Понятие прогресса и его критерии. Что такое прогресс? Виды, формы, примеры прогресса. Достижения и противоречивость прогресса. Интегративные показатели прогрессивного развития современного общества

Наиболее сложной проблемой в теории прогресса является вопрос об основном объективом критерии. Действительно, имеется ли точный измеритель уровня общественного прогресса? Каковы показатели, которые обобщенно отражают главный источник общественного прогресса? При определении основного критерия общественного прогресса сталкиваются интересы различных классов. Каждый общественный класс стремится обосновать такой критерий, который бы отвечал интересам данного класса.

Например, некоторые современные зарубежные философы и социологи выступают против объективного характера критерия общественного прогресса. Они стремятся доказать, что решение вопроса о прогрессе в истории общества носит субъективный характер, поскольку оно зависит от выбора критерия общественного прогресса. А выбор этого критерия определяется шкалой ценностей, которую избирает тот, кто судит о прогрессе. Причем он это делает сообразно личным взглядам, симпатиям, идеалам и т.п. При одном критерии можно признавать наличие прогресса в истории, при другом можно отрицать его. Все точки зрения здесь равноправны, поскольку все они одинаково субъективны.

Так, А. Д. Тодд в книге "Теории социального прогресса" пишет: "Прогресс – это человеческое понятие. Настолько человеческое, что каждый мыслит его по-своему". Во французском философском словаре под редакцией А. Лаланда говорится, что прогресс "есть понятие но сути относительное, поскольку оно зависит от того, какой шкалы ценностей придерживается тот, кто высказывается о прогрессе".

Материализм отвергает субъективистскую и релятивистскую позицию философов и социологов об общественном прогрессе. Изучение показывает, что прогресс в обществе есть объективная закономерность, доступная строго научному исследованию. Поэтому и основной критерий общественного прогресса должен носить объективный характер. В соответствии с ним именно производительные силы являются определяющей причиной поступательного развития всей истории человечества и потому служат объективным показателем уровня разрешения противоречий между обществом и природой.

Таким образом, основным объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил. Именно оно образует основу единства и связи в мировой истории, представляет собой ту непрерывную линию подъема, которая проходит через все общественные процессы. В изменении производительных сил фокусируется, в конечном счете, вся деятельность людей, в какой бы сфере социального организма она ни осуществлялась. Данный критерий носит общеисторический (общесоциологический) характер и распространяется на все общественные формации, которые существовали в истории. Он дает возможность определить для каждой формации ее историческое место в поступательном движении человечества.

Как показывает изучение, вопрос об основном объективном критерии общественного прогресса сводится к выяснению того, что является первоначалом поступательного развития общества, или какой элемент социального организма изменяется первым? Действительно, те объективные критерии, по которым можно определить, является ли данное явление прогрессивным или реакционным и в какой степени, зависят от уровня и характера развития производительных сил. Каковы производительные силы, таково, в конечном счете, и все общество. Нужно подчеркнуть также и то, что общественно-экономические формации "расположились" в истории именно в соответствии с уровнем и характером развития производительных сил.

Следовательно, общественная система (социально-экономический строй, политика, идеология, мораль и т.д.), которая в наибольшей степени стимулирует развитие производительных сил, создает для них наибольший простор, является самой прогрессивной. Поэтому, все то, что в производственных отношениях, в содержании идей, взглядов, теорий, моральных норм и т.д. содействует дальнейшему развитию производительных сил, работает на идею прогресса. И напротив, все то, что тормозит это развитие, связано с регрессом. Другое дело, что здесь нет автоматической зависимости.

Прогресс в области производства далеко не всегда прямолинейно сказывается на прогрессе в духовной жизни, например, в искусстве или морали. Связь между развитием различных явлений духовной жизни общества, с одной стороны, и потребностями развития производительных сил – с другой, опосредована многообразием и сложностью общественных отношений, и установить эту связь порой весьма трудно. В истории эксплуататорских формаций немало фактов, когда прогресс производительных сил обеспечивался жестокими насильственными методами, связанными с попранием элементарных норм гуманности. По словам К. Маркса, такого рода прогресс уподоблялся "отвратительному языческому идолу, который не желал пить нектар иначе, как из черепов убитых" .

