Что такое битум. Смотреть что такое "Битум" в других словарях. Добыча и переработка природных битумов

1. Свойства

2. Методы испытания и соответствующие виды классификаций

Пенетрация

Температура размягчения

Температура хрупкости

Дуктильность

Вязкость

Реология битумов

Растворимость

3. Применение и требования к качеству

- Дорожный

- Строительный

Кровельный

- Изоляционный

- Хрупкие

- Битум для заливочных аккумуляторных мастик

Способы

Технология

5. Битумы нефтяные, состав, структура и свойства

6. Битумы твердых горючих ископаемых

7. Природные битумы

8. Битумные лаки

9. Как и чем удалить битум с лакокрасочного покрытия кузова автомобиля

10. Битум в окружающей среде

Битумы это (от лат. Asphalt — горная смола) — твёрдые или смолоподобные продукты, представляющие собой смесь углеводородов и их азотистых, кислородистых, сернистых и металлосодержащих производных. Битумы не растворимы в воде, полностью или частично растворимы в бензоле, хлороформе, сероуглероде и др. органических растворителях; плотностью 0,95—1,50 г/смі.

Свойства

Свойства битумов зависят от способов производства, качества сырья (природы перерабатываемой черного золота), а также от параметров процесса термолиза - температуры, давления, продолжительности. Получение высококачественных битумов из нефтей разной природы (компонентый состав) возможно при правильном определении не только вклада того или иного процесса в общую технологическую схему производства, но и последовательности их проведения.

Строительный битум - это сложная смесь углеводородов и гетероорганических соединений разнообразного строения. Особая структура вещества, придает ему важные свойства, способствующие эффективному использованию в самых различных областях строительства.

Строительный битумы БН 90/10 и БН 70/30 находят применение в таких процессах, как гидроизоляция бетонных сооружений и фундаментов, трубопроводов различного назначения, предварительное огрунтование оснований под мягкую кровлю, кроме того, эти марки активно используется в процессе изготовления битумных лаков, битумных мастик, битумного праймера, гидростеклоизола и некоторых других строительных материалов.


Битум строительный (в т.ч. Битум строительный БН 90/10) является одним из наиболее известных и важных строительных материалов. Благодаря своим адгезионным и гидрофобным свойствам строительный битум находит широкое применение в дорожном строительстве, изготовлении кровельных материалов, прокладке трубопроводов, при битумной гидроизоляции фундаментов зданий и сооружений. Битум строительный (в т.ч. Битум БН 90/10) представляет собой сложную смесь углеводородов и гетероорганических соединений разнообразного строения, в основном не выкипающую при температурах перегонки черного золота . Определение всех составляющих битум соединений невозможно. Групповой состав битума предопределяет его коллоидную структуру и реологическое поведение и тем самым - технические свойства, которые характеризуются условными показателями качества, определяемыми в стандартных условиях. Среди этих показателей важнейшие: пенетрация (глубина проникания иглы в битум), температуры размягчения и хрупкости, дуктильность (растяжимость) - способность битума растягиваться в нить. Некоторые показатели определяют как для исходного битума, так и для битума после прогрева, который имитирует старения. Стандартами задаются определенные значения показателей качества, что отражает оптимальный состав битума. Этот состав может быть различным для разных областей применения битумов: от гидроизоляции битумной до ремонта и устройства кровли.


Известны следующие виды битума:


Температура размягчения, 0С - 105 - 115

Пенетрация при 25 0С, 0,1 мм - 10 - 16

Дуктильность при 25 0С, см, не менее 1

Растворимость в толуоле или хлороформе, %, не менее 99,50

Изменение массы после прогрева, %, не более 0,50

Температура вспышки, 0С, не ниже 260

Индекс пенетрации, не менее 4

Промышленное производство

Производство нефтяных разновидностей битума осуществляется:

продувкой гудронов воздухом

перегонкой мазутов с глубоким отбором дистиллятов

деасфальтизацией гудронов пропаном.

Широко применяется также компаундирование продуктов различных процессов. Основным процессом производства в странах СНГ является окисление — продувка гудронов воздухом.

В соответствии со способами производства марки разделяют на окисленные, остаточные, осажденные и компаундированные. Классифицируют битумы и по областям применения.

В настоящее время основную массу производимых марок на постсоветском пространстве составляют:

Битум нефтяной дорожный жидкий (ГОСТ 11955-82)

Битум нефтяной строительный (ГОСТ 6617-76)

Пожалуй, одним из универсальных строительных материалов, который применяется в самых различных сферах строительства и используется на разных этапах

возведения новых построек, является строительный битум. Его применение стало

практически традицией и важным элементом всего строительного процесса. Поэтому сфера его использования сегодня является настолько широкой

Способы

Производство нефтяных битумов является одним из термических процессов переработки нефти . Основные параметры термических процессов, влияющие на , материальный баланс и качество получаемых продуктов, - качество сырья, давление, температура и продолжительность термолиза (термического процесса).

Основным сырьём для производства битума в нашей стране являются остаточные продукты переработки нефти: гудроны, асфальты деасфальтизации, экстракты селективной очистки масляных фракций и др.

Различают три основных способа получения нефтяных битумов.

Концентрированием нефтяных остатков путём перегонки их в вакууме получают остаточные битумы. Для получения остаточных битумов может быть использовано только сырьё с большим содержанием асфальтосмолистых веществ, которые в достаточном количестве присутствуют в тяжёлых высокосмолистых сернистых нефтях. В процессах вакуумной перегонки и деасфальтизации получают остаточные и осаждённые битумы. Главное назначение этих процессов - извлечение дистиллятных фракций для выработки моторных топлив - в случае первого, подготовка сырья для производства базовых масел (начальный этап) - в случае второго. В то же время побочные продукты этих процессов - гудрон перегонки и асфальт деасфальтизации - соответствуют требованиям по сырью в производстве битумов или их используют в качестве сырья в производстве окисленных битумов.

Окислением кислородом воздуха различных нефтяных остатков и их композиций при температуре 180 - 300 0С (окисленные битумы). Окисление воздухом позволяет существенно увеличить содержание асфальтосмолистых веществ, наиболее желательного компонента в составе битумов. Для производства окисленных битумов БашНИИНП предложено классифицировать черного золота по содержанию (%, мас.) в них асфальтенов (А), смол (С) и твёрдых парафинов (П). считается пригодной для производства окисленных битумов, если выполняется условие: Основным процессом производства битумов является окисление - продувка гудронов воздухом. Окисленные битумы получают в аппаратах периодического и непрерывного действия. Последние более экономичные и простые в обслуживании. Принцип получения окисленных битумов основан на реакциях уплотнения при повышенных температурах в присутствии воздуха, приводящих к увеличению концентрации асфальтенов, способствующих повышению температуры размягчения битумов, и смол, улучшающих адгезионные и эластичные свойства товарного товара. Аппараты, используемые в производстве битумов - трубчатые реактора или окислительные колонны. При получении строительных битумов предпочтительны первые, дорожных - вторые.


Смешением различных окисленных и остаточных битумов, а также нефтяных остатков и дистиллятов между собой получают компаундированные битумы.

Остаточные битумы - мягкие легкоплавкие продукты, окисленные - эластичные и термостабильные. Битумы, получаемые окислением крекинг-остатков, содержат большое количество карбенов и карбоидов, которые нарушают однородность битумов и ухудшают их цементирующие свойства.

Технология

Остаточные битумы вырабатывают из мазутов с высокой концентрацией асфальтосмолистых веществ вакуумной перегонкой как остаток этой перегонки. Напомним, что является остатком от атмосферной перегонки черного золота.

Более подробно остановимся на окислении гудронов или остаточных битумов кислородом воздуха. Основными параметрами процесса являются температура, затрата воздуха и давление.

Чем выше температура, тем быстрее протекает процесс окисления, но при слишком высокой температуре ускоряется образование карбенов и карбоидов, которые предают битумам нежелательную повышенную хрупкость. Обычно температуру поддерживают на уровне 250 - 280 0С.

Чем больше издержка воздуха, тем меньше требуется времени на окисление. При чрезмерно большом расходе воздуха температура в окислительной колонне может возрасти выше допустимой. Поэтому затрата воздуха является основным регулирующим параметром для поддержания нужной температуры. Общий издержка воздуха зависит от химического состава сырья и качества получаемого битума и составляет от 50 до 400 м3 / т битума.

Давление в зоне реакции при его повышении интенсифицирует процесс, и качество окисленного битума улучшается. В частности, повышается пенетрация битума при неизменной температуре размягчения. Обычно давление колеблется от 0,3 до 0,8 МПа.

Основным аппаратом является окислительная колонна диаметром 3400 мм и высотой 21 500 мм.

Технологический режим процесса следующий:

температура, 0С:

сырья на выходе из печи 180 - 250

в окислительной колонне, не выше 290

Битума на выходе из холодильника 170 - 200

налива битума в цистерны 170 - 180

давление в окислительной колонне, МПа 0,3 - 08

Затрата воздуха, м3 / т битума 50 - 400

тепловой эффект процесса, кДж / кг битума 168 - 502

продуктах окисления, % 3 -11

Наконец, третий способ получения битумов - это компаундирование. Способ этот является завершающей стадией получения битумов и использует в качестве компонентов как битумы, полученные в виде остатков вакуумной перегонки, так и окисленные битумы. Кроме того, одними из важных компонентов компаундов являются экстракты селективной очистки дистиллятных масел и деасфальтизаты, так как, являясь концентратом полициклической многокольчатой ароматики, они придают битуму эластичность и хорошую растяжимость.

Технологический режим такой установки:

температура, 0С:

сырья на входе в установку 100 - 120

окисления в реакторах 260

Битума после холодильников 170

давление, МПа:

воздуха на входе в смесители 0,9

смеси на входе в реактора 0,8

Затрата воздуха, м3 / м3 товара 100 - 150

отношение рециркулят: сырьё 6: 1

Мощность установок производства битума - от 120 до 500 тыс. т / год.

Битумы нефтяные, состав, структура и свойства

Нефтяные битумы представляют собой твердые, вязкопластичные или жидкие продукты нефтепереработки. По химическому составу битумы — сложные смеси высокомолекулярных углеводородов и их неметаллических производных азота, кислорода и серы, полностью растворимые в сероуглероде. Для исследования битумов их разделяют на основные группы углеводородов (близкие по свойствам) — масла, смолы, асфальтены, асфальтогеновые кислоты и их ангидриды.

Масла — смесь циклических углеводородов (в основном нафтенового ряда) светло-желтой окраски с плотностью менее 1 и молекулярной массой 300...500; повышенное содержание масел в битумах придает им подвижность, текучесть. Количество масел в битумах колеблется в пределах 45...60%.

Смолы — вязкопластичные вещества темно-коричневого цвета с плотностью около 1 и молекулярной массой до 1000. Смолы имеют более сложный состав углеводородов, нежели масла. Они состоят в основном из кислородных гетероциклических соединений нейтрального характера и придают битумам большую тягучесть и эластичность. Содержание смол 15.,30%.

Асфальтены и их модификации (карбены и карбоиды) - твердые, неплавкие вещества с плотностью несколько больше 1 и молекулярной массой 1000...5000 и более. Эта группа углеводородов является существенной составной частью битумов. Повышенное содержание асфальтенов в битуме определяет его высокие вязкость и температурную устойчивость. Общее содержание асфальтенов в различных битумах составляет 5...30% и более.

Карбены и карбоиды встречаются в битумах сравнительно редко в малом количестве (1...2%) и способствуют повышению хрупкости битума.

Асфальтовые кислоты и их ангидриды — вещества коричневатого цвета смолистой консистенции с плотностью более 1. Они относятся к группе полинафтеновых кислот и могут быть не только вязкими, но и твердыми. Асфальтогеновые кислоты являются поверхностно-активной частью битума и способствуют повышению сцепления его с поверхностью минеральных заполнителей. Содержание их в нефтяных битумах составляет около 1 %.

Вышеуказанные группы углеводородов битума образуют сложную дисперсную систему — коллоидный раствор, в котором жидкая среда —это масла и раствор смол в маслах, а твердая фаза представлена асфальтенами, на поверхности которых адсорбированы асфальтогеновые кислоты. Масла, смолы и асфальтены входят в состав битумов в различных соотношениях и тем самым предопределяют их структуру. В зависимости от количественного содержания масел, смол и асфальтенов (а также от температуры нагрева) коллоидная структура битума — «гель», «золь», «зольгель» претерпевают изменения от типа «золь» до типа «гель». Структура гель — характерна для твердых битумов при температуре 2О...25°С и обусловливается обычно повышенным содержанием асфальтенов. Структура золь присуща битумам жидкой консистенции с повышенным содержанием смол и масел.

Важнейшими свойствами битумов, характеризующими их качество, являются вязкость, пластичность, температуры размягчения и хрупкости; кроме того, следует отметить высокую адгезию, обусловливающую способность битумов сцеплять в монолит минеральные зерна заполнителей; они способны также придавать гидрофобные свойства материалам, обработанным битумом.

Основной характеристикой структурно-механических свойств битумов является вязкость, зависящая главным образом от температуры и группового состава. Вязкость — сопротивление внутренних слоев битума перемещению относительно друг друга. Для многих битумов вязкость непостоянна и уменьшается с увеличением напряжения сдвига или градиента скорости деформации. При повышении температуры вязкость снижается, при ее понижении вязкость быстро возрастает, а при отрицательных температурах битум становится хрупким. Для измерения структурной вязкости применяют различные приборы, позволяющие определить вязкость в абсолютных единицах (Па-с) или выразить ее в условных единицах. Для характеристики вязкости, точнее величины обратной вязкости, т.. е. текучести битумов, принимается условный показатель — глубина проникания иглы в битум (пенетрация). Глубину проникания иглы в битум определяют на приборе — пенетрометре при действии на иглу груза массой 100 г в течение 5 с при температуре 25°С или 0°С при грузе 200 г в течение 60 с. Пеиетрация твердых или вязких битумов выражается в единицах (градусах), равных 0,1 мм проникания иглы в битум. Чем больше вязкость, тем меньше проникание иглы в битум.

Пластичность является важным свойством битумов. Она повышается с увеличением содержания масел, длительности действия нагрузки и повышения температуры. Пластические свойства твердых и вязких битумов условно характеризуются растяжимостью (дуктильностью) —способностью вытягиваться в тонкие нити под действием внешних постоянных сил. Растяжимость определяют на специальном приборе — дуктилометре при скорости деформации образца битума в виде «восьмерки» 5 см/мин, температурах испытания 25 и 0°С. Показателем растяжимости служит длина нити в момент разрыва образца, выраженная в сантиметрах. Пластические свойства битума зависят от температуры, группового состава и структуры. Так, например, с повышением содержания смол и асфальтенов пластичность при постоянной температуре битумов возрастает.

Существенной характеристикой свойств битума является также и температура размягчения, определяемая на приборе «кольцо и шар» («К и Ш»), Температура размягчения битума, выраженная в градусах Цельсия, соответствует температуре водяной бани в стакане прибора в момент, когда битум, имеющийся в латунном кольце (диаметр 16,0 мм), деформируясь под воздействием металлического шарика массой 3,5 г и постепенного нагрева воды со скоростью 5°С в минуту, коснется нижней полки подставки. Нижняя полка подставки прибора находится на стандартном расстоянии от кольца, равном 25 мм. Температура размягчения вязких и твердых битумов колеблется в. пределах от 20 до 95°С.

Для характеристики тепловых свойств битумов кроме температуры размягчения определяют температуру хрупкости.

Температура вспышки — температура, при которой пары образующиеся при нагревании битума в открытом тигле, воспламеняются от поднесенного пламени. Температуру вспышки определяют на стандартном приборе и отмечают по показанию термометра в момент вспышки паров битума. Температура вспышки твердых и вязких битумов обычно выше 200°С и характеризует степень огнеопасности битума при его разогреве.

Существенной особенностью битумов является их высокая адгезия— прилипание к поверхности различных минеральных и органическиx материалов. Для определения адгезии существует много методов и приборов. Одним из них является визуальный метод, по которому степень прилипания битумов к поверхности минеральных материалов оценивают по пятибалльной шкале. Отличное прилипание битума 5 баллов в том случае, когда пленка битума на поверхности гравия или щебня полностью сохранилась после кипячения в дистиллированной воде. Очень плохое прилипание, оцениваемое в один балл, когда пленка битума после кипячения полностью смещается с минеральных зерен и всплывает на поверхность воды.

В зависимости от показателей основных свойств, особенно вязкости, пластичности и температуры размягчения, нефтяные битумы делятся на марки:

Для дорожного строительства но ГОСТу предусмотрены пять марок от БНД (битум нефтяной дорожный)-200/300 до БНД-40/60, где цифры дроби указывают на допустимые для данной марки пределы изменения показателей пенетрации при 25°С, и четыре марки БН от 200/300 до БН-60/90.

Для строительных работ по ГОСТу предусмотрено три марки, обозначаемые «БН» — битум нефтяной: БН-50/50, БН-70/30 и БН-90/10, где цифры числителя дроби соответствуют показателю температуры размягчения по «К и Ш» (кольцо и шар), а знаменателя — указывают на средние значения пределов изменения пенетрации при 25°С.

Для кровельных работ по ГОСТу предусмотрены следующие марки: БНК (битум нефтяной кровельный)-45/180, БНК-90/40 и 90/30, а также БНК-45/190. В данном случае числитель дроби соответствует среднему значению показателей температуры размягчения по «К и Ш», а знаменатель — среднему значению показателей пенетрации на 25СС.


Кроме твердых и вязкопластичных битумов указанных марок существуют жидкие битумы. Жидкие битумы при комнатной температуре имеют незначительную вязкость, т. е. жидкую консистенцию, и применяются в строительстве в холодном или слегка подогретом (до 50...60°С) состоянии.

Вследствие испарения летучих фракций и процессов окисления жидкие битумы постепенно загустевают. В зависимости от скорости загустевания жидкие нефтяные битумы выпускают двух классов—густеющие со средней скоростью (класс СГ) и медленногустеющие (класс МГ). Жидкие битумы класса СГ изготовляют путем разжижения обычных, вязких битумов легкими разжижителями типа керосина. Для получения битумов класса