Воспитание любви к поэзии произведения. Проблема сохранения чести. А корабль уплывал к весне…»

Проблему силы поэтического слова в своём тексте рассматривает Виктор Петрович Астафьев, выдающийся российский писатель.

Автор, размышляя над проблемой от первого лица, задаётся вопросом: "почему так мало пели и поют у нас Есенина?". Он отмечает, что поэт мучается за всех людей недоступной им всевышней мукой. Кроме того, рассказчик испытывет воодушевление, слушая доносящиеся из приёмника строчки стихотворения великого поэта:поэзия заставляет его плакать, каяться, исповедоваться.

Проблему силы поэтического слова можно проследить на примере творчества великизх русских поэтов.Стихотворение А.А.Ахматовой "Мужество"-это крик души поэта, наставление гражданам не опускать руки и быть нравственными.

"Великое русское слово"-это то, что объединяло советских людей а такой тяжёлый период, как Великая Отечественная война. Поэтесса отмечает значимость русской речи. Защищая русскую речь, мы защищаем Родину. Вникая в строки стихотворения, читатель испытывает гордость за свою страну, родной язык, у него появляется сила идти дальше, осознание важности защиты родного края в случае опасности.

В качестве второго аргумента хочется привести в пример стихотворение А.С.Пушкина "Пророк". Пушкин хочет донести до читателя то, что поэт, подобно пророку, должен "глаголом жечь сердца людей". В этом его подлинное призвание.

В заключение хочется отметить:сила поэзии велика, она легко способна заставить нас прочувствовать "всевышнюю муку" и "грусть поэта". Я считаю, что у каждого человека должно быть своё любимое стихотворение, которое позволяет раскрыть душу и найти успокоение.

Поэзия обогащает человека, воспитывает духовный мир, влияет на выбор нравственных ориентиров. Стихи и песни – это уникальная возможность развить фантазию и абстрактное мышление, узнать о том, чего дети ещё никогда не видели, а порой и о том, что увидеть вообще невозможно – разве что представить себе.

Чувство ритма

Первые имеют описательный характер и носят элемент игры, забавы. Главное в них – возможность улавливать эмоции и настроение благодаря ритму.

«Чувство ритма очень важно, – отмечает психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», Виктория Шиманская. – В основе всех процессов жизнедеятельности человека и мира лежит ритм. Сердцебиение. Дыхание. Время. Минуты, часы, день, ночь. Лунные циклы. Развивая чувство ритма у ребёнка, мы помогаем развитию его осознанности, познания, самоощущения и ощущения мира» .

Даже не понимая смысла стихов, малыш осознаёт их настроение и эмоциональную окраску в зависимости от ритма. Поэтому активные и игривые дети предпочитают более ритмичные стишки, а спокойные и застенчивые – более мелодичные.

Процесс распознавания ритмов начинается с рождения, а порой и раньше. Зная, какие стихи ребёнок слушает с удовольствием, можно даже корректировать его поведение и сглаживать капризы. Достаточно спокойно начать читать знакомые стихи, и малыш вернётся в то состояние, какое обычно бывает у него при прослушивании.

«Стихи-воспитатели»

Почти у каждого детского поэта есть несколько «стихов-воспитателей», на героев которых детям хочется равняться или, наоборот, не хочется походить вовсе. Например, читая или слушая стихотворение Генриха Сапгира, ребёнок удивится, как может быть таким воспитанным и аккуратным большое животное, если даже ему, малышу, это даётся с трудом:

«В нашу квартиру Лошадь пришла.
Воспитанная Лошадь
У двери сняла
Пальто и галоши.

Она по пути не задела стола,
Не опрокинула стула.
Она осторожно ко мне подошла
И копыто свое протянула»

После прочтения поучительных стихов обсудите с малышом, хорошо ли поступает герой или плохо, и почему он это делает? А нравится ли его поведение окружающим? Как надо поступить правильно? Дети сопереживают героям стихотворений и, рассказывая о них, подсознательно говорят о себе, запоминают модель поведения.

