«В современном мире дети учатся не только в школе.От того что они видят,слышат,от того что они читают,во многом зависит морально нравственный климат,зависит общество в целом»В.В.Путин ЕГЭ обществознание. В этой школе детей учат не только наукам, но и физи

Автор данного высказывания поднимает проблему значения морального и нравственного состояния общества.Суть проблемы в том, что внутреннее состояние общества формируется не только под влиянием образовательного процесса, но и вне.Данная проблема очень актуальна, так как от морального восприятия и нравственного поведения людей зависит благосостояние и уровень культурного развития страны.Автор считает, что существуют и другие источники позволяющие человеку общаться.Я полностью соглашусь с мнением автора так как тоже считаю что в современном обществе существуют множество субъектов формирующих личность и выступающих агентами социализации.Рассмотрим понятие социализации и ее субъектов для аргументации выбранной мной точки зрения.Социализация представляет собой процесс формирования личности.Агентами социализации выступают:школа, СМИ, церковь, а наиболее главный объект - это семья.В дополнение к теоретической аргументации хотелось бы привести ряд фактических примеров.

Во-первых, по данным ученых за 2013 год выяснилось, что интернет оказывает огромное влияние на детский организм.В частности видеоигры, содержащие фрагменты насилия и убийств, что приводит к аморальному состоянию личности, и знаний общества в целом.

Во-вторых, другим примером может служить произведение Льва Толстого "Война и мир" уровень морального и нравственного воспитания в семье Ростовых был достаточно высок.Родители Наташи Ростовой приучали ее к благородию и воспитывали в ней лучшие качества личности, такие как:доброта и честность.

Таким образом, проанализировав теоретическую аргументацию и приведя ряд фактических примеров можно сделать вывод о том, что В.В.Путин был абсолютно прав с своем высказывании говоря о том, что внешние факторы оказывают большое влияние на морально нравственный климат в обществе.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

По данным Минобрнауки РФ, за последние 10 лет число детей, которые занимаются дома, возросло в десять раз. Формы обучения самые разные – от надомного и семейного обучения до экстерната.

Работа, учёба и проект

Житель Строгино Павел Гусев – студент 1-го курса МГИМО, факультет информационные технологии в международном бизнесе. Последние два года он учился в школе по форме экстерната. Не путать с экстерном, когда школьная программа изучается в ускоренном темпе. При экстернате школьники учатся столько же, только появляются в школе не каждый день, а раз в месяц.
Паша перешёл на экстернат по необходимости. К 9-му классу у мальчика уже была работа, учёба и разработка программного обеспечения информационного проекта, который он не хотел бросать. Совмещать всё было тяжело. И на семейном совете решили после 9-го класса пойти в экстернат. Как выяснилось, не прогадали.

– Я учился в школе №1130 (м. Крылатское). Там меня не согласились учить по форме экстерната. Тогда мы нашли школу №518 в ЦАО, которая на тот момент опробовала пилотный проект по мультимедийному и дистанционному обучению. Меня с радостью взяли на бесплатную форму экстерната, – вспоминает Павел.

Сильная мотивация

Экстернат требует от ребёнка большой самостоятельности. У Паши с этим не было проблем.

– Я с 14 лет сам учился программированию, был сильный интерес к этому, мотивация. Этот навык самостоятельного обучения помог мне и в изучении других предметов, — говорит Паша.

Первую половину дня Паша занимался своим проектом, затем — уроки с репетитором по математике для внутреннего экзамена в университет. А вечером делал школьные задания.

Павел решил не погружаться глубоко в непрофильные предметы – вроде химии и биологии, сдавал их на четвёрки. Зато информатику и историю сдал на «отлично»: ведь его проект – игра-стратегия, где нужно было управлять древнерусскими князьями, предполагала знание отечественной истории.

В результате Паша успешно сдал ЕГЭ, внутренние экзамены по математике и немецкому языку и поступил в университет. Помогло ещё и то, что до этого Павел два года жил и учился в Германии.

Экстернат или семейное?