Современные зарубежные социологи достаточно часто абсолютизируют роль техники, особенно компьютеров, в развитии общества и считают ее главным критерием собственного прогресса. Однако это не соответствует действительности. Техника, компьютеры, в целом средства производства – это лишь один из элементов производительных сил. Другим их элементом являются люди, непосредственные производители материальных и духовных благ. Причем трудящиеся массы являются главным элементом в составе производительных сил общества. Поэтому важнейшим показателем прогрессивности общественно-экономической системы являются те возможности, которые она создает для всестороннего развития способностей и творческой активности трудящихся, удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

Стало быть, при определении превосходства той или иной общественной системы надо сравнивать, прежде всего, возможности, которые она предоставляет для развития производительных сил в целом. Эти возможности обычно реализуются в более высоких темпах развития общественного производства, широком распространении культуры среди массы трудящихся, всемерном привлечении их к управлению делами общества и т.д.

При всей сложности общественного развития, его магистральной линией является поступательное движение, причем процесс восхождения от низшего к высшему не просто неуклонно продолжается, а от формации к формации ускоряется. Это видно уже из самой продолжительности существования формаций: первобытнообщинный строй – 40–50 тыс. лет, а вся писаная история – немногим более 5 тыс. лет. Из них: рабство – 3–3,5 тыс. лет; феодализм – 1,5 тыс. лет; капитализм – несколько столетий; социализм – несколько десятилетий.

Наиболее обобщенным показателем развития производительных сил, или объективного критерия общественного прогресса, являются темпы роста производительности труда. Сама но себе производительность труда отражает лишь уровень развития производительных сил общества. А темпы роста производительности труда отражают еще и характер производительных сил, т.е. специфику взаимоотношений непосредственных производителей со средствами производства.

Всякая новая общественно-экономическая формация имеет более высокие темпы роста производительности труда по сравнению с предшествующей. Например, производительность труда при капитализме развивается в 20–40 тыс. раз быстрее, чем при первобытнообщинном строе, в 100–150 раз быстрее, чем в рабовладельческом обществе, в 50–60 раз быстрее, чем в эпоху феодализма.

При этом необходимо иметь в виду и то, что здесь нельзя ограничиться простым сравнением уровней развития производства, достигнутых в данный момент странами с различным социальным строем. Ведь многим странам, в которых утверждается демократический строй, приходилось или приходится преодолевать унаследованную от прошлого технико-экономическую отсталость, а также трудности, вызванные сопротивлением реакционных сил, навязанными войнами и т.д. Именно поэтому нужно определенное время, чтобы они могли догнать страны, значительно раньше осуществившие индустриализацию и компьютеризацию. Ведь прогресс выступает обычно как совокупный результат восходящего развития всех сторон общественной жизни. Он измеряется целой системой критериев, каждый из которых имеет свое место и назначение в определении уровня поступательного развития общества. В этой системе существует иерархия, соподчиненность. Имеются критерии основные и неосновные, определяющие и обусловленные.

В иерархи критериев общественного прогресса развитие производительных сил имеет определяющее значение. Другие критерии, действующие в сфере морали, науки, философии и др., лишь отражают явления, которые возникают на основе определенного уровня и характера развития производительных сил. Например, критерием морального прогресса является рост свободы личности, критерием прогресса в науке может служить процесс превращения науки в непосредственную производительную силу, критерием прогресса в философии является становление демократического мировоззрения и т.д.

Общественный прогресс – многогранное явление. Он включает поступательное развитие во всех сферах социального организма. Ступень прогрессивно развивающейся человеческой истории в целом соответствует определенной общественно-экономической формации. При сохранении качественного состояния формация, как живой, развивающийся организм, проходит стадии зарождения, развития и распада. Раздел между восходящей и нисходящей стадиями формации образуется нарушением соответствия сторон общественного производства и влиянием его на всю систему общественных отношений.

Однако историческое развитие совершается непрерывно. В недрах старой общественно-экономической формации зарождаются предпосылки другой, более высокой формации (в виде новых производительных сил, изменений социально-экономической структуры и т.д.). Полному раскрытию этих предпосылок препятствует старый социальный строй. Скачок в поступательном движении общества означает революционный переход к новой, высшей общественно-экономической формации.

Каждая новая формация зарождается, формируется и приходит на смену старой лишь на "плечах" этой последней, на основе ее достижений. К. Маркс писал: "Ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не проявляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества" . До тех пор, пока данная формация развивается по восходящей линии, все, что способствует ее укреплению, является прогрессивным. Когда же формация вступает в период застоя и загнивания, то прогрессивным является то, что надламывает се устои, а всевозможные попытки затормозить этот процесс являются регрессивными.