Что же касается «Вредных советов» Григория Остера и подобных стихотворений, иронично восхваляющих неблаговидные поступки, то, вопреки мнению многих родителей, они тоже несут воспитательную функцию. Просто читать их нужно не малышам, а детям постарше, уже знакомым с понятием шутки и иронии.

После прочтения весело посмейтесь вместе: ведь в жизни так нелепо и глупо не ведут себя даже хулиганы, а потому это просто смешно!

«Взрослые» стихи и любовь к миру

Дочь знаменитого детского писателя и автора идеи стихового воспитания Корнея Чуковского Лидия в мемуарах вспоминала о морских прогулках, во время которых отец читал им с братьями абсолютно непонятные стихи, о смысле которых они догадывались лишь примерно. В тот раз он читал Баратынского, и даже не попытался объяснить детям смысл поэтического материала.

«Мне шесть лет. Через два года я пойду в гимназию и там, с годами, на уроках географии, я узнаю, где находится город Ливорно, и на уроках истории – что такое Элизиум, - делится впечатлениями Лидия Чуковская. - Но сейчас, из этого голоса, из этих стихов, я узнаю нечто такое, что невозможно узнать ни из какого учебника географии, ни из какой энциклопедии, – могущество волн, могущество воли, огромность мира, заманчивость чужбины и путешествия. Эти познания, кроме как из произведений искусства, нельзя извлечь ниоткуда» .

Непонятные слова и смыслы во «взрослых» стихах заставляют детей более внимательно прислушиваться к говорящему, задавать вопросы, и от пассивного слушания переходить к активному познанию. Кроме того, ребёнок безошибочно распознает, когда родители читают то, что любят сами, поэтому такие опыты со «взрослыми» стихами сработают только при условии этой самой любви. Та же Лидия Чуковская пишет: «Пожалуй, если бы тогда, в лодке, он был наедине с морем, без слушателей, один, он читал бы те же стихи, что и при нас».

Воспитание чувств

Точнее всего передать чувства способны стихи: остро ощущается сила эмоций, которые испытывает поэт. Поэзия создаётся личными переживаниями и отражает лучшее, что есть в человеке.

Поэзия учит любить и помогает увидеть прекрасное и необычное в простой жизни, посмотреть другими глазами на то, что нас окружает.

Многие поэты посвящали свои творения родине, матери, любимой женщине. Они помогают нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее.

К поэтическим произведениям часто обращаются в , когда полноту чувств не выразишь лучше, чем в зарифмованных строчках. Обычно поэтическая культура сильно отстаёт от желания самовыразиться: подростки выбирают простые формы и ритмы, привычные темы любви, одиночества и непонимания. И самая большая ошибка родителей – высмеивать примитивные, но исполненные чувств подростковые стихи, пытаться указать на недостатки, помочь с подбором рифмы. Но примерно так же вредно желание родителей выставить молодое дарование напоказ. Ведь если подросток захочет быть услышанным, он сам опубликует свои стихи в интернете или отправит в издательство. Относиться к ним стоит скорее как к терапии – стихотерапии, позволяющей полнее осознать новые, взрослые чувства и эмоции.

Проект «Кинопоэзия»

Особняком стоит совершенно уникальный образовательный и просветительский некоммерческий проект «Кинопоэзия». Это цикл мини-фильмов, где в кадре известные актеры, музыкальные исполнители и деятели культуры читают произведения классиков.

Инициатор и художественный руководитель проекта – заслуженный артист России актер Анатолий Белый - надеется, что его аудиторию составят школьники и студенты, которые во время учёбы вряд ли заинтересовались бы стихами. Романтический герой едет по ночному городу и тоскует об ушедшей любви, совсем как современный подросток – чувства и переживания те же, пейзажи знакомы, поступки узнаваемы. Каково же удивление ребёнка, когда он узнаёт, что этот романтический герой – Александр Сергеевич Пушкин, такой «скучный» в школьном учебнике. Анатолий Белый в различных интервью говорит о том, что считает классическую поэзию лекарством от нравственной катастрофы. Главное – заинтересовать ей ребёнка, показать, что классика может быть современна, даже если стихотворение написано три века тому назад.