Паше повезло с бесплатным экстернатом. Но чаще в школах по месту жительства отказываются от формы экстерната, так как это невыгодно. С переходом на финансирование по количеству учеников плата на экстерна не поступает, а учебный процесс ему обеспечить надо – принять экзамены, предоставить учебный материал. В городе есть хорошие школы-экстернаты, но учиться там дорого – плата составляет от 40 тыс. рублей за 3 месяца. Остаётся семейное обучение.

Семья Левковых из Митина учит двоих 10-летних сыновей дома. И не только из соображений экономии.

— Мы православные, и нам важно воспитывать детей в русле наших ценностей, — говорят Олег и Марина.

По закону, таким родителям обязаны немного доплачивать за обучение своих детей, но на практике школы на это не идут. Родители машут рукой – хорошо хоть разрешили перевести ребёнка на такую форму.

Дети у Марины заняты целый день – кружки, занятия спортом, и конечно, «домашка». Пока Марина сама справляется с обучением детей – учит по программе Занкова. Время от времени дети ходят в школу, где у них проверяют знания.

Что будет, когда потребуется более серьезное обучение, Марина пока не знает. Как вариант – репетиторы или специальная православная школа.

— Согласно закону «Об образовании» (2012), есть две альтернативные формы образования: «семейное образование» — 1-9 класс и «самообразование» — 10-11 класс. Такое разделение связано с тем, что ответственность за обучение ребенка с 1-го по 9-й класс делится между школой и семьей. И если ребёнок на домашнем обучении не получил хороших оценок во время периодической аттестации в школе, то его обязаны перевести в обычный школьный класс, чтобы гарантировать право на получение начального и основного общего образования (до 9-го класса включительно), — поясняет директор школы «Первый экстернат» Татьяна Дюкарева.

Почему? Они очень стеснительные, несмелые. Уверены, что целиком состоят из недостатков, а положительных качеств у них нет. Эти дети боятся выглядеть смешными в глазах учителя и одноклассников. Им страшно отвечать у доски, потому что там нужно говорить что-то умное, а они чего-то не знают и не умеют. А если и знают, то все равно что-то пойдет не так - кому-то покажется, что они не так причесаны, одеты...

Робкие и застенчивые дети редко проявляют инициативу, часто сомневаются в своих силах. Им трудно принять решение и защитить себя. Поэтому обычно их просто не замечают, а свои возможности и таланты они не реализуют.

Советы родителям:

  • Отмечайте любые победы и достижения ребенка - это повышает его уверенность в себе, поднимает самооценку.
  • Окружите его дружелюбно настроенными людьми - приглашайте в гости знакомых с детьми, отдыхайте в семейных лагерях, помогайте ребенку находить друзей на детских площадках. Чем шире будет круг общения, тем легче ему будет справляться с робостью.
  • Не опекайте его и постепенно «отпускайте» - попросите, например, чтобы он сам купил что-то в магазине. Почаще создавайте безопасные ситуации, в которых он мог бы общаться с другими людьми.
  • Отрепетируйте дома «опасные» ситуации. Пусть, например, представит, что он отвечает у доски.
  • Ведите календарь достижений. Вместе с ребенком отмечайте любые его победы - сегодня он не побоялся и сделал доклад, завтра прочитал стихотворение на школьном утреннике.
  • Выберите подходящий кружок. Есть теория, по которой у ребенка старше 6 лет обязательно должно быть три социальные роли - во дворе, в стенах школы, на секции.
  • Обратитесь к психологу и пройдите групповой тренинг по развитию коммуникативных навыков.

Левши

Почему? Если у правшей доминирует левое полушарие мозга, то у левшей функции между полушариями распределяются более сложным образом. Это объясняет различия в познавательной деятельности.

Левшам чаще, чем правшам, «не дается» счет, письмо и чтение - все то, в основе чего лежит зрительно-пространственное восприятие. Они часто путают овал с кругом, прямоугольник с ромбом, часто «зеркалят» буквы. Им труднее запоминать сложные сочетания букв, а потому они, как правило, медленнее читают, пишут с ошибками.

Советы родителям:

  • Не переучивайте ребенка в правшу. Просто научите правильно держать ручку в левой руке - можно купить специальные прописи для левшей.
  • Выполняйте упражнения на координацию действий обеих рук - их могут посоветовать нейропсихологии. Хорошо подойдут игры с мячом, плетение, лепка, вышивание.
  • Отдайте ребенка на плавание, фигурное катание, фехтование, теннис. Выберите такой вид спорта, где особенно важна скоординированность движений.

