются смотрители станций, которые будут стоять по всему лагерю. Их можно одеть как матросов.

Сцену украсьте как корабль, посередине поставьте штурвал и стул для капитана. Рядом с капитаном положите свернутые маршрутные листы.

В определенное время дети приходят к капитану. Капитан согласно сценарию для детей в летнем лагере «Знакомство с лагерем» каждому отряду раздает маршрутные листы и объясняет, что нужно сделать. А сделать нужно следующее: дети выбирают, на какую станцию им идти, идут на эту станцию, выполняют там задание, за что получают букву. Сколько станций и в каком порядке будут проходить отряды, решают они сами.

Когда отряды получают маршрутные листы, они отправляются на станции. Станции представляют собой место рядом с каким-то зданием или в нем самом, где будет проходить или конкурс, или викторина, или просто задается вопрос.

Рядом со столовой можно провести викторину о еде. Например, это может быть викторина «Ягода-малина». Дети должны будут ответить на вопросы смотрителя, чтобы получить букву. Это могут быть следующие вопросы: Самая любимая ягода медведя (малина), Полосатая ягода, размером с мяч (арбуз), Черная ягода, похожая на малину (ежевика), Ягодка растет на болотах. Многие ее любят есть в сахарной пудре (клюква), Вкусная ягода, бывает красной, черной и даже белой. Из ее листьев многие делают вкусный чай (смородина), Согласно легенде, эта ягода появилась из копья Ромула, основателя Рима (кизил), Эта ягода полезна для глаз, сердца и любого живота (голубика).

В библиотеке можно провести конкурс-викторину «По следам Буратино». Смотритель предлагает детям за нужную им букву отгадать несколько загадок. Вот эти загадки: Алексей Толстой когда-то книжку подарил ребятам «Приключения Буратино», в ней Пьеро есть, и есть …. (Мальвина); Папа Карло удивлен: стукнул по полену он – и сучок стал носом длинным – так родился …. (Буратино); Много приключений было с Буратино в сказке той: дарит старая Тортила ему ключик …. (золотой); Белый пудель Артемон был бесстрашен и умен, никого он не боялся: с крысой он легко сражался, и рычал в бою он басом на злодея …. (Карабаса); Хулиганили в округе кот Базилио с подругой, притворялась доброй лиской хитрая лиса …. (Алиска).

Когда дети подходят к смотрителю административного здания, то их ожидает всего лишь один вопрос. Дети должны ответить, как зовут директора лагеря. Если дети не знают ответа, то им дается пять попыток угадать имя. За правильный ответ дети получают очередную букву.

В бассейне, около кабинета врача, на спортплощадке, около цветочных клумб, около входа на территорию лагеря и других примечательных местах лагеря также устройте для детей испытания. Конкурсы для испытаний можно подобрать в разделе «Игры и конкурсы».

После того как отряды пройдут испытания, они возвращаются к капитану. Здесь им предстоит из заработанных букв составить слово. И чем длиннее будет слово, тем лучше для отряда. Отряду, составившему самое длинное слово, капитан вручает право весь следующий день помогать вожатым других отрядов.

Дополнительно...

Репортер-шоу

Все ребята поделятся на группы по три человека, безумно преобразуются в какие-то медиаобразы, после чего представяются. Потом им необходимо получить шифр из двадцати цифр, в котором зашифровано какое-то слово, касающееся заданной теме. Каждую цифру ребята получают за конкретную фотографию. Фотографии же нацелены на знакомство с территорией и содержат следующие задания: "Сфотографироваться с рыжей вожатой", "Сфотографироваться босиком на пляже", "Романтичное фото в беседке" и т.д. Бегают ребята в этих костюмах и фоткаются, естественно, тоже. Шифр из двадцати цифр скрывает слово в десять букв, фишка в том, что в каждой паре цифр вторая называет номер на клавиатуре, первая - сколько кликов по этой клавише необходимо сделать.

Конкурс-викторина «Ягода-малина» (конкурсы викторины для детей про ягоды)

Если ваш праздник посвящен ягодам, эта викторина для детей отлично дополнит вашу программу. Предложите детям попробовать свои силы и отгадать ответы:

1. Самая любимая ягода медведя. (малина) 2. Полосатая ягода, размером с мяч. (арбуз) 3. Красная ягода, которую любят добавлять в салаты, вместе с огурцом. (помидор) 4. Черная ягода, похожая на малину. (ежевика) 5. Ягодка растет на болотах. Многие ее любят есть в сахарной пудре. (клюква) 6. Вкусная ягода, бывает красной, черной и даже белой. Из ее листьев многие делают вкусный чай. (смородина) 7. Согласно легенде, эта ягода появилась из копья Ромула, основателя Рима. (кизил) 8. Эта ягода полезна для глаз, сердца и любого живота. (голубика)

Конкурс-викторина «По следам Буратино…» (Детские конкурсы День Рождения)

Если ваш праздник посвящен сказке о Буратино, то этот конкурс вам поможет сделать программу развлечений более запоминающейся. Предложите ребятам отгадать загадки. За каждый правильный ответ награждайте их «золотыми монетками» – это могут быть шоколадки завернутые в фольгу, а могут быть и просто обычные монетки. Вот загадки: 1. Алексей Толстой когда-то Книжку подарил ребятам «Приключения Буратино», в ней Пьеро есть, и есть …. (Мальвина.) 2. Папа Карло удивлен: Стукнул по полену он – И сучок стал носом длинным – Так родился …. (Буратино.) 3. Много приключений было С Буратино в сказке той: Дарит старая Тортила Ему ключик …. (золотой.) 4. Белый пудель Артемон Был бесстрашен и умен, Никого он не боялся: С крысой он легко сражался, И рычал в бою он басом На злодея …. (Карабаса.) 5. Хулиганили в округе Кот Базилио с подругой Притворялась доброй лиской Хитрая лиса …. (Алиска)

Развед.школа

"Развед.школа" проводится в первые дни смены. Заранее нужно подготовить вопросы о лагере, о директоре, о вожатых и т.п.Например, сколько окон в столовой, сколько берез на аллее, сколько скамеек вокруг сцены, что ценит в людях директор лагеря, имена всех вожатых, где находится мед.пункт, сколько корпусов в лагере и т.д. Например, было 50 вопросов. Затем раздаются листы с вопросами отрядам, и начинается игра. В результате - дети знакомы не только с лагерем, но и с вожатыми.

"Выпь" (весь лагерь). Вожатые выбирают себе станции. Оперная, Балетная, Тайная лесть, Военная, Цирковая, Спортивная,Игровая, Песен и Частушек, Театральная и т.д. Затем раздаются маршрутные листы, но надо сделать так,чтобы участники все были из разных отрядов. Дети не только познакомятся с ребятами из других отрядов, но и пройдут вместе интересные испытания.

«Разведка боем»

Руководителям команд дается список вопросов по которым ребята должны добыть информацию, информация фиксируется руководителями. Очень важно, выполнять задания дружно и всем вместе (разведку боем - мы назовем блок информации который надо собрать......допустим - какого цвета глаза у вожатого 4 отряда, сколько девочек в 1 отряде. Информацию можно разнообразить и сделать как вам угодно. Дети будут бегать как оглашенные если им ограничить время).

Другой вариант, этой же игры на 2 команды подростков. Прежде всего, дается задание маршрута, но не обычное, а описание – загадка (Мы придумывали сами - и это была зашифрованная местность....допустим....там зеленная крыша и показывается время).

Там нет конкретных указаний направления и дальности движения. Дети получают задание, которое сначала надо разгадать, а потом приступать к поиску, когда дети доходят до местности, которую угадали, они должны найти следующее задание, которое поможет продолжить их путь. В конце дети должны принести все найденные ими кусочки туда откуда начали свой игру и сложить мозаику.(это может быть картинка с, к примеру, лозунгом ко Дню здоровья разделенная на части, которые они собирают вместе с отгадкой загадки)

Объяснение игры следует давать кратко и ясно (это чтобы дети не задавали лишних вопросов далее в процессе игры).

Игры на знакомство с территорией

Проводятся, как вы уже догадались, в начале смены

1. Веселая экскурсия.

У каждого объекта, с которым вы хотите познакомить, можно делать остановки и проводить маленькие веселые игры. (Для младших отрядов)

2. "Терра-инкогнита или неизведанная земля".

Каждой команде выдается маршрутный лист, где нанесены пункты и их очередность. У каждого пункта проводятся маленькие задания. (Короче, игра по станциям)

3. "Следопыт".

Команды должны как можно быстрее и точнее ответить на несколько вопросов. Для этого нужно выполнить задания и пробежать по территории. (Вопросы обычно дурацкие, типа "Какого цвета занавески в таком-то корпусе?" Вожатым других обычно сразу не придумать, ведь умная мысля - приходит опосля)

4. "Репортер".

Каждой команде дается время, чтобы ответить на вопросы, а потом оформить ответы в виде газеты. (Разновидность предыдущей, но чуть сложнее)

5. "Пропавшая экспедиция".

Каждая команда получает в начале игры записку, где в зашифрованном виде написано место нахождения следующей записки. Необходимо пробежать по маршруту, собрать записки и расшифровать послание "пропавшей экспедиции". ("Клад" -это то же самое)

Эта игровая программа пригодится вожатым в детском лагере, когда дети только прибыли и ещё не узнали друг друга, как следует. Для её проведения потребуется участие двоих вожатых (ведущих), а также одной или нескольких групп. Возраст участников может быть любым, но, в зависимости от возраста, условия игр и конкурсов можно усложнять или облегчать.

Сценарий конкурсно-игровой программы «Остров знакомств»

Кто-то из организаторов включает музыку (желательно, чтобы зазвучала композиция «С нами друг»).

Музыка становится тише и первый ведущий говорит: «Доброе утро, мальчики и девочки! Доброе утро, коллеги! Если день хорошо начинается и утро действительно доброе, то знаете, что это значит? Это значит, что весь день пройдёт на «ура»! Поздравляю всех с тем, что нас ждёт ещё один счастливый день!».

Второй ведущий продолжает: «Да, дорогие друзья! Я уверен, что нас ждёт радостный денёк, полный веселья! Сегодня каждый из нас найдёт много новых друзей! Скажите, ребята, а что вы делаете, когда встречаете друга?».

Дети хором отвечают (ведущие могут им подсказывать): «Мы здороваемся!».

Второй ведущий : «Молодцы! Предлагаю поиграть в очень простую, но очень интересную игру! Сейчас я буду читать стихотворение, а все присутствующие здесь должны по смыслу догадаться, когда это будет уместно и сказать хором: «Привет!». Итак, начнём:

Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему… (Дети хором кричат: «Привет!»).

С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой… (Привет).

При встрече через много лет вы крикнете друзьям… (Привет).

И улыбнутся вам в ответ от слова доброго… (Привет).

И вы запомните совет: дарите всем друзьям… (Привет).

Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы… (Привет).

Первый ведущий : «Привет! Да-да, привет, всем!».

Второй ведущий : «Да, ребята, мы сейчас оказались на «Острове знакомств», но скоро нам придётся отправиться в увлекательное путешествие по «Океану Дружбы». Сейчас мы объясним, как можно построить корабль и собрать команду для его управления!».

Конкурс «Построй команду»

Количество участников : 12 человек (две команды, в каждой – по 6 участников).

Реквизит : 12 карточек, на которых написаны названия всех «корабельных» должностей (штурман, юнга, матрос, старпом, капитан, лоцман). Эти карточки, ведущие должны раздать всем участникам игры.

После того, как карточки раздали детям (в случайном порядке), формируются две команды. Капитаны обеих команд должны построить своих «подчинённых» в две шеренги, в соответствии с занимаемой должностью, слева направо. После этого они должны по очереди назвать имена всех членов команд и ранг.

Конкурс «Нарисуй корабль»

Количество участников : 8 человек (по 4 игрока от обеих команд).

Реквизит : два мольберта, цветные карандаши, два листа ватмана.

Ведущий строит участников игры в две шеренги, по четыре человека в каждой, а напротив них, на расстоянии 2-3 метров ставит мольберты. Всем участникам перед игрой раздаются карандаши (по два карандаша на участника).

Затем, по сигналу ведущего, игроки из обеих команд по очереди подбегают к мольбертам и рисуют корабли (на то, чтобы добежать и нарисовать что-либо им даётся 30 секунд). Выигрывает та команда, которая первой нарисует корабль.

После игры первый ведущий говорит: «Молодцы, ребята! Поздравляю! Теперь у нас есть две команды и два корабля!». После этого другой ведущий включает песню «С нами друг».

Конкурс «Составь письмо»

Реквизит : два листа бумаги, с написанными на них «шифрами» (см. далее), а также две стеклянные бутылки с широким горлышком (в которую без труда можно поместить листочки бумаги и также вытащить их оттуда).

Ведущий 1 : «Внимание! Команды кораблей! Объявляю, что два ваших судна плавают в океане вот уже 7 дней и, однажды утром, когда матросы занимались починкой бортов кораблей, они увидели в воде вот это (показывает две бутылки детям). В этих бутылках мы, с коллегой (показывает на второго ведущего рукой) нашли две зашифрованные записки (достаёт листочки бумаги из бутылок и показывает детям). Сейчас мне понадобятся четыре человека! Капитаны! Выберите из своих команд двоих самых умных участников!».

Капитаны выбирают четырёх добровольцев и те подходят к ведущим.

Ведущие предлагают участникам «расшифровать» два найденных послания: на листочках написаны существительные в хаотичном порядке, из которых игроки должны составить предложения.

Итак, примеры «шифров».

Первый вариант: «шторм», «португалец», «капитан», «беглец», «злодей», «вор», «клад», «кораблекрушение», «остров», «абориген», «плот».

Второй вариант: «людоед», «африканец», «матрос», «кинжал», «голод», «океан», «бунт», «убийство», «кораблекрушение», «саботаж», «герой».

Проигравших и победителей в этом конкурсе нет: дети рассказывают истории, которые у них получились. На «расшифровку» им даётся 5 минут.

Конкурс «Охота на льва»

Реквизит : ведро, на котором нарисован лев (или любая другая ёмкость), четыре мячика.

Ведущий 2 : «Итак, дорогие друзья! Ваши корабли дрейфуют в океане вот уже две недели и для того, чтобы не начался бунт нужно срочно пополнить запасы провизии и питьевой воды».

Ведущий 1 : «А для этого придётся высадиться на остров, который не обозначен ни на одной карте. На этом острове наверняка есть вода и еда, ведь капитаны обоих судов увидели в подзорные трубы, что на нём есть растительность».

Ведущий 2 : «Однако не советую высаживаться на сушу полным составом: кто знает, что может ждать там путешественников. Предлагаю разведать территорию четырём самым храбрым членам команд. Выходите, самые смелые мореплаватели! По два добровольца из обеих команд!».

Ведущие формируют из участников две шеренги, каждому из них дают по мячику, а напротив шеренг, на расстоянии 1-2 метров ставят ёмкость, на которой нарисован лев.

Ведущий 2 : «И вот наши отважные разведчики неожиданно натолкнулись в диких джунглях, которые покрывают всю территорию острова, на голодного льва. Чтобы выжить, им придётся сражаться, однако, никто не догадался взять с собой оружие и всё, что есть у наших бесстрашных моряков – это четыре камня. Если все четыре камня не попадут в цель, то лев съест наших героев и команды останутся без воды и еды».

Дети по очереди забрасывают мячики в ведро, а затем возвращаются к своим командам.

Конкурс «Пойми меня»

Реквизит : карточки, на которых написаны задания (см. ниже).

Ведущий 1 : «После того, как разведчики вернулись на борт, капитаны обеих команд решили отправить на берег по пять человек из своих команд, чтобы они смогли принести больше еды и воды. Итак, приглашаю участвовать в следующем испытании десятерых добровольцев: по пять участников из обеих команд!».

Ведущий 2 : «Представьте (обращается к игрокам), что на острове живут аборигены, которые, естественно, разговаривают на своём языке и не понимают русский. Перед вами стоит сложная задача: если что-то пойдёт не так и местные жители поймут что-то не правильно, то команда корабля может стать их обедом. Поэтому нашим героям придётся научиться изъясняться при помощи жестов».

Ведущие строят участников обеих команд в одну шеренгу так, чтобы они все смотрели в одну сторону. Затем выдаёт тому, кто стоит последним в шеренге, карточку с заданием (фразой, в которой будет указано действие, предмет, команда; например: «давай закопаем клад»; «пойдем, поедим, кок приготовил ужин»; «пойдём будить капитана»). Задача каждого участника игры (первым показывает замыкающий шеренгу): не вербально (т.е. без слов) объяснить впереди стоящему участнику задание. В конце игры стоящий первым в шеренге ребёнок проговаривает задание вслух так, как он его понял.

Ведущие могут дать подряд несколько заданий, или, если времени на игры отведено не так много, только одно.

Конкурс «Поднять якоря»

Реквизит : два якоря, изготовленные вручную из плотного картона, два равных отрезка плотной нити.

Ведущий : «Пора отчаливать! Для того чтобы команды продолжили свой путь, им нужно поднять якоря. Вызываю к себе двух матросов!».

«Матросы» из обеих команд подходят к ведущему, который вручает каждому из них по одному картонному якорю. К якорям привязаны нити.

Задача участников: как можно быстрее намотать нити на «якоря», стараясь опередить соперника.

Ведущий 2 : «Молодцы, матросы! А теперь, дорогие мои мореплаватели, предлагаю отправиться домой, к родным берегам!».

Конкурс «Матросский танец»

Ведущий 1 : «Поздравляю! Команды успешно возвратились домой! Корабли пришвартованы, команды сошли на сушу! Пора исполнить традиционный «матросский танец»!».

Звучит зажигательная музыка (например, известная мелодия «Яблочко») и ведущие просят четырёх добровольцев из обеих команд (по два участника из каждой команды) исполнить любой танец (движения могут быть произвольными).

В этом конкурсе победителей определяют зрители или ведущие. Побеждает та пара, которая использует наиболее необычные движения или сможет быстро среагировать и исполнить парный танец.

Мастер - класс «Давайте познакомимся»

Цель: знакомство участников лагерной смены, раскрытие личностных способностей обучающихся через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.
Задачи:
- познакомить участников друг с другом через психологические игры;
- познакомить с различными формами и методами работы в отряде и правилами поведения;
-научить обучающихся преодолевать различные трудности, возникающие в других видах жизнедеятельности посредством игры;
- развивать коммуникативные и творческие способности;
- помочь участникам лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении, способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы;
- способствовать личностному самоопределению;
- формировать навыки социального взаимодействия, освоение диалектики общения.

Ход мероприятия

«Математика»
Участники стоят в круге. Ведущий даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трём, произносит вместо цифры своё имя». Если кто – то неправильно сказал, игра начинается заново с этого человека.
«Оригинальная цепочка»
Участникам предлагается на начальную букву своего имени назвать черту своего характера, любимый продукт.
«Сходства»
Ведущий предлагает участникам найти себе новую «тройку» по какому-либо признаку: по цвету волос, по прическе, по одинаковому цвету одежды и т.д.
Вновь образованной «тройке» предлагается в течение 2-х минут найти не менее 5 сходств.
После выполнения упражнения, один из участников каждой пары называет общие сходства.
«Зеркало»
Нарисовать на листочке своё символическое отражение.
«Подвижные имена»
Участники образуют круг, ведущий называет два любых имени, присутствующих. Эти участники должны поменяться местами, а ведущий занять свободное место. Кто не успел встать, становится водящим в центре круга.
Тутти-фрутти
Все садятся в круг на стулья (или становятся в круг), рассчитываются на первый, второй, третий. Первые номера будут, например, яблоки, вторые – бананы, третьи апельсины. В центре находится водящий, который начинает рассказ о себе и как только в своем рассказе упоминает одно из названных фруктов, то эти игроки должны быстро поменяться местами. Если водящий говорит: «Тутти-фрутти» – то местами меняются все играющие.
«Мое настроение»
Отряд делится на две команды, становятся в круг. Каждый получает по листочку и начинает рисовать своё настроение. По хлопку ведущего листок передаётся по кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не вернется каждому свой рисунок.
«Катушка»
По желанию среди участников выбирается “стержень” катушки, остальные конкурсанты будут выступать в роли “нитки”. Называются имена участников, они берутся за руки и постепенно “наматываются” на катушку. В итоге образуется большая “катушка”. Главное условие: “нить” должна быть натянута равномерно, и всем участникам должно быть комфортно.
«Кто? С кем? Куда? Зачем?»
Эта игра позволяет проверить быстроту реакции. Вы легко сможете объяснить ребятам условие. А они таковы: Все, на кого Вы показываете, должны мгновенно среагировать и ответить на Ваш вопрос. Вот и всё. Только при этом отвечать нужно словами, начинающимися на одну букву. Например, на букву "М".
Вы: Кто?
1 ребенок: "Мама"
Вы: С кем?
2 ребенок: "С Машей"
Вы: Куда?
3 ребенок: "В Москву"
Вы: Зачем?
4 ребенок: "За молоком"
«Я еду»
Участники игры становятся в круг. Ведущий делает шаг влево (не выходя из круга) и говорит: «Я еду». Его сосед справа делает шаг влево и говорит: «Я рядом». Следующий участник делает шаг влево со словами: « Я с ….»(называет имя кого – то из группы – этот человек становится рядом справа). Далее шагает участник со словами: «Я – «зайцем» (т.е. без билета). Следующий снова говорит: «Я еду» - и делает шаг.Так игроки проходят несколько кругов. Можно постепенно увеличить темп игры.
«Пчелы и змеи».
Перед началом игры группа делится на «Пчёл» и «Птиц». Каждая группа должна выбрать своего «короля».Затем, оба «Короля» выходят за дверь и ждут, когда их позовет ведущий, который прячет два предмета, а «короли» должны их отыскать. «Король пчел» должен найти «мед» (игрушку 1), а «король птиц»- «ящерицу» (игрушку 2).«Пчелы» и «Птицы» должны помогать своим «королям». Вся группа может делать это, издавая определенные звуки. Пчелы будут жужжать: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж...». Чем ближе их «король» подходит к «меду», тем громче должно быть жужжание. А «Птицы» помогают своему «королю»: «Пи- пи- пи». Чем ближе их «король» приближается к «игрушке», тек громче должно быть шипение.
Необходимо помнить; что во время игры никто не должен говорить. Побеждает та группа, чей «король» быстрее нашел свой предмет.После игры необходимо ответить на вопросы
Хорошо ли твоя группа помогала своему «королю»?
Как вы взаимодействовали друг с другом?
Как ты чувствовал себя в роли «короля»?
Что для тебя было самым трудным в этой роли?

Игровая программа для

знакомства детей с лагерем

«Юные разведчики»

Цели и задачи: расширение кругозора, развитие наблюдательности, творческих способностей, воспитание коллективизма. Чувства взаимопомощи, терпимости, культуры общения.

Познакомить ребят с:

    территорией лагеря

    людьми, которые там работают

    режимом работы всех служб

Для удобства ориентировки и романтики можно всему в лагере дать красивые названия: Площадь утренних зорь – линейка.

Дом веселых человечков - корпус малышей.

Необходимы таблички на местах и общая карта лагеря.

Способы знакомства с лагерем:

Экскурсия.

Проводится внутри отряда. Если в отряде есть "старички", пусть они проводят экскурсию. Чередуем рассказ с играми на знакомство, контакт, легендами про лагерь. После возвращения с экскурсии ребята могут нарисовать, каким они увидели лагерь или самое понравившееся место.

Ребята делятся на группы, которым вручается пакет с вопросами, которые интересуют Центр разведки. Им надо узнать секретную информацию, например, какого размера ботинки у физрука, какого цвета занавески в столовой и т.д.

Если задания у групп одинаковые, то оцениваем скорость. Если задания разные, то можно провести конкурс, кто за определенное время узнает больше информации.

Оцениваем точность и полноту ответов. Можно творчески представить полученную информацию.

Предупредить работников лагеря, что будет игра, а детей - о правилах вежливости.


Ребят можно знакомить с лагерем и иначе, ведь может так случиться, что ваши ребята ориентируются в лагере лучше вас, не все, конечно, но несколько старожилов обязательно найдутся. Можно попробовать не их водить на экскурсию, а сделать все наоборот: попросить старожилов показать лагерь вам и новичкам отряда. Также знакомство с лагерем поможет организовать "Разведшкола". Создайте несколько групп по сбору информации. Каждой такой группе вручите пакет с перечнем вопросов, которые особо интересуют "Центр". Объясните, что на сбор стратегических данных группе дается 30-40 минут. Предупредите, что каждая группа действует автономно, по возможности, незаметно и быстро, а та группа, которая преуспеет в разведывательной деятельности, будет отмечена особым знаком отличия. Вопросы с грифом "Совершенно секретно" могут быть самыми разными.

Например:

Какого цвета занавески в концертном зале;

Сколько метров в самой длинной асфальтовой дорожке лагеря;

Сколько фонтанчиков на территории лагеря;

Как зовут маму худрука лагеря;

Сколько дежурных постов в лагере и где они расположены;

При какой температуре воды можно будет купаться;

Сколько окон в здании столовой;

Какого цвета скамейка у административного корпус;

Сколько всего дачных домиков;

Сколько на территории лагеря пожарных ящиков с песком;

Каковы размеры футбольного поля;

Какой почтовый адрес у лагеря;

Любимая спортивная команда физрука и т.д.


Игра по станциям

Проводится во всем лагере. Все отряды по маршрутным листам, в которых указан порядок следования, приходят на станции, где их встречает ведущий (чаще всего это вожатые, но лучше, если это будут работники служб), которые рассказывают о данной службе, ее возможностях и режиме работы и проводят для ребят конкурс, оценку которого проставляет в маршрутный лист. Баллы можно шифровать. (буквами, фигурами, разным цветом и т.д.)

Можно учитывать не только баллы за качество, но и время выполнения. Нужен перевод времени в баллы.

Для интереса от станции к станции можно продвигаться определенным образом. (взявшись за руки, гуськом, с песней и т.д.)

Если видим, что на следующей станции столпотворение, то усложняем задание.

Пример: Столовая. Встреча с шеф. поваром. Режим питания, правила поведения в столовой, самообслуживание. Конкурс, кто больше знает блюд (из картошки, супов...), кто быстрее съест, сервировка стола.

Карта лагеря :

Проводится внутри своего отряда.

Отряд делится на группы. Каждая группа за определенное время составляет карту определенного участка лагеря. Группы прячут кусочки мозаики на своем участке, а потом их обозначают на карте.

Творчески обыграть изюминку, которая есть на данном участке лагеря.

Группы меняются картами. Им надо как можно быстрее найти спрятанные кусочки мозаики и сложить их в единое целое. Можно составить единую карту лагеря в конце, а ребята могут обозначить себя в том месте, которое им больше всего нравится в лагере.

Путешествие по лагерю можно организовать в виде игры следопытов: ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться, где найти вторую записку, с кем надо встретиться. Для проведения этой игры надо заранее разработать маршрут, спрятать записки, предупредить работников лагеря. В противном случае, самое скучное, что вы можете сделать, - это построить ребят парами и провести экскурсию со словами: "Посмотрите налево, посмотрите направо...".

Ребят можно знакомить с лагерем и иначе, ведь может так случиться, что ваши ребята ориентируются в лагере лучше вас, не все, конечно, но два-три старожила обязательно найдутся. Можно попробовать не их водить на экскурсию, а сделать все наоборот: попросить старожилов показать лагерь вам и новичкам отряда.

"Разведшкола" поможет организовать знакомство с лагерем. Создайте несколько групп по сбору информации. Каждой такой группе вручите пакет с перечнем вопросов, которые особо интересуют "Центр". Объясните, что на сбор стратегических данных группе дается 30-40 минут. Предупредите, что каждая группа действует автономно, по возможности, незаметно и быстро, а та группа, которая преуспеет в разведовательной деятельности, будет отмечена особым знаком отличия. Вопросы с грифом "Совершенно секретно" могут быть самыми разными, например: какого цвета занавес в клубе, сколько метров в самой длинной асфальтовой дорожке лагеря, сколько урн на территории лагеря, как зовут маму музыкального работника, сколько постов в лагере и где они расположены, как зовут вожатых, при какой температуре воды можно будет купаться, сколько окон в здании столовой, какого цвета скамейка у медпункта, сколько домиков в "Городке сказок", сколько на территории лагеря пожарных ящиков с песком, каковы размеры баскетбольного поля, какой почтовый адрес у лагеря, как называется любимая группа у радиста, любимая спортивная команда физрука и т.д.


Знакомство в цифрах

Каждому отряду выдать записку, в которой написан математический пример (для каждого отряда свой, но одинаковый по размеру). Но пример необычный – цифры им нужно найти самим, вставить в пример и подсчитать. Например: количество поваров + количество лавочек на лобном месте * количество минут, отведённых в расписании на обед - количество полных лет координатора по мальчикам Петра - количество окон в здании столовой + сумма цифр на номере машины лагеря: количество кроватей в комнате девочек третьего отряда … + количество столбов в заборе вокруг клуба = ?

Каждый отряд открывает свою записку с примером по свистку. Во время свистка засекается время. Задача каждой команды как можно быстрее решить свой пример. Но только при условии, что все они будут бегать по лагерю и искать нужные цифры все вместе, то есть всем отрядом (за этим должен смотреть наставник, который бегает вместе с ребятами). Как только какая-то команда заканчивает, она бежит в центр лагеря к спортинструктору и отдаёт свой пример, а спортинструктор фиксирует время. Как только он получает готовое решение от последней команды, он сравнивает ответы отрядов с правильными и тут же или во время вечернего собрания объявляет результаты. Победителем становится та команда которая первой принесла правильный ответ.

Каждая цифра должна быть каким-то образом связана с лагерем, чтобы расшифровывая цифры ребята знакомились с сотрудниками лагеря, с историей лагеря, с территорией и т.д.

Вопросы, которые можно превратить в цифры, в данной игре:

    Написать имена всех сотрудников лагеря (наставников, директора, координаторов, музыкального работника, спорт инструктора, медсестры и т.д.).

    Узнать, кто самый старший в нашем лагере.

    Узнать, кто самый младший в нашем лагере.

    Найти что-нибудь съедобное (не из столовой).

    Принести самый странный предмет.

    Узнать любимое занятие... (любого из лагеря).

    Узнать размер обуви координатора - "папы".

    Узнать, какую последнюю книгу прочитал библиотекарь.

    Узнать, в каком кармане носит свисток спортинструктор.

    Узнать, сколько букв в полном имени координатора - "мамы".

    За какое самое короткое время можно добежать от вашей дачки до столовой?

    Кто лучший друг директора лагеря?

    Кто самый высокий в вашем отряде?

    Какие деревья растут вокруг?

    Узнать дату рождения спортинструктора.

    Принести 3 пера.

    Узнать любимую песню музыкального работника.

    Принести носовой платок.

    Узнать любимый цветок... (любого из лагеря).

    Узнать любимое блюдо директора.

    Принести букет цветов.

    Узнать цвет глаз библиотекаря.

    Узнать вес спортинструктора.

    Сложить из подсобных материалов на земле заданное слово.

    Любимое занятие координатора - "папы".

    Узнать дату рождения... (любого из лагеря).

    Любимое животное... (любого из лагеря).

    Принести самый важный для вас предмет.

    Узнать, сколько членов семьи у... (любого из лагеря).

Создаётся несколько групп по сбору секретной информации, каждой группе даётся пакет с перечнем вопросов, которые особенно интересуют «центр». На сбор стратегических данных группам даётся определённое время. Каждая группа действует автономно, быстро и незаметно. Вопросы могут быть такими:

    Сколько урн, скамеек, деревьев, лестниц, ступенек и т.д. на территории лагеря?

    Как зовут всех вожатых?

    Какого цвета у них глаза?

    Как зовут директора лагеря? Умеет ли он плавать?

    Что будет сегодня на обед, ужин? И т.д. и т.п.


Выглядеть это может например так:

Какого цвета занавески в комнате начальника лагеря?

    Сколько метров в самой длинной заасфальтированной дорожке лагеря?

    Умеет ли плавать шеф-повар?

    Как зовут старшую вожатую?

    Какого цвета глаза у вожатого 1 отряда?

    Какой размер обуви у вожатого 2 отряда?

    Какого цвета скамейка возле медпункта?

    Любимый цвет начальника лагеря.

    Сколько окон в спортивном зале?

    Сколько ступенек при входе в лагерь?

    Что нарисовано на верандах нашего лагеря?

    Какая любимая песня у вожатого 4 отряда?

    Сколько дверей в музыкальном зале?

    Какие фрукты любит вожатый 5 отряда?

    Какие цветы любит медработник?

А в конце список обязательных заданий. Например, найти желтый шерстяной носок где угодно, или собрать 47 шишек, ни больше, ни меньше. :) Конечно, надо заранее все узнать самим, подготовить людей, у которых будут спрашивать. в принципе, дети обычно очень довольны...


В принципе, эту игру можно проводить в любое время. Каждому отряду выдается список вопросов, можно одинаковых - даже лучше. Вопросы - типа какого цвета занавески у директора? сколько окон в столовой? сколько пожарных кранов на территории? какой размер ноги у физрука, умеет ли плавать уборщица 2 корпуса)? ну и все в таком духе... А в конце список обязательных заданий

Например:

Найти желтый шерстяной;

Собрать 47 шишек;

Надо заранее все узнать самим, подготовить людей, у которых будут спрашивать.

Представления ребят о размерах окружающего мира очень не похожи на наши, взрослые. И если лагерь, где мы сейчас работаем, по вашим понятиям небольшой, то для детей он – целая страна, в которой поначалу можно уж если не заблудиться, то запутаться. И с этой страной ребят надо познакомить. Как? Например, организовать в первый день игру – путешествие «Здравствуй, лагерь!» Для игры потребуются красивые маршрутные листы и надёжные помощники. О том и другом нужно позаботиться заранее. На маршрутном листе нарисована схема путешествия: основные достопримечательности, место их расположения, очерёдность остановок в пути. А во время этих остановок ребята могут встретиться со своими гидами.

Младший возраст

    СО СТАРИЧКОМ – ЛЕСОВИЧКОМ (он расскажет об окружающем лесе, о том, как надо вести себя в лесу; поинтересуется, могут ли ребята различать породы деревьев, съедобные грибы…);

    С ГАНТЕЛЬКИНЫМ (он встретит ребят на стадионе и расскажет о зарядке, о спортивной работе в лагере);

    С ДОКТОРОМ ГРАДУСНИКОМ (в медпункте дети ещё раз вспомнят, для чего надо мыть руки, зачем надевать в солнечную погоду головной убор);

    С ЗАБАВОЙ – ЗАТЕЙНИЦЕЙ (на игровой площадке она разучит с ребятами новую игру);

    С ПОВАРОМ СЛАДКОЕЖКИНЫМ (он встретит ребят в столовой и расскажет о правилах поведения в ней);

    С ДОМОВЁНКОМ КУЗЕЙ (он будет ждать ребят в палате, где покажет, как заправлять кровать, как складывать пред сном вещи, как делать уборку и что хранить в тумбочке).

Можно придумать ещё много интересных персонажей, которые помогут детям познакомиться с лагерной жизнью.

Средний возраст

Путешествие по лагерю может оказаться игрой следопытов. Ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться и что запоминать, с кем встречаться, чтобы найти следующую записку. В этом случае требуется заранее разработать маршрут, оговорить все моменты с участниками – работниками лагеря.

Старший возраст

Старших ребят следует знакомить с лагерем иначе. Ведь может так случиться, что ребята ориентируются в лагере лучше вас. Кто-то в лагере впервые, но обязательно есть старожилы. В этом случае на экскурсию должны вести вас они. То есть всё делается наоборот. Таким образом, мы поймаем сразу много зайцев: поднимем авторитет старожилов, познакомим новичков с лагерем, используем игровой момент и просто проведём интересно первый день в стране Детства!

Экскурсия по лагерю. Её проводит один из напарников, второй на заранее условленном месте готовит все к творческому делу «Мы ребята хоть куда...».

Как провести экскурсию?

Цель экскурсии - ознакомить ребят с территорией лагеря, расположением основных служб и сотрудниками детского лагеря. Главное при этом - не просто рассказать, а показать возможности детского лагеря в организации жизни команды. По ходу экскурсии вожатый должен постоянно обращать внимание на законы и традиции лагеря как общепринятые нормы коллективного проживания детей и взрослых и демонстрировать их по ходу экскурсии. Если принято здороваться («Добрый день! ... вечер»), то первым это делает вожатый (даже, если встречается незнакомый человек). При встрече со специалистами детского лагеря, педагогами дополнительного образования, их надо представлять как старших друзей, с которыми ребятам предстоит сотрудничать. Обязательно надо показать медицинские службы, спортивную базу, пляжную зону, место расположения кружков, где ребятам предстоит бывать чаще всего. По ходу движения делайте паузы на 5–минут для проведения игр на сплочение коллектива. Пройдите какую нибудь дистанцию «гусеничкой», разбейте ребят на тройки и пройдите какой-то участок в поддержке (двое берут руки в замок, третий садится на них, его проносят 5–10 метров). Не устраивайте соревнований. Каждое упражнение будет снимать с ребят напряжение знакомства, ломать стереотипы взаимодействия подростков, будет делать их более открытыми. Участвуйте в этих играх сами. В конце экскурсии проведите экспресс_викторину по той информации и объектам лагеря, которые вы показали. Учредите маленький собственный приз «Самому внимательному» (шишка, забавная игрушка, сделанная вами).

Попробуйте сразу узнать мнение ребят о проведённой экскурсии. Экскурсия завершается в месте, заранее намеченном напарниками. Там уже все готово к проведению творческого дела.

Въезжая в новый дом, хозяева, по традиции, впускают в него кошку. Животное с потрясающей интуицией и реакцией, осматривает новые владения с превеликим страхом, стремясь найти скорее безопасное скрытное место, чем исследовать территорию. Близкие ощущения и переживания испытывает и ребенок, впервые посетивший лагерь. Он ищет свое «защищенное место», из которого удобно следить за происходящим.

Другое дело – завсегдатаи лагеря. Уж они-то знают где, что, как и почему. Поэтому чувствуют себя уверенно, проявляя определенное бахвальство. Их лучший опыт необходимо задействовать и распространить. В выигрыше будут все: и дети, и вожатые. Первые познают территорию и ее содержание. Вторые – все «злачные» и опасные места, где необходимо «постелить соломку» или подходящие для определенных занятий места.

Целью всех операций по изучению территории ДОЛа есть: дать как можно более полную информацию о том, «что можно» и «что нельзя», «где можно» и «где нельзя», «с кем можно» и «без кого нельзя». Информация подается увлекательно, интересно, содержательно, поучительно, но без наставлений и угроз. Параллельно детей знакомят с работающими на территории ДОЛа взрослыми, не забывая поблагодарить их за труд.

Вожатый, от тебя зависит, полюбят ли дети лагерь с первого раза, с первого экскурсионного путешествия или нет . Будь гидом, влюбленным в этот «город Детства». Позаботься об «интересных» встречах на маршруте и приятных неожиданностях.

Способы и варианты проведения знакомств с лагерем.

1) Радиоигра «Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что ». Задаются ориентиры (направление движения, количество шагов, по компасу, по обозримым элементам). Отыскав нужный объект, добывается информация о нем (расспросы ответственного за этот пост, нахождение подложенной записки, сообщение по телефону, появление персонажа). Средства передачи информации: радиосеть, «мобилки», переговорные устройства, тайнопись, сигнальное сообщение (азбука Морзе, флажки, выкладывание знаков, прочее).

2) Кругосветка «Пыль столбом». Алгоритм следующий: определение пунктов и ответственных за них; определение времени пребывания на пунктах; разработка микрозаданий на каждом пункте (микроКТД); оформление маршрутных листов; общие установки и общий старт по индивидуальным маршрутным листам; следование по маршруту (зарабатывание баллов, жетонов, единиц информации, фантиков, деталей карты, добыча предмета, доказывающего пребывание отряда на указанном месте); сбор отметок о выполнении заданий и прохождении этапа; индивидуальный финиш каждой группы ребят; отметка времени следования в пути, подсчитывание добытых знаков; определение «самых настоящих разведчиков» (назвать победителей можно по-разному). Возможен суперфинал, в котором проводится сражение за звание «суперзнатоков территории лагеря» в режиме викторины (вопрос-ответ), клуба знатоков, работающих в режиме «мозгового штурма».



3) Игра-знакомство «РВС» (разведай, выясни, спроси). Алгоритм игры: получение в пункте сбора комплекта вопросов, на которые необходимо найти ответы группой. Вопросы посвящены расположению, структуре, персоналу лагеря, технике безопасности, нормам и правилам поведения и т.д. Через установленное время на сборе происходит обмен информацией. За дополнительно добытые данные группа получает бонусы. Предполагаемые блоки вопросов комплектуются по темам: «Наш лагерь», «Сотрудники лагеря», «Службы лагеря», «Обо всем понемногу» и т.д.



4) Карта лагеря «Где + что». Алгоритм следующий: получение матрицы (карты общей территории или схемы лагеря с обозначенными внешними контурами и некими объектами); коллективный вольный обход территории и нанесение на карту соответствующих знаков, обозначений объектов, дополнительной информации; финиш в определенное время и сверка составленных карт с оригиналом (критерии: точность, количество, оригинальность обозначений). Возможен финал по аналогии варианта №2. Рекомендуем размещение полученной карты в отрядном уголке.

Возможные варианты игры :

a) карта создается без матрицы, ее создают сами ребята;

b) карта заполняется серией разработанных детьми знаков (предупреждаю-щих, разрешающих, запрещающих);

c) на матрицу помещаются соответствующие объектам заранее предусмот-ренные знаки (на липучках, стикерах), можно полученный на каждом пункте знак относить и закреплять на одной главной карте лагеря.

d) Каждый отряд получает для изучения и нанесения на карту специальных знаков свою часть лагеря (разыграть, выиграть в лотерее). Затем проводится этап изучения территории, а в финале – анонсирование приобретенного материала другим отрядам (выступить в роли гида).

e) Возможен вариант в финальной части игры обменяться фрагментами карт и провести заочное изучение территории. Или: после обмена частями карт воспроизвести по памяти недостающие елементы.

5) Экскурсия. Спектр вариантов: от классической до инсценированной. Алгоритм следующий: обход территории и сбор полезной информации (состоявшихся здесь событий, случаев, историй, преданий) в свободном режиме. Вести отряд могут: старожилы лагеря, вожатые, бывалые дети, персонажи (например, сказочные). По ходу экскурсии обязательна коррекция сообщений вожатым с точки зрения цели и задач первого дня в лагере.

6) Игра-путешествие «Обратная сторона лагеря ». Алгоритм игры: дети берутся за руки и убегают искать лучшее место для отдыха. Через 10 минут вожатый идет искать. Перед игрой дается установка: руки не бросать, за территорию не выбегать, с выбранного места не сходить, пока не найдет вожатый. Затем этап высказываний о лучших местах лагеря.

7) Комбинированная кругосветка , с комбинированием элементов разных вариантов. В том числе варьируются способы группового перемещения.