Прогрессивный характер общественного развития нельзя понимать упрощенно. История человеческого общества сложна и противоречива. Социальный прогресс – это ее генеральная линия, общая направленность. А в рамках исторического прогресса имели место и эпохи реставрации, и трагические катастрофы, ведущие иногда к гибели целых цивилизаций, и глубочайшие заблуждения человеческой мысли.

  • Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 731. Примеч.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7.

Общественный прогресс рассматривается в школьном курсе многопланово, появляется возможность увидеть противоречивость процесса. Общество развивается неравномерно, меняет позиции, как человек. Важно выбрать тот путь, который приведет к улучшению условий жизни и сохранению планеты.

Проблема прогрессивного движения

С древних времен ученые пытались определить пути развития обществ. Одни находили сходство с природой: времена года. Другие выявляли цикличность в виде подъемов и падений. Круговорот событий не позволял дать точные указания, как и куда двигаться народам. Возникла научная проблема. Основные направления заложены в понимании двух терминов :

  • Прогресс;
  • Регресс.

Мыслитель и поэт Древней Греции Гесиод разделили историю человечества на 5 эпох :

  • Золотой;
  • Серебряный;
  • Медный;
  • Бронзовый;
  • Железный.

Поднимаясь вверх от века к веку, человек должен был становиться все лучше, но история доказала обратное. Теория ученого дала сбой. Железный век, в который жил сам ученый, не стал толчком для развития нравственности. Демокрит делили историю на три группы :

  • Прошедшее;
  • Настоящее;
  • Будущее.

Переход от одного периода к другому должно показать рост и улучшение, но и такой подход не стал истинным.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Платон и Аристотель представляли историю как процесс движения по циклам с повторяющимися стадиями.

Ученые исходили из понимания прогресса. По обществознанию понятие общественного прогресса - это движение вперед. Регресс - антоним, противопоставление первому понятию. Регресс - движение от высшему к низшему, деградация.

Прогресс и регресс характеризуются движением, непрерывность его доказана. Но движение может идти вверх - к лучшему, вниз - к возврату к прежним формам жизни.

Противоречия научных теорий

Гесиод рассуждал исходя из того, что человечество развивается, извлекая уроки прошлого. Противоречивость общественного процесса опровергло его рассуждения. В последнем веке среди людей должны были сформироваться отношения высокой нравственности. Гесиод отметил разложение нравственных ценностей, люди начинали проповедовать зло, насилие, войны. Ученый выдвинул идею регрессивного развития истории. Человек, по его мнению, не может изменить ход истории, он пешка и не играет в трагедии планеты роли.

Прогресс стал основой теории философа Франции А. Р. Тюрго. Он предлагал рассматривать историю как постоянное движение вперед. Доказывал, предлагая свойства человеческого разума. Человек постоянно достигает успехов, сознательно улучшает свою жизнь, условия существования. Сторонники прогрессивного пути развития:

  • Ж. А. Кондорсе;
  • Г. Гегель.

Поддержал их веру и Карл Маркс. Он считал, что человечество проникает в природу и, изучая ее возможности, самосовершенствуется.

Представить историю в виде линии, поднимающейся вперед, не получится. Это будет кривая или ломаная линия: взлеты и падения, скачки и спады.

Критерии прогресса общественного развития

Критерии - это основа, обстоятельства, которые приводят к развитию или стабилизации определенных процессов. Критерии общественного прогресса прошли через разные подходы.

Таблица помогает разобраться во взглядах на тенденции развития общества ученых разных эпох:

Ученые

Критерии прогресса

А. Кондорсе

Разум человека развивается, меняя само общество. Проявления его ума в различных сферах дают возможность человечеству двигаться вперед.

Утописты

Прогресс строится на братстве людей. Коллектив обретает цель совместного движения к созданию лучших условий сосуществования.

Ф. Шеллинг

Человек постепенно стремиться к созданию правовых основ устройства общества.

Г. Гегель

Прогресс строится на осознании человеком свободы.

Современные подходы философов

Типы критериев:

Развитие производительных сил разного характера: внутри общества, внутри человека.

Человечность: качество личности воспринимается все более правильно, к нему стремиться общество и каждый человек, оно является двигателем прогресса.

Примеры прогрессивного развития

К примерам движения вперед можно отнести следующие общественные явления и процессы :

  • экономический рост;
  • открытие новых научных теорий;
  • развитие и модернизация технических средств;
  • открытие новых видов энергии: ядерная, атомная;
  • рост городов, улучшающих условия жизни человека.

Примеры прогресса - это развитие медицины, увеличение видов и мощностей средств связи между людьми, уход в прошлое таких понятий как рабство.

Примеры регресса

Общество движется по пути регресса, какие явления ученые относят к движению назад:

  • Проблемы экологического плана: ущерб природе, загрязнение окружающей среды, гибель Аральского моря.
  • Совершенствование видов оружия, которое приводит к массовой гибели человечества.
  • Создание и распространение по планете атомного оружия, приводящего к гибели огромного количества людей.
  • Увеличение количества аварий производств, опасных для людей находящихся на территории их расположения (ядерные реакторы, атомные станции).
  • Загрязненность воздуха крупных населенных пунктов.

Закон, определяющий признаки регресса, учеными не установлен. Каждое общество развивается по-своему. Законы, принятые в одних государствах, неприемлемы для других. Причина - индивидуальность одного человека и целых народностей. Определяющей силой движения истории является человек, а его сложно вместить в рамки, дать определенный план, по которому он идет в жизни.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.16. Понятие общественного прогресса

Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального развития являются три черты: необратимость, направленность и закономерность.

Необратимость – это постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен.

Направленность – это те линии, по которым совершается накопление.

Закономерность – это необходимый процесс накопления перемен.

Важная характеристика социального развития – период времени, в течение которого оно осуществляется. Результатом социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.

Взгляды на направленность общественного развития

1. Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби: движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла (теория исторического круговорота).

2. Религиозные течения: преобладание регресса во многих сферах общества.

3. Французские просветители: непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

4. Современные исследователи: положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем).

Процесс социального развития неразрывно связан с термином «социальный прогресс». Социальный прогресс – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей.

Критерии определения прогрессивности: уровень производительности труда и благосостояния населения; развитие человеческого разума; совершенствование нравственности людей; прогресс науки и техники; развитие производительных сил, включая самого человека; степень свободы личности.

Современная социальная мысль разработала и ряд других критериев социального прогресса: уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, освобождение человека от действий стихийных сил природы и общества и др. Понятие прогресса применимо только к человеческому обществу. Для живой и неживой природы следует употреблять понятия развитие , или эволюция (живая природа), и изменение (неживая природа). Человечество непрерывно совершенствуется и идет по пути социального прогресса. Это универсальный закон общества. Понятие «развитие» шире понятия «прогресс». Всякий прогресс связан с развитием, но не всякое развитие есть прогресс. Регресс (обратное движение) – тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Основные проявления противоречивости прогресса – это чередование подъемов и спадов в общественном развитии, сочетание прогресса в одной области с регрессом в другой. Так, развитие промышленного производства, с одной стороны, приводит к повышению количества производимых благ, к росту городского населения, но, с другой стороны, это ведет к экологическим проблемам, к тому, что молодежь, уезжая из села в город, теряет связь с национальной культурой, и т. д.

По своему характеру социальное развитие подразделяется на эволюционное и революционное . Характер того или иного социального развития зависит от способа социальных изменений. Под эволюцией понимают постепенные плавные частичные изменения общества, которые могут охватывать различные сферы общества – экономическую, политическую, социальную, духовную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, предполагающих проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Реформа – это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы, а лишь изменяющих ее части и структурные элементы.

Виды реформ:

1. по направленности: прогрессивные реформы (60–70-х гг. XIX в. Александра II); регрессивные (реакционные) («контрреформы» Александра III).

2. по сферам преобразований: экономические, социальные, политические и др.).

Под социальной революцией понимается коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое. Социальная революция всегда связана с разрушением одних социальных отношений и утверждением других. Революции могут быть кратковременными (Февральская революция 1917 г.), долговременными (неолитическая революция).

Соотношение эволюционных и революционных форм общественного развития зависит от конкретно-исторических условий государства и эпохи.

Противоречивость прогресса

1) Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.). Отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой (например, прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды, к подрыву естественных основ существования общества.

2) Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия: открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие; использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но и вызвало новые болезни, ухудшение зрения, психические отклонения и др.

3) Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями – стрессом, болезнями органов дыхания и т. д.; удобство передвижения в автомобиле – перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность.

Гуманистические критерии прогресса: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.

В современном обществознании:

* Акцент переносится с дилеммы «реформа – революция» на «реформа – инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

* Общественное развитие связывается с процессом модернизации. Модернизация – процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Из книги Все о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство автора Касьянов Антон Васильевич

5.2.6. Организации общественного питания На уплату ЕНВД переводится оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации

Из книги Кружки, жерлицы, поставушки - рыбалка без проколов автора Смирнов Сергей Георгиевич

Судак как двигатель прогресса Лет 15-20 назад в момент неполного заката многочисленных рыболовных баз отряд кружочников еще был достаточно многочисленным. Загрязнение водоемов, браконьерство, мощный рыболовный пресс уже тогда заметно снизили концентрацию рыбы и,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Политика автора Джойс Питер

ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ С помощью опросов выясняется характер отношения людей к конкретным политическим вопросам (например, отношение к партиям или частным направлениям государственной политики).Организаторы опросов стремятся выяснить мнение людей, предлагая

Из книги Планирование на предприятии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

28. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И ЕГО ПЛАНИРОВАНИЕ Научно-технический прогресс (НТП) – это процесс совершенствования факторов производства, применяемой техники и технологии, технических методов и форм организации труда на основе широкого

Из книги Мобильник: любовь или опасная связь? Правда, которой не расскажут в салонах мобильной связи автора Инджиев Артур Александрович

Двигатели прогресса Именно так можно назвать Techi. Эта группа единомышленников очень важна для производителя, потому что именно они помогают продвигать продукты, доносить известия о новинках до масс, формировать определенный образ компании на рынке. То есть получается,

Из книги Стервология. Уроки красоты, имиджа и уверенности в себе для стервы автора Шацкая Евгения

Из книги Заблуждения капитализма или пагубная самонадеянность профессора Хайека автора Фет Абрам Ильич

2. Идея прогресса Прогресс – сравнительно новая идея. Представление о том, что человеческие учреждения можно совершенствовать сознательными усилиями людей, впервые высказал в конце XVI века Жан Боден, темный схоласт, еще веривший в колдовство и обличавший ведьм. Но в 1737

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Из книги Я познаю мир. Живой мир автора Целлариус А. Ю.

Из книги 100 способов избежать аварии. Спецкурс для водителей категории В автора Каминский Александр Юрьевич

1.3. ПАРАДОКСЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА Продолжая разговор о безопасности автомобилей, замечу, что прогресс в области автомобильной безопасности и в области автомобилестроения вообще влияет на безопасность неоднозначно. Статистика говорит о том, что современные машины

В развитии человечества наблюдается два вида движения – вперед и назад. В первом случае оно будет развиваться прогрессивно, во втором – регрессивно. Иногда в обществе происходят оба указанных процесса одновременно, но в разных областях. Поэтому существуют разные виды прогресса и регресса. Так что же такое прогресс и регресс? Об этом, а также о примерах прогресса мы и поговорим в данной статье.

Что такое прогресс и регресс?

Понятие прогресса можно охарактеризовать следующим образом. В переводе с латинского языка прогресс – это "движение вперед". Прогрессом является такая направленность в общественном развитии, которой присуще движение от низших форм к высшим. От несовершенного к более совершенному, к лучшему, то есть движение вперед.

Регресс является полной противоположностью прогрессу. Это слово также происходит из латинского языка и означает «движение назад». Следовательно, регресс – это движение от высшего к низшему, от совершенного к менее совершенному, изменения в худшую сторону.

Каким бывает прогресс?


В обществе наблюдается несколько видов прогресса. К ним относятся следующие.

  1. Социальный. Подразумевает такое общественное развитие, которое идет по пути справедливости, создания условий для достойной, хорошей жизни, для развития личности каждого человека. А также борьбу с причинами, которые указанному развитию мешают.
  2. Материальный, или экономический прогресс. Это такое развитие, в процессе которого удовлетворяются материальные потребности людей. Чтобы добиться такого удовлетворения, необходимо, в свою очередь, развивать науку, технику, повышать уровень жизни людей.
  3. Научный. Характеризуется значительным углублением познаний об окружающем мире, человеке, обществе. А также продолжением освоения окружающего земного и космического пространства.
  4. Научно-технический. Означает прогресс в развитии науки, который направляется на развитие технической стороны, совершенствование производственной сферы, автоматизацию происходящих в ней процессов.
  5. Культурный, или духовный прогресс. Отмечен развитием нравственной стороны жизни, формированием альтруизма, имеющего осознанную основу, постепенным преобразованием личности человека. Предполагается, что из просто потребителя материальных благ человек со временем превращается в созидателя, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.

Критерии прогресса


Тема критериев прогресса в разные времена была дискуссионной. Не перестала она быть таковой и сегодня. Приведем некоторые из критериев, которые в совокупности являются свидетельством прогрессивного общественного развития.

  1. Развитие производственной сферы, всей экономики, расширение свободы людей относительно природы, жизненного уровня, рост благосостояния народа, качества жизни в целом.
  2. Достижение высокого уровня демократизации общества.
  3. Уровень личной и общественной свободы, который закреплен на законодательном уровне. Существование возможностей для реализации личности, для ее всестороннего развития, для употребления свободы в разумных пределах.
  4. Нравственное совершенствование всех представителей общества.
  5. Распространение просвещения, развитие науки, образования. Расширение спектра человеческих потребностей, касающихся познания мира – научного, философского, эстетического.
  6. Продолжительность человеческой жизни.
  7. Увеличение добра и чувства счастья.

Признаки регресса


Рассмотрев критерии прогресса, кратко поговорим о признаках регресса в обществе. К ним можно отнести такие, как:

  • Экономический упадок, наступление кризиса.
  • Значительное снижение жизненного уровня.
  • Увеличение смертности, понижение уровня продолжительности жизни.
  • Наступление тяжелой демографической ситуации, снижение уровня рождаемости.
  • Распространение болезней выше обычного уровня, эпидемии, наличие большого количества людей с хроническими заболеваниями.
  • Падение нравственных показателей, уровня образованности людей, культуры в целом.
  • Применение силовых, а также декларативных методов в решении проблем.
  • Пресечение проявлений свободы насильственными путями.
  • Общее ослабление страны (государства), ухудшение внутреннего и международного положения.

Прогрессивные события

Приведем примеры прогресса, наблюдавшиеся на протяжении всей истории человечества в различных областях, которые имели очень большое значение.

  • В древние времена человек научился добывать огонь, создавать орудия труда, обрабатывать землю.
  • Произошла смена рабовладельческого строя феодальным, в результате которого было отменено рабство.
  • Изобретено книгопечатание, открылись первые университеты в Европе.
  • Освоены новые земли в период Великих географических открытий.
  • Соединенные Штаты стали суверенным государством и приняли Декларацию независимости.
  • Французские просветители организовали деятельность, направленную на провозглашение новых социальных идеалов, основным из которых была свобода.
  • Во время Великой французской революции отменено сословное разделение людей, провозглашены свобода, равенство, братство.

Достижения науки и техники в XX веке


Хотя научные открытия делались на протяжении длительного времени, истинным веком прогресса является именно XX. Приведем примеры научных открытий, которые в значительной мере способствовали прогрессивному развитию человечества. В XX веке были открыты и изобретены:

  • Самый первый самолет.
  • Теория относительности Альберта Эйнштейна.
  • Диод – электронная лампа.
  • Конвейер.
  • Синтетический каучук.
  • Инсулин.
  • Телевизор.
  • Кино со звуком.
  • Пенициллин.
  • Нейтрон.
  • Деление урана.
  • Баллистическая ракета.
  • Атомная бомба.
  • Компьютер.
  • Структура ДНК.
  • Интегральные схемы.
  • Лазер.
  • Космические полеты.
  • Интернет.
  • Генная инженерия.
  • Микропроцессоры.
  • Клонирование.
  • Стволовые клетки.

В обширной литературе, посвященной общественному прогрессу, в настоящее время нет единого ответа на главный вопрос: каков общий социологический критерий общественного прогресса?

Относительно небольшое число авторов утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогресса бессмысленна, поскольку человеческое общество - сложный организм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия. Большинство же авторов считают возможным сформулировать единый общесоциологический критерий общественного прогресса. Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо существенные расхождения. Статья «Понятие общественного прогресса в социальной философии» // данные сети Интернет: http://filreferat.popal.ru/printout1389.html

Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775--1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие -- о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

Как видим, вопрос о критерии прогресса занимал великие умы нового времени, но решения не нашел. Недостатком всех попыток одолеть эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы -- все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом. Человек и общество: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. / Л.Н. Боголюбов, Е.А. Глушков и др, «Просвещение», 1996 г, стр. 155-156.

Господствовавшая идея беспредельного прогресса с неизбежностью подводила к, казалось бы, единственно возможному решению вопроса; главным, если не единственным, критерием общественного прогресса может быть только развитие материального производства, которое, в конечном счете, предопределяет изменение всех других сторон и сфер жизни общества. Среди марксистов на этом выводе не раз настаивал В. И. Ленин, который еще в 1908 г. призывал рассматривать интересы развития производительных сил в качестве высшего критерия прогресса. После Октября Ленин возвращается к этому определению и подчеркивает, что состояние производительных сил -- основной критерий всего общественного развития, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация побеждала окончательно предыдущую благодаря именно тому, что открывала больший простор для развития производительных сил, достигала более высокой производительности общественного труда.

Серьезным аргументом в пользу данной позиции является то, что сама история человечества начинается с изготовления орудий труда и существует благодаря преемственности в развитие производственных сил.

Примечательно, что вывод о состоянии и уровне развития производительных сил как генеральном критерии прогресса разделялся и оппонентами марксизма -- техницистами, с одной стороны, и сциентистами, с другой. Возникает законный вопрос: как могли сойтись в одной точке концепция марксизма (т. е. материализма) и сциентизма (т. е. идеализма)? Логика этого схождения такова. Сциентист обнаруживает общественный прогресс, прежде всего, в развитии научного знания, но ведь научное знание обретает высший смысл только тогда, когда оно реализуется в практике, и прежде всего в материальном производстве.

В процессе еще только уходящего в прошлое идеологического противостояния двух систем техницисты использовали тезис о производительных силах как генеральном критерии общественного прогресса для доказательства превосходства Запада, шедшего и идущего по этому показателю впереди. Недостатком этого критерия является то, что оценка производственных сил предполагает учет их количества, характера, достигнутого уровня развития и связанной с ним производительности труда, способности к росту, что весьма важно при сопоставлении различных стран и ступеней исторического развития. Например, количество производственных сил в современной Индии больше, чем в Южной Кореи, а их качество ниже.

Если в качестве критерия прогресса брать развитие производственных сил; оценка их в динамике, то это предполагает сопоставление уже не с точки зрения большей или меньшей развитости производственных сил, а с точки зрения хода, быстроты их развития. Но в таком случае возникает вопрос, какой период должен браться для сопоставления.

Некоторые философы считают, что все трудности будут преодолены, если взять в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса способ производства материальных благ. Веским аргументом в пользу такой позиции является то, что фундаментом общественного прогресса является развитие способа производства в целом, что при учете состояния и роста производственных сил, а также характера производственных отношений можно гораздо полнее показать прогрессивный характер одной формации по отношению к другой.

Отнюдь не отрицая того, что переход от одного способа производства к другому, более прогрессивному, лежит в основе прогресса в целом ряде других областей, оппоненты рассматриваемой точки зрения почти всегда отмечают, что при этом остается не решенным главный вопрос: как определить саму прогрессивность этого нового способа производства.

Справедливо считая, что человеческое общество - это, прежде всего, развивающееся сообщество людей, другая группа философов выдвигает в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса развития самого человека. Бесспорно то, что ход человеческой истории действительно свидетельствует о развитии людей, составляющих человеческое общество, их общественных и индивидуальных сил, способностей, задатков. Достоинство такого подхода то, что он позволяет измерять общественный прогресс поступательным развитием самих субъектов исторического творчества - людей.

Наиболее важным, критерием прогресса выступает уровень гуманизма общества, т.е. положение в нем личности: степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья. Согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств -- интеллектуальных, творческих, нравственных. Развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

Заметим, кстати, что внутри этого сложного по своей структуре индикатора можно и нужно выделить один, по сути дела объединяющий в себе все остальные. Таковым, на мой взгляд, является средняя продолжительность жизни. И если она в данной стране на 10--12 лет меньше, чем в группе развитых стран, да к тому же обнаруживает тенденцию к дальнейшему уменьшению, соответственно должен решаться вопрос и о степени прогрессивности этой страны. Ибо, как сказал один из известных поэтов, «все прогрессы реакционны, если рушится человек».

Уровень гуманизма общества как интегративный (т.е. пропускающий через себя и впитывающий в себя изменения буквально во всех сферах жизни общества) критерий вбирает в себя рассмотренные выше критерии. Каждая последующая формационная и цивилизационная ступень является более прогрессивной и в плане личностном -- она расширяет круг прав и свобод личности, влечет за собой развитие его потребностей и совершенствование его способностей. Достаточно сравнить в этом отношении статус раба и крепостного, крепостного и наемного рабочего при капитализме. На первых порах может показаться, что особняком стоит в этом отношении рабовладельческая формация, знаменовавшая собой начало эры эксплуатации человека человеком. Но, как разъяснял Ф. Энгельс, даже для раба, не говоря уже о свободных, рабовладение было прогрессом в плане личностном: если раньше пленного убивали или съедали, то теперь его оставляли жить.

Итак, содержанием общественного прогресса было, есть и будет «очеловечение человека», достигаемое путем противоречивого развития его естественных и общественных сил, т. е. производительных сил и всей гаммы общественных отношений. Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Раздумья мировой общественности о «пределах роста» значительно актуализировали проблему критериев общественного прогресса. Действительно, если в окружающем нас социальном мире не все так просто, как казалось и кажется прогрессистам, то по каким наиболее существенным признакам можно судить о поступательности общественного развития в целом, о прогрессивности, консервативности или реакционности тех или иных явлений?

Отметим сразу, что вопрос «как измерять» общественный прогресс никогда не получал однозначного ответа в философско-социологической литературе. Такая ситуация во многом объясняется сложностью общества как субъекта и объекта прогресса, его многоплановостью и многокачественностью. Отсюда поиски своего, локального критерия для каждой сферы общественной жизни. Но в то же время общество есть целостный организм и как таковому ему должен соответствовать основной критерий социального прогресса. Люди, как замечал Г. В. Плеханов, делают не несколько историй, а одну историю своих собственных отношений. Наше мышление способно и должно отразить эту единую историческую практику в ее целостности.

И все же господствовавшая идея беспредельного прогресса с неизбежностью подводила к, казалось бы, единственно возможному решению вопроса; главным, если не единственным, критерием общественного прогресса может быть только развитие материального производства, которое, в конечном счете, предопределяет изменение всех других сторон и сфер жизни общества. Среди марксистов на этом выводе не раз настаивал В. И. Ленин, который еще в 1908 г. призывал рассматривать интересы развития производительных сил в качестве высшего критерия прогресса. После Октября Ленин возвращается к этому определению и подчеркивает, что состояние производительных сил -- основной критерий всего общественного развития, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация побеждала окончательно предыдущую благодаря именно тому, что открывала больший простор для развития производительных сил, достигала более высокой производительности общественного труда.

Примечательно, что вывод о состоянии и уровне развития производительных сил как генеральном критерии прогресса разделялся и оппонентами марксизма -- техницистами, с одной стороны, и сциентистами, с другой. Позиция последних нуждается, очевидно, в некоторых комментариях, ибо возникает законный вопрос: как могли сойтись в одной точке концепция марксизма (т. е. материализма) и сциентизма (т. е. идеализма)? Логика этого схождения такова. Сциентист обнаруживает общественный прогресс прежде всего в развитии научного знания, но ведь научное знание обретает высший смысл только тогда, когда оно реализуется в практике, и прежде всего в материальном производстве.

В процессе еще только уходящего в прошлое идеологического противостояния двух систем техницисты использовали тезис о производительных силах как генеральном критерии общественного прогресса для доказательства превосходства Запада, шедшего и идущего по этому показателю впереди. Тогда их оппонентами была внесена существенная поправка к собственной концепции: этот высший общесоциологический критерий нельзя брать в отрыве от характера господствующих в данном обществе производственных отношений. Ведь важно не только общее количество производимых в стране материальных благ, но и то, насколько равномерно и справедливо распределяются они среди населения, как способствует или тормозит данная общественная организация рациональное использование производительных сил и их дальнейшее развитие. И хотя поправка действительно существенная, но она не выводит критерий, принятый в качестве основного, за пределы одной -- экономической -- сферы социальной действительности, не делает его поистине интегративным, т. е. пропускающим через себя и впитывающим в себя изменения буквально во всех сферах жизни общества.

Таким интегративным, а значит -- наиболее важным, критерием прогресса выступает уровень гуманизации общества, т. е. положение в нем личности: степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья. Заметим, кстати, что внутри этого сложного по своей структуре индикатора можно и нужно выделить один, по сути дела объединяющий в себе все остальные. Таковым, на наш взгляд, является средняя продолжительность жизни. И если она в данной стране на 10--12 лет меньше, чем в группе развитых стран, да к тому же обнаруживает тенденцию к дальнейшему уменьшению, соответственно должен решаться вопрос и о степени прогрессивности этой страны. Ибо, как сказал один из известных поэтов, «все прогрессы реакционны, если рушится человек».

Уровень гуманизации общества как интегративный критерий вбирает в себя в снятом виде рассмотренные выше критерии. Каждая последующая формационная и цивилизационная ступень является более прогрессивной и в плане личностном -- она расширяет круг прав и свобод личности, влечет за собой развитие его потребностей и совершенствование его способностей. Достаточно сравнить в этом отношении статус раба и крепостного, крепостного и наемного рабочего при капитализме. На первых порах может показаться, что особняком стоит в этом отношении рабовладельческая формация, знаменовавшая собой начало эры эксплуатации человека человеком. Но, как разъяснял Ф. Энгельс, даже для раба, не говоря уже о свободных, рабовладение было прогрессом в плане личностном: если раньше пленного убивали или съедали, то теперь его оставляли жить.