Тревожные дети

Почему? Все, что связано со школой, вызывает у них страх. Они боятся самостоятельных работ, публичных выступлений, «троек» и «двоек». При этом они очень старательные и ответственные, часто испытывают чувство вины. Из-за постоянного внутреннего напряжения их работоспособность снижается, им трудно переключаться с одной деятельности на другую.

Часто тревожностью страдают дети, которых слишком рано отдали в школу. Они постоянно расстраиваются, очень эмоционально реагируют на замечания педагога. Такая возрастная тревожность постепенно пройдет. А вот если ребенок стал тревожным в 5-11 классе, имеет смысл посетить психотерапевта.

Советы родителям:

  • Не ругайте ребенка, не предъявляйте к нему чрезмерных требований. Чтобы он не тревожился из-за оценок, можно даже посоветовать ему хотя бы раз в четверти получать «двойку». Поставить такой эксперимент - получится ли?
  • Почаще проговаривайте с ним тревоги и страхи. Попросите ребенка нарисовать его страх, сочинить про него сказку: превращенный в рисунки и слова, страх теряет силу.
  • Говорите ребенку, что ошибки бывают у всех, и их не надо бояться. Ведь на самом деле любая ошибка - это ценный опыт. На ошибках учатся, без них невозможно ни одно достижение.
  • Помогите ему найти любимое дело. Для тревожных детей крайне важна точка опоры.
  • Выберите талисман. Наделите волшебной силой игрушку, ручку, браслет, кулон - пусть эта вещь помогает на уроке, во время самостоятельных работ, на экзаменах.
  • Обучите сына или дочь техникам саморегуляции: визуализация, «мысли на бумаге», расслабляющее дыхание.
  • Не смейтесь над его страхами. Если ребенок боится темноты, позвольте ему спать с ночником.

Агрессивные дети

Почему? Они с трудом вписываются в детский коллектив, постоянно всем мешают - могут делать какие-то пакости на переменах или уроках, провоцировать драки, устраивать травлю. Они ужасно надоедливые, небрежно относятся к чужим вещам, часто их ломают или пачкают.

Интересно, что «агрессивные» мальчики дерутся «как девочки» - царапаются, кусаются, нападают и отступают, плюются. Стараются обидеть или унизить обидчика. Эти дети всеми пытаются манипулировать. Сверстники «агрессоров» не любят, стараются с ними не общаться, и те в итоге часто превращаются в изгоев.

Советы родителям:

  • Поймите, в чем причина агрессивности. Может быть, ребенок просто привык быть центром вселенной? Такое бывает с долгожданными, единственными детьми в семье. А может, ему, наоборот, недостает внимания и заботы. Часто «агрессоры» вырастают у жестких, авторитарных родителей. Или становятся такими после травматичных событий. В этих случаях показана семейная психотерапия.
  • Проговаривайте с ребенком каждый неприятный инцидент. Объясняйте ему, что происходит, как реагируют другие люди, почему надо договариваться, а не «махать кулаками». Предлагайте иные пути решения проблемы: «Можно было бы сделать так и так, и тогда все было бы по-другому». Ребенок должен знать, что существуют альтернативные модели поведения, которые менее травматичны и в итоге более выгодны.
  • Исключите агрессивные мультики, криминальные программы, боевики и ужастики. Не разрешайте ребенку играть в «войнушки» на компьютере и планшете. Проговаривайте, что происходит на экране, оценивайте, хорошо это или плохо, переключайте сына или дочь на другие активности.
  • Не унижайте ребенка, не наказывайте физически, не обсуждайте его поведение при других. Почаще обнимайте его, используйте позитивное подкрепление - хвалите за то, что сегодня он ни разу не подрался, а в конфликтной ситуации повел себя достойно.
  • Следите, чтобы он гулял не меньше двух часов в день. Физическая активность очень важна. Хороший вариант - спортивная секция. Будет лучше, если занятия проводятся на свежем воздухе. Обучите ребенка приемам, которые снимают напряжение и дают выход эмоциям («скомкай бумагу», «побей грушу», «покалякай на холсте» и т.д.)

Часто болеющие дети

Почему? Из-за того, что они часто пропускают уроки, им постоянно приходится «догонять» одноклассников. И пропускают они не только уроки, но и школьные праздники, экскурсии, и со временем становятся «выключенными» из жизни класса. Болезненные дети быстрее, чем другие, устают, они часто склонны к эмоциональным вспышкам. Как правило, у них заниженная самооценка.

Советы родителям:

  • Подберите для них оптимальный уровень нагрузки. Не старайтесь записать в самую сильную школу, к самому сильному учителю, «нагрузить» дополнительными занятиями - от этого ребенок будет только страдать.
  • До мелочей продумайте режим дня. Пусть встает, обедает, учится «по часам». Чем более предсказуемым будет день, тем легче ребенку будет переключиться с одной деятельности на другую. По возможности чаще бывайте на свежем воздухе.
  • Создавайте ситуации, в которых ребенок будет общаться с другими детьми, желательно - на улице.
  • Следите за тем, чтобы болезнь не стала для ребенка «вторичной выгодой».

Почему-то все больше учителей ждут, что родители будут учиться вместе с детьми. Но как же детская самостоятельность? Иногда за нее приходится вести настоящую войну, ведь дети начинают привыкать к тому, что мама напишет, нарисует, сделает проект… Как победить в этой схватке «родитель vs учитель» рассказала в своем блоге опытный психолог Екатерина Бурмистрова.

Что происходит сегодня со школой? Почему родители вдруг стали так плотно вовлекаться в учебный процесс?

– Сегодня очень сильно изменилась школа, изменились ожидания школы от родителей, причем не только в Москве, но и в маленьких городах, в обычных, не специализированных школах. Учителя предполагают, что родители будут контролировать, помогать, а фактически – будут учиться вместе с ребенком.

Как сказала одна очень достойная учительница в возрасте, не желая брать ребенка в свой класс: «Вы с ней уроки делать не будете. Да, девочка, конечно, способная, но я одна точно ребенка не потяну». И это не критика, а некая квинтэссенция подхода.

Несколько лет назад изменились образовательные стандарты. Программа начальной школы сделалась более интенсивной. Когда-то никто не учил иностранные языки в начальной школе, например. Их начинали учить с четвертого-пятого класса (кроме специализированных языковых школ), когда ребенок был уже сам в состоянии осваивать грамматику другого языка в достаточном темпе.

Сейчас одна из самых проблемных областей – это как раз иностранные языки. Изучение в любой школе построено так, что ребенок без взрослого не может справиться с программой, выполнить задания. Причем на иностранные языки выделено совсем не то количество часов, за которые ребенок в состоянии освоить сложный материал.

Это либо концептуальные недоработки, либо специально сделано так, чтобы больше было выполнено заданий за короткое время, хотя теряется качество. Главное – выдать какой-то освоенный учебный материал, а каким образом освоенный, это уже никого не волнует. Учитель оказывается вынужден программой строить свои запросы так, чтобы родители включались в обучение. А ведь есть и русский язык, математика, где требования стали более интенсивными.

В итоге от родителей требуется колоссальная включенность: кроме собственно домашних заданий – еще и чаты, и участие в делах класса и школы. Как будто при ребенке-школьнике есть неработающий взрослый.

А если все-таки пытаться ребенка делать ответственным за собственную учебу?

– Это ставит его в безвыходную ситуацию. Если со всеми учатся родители, а ваш ребенок пытается учиться сам, он оказывается в очень сложном положении и фактически может стать изгоем, если учитель еще немного поднажмет на него. И это очень грустно.

Ведь учитель начальной школы ребенка выпустит и дальше учить не будет, а мы останемся с человеком, который сам не умеет выполнять домашние задания, не может даже контролировать, записаны ли они у него.

Поэтому мне кажется, что, учитывая всю сложность ситуации, за время с первого по четвертый класс мы, родители, должны каким-то образом ухитриться сами сформировать учебную самостоятельность. Ведь теперь учитель этого делать не будет. Это больше не то, что делает учитель в школе.

Я, как и психологи, которые работают с возрастом начальных классов, понимаю, что, если родитель будет завязан с каждодневным выполнением уроков, однозначно почти у всех будет конфликт. Причем мы рассматриваем норму, ребенка без образовательных трудностей.

Так вот, этот ребенок будет сопротивляться, потому что роль родителей и роль учителя – это совершенно разные роли. Они не должны совпадать. Мама должна хвалить, поддерживать, вдохновлять, быть на стороне ребенка. А роль педагога – требовать выполнения, следить за качеством. Когда мама делает уроки с ребенком – это однозначный ролевой конфликт, а ребенок сам не поймет, почему обижается.

Родителям есть за что бороться. Прежде всего речь о формировании самостоятельности ребенка, ответственности за то, что он делает. Хотя технически достичь поставленной цели очень сложно – задания большие, и если ребенок их не сделал, учитель обращается не к ребенку, а к родителю: «Почему вы не сделали?»

Если вам вдруг повезло и позиция ваших учителей такая, что ребенка, несмотря на все требования программы, прежде всего важно обучить самостоятельности, – это просто счастье. Вы сможете сформировать учебную самостоятельность буквально за полгода.

А если не повезло?

– Если нет, если учитель уверен, что родители должны быть полностью включены в учебный процесс, надо понимать это и объяснять ребенку, почему вы не включаетесь так, как ждет учитель. Главное, что должен понять ребенок в первом классе: выполнение уроков – зона его ответственности.

Он должен сам про них помнить, сам контролировать, что задано. А сейчас у нас сплошь и рядом – запись домашнего задания не в бумажном дневнике, а электронном, или в родительском блоге. Это тоже передоверие родителям того, за что должен отвечать ребенок. Значит, нужно обратно отдавать ответственность. Следить, чтобы были записаны домашние задания. Если учитель пишет их у вас в родительском блоге, пусть ребенок переписывает их себе в блокнотик.

Родителю нужно позиционировать себя как помощника, а не как человека, который будет руководить и следить за тем, сделаны уроки или нет. Помогать – только по просьбе ребенка.

Но в таком случае учитель начнет давить на родителей, те – на ребенка, вновь начнутся сидения за уроками вместе. Как все-таки разорвать этот замкнутый круг?

– Надо четко поставить себе задачу: передать ответственность ребенку и делать это постепенно. Если, скажем, он очень невнимательный, непоседливый, можно поделить ту же математику или русский на части, сказать: «Вот ты это сделаешь, мне покажешь». Но ни в коем случае не сидеть рядом.

Можно мотивировать. Скажем, самостоятельно сделанные уроки, причем сделанные достаточно качественно – какой-то бонус. Это не покупка и не торговля. Это система положительного подкрепления, и она работает. Лучше мотивировать не экранным временем, не сладостями.

Лучше, если это какое-то совместное с родителями дело. Скажем, ты уроки сделал, мы вечером погуляли, на следующий день – кино вместе посмотрели, на следующий – после выполнения домашнего задания пошли в кафе. Бонусы можно копить, чтобы потом ребенок мог потратить их на что-то, что ему хочется.

Если есть какие-то образовательные затруднения и ребенок на самом деле самостоятельно не может, то при минимальной возможности нужно брать тьютора, репетитора, соседскую маму, старшего ребенка соседей, а вы позанимаетесь с их ребенком.

Только не смешивать роли мамы и учителя!

Нужно понимать, что если вы отдаете ребенку самостоятельность, то на время будет спад успеваемости. Причем спад довольно сильный. Потому что ребенок первое время сам делать уроки не будет так, как делал их с вами. И этот спад нужно пережить. Не запаниковать, не поссориться с учителем и со всеми в семье, а верить в то, что постепенно ребенок выйдет из пике и начнет делать чуть лучше, чуть внимательней, он поймет, что это действительно его работа.

Как в этой ситуации грамотно строить отношения с учителем, чтобы обошлось без конфликтов?

– Очень сложно, потому что сама по себе ситуация конфликтная, если у учителя позиция, согласно которой родители должны учиться вместе с детьми. При этом учителям тоже непросто – классы большие, по тридцать и более человек, программа плотная. И часто они позиционируют все так: если вы, родители, не будете участвовать в обучении, мы просто не справимся.

Надо отдавать себе отчет, ради чего вы решились на все это: скажем, у моего ребенка не будет, условно говоря, пятерок в начальной школе, хотя способности на пять, а из-за отсутствия контроля будут четверки. Зато в среднюю и старшую школу он перейдет спокойно, потому что будет уметь брать задание, удерживать и даже уже немного контролировать качество.

Уроками надо интересоваться. Надо вдохновлять. Находить удачные моменты. Но ни в коем случае не контролировать.

Можно позволить забыть тетрадь. Кстати, есть люди очень рассеянные, требующие особенного подхода, и им можно позволить забыть тетрадь, но так, чтобы он расстроился и в следующий раз взял. Иначе сформируется комплекс разгильдяя, и тогда тоже может быть очень сложно.

Вообще все, что я говорю сейчас, – это общие рекомендации, которые не могут подойти всем. Мы говорим о детях, которые в норме. У которых достаточная воля, нет образовательных особенностей: дислексии, дисграфии, гиперактивности. И у этих детей нужно воспитывать самостоятельность и ответственность, но здесь – свои нюансы и нужно в каждом конкретном случае советоваться с психологом и логопедом.

Стоит ли специально оговорить с учителем такую установку, что родители планируют давать ребенку самостоятельность?

– Можно поговорить заранее. Но сначала нужно понять, насколько будет адекватным ответ. Если у вас есть какое-то единомыслие, если учитель и хотел бы, чтобы ответственность за учебу полностью лежала на детях, но просто он не может из-за современных требований к школе, это один вариант. Идеально, если концепция школы и концепция учителя совпадает с вашей концепцией.

А если учитель категорически настроен на то, что родитель должен быть включен и активно участвовать в учебной жизни ребенка, то, возможно, речь может идти о смене педагога или о том, чтобы работать над самостоятельностью ребенка «партизанским образом». Хотя это сложно: ребенок маленький, ему трудно вписаться в системы разных требований.

В такой непростой ситуации родителям нужно находить пути минимального сопротивления. Если вы не хотите сидеть над уроками, недовольны концепцией учителя, вы можете работать в родительском комитете или организовывать какие-то поездки, или еще как-то помогать, чтобы учитель понимал: вы не делаете домашние задания с ребенком не потому, что вам все равно.

А для ребенка, кстати, может стать полезным опыт умения приспосабливаться к очень разным сложным условиям и строить свои отношения с разными людьми. Надо просто родителям четко видеть ситуацию, быть последовательными и терпеливыми. Здесь нет такого, что обстоятельства формируются: раз, два и сам сел за уроки. Самотеком формируется лишь несамостоятельность в уроках. И это стандартная ситуация сейчас.

Вы не раз говорили, что самостоятельности в школьных делах способствует загрузка соответственно возрасту домашними делами.

– Да, учебную самостоятельность нужно формировать через домашние обязанности, включенность ребенка в жизнь семьи. Чтобы он не был королем на троне, которого все обслуживают, а был человеком, который заботится и о других. Для этого нужно включать ребенка в домашнее хозяйство по мере его сил. В первом классе эта включенность может быть символической, но все равно она формирует такую ответственность и целеполагание.

Еще один момент – формированию учебной самостоятельности очень мешает экранная зависимость, когда ребенок дома только и делает, что играет на планшете или смотрит телевизор. Он не будет сам делать уроки, потому что телевизор – дело поинтересней. И вот, чтобы ответить на вопрос, как сформировать самостоятельность, надо для начала исключить длительное экранное время или, по крайней мере, вернуть контроль над этим временем. До класса пятого-седьмого это возможно.

Мы все говорили про то, что школа требует включенности родителей. Но нередко родители сами требуют от учителей, чтобы их по максимуму вовлекали в учебный процесс. Раньше такого не было. Что происходит?

– Отчасти это действительно связано с тем, что много однокарьерных семей, где мама уделяет ребенку много времени. Вообще ценность каждого ребенка очень сильно выросла.

К тому же сильно удлинилось детство, статистически достоверно, что сегодня дети взрослеют позже, и если мы в 14 лет, в 15 были более-менее самостоятельны – могли приготовить обед, поехать в другой город, то сегодня в этом возрасте подросток еще сам в метро не перемещается. Потому что есть готовность и желание взрослого подстраховывать.

Мне кажется, что изменились не столько дети, сколько возможность и желание родителей продолжать участвовать как можно дольше в жизни детей, гиперопекать, контролировать, неровно дышать над каждым действием ребенка. И в школе сложилась печальная ситуация, что там не могут создать условия, чтобы дети учились сами по себе. И нередко в средней школе продолжают требовать родительского контроля, поощряя так гиперопекающих родителей.

У таких родителей вокруг школы часто формируется вся жизнь, круг общения. Они контролируют всю программу обучения, контролируют учителей.

Сегодня и на законодательном уровне все изменилось. По действующему законодательству у родительского коллектива огромная власть – по его требованию могут и учителя заменить, и сменить программу…

Как выжить учителю в этой ситуации? Родители могут в выходной в родительском чате спросить учителя, что задали по тому или иному предмету…

– А что, удобно. И почти все учителя отвечают сразу, кстати. Родительские чаты живут своей жизнью. Это одна из примет времени, демонстрация степени включенности. Люди же уверены, что так они проявляют любовь. Потом эти же мамы несут с ребенком документы в институт, решают проблемы, возникшие на первой сессии, а потом приходят на собеседование к потенциальным работодателям со взрослым ребенком.

А как выжить учителю… Либо искать места, где учатся все-таки дети, а не родители. Их мало, но они есть. Либо отключаться от чатов и ограничивать свое внерабочее пространство.

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости. Около половины российских учеников не хотят учиться в школе из-за неприязни к учителю, рассказал РИА Новости президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр Кузнецов. С какими трудностями сталкиваются школьники, как вернуть ребенку мотивацию к обучению и привить самостоятельность, рассказали РИА Новости эксперты накануне Дня ребенка, который отмечается 20 ноября.

Мам, а выходные скоро?

Мама второклассника, учащегося подмосковной средней школы, Мария Ремпель не ожидала, что у ее восьмилетнего сына Марка могут возникнуть проблемы с учебой. Сама она училась в школе на "отлично", Марк же пока не может похвастаться такими успехами. Первую четверть второго учебного года мальчик окончил с одной тройкой по русскому языку.

"Он так не любит школу, что каждый день спрашивает меня, когда же будут выходные", — рассказала Ремпель РИА Новости.

По мнению родительницы, у сына нет желания учиться, потому что школьный учитель не смог его заинтересовать. "Раньше мы приходили в школу учиться, а сейчас приходим показать, чему научились дома с родителями", — сказала она.

Кроме того, по словам Ремпель, в школьных учебниках много сложных и странных заданий, решить которые может даже не каждый взрослый человек. "И родителям второклассника приходится решать задачи коллективным разумом на специальных форумах в интернете или по телефону", — отметила Ремпель. В итоге получается, что выполнением домашней работы больше озабочены не дети, а сами родители.

Учиться, учиться, учиться

Нежелание ребенка любого возраста ходить в школу — это самозащита от большой нагрузки, считает учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ Инна Голенок.

"Получается, что ребенку неудобно, некомфортно от того, что он не делает, а когда он начинает все делать, то ему тоже некомфортно, потому что устает", — пояснила она.

Голенок отметила, что загруженность учителей, связанная с недостатками базового планирования, проецируется на учеников. "Программа сделана так, что на предмет выделяется иногда один час в неделю. А один час в неделю по всем психологическим правилам вообще не должен быть: знания не закрепляются, нет повторения, отсюда большая нагрузка", — считает учитель.

Директор физико-математического лицея N 239 в Санкт-Петербурге, победитель Всероссийского конкурса "Директор школы-2012" Максим Пратусевич согласен с тем, что программа у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень главной причиной нежелания учиться в школе.

"Мало времени и работать надо, а работать нынче не очень принято. Дети не приучены к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться, уметь это делать", — сказал Пратусевич.

Чему учат в школе?

Детские психологи уверены, что ключевую роль в отношении ребенка к школе играет первый учитель, который должен мотивировать ребенка учиться. Президент Ассоциации детских психологов и психиатров Александр Кузнецов рассказал РИА Новости, что школам в России всегда не хватало индивидуального подхода к каждому ученику.

"Школа ориентирована на среднего ученика, поэтому ни о какой индивидуальности речи быть не может. Доказано, что сильные ученики спускаются до уровня средних через два-три класса", — сказал Кузнецов.

По его словам, часто ребенок не хочет ходить в школу именно из-за того, что не любит своего учителя. Или ребенок ходит в школу не за знаниями, а чтобы просто пообщаться и покрасоваться перед сверстниками. "Мы не любим предмет, учителя по которому мы не любим. Из нашей практики, примерно 50% детей в начальной школе, когда их спрашивают об учителе, отвечают, что учитель им не нравится", — отметил психолог.

По словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. "И не за счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот, объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы, как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям", — заметил он.

Правильная помощь

Психолог дал несколько практических советов родителям, которые не могут заставить ребенка учиться в школе. Прежде всего, родители должны выяснить, нравится ли ребенку учитель. "Если ребенку учитель не нравится, смените учителя. Это может быть учитель в соседней школе. Не надо привязываться к школе только потому, что она ближайшая к дому", — рекомендует Кузнецов.

Если не удается найти хорошего учителя, можно перевести ребенка на домашнее обучение. "По новому закону об образовании это можно сделать очень просто: приходишь в школу, пишешь заявление и все. Потом только нужно будет сдавать контрольные", — пояснил психолог, отметив, что его дети, например, уже давно постигают школьную программу в домашних условиях.

Обучение дома экономит много времени и воспитывает у ребенка самостоятельность. "Если ребенок умеет читать, он может самостоятельно изучить тему. Если у него есть вопрос, он может спросить родителей или посмотреть многочисленные видеоуроки в интернете", — сказал Кузнецов.

Еще один совет — назначить ребенку призы, чтобы у него была мотивация в полном объеме и самостоятельно выполнить домашнюю работу. Например, дети могут зарабатывать право двадцать минут заниматься познавательными приложениями на планшете после восьми вечера. Впоследствии ребенок привыкнет к определенному ходу событий, к ритуалу и начнет делать уроки самостоятельно.

"Родители не понимают, каким образом можно помочь ребенку делать уроки. Они не могут заставить ребенка оторваться от компьютера и по пять часов делают за них уроки. В результате ребенок привыкает и говорит: "Мам, уже поздно, а ты не могла бы за меня физику сделать?!" У ребенка формируется такое отношение, что мама все равно меня не отпустит, пока я уроки не сделаю, а поскольку ей тоже надо идти спать, она в конечном итоге все за меня сделает, мне только надо побольше тупить и поменьше делать", — пояснил Кузнецов.

Психолог отметил, что примерно у 20% детей имеется синдром дефицита внимания. "Поэтому еще один совет: детей нужно учить отдыхать и разбивать сложные задания на мелкие. Чтобы у ребенка не было ощущения, что он сидит за уроками до посинения", — сказал он. Для контроля времени труда и отдыха можно использовать таймер для готовки или песочные часы.

В младших классах обязательно нужно приучать ребенка к чтению. "Прививая любовь к чтению, вы застрахуетесь от большинства проблем в образовании", — считает психолог. Простейший способ научить ребенка любить книги — проявлять интерес к тому, что ребенок читает вам вслух. "У нас обычно очень мало времени, чтобы слышать ребенка. Когда ребенка слушаешь, ему очень нравится читать взрослому, особенно если взрослый искренне интересуется", — добавил Кузнецов.

Иногда важно купить учебники за предыдущий класс и провести диагностику и определить тот уровень, с которым ребенок справляется на "отлично". "И сказать ребенку: все, дома мы начинаем учиться с этого уровня. Нужно догнать программу, чтобы человек встал на твердую почву и чувствовал себя уверенно в классе", — сказал психолог.

Но самое главное правило, о котором должны помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый, и не раздражайться, если он что-то не понимает. "Если вы раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И обязательно поощряйте самостоятельность ребенка", — заключил Кузнецов.