А. Белый: Да, молодые люди по-другому впитывают информацию, и нам действительно надо это учитывать. Мы, конечно, не должны полностью переформатироваться под их сознание, да это и невозможно. Но делать прививки культуры на современном уровне должны. Собственно, для этого и создана «Кинопоэзия». Мы говорим молодому человеку: «Не хочешь читать - смотри! Тебе это привычнее. Смотри и слушай». Но конечная цель для нас все-таки возврат ребенка к книге. Это первоисточник, проверенный всей цивилизацией.

Мария Степанова

Текст

(1)Понятие «плохой» и «хорошей» поэзии принадлежит к наиболее личным, субъективным и, следовательно, вызы­вающим наибольшие споры категориям. (2)Не случайно еще теоретики XVIII века ввели понятие «вкуса» - сложного сочетания знания, умения и интуиции, врожденной талант­ливости.

(З)Прежде всего, необходимо подчеркнуть историческую ограниченность этих определений: то, что представляется «хорошим» с одних исторических позиций, в другую эпоху с другой точки зрения может показаться «плохим». (4)Молодой Тургенев - человек с тонко развитым поэтиче­ским чувством - восхищался Бенедиктовым, Чернышев­ский считал Фета - одного из любимейших поэтов Л.Н. Толстого - образцом бессмыслицы, полагая, что по степени абсурдности с ним можно сопоставить только геометрию Ло­бачевского. (5)Случаи, когда поэзия с одной точки зрения представляется «хорошей», а с другой - «плохой», на­столько многочисленны, что их следует считать не исклю­чением, а правилом.

(6)Чем же это обусловлено? (7)Для того чтобы в этом ра­зобраться, необходимо иметь в виду следующее: мы рас­сматриваем поэзию как некоторый вторичный язык. (8)Однако между художественными языками и первичным, естественным языком есть существенная разница: хорошо говорить на русском языке - это значит правильно гово­рить на нем, то есть говорить в соответствии с определен­ными правилами. (9)Говоря по-русски, мы можем узнать бесконечное количество новых сведений, но русский язык предполагается уже известным нам настолько, что мы пере­стаем его замечать. (Ю)Никаких языковых неожиданностей в нормальном акте говорения не должно быть. (11)В поэзии дело обстоит иначе - самый ее строй информативен и все время должен ощущаться как неавтоматический.

(12)Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую инфор­мацию, - это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. (13)Нарушение первого принци­па сделает текст бессмысленным, второго - тривиальным. (14)Выполнять функцию «хороших стихов» в той или иной системе культуры могут лишь тексты высоко для нее ин­формативные. (15)А это подразумевает конфликт с чита­тельским ожиданием, напряжение, борьбу и в конечном итоге навязывание читателю какой-то более значимой, чем привычная, художественной системы. (16)Но, побеждая чи­тателя, писатель берет на себя обязательство идти дальше. (17)Победившее новаторство превращается в шаблон и теря­ет информативность. (18)Новаторство - не всегда в изобре­тении нового. (19)Новаторство - значимое отношение к традиции, одновременно восстановление памяти о ней и не­совпадение с нею.

(20)Цель поэзии, конечно, не «приемы», а познание ми­ра и общение между людьми, самопознание, самопострое­ние человеческой личности в процессе познания... (21)Поэтический текст - мощный и глубоко диалектиче­ский механизм поиска истины, истолкования окружающе­го мира и ориентировки в нем. (22)В конечном итоге цель поэзии совпадает с целью культуры в целом. (23)Но эту цель поэзия реализует специфически, и понимание этой специфики невозможно, если игнорировать ее механизм, ее внутреннюю структуру.

(Ю. Лотман)

Сочинение

Есть люди, которым понятнее простые, информативные тексты, без вычурности и запутанного сюжета. Но люди с богатым воображением и развитой фантазией не довольст­вуются примитивным искусством, им нужна высокая по­эзия, в которой им самим найдется место для сотворчества. Взгляды на искусство этих двух категорий абсолютно про­тивоположны, но именно из субъективного мнения форми­руется и общественное мнение.

Именно об этом говорит известный литературовед Ю. Лотман в данном тексте. Автор поднимает проблему ис­тинной поэзии, которая не должна быть и слишком простой, и чересчур вычурной. Ю. Лотман считает, что идеальная по­эзия - это та, в которой соблюдается баланс между «ожи­даемым» и «неожиданным».

Позиция автора мне понятна и близка, я разделяю мне­ние известного литературоведа. Действительно, в погоне за простотой и ясностью стиха иногда теряются волшебство, магия поэтического слова. И наоборот, если поэта влечет форма, а не содержание, «хорошей» поэзией такие стихи назвать трудно.

В тексте Ю. Лотмана упоминается фамилия А.А. Фета. Вместе с Ф.И. Тютчевым, А.Н. Майковым, Я.П. Полонским, А.К. Толстым его причисляли к идеологически консерва­тивному течению, которое было названо русской критикой 1950-х годов «чистым искусством». Оно воспринималось ре­волюционно настроенным обществом негативно, и этому способствовало мнение Н.А. Некрасова и В.Г. Белинского. Но поэты этой группы были уверены, что поэзия должна быть выше преходящих идей, она должна говорить о веч­ных ценностях - о любви, о природе, о человеке, его душе, о Боге. И они оказались правы. Прошли революции, войны, социальные и природные катаклизмы, а поэзия Ф.И. Тют­чева, А.А. Фета не потеряла своей актуальности. Возьмем, к примеру, хотя бы знаменитое тютчевское:

Не то, что мните вы, природа... Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

Кстати сказать, Алексей Толстой, над которым посмеи­вались из-за того, что он игнорировал идеи социал- демократов, входил в группу литераторов, именовавших се­бя Козьмой Прутковым. А уж как коснулось его сатириче­ское перо чиновников и казнокрадов, знает каждый читаю­щий гражданин России!

В начале XX века «будетляне» сбросили «с парохода со­временности» Пушкина, Достоевского и стали писать стихи по-новому. В погоне за формой потерялась не только магия поэзии, но и вообще всякое содержание. Все помнят стихи экспериментатора в области словотворчества и «зауми» В. Хлебникова:

О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, Что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно!

Не хочется говорить о них, что это «плохие» стихи, но ничего для души в них нет. Наверное, поэтому очень скоро они стали всего лишь признаком исторической эпохи, а Пушкин и Достоевский вернулись к читателю. Д. Хармс, иронизируя, написал В. Хлебникову такое посвящение:

Ногу за ногу заложив, Велимир сидит. Он жив. Все.

Мне кажется, это самая яркая оценка футуристической поэзии. А вот В.В. Маяковский остается с нами без натяж­ки, потому что в своей лирике сумел найти баланс между необычной формой, продиктованной новым временем, и ста­рыми, как мир, истинами.

Быть настоящим поэтом - это значит иметь, как говорил М. Волошин, Божью искру и особый талант чувствовать, пе­реживать, видеть так, как и все остальные люди, но чуточку больше, чем они. Вот тогда поэзия будет «хорошей».

Views: 22927

(1)- Мне в Борисоглебский переулок, - сообщила я молодому таксисту, - дом-музей Марины Цветаевой.

(2)- Парень включил навигатор, стал всматриваться в карту маршрута.

(4)- Кто жил? - переспросил он через минуту.

(5)- Цветаева, поэт, знаете?

(6)Он улыбнулся:

(7)- Не-а.

(8) Такого ответа я никак не ожидала. (9)В принципе, размышляла я, уставившись в окно перед собой и изредка косясь на водителя, симпатичного и блондинистого, человеком можно быть хорошим… и не знать поэтов-писателей. (10)Но мне вдруг стало любопытно, кто он и откуда: очень уж хотелось понять, почему имя Цветаевой (и, полагаю, многих других великих деятелей литературы) для него ничего не значит. (11)Я решила порасспросить парня. (12)Узнала, что ему 24 года, москвич в третьем поколении.

(13) Родители служащие, с высшим образованием. (14)Да и сам он окончил что-то вроде специализированного колледжа. (15)Как же он мог не слышать о Цветаевой? (16)В общем, причины столь низкой осведомлённости в области поэзии так и остались для меня загадкой. (17)Может, дело в качестве современного образования, а может, он сам не хотел ничего знать, считая стихи глупостью. (18)И всё же я решила ему хоть какой-то ликбез устроить. (19)Тут меня осенило.

(20)- А песню в исполнении Аллы Пугачёвой слышали? (21)«Мне нравится, что Вы больны не мной…»? — пропела я сиплым голосом.

(22)Парень заёрзал на сиденье:

(23)- Знаю, а как же!

(24) Я чуть не подпрыгнула от радости:

(25)- Ага! (26)Так это стихи Марины Цветаевой! - и процитировала ещё строчки.

(27)- Здо-о-рово! - протянул он с удовольствием.

(28) На прощание на клочке бумажки из его бардачка я написала, кроме Цветаевой, ещё несколько незнакомых ему имён: Мандельштама, Пастернака, Бродского. (29)Кто знает: вдруг он заинтересуется и хотя бы немного прочтёт о них. (ЗО)Он старательно, как первоклассник, повторил каждое слово вслед за мной, так что, может, и вправду запомнил. (31)«Ух ты, вот это класс, - бормотал он при этом торопливо, - вот это класс!» (32)И порулил дальше…

(ЗЗ)Мероприятие в музее начиналось только через двадцать минут.

(34) Так что у меня ещё было время, и я огляделась вокруг. (35)Прямо напротив, в маленьком сквере - памятник Марине Ивановне: сидячая фигура, склонённая голова с короткой стрижкой. (З6)Пройдя вдоль улицы и вернувшись обратно, я заметила, что к памятнику кто-то прилепился. (37)В буквальном смысле. (38)Девушка с распущенными волосами, в джинсах уткнулась в каменные ступни головой, обхватила широким жестом подол каменного платья, как ребёнок, прячась и прося прощения, и так застыла. (39)Какой разговор вела с ней эта девушка? (40)Или о чём-то просила? (41)А может, горевала по её судьбе? (42)Она стояла долго, потом оторвалась от глыбы и с какой-то счастливой улыбкой пошла прочь. (43)На вид ей было года 22-24. (44)Я не пыталась разгадать, кто она и откуда. (45)Её порыв говорил сам за - умудрённая глубоким творческим опытом душа в совсем юном теле. (46)Да, именно так, и думаю, что вряд ли кто-то станет возражать. (47)Ведь умение ценить поэзию и её автора, понимать, чувствовать сердцем - это ли не душевная мудрость?

(48)Эх, вот как бывает, думала я, возвращаясь вечером домой: эти - представители одного поколения, ровесники, живут в одном городе. (49)Но их миры - совершенно разные, с разными идеалами и ценностями. (50)Хорошо, что я сказала ему напоследок: хоть впросак теперь не попадёт перед своей девушкой. (51)Девушки любят поэзию… (52)Кто знает, а вдруг они встретятся?

(по Е. Кореневой*)

*Елена Алексеевна Коренева (род. в 1953 г.) — советская и российская актриса театра и кино, литератор, режиссёр.

Любовь к поэзии. Чем она является? Именно эту проблему поднимает Е.А. Коренева в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, автор текста вспоминает пример из собственной жизни и рассказывает о том, как познакомилась с молодым таксистом, который поразил её своим незнанием известных поэтов. Актриса не знает, что именно является причиной такой безграмотности, и выдвигает два предположения: виной тому качество современного образования либо пренебрежительное отношение таксиста к стихам, о чём говорится в предложении 17. Через какое-то время, подъехав к дому-музею Марины Цветаевой, литератор заметила молодую девушку, прилепившуюся к памятнику великой поэтессы. Автор с нескрываемым восхищением говорит об этой девушке: «Её порыв говорил сам за - умудрённая глубоким творческим опытом душа в совсем юном теле». Свои рассуждения автор текста завершает справедливым выводом о том, что встретившиеся ей таксист и девушка – совершенно разные люди с совершенно разными мирами и духовными ценностями, причём, по мнению автора, у девушки они развиты в большей мере.

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: «Ведь умение ценить поэзию и её автора, понимать, чувствовать сердцем - это ли не душевная мудрость?» Е.А. Коренева убеждена: любовь к поэзии – это признак душевной мудрости.

Моё согласие с авторской позицией можно обосновать следующим литературным примером. Вспомним стихотворение Ф.И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…». В этом произведении поэт говорит о том, что люди, считающие природу «бездушным ликом», «живут в сём мире как впотьмах». Далее автор рассуждает о том, какого счастья такие люди лишились: «Лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела, про них леса не говорили, и ночь в звездах нема была!» То есть люди, которые не ценят природу, сами делают себя несчастными, то есть они лишены душевной мудрости. Потому они вряд ли смогут понять переживания Ф.И. Тютчева. И, наоборот, люди, которые природу любят (душевно мудрые люди), по достоинству оценят и стихотворения великого поэта. Таким образом, любовь к поэзии (которая означает и любовь к окружающему миру) является признаком душевной мудрости.

Приведу ещё один пример, который показывает: человек, который любит и ценит поэзию, является душевно мудрым, зрелым. У моей мамы есть подруга Лидия – человек широкой души и благородного сердца. Она видит в мире только прекрасное и всегда готова прийти человеку на помощь. Все её друзья и знакомые очень любят Лидию за её душевные качества. Сама Лидия утверждает, что её учителями были великие поэты: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев и многие другие. Ведь именно любовь к поэзии сыграла огромную роль в появлении у Лидии безграничной и прекрасной любви ко всему миру, а любовь к миру, несомненно, является признаком мудрости. Следовательно, любовь к поэзии означает наличие душевной зрелости у человека.

В заключение ещё раз подчеркну: поэзия способна пробудить у человека огромную любовь к миру, на которую способны лишь духовно взрослые люди, а потому умение ценить и любить поэзию является одним из признаков душевной мудрости.

Тема любви в русской литературе - одна из основных. Поэт или прозаик открывает перед своим читателем томления души, переживания, страдания. Да и была всегда востребована. Действительно, можно не понимать тему отношения автора к собственному творчеству, аспекты философской прозы, но вот слова любви в литературе произнесены настолько доступно, что позволяют применять их в различных жизненных ситуациях. В каких же произведениях особо ярко отражена тема любви? Каковы особенности восприятия авторами этого чувства? Об этом расскажет наша статья.

Место любви в русской литературе

Любовь в художественной литературе существовала всегда. Если говорить об отечественных произведениях, то на ум сразу приходят Петр и Феврония Муромские из одноименной повести Ермолая-Еразма, относящейся к древнерусской литературе. Напомним, что другие темы тогда, кроме христианских, были табу. Такая форма искусства была строго религиозной.

Тема любви в русской литературе возникла в XVIII веке. Толчком к ее развитию послужили переводы Тредиаковским произведений зарубежных авторов, ведь в Европе уже вовсю писали о прекрасном любовном чувстве и отношениях между мужчиной и женщиной. Далее были Ломоносов, Державин, Жуковский, Карамзин.

Особого своего расцвета тема любви в произведениях русской литературы достигает в XIX веке. Эта эпоха подарила миру Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева и многих других корифеев. У каждого писателя было свое, сугубо личное отношение к теме любви, которое можно прочесть сквозь строки его творчества.

Любовная лирика Пушкина: новаторство гения

Тема любви в русской литературе 19 века особых высот достигла в творчестве А. Пушкина. Лирика, воспевающая это светлое чувство, у него богата, многогранна и заключает в себе целую череду особенностей. Разберем их.

Любовь как отражение личностных качеств в "Евгении Онегине"

«Евгений Онегин» - произведение, где тема любви в русской литературе звучит особенно выразительно. Здесь показано не просто чувство, а его эволюция на протяжении жизни. Кроме того, через любовь раскрываются основные образы романа.

В центре повествования герой, чье имя вынесено в заглавие. Читатель вынужден на протяжении всего романа терзаться вопросом: способен ли Евгений любить? Воспитанный в духе нравов великосветского столичного общества, в чувствах он лишен искренности. Находясь в «духовном тупике», он встречает Татьяну Ларину, которая, в отличие от него, умеет искренне и бескорыстно любить.

Татьяна пишет Онегину любовное письмо, он тронут этим поступком девушки, но не больше. Разочаровавшись, Ларина соглашается на брак с нелюбимым и уезжает в Петербург.

Последняя встреча Онегина и Татьяны случается по прошествии нескольких лет. Евгений признается молодой женщине в любви, но она отвергает его. Женщина признается, что все еще любит, но связана обязательствами брака.

Таким образом, главный герой романа Пушкина проваливает экзамен любовью, он испугался всепоглощающего чувства, отверг его. Прозрение наступило слишком поздно.

Любовь Лермонтова - недостижимый идеал

Иной была любовь к женщине для М. Лермонтова. Для него это чувство, которое поглощает человека полностью, это сила, которую ничто не может победить. Любовь по Лермонтову - это то, что однозначно заставит человека страдать: «Всякий плакал, кто любил».

Неразрывно эта лирика связана с женщинами в жизни самого поэта. Катерина Сушкова - девушка, в которую Лермонтов влюбился еще в 16 лет. Стихотворения, посвященные ей, эмоциональны, рассказывают о неразделенном чувстве, желании обрести не только женщину, но и друга.

Наталья Иванова, следующая женщина в жизни Лермонтова, отвечала ему взаимностью. С одной стороны, в стихотворениях этого периода больше счастья, однако и здесь проскальзывают нотки обмана. Наталья во многом не понимает глубокую душевную организацию поэта. В тематике таких произведений также произошли изменения: теперь они сосредоточены на чувствах и страстях.

Совершенно по-иному отражены отношения с Любовью здесь проникнуто все существо поэта, о ней говорит природа, даже Родина.

Любовь становится молитвой в стихотворениях, посвященных Марии Щербатовой. Написано всего 3 произведения, но каждое из них - шедевр, гимн любви. Как считает Лермонтов, он нашел ту самую женщину, которая понимает его полностью. Любовь в этих стихотворениях противоречива: способна излечить, но и ранить, казнить и вернуть к жизни.

Тяжелый путь к счастью героев "Войны и мира" Толстого

Рассматривая, как представлена любовь в художественной литературе, следует остановить внимание и на творчестве Л. Толстого. Его эпопея «Война и мир» - произведение, где любовь так или иначе коснулась каждого из героев. Ведь «мысль семейная», занимающая в романе центральное место, неотрывно связана с любовью.

Каждый из образов проходит тяжелый путь, но в итоге находит семейное счастье. Есть и исключения: Толстой ставит своеобразный знак равенства между способностью человека бескорыстно любить и его нравственной чистотой. Но и к этому качеству нужно дойти чередой страданий, ошибок, которые в конечном счете очистят душу и сделают ее кристальной, способной любить.

Вспомним сложный путь к счастью Андрея Болконского. Увлекшись красотой Лизы, он женится на ней, но, быстро охладев, разочаровывается в браке. Он понимает, что выбрал супругу пустую и избалованную. Далее - война, и дуб - символ душевного расцвета, жизни. Любовь к Наташе Ростовой - вот то, что дало князю Болконскому глоток свежего воздуха.

Испытание любовью в творчестве И. С. Тургенева

Образы любви в литературе XIX века - это и герои Тургенева. Автор каждого из них проводит через испытание этим чувством.

Единственный, кто проходит его - Аркадий Базаров из «Отцов и детей». Может, именно поэтому он и является идеальным героем Тургенева.

Нигилист, отрицающий все окружающее, Базаров называет любовь «дурью», для него это лишь недуг, от которого можно излечиться. Однако, встретившись с Анной Одинцовой и влюбившись в нее, он меняет не только свое отношение к данному чувству, но мировоззрение в целом.

Базаров признается Анне Сергеевне в любви, но она отвергает его. Девушка не готова к серьезным отношениям, не может отречься от себя ради другого, даже любимого человека. Здесь она терпит фиаско в испытании Тургенева. А Базаров - победитель, он стал тем героем, которого искал для себя писатель в «Дворянском гнезде», «Рудине», «Асе» и других произведениях.

"Мастер и Маргарита" - мистическая история любви

Тема любви в русской литературе 20 века растет и развивается, крепнет. Ни один писатель и поэт этой эпохи не обошел эту тему стороной. Да, она могла трансформироваться, например, в любовь к людям (вспомним горьковского Данко) или Родине (это, пожалуй, большая часть творчества Маяковского или произведений военных лет). Но есть исключительная литература про любовь: это проникновенные стихотворения С. Есенина, поэтов Серебряного века. Если говорить о прозе - это в первую очередь «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.

Любовь, возникающая между героями, - внезапная, она «выскакивает» ниоткуда. Мастер обращает внимание на глаза Маргариты, такие грустные и одинокие.

Влюбленные не испытывают всепоглощающей страсти, скорее, наоборот - это тихое, спокойное, домашнее счастье.

Однако в самый критический момент только любовь помогает Маргарите спасти Мастера и их чувство, пусть даже и не в человеческом мире.

Любовная лирика Есенина

Тема любви в русской литературе XX века - это еще и поэзия. Рассмотрим в этом ключе творчество С. Есенина. Поэт неразрывно связывал данное светлое чувство с природой, любовь у него крайне целомудренна и сильно привязана к биографии самого поэта. Яркий пример - стихотворение «Зеленая прическа». Здесь все милые Есенину черты Л. Кашиной (ей посвящено произведение) представлены через красоту русской березки: тонкий стан, косички-ветви.

«Москва кабацкая» открывает нам совсем иную любовь, теперь она «зараза» и «чума». Подобные образы связаны, прежде всего, с душевными переживаниями поэта, чувствующего свою ненужность.

Исцеление приходит в цикле «Любовь хулигана». Виновница - А. Миклашевская, вылечившая Есенина от терзаний. Он снова поверил в то, что есть настоящая любовь, вдохновляющая и возрождающая.

В последних своих стихотворениях Есенин осуждает лживость и неискренность женщин, он считает, что это чувство должно быть глубоко искренним и жизнеутверждающим, давать человеку почву под ногами. Такое, например, стихотворение «Листья падают, падают листья…».

о любви

Тема любви в русской литературе Серебряного века - это творчество не только С. Есенина, но и А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Блока, О. Мандельштама и многих других. Всех их объединяет очень а страдание и счастье - вот главные сподвижники музы поэтов и поэтесс.

Примеры любви в русской литературе XX века - это великие А. Ахматова и М. Цветаева. Последняя - «трепетная лань», чувственная, ранимая. Любовь для нее - смысл жизни, то, что заставляет не только творить, но и существовать в этом мире. «Мне нравится, что вы больны не мной» - ее шедевр, полный светлой грусти и противоречий. И в этом вся Цветаева. Таким же проникновенным лиризмом пропитано стихотворение «Еще вчера в глаза смотрел». Это, пожалуй, своеобразный гимн всех разлюбленных женщин: «Мой милый, что тебе я сделала?».

Совсем иная тема любви в русской литературе в изображении А. Ахматовой. Это напряженность всех чувств и помыслов человека. Ахматова сама дала этому чувству определение - «пятое время года». Но если бы не было его - не видны бы стали остальные четыре. Любовь у поэтессы - громкая, всеутверждающая, возвращающая к природным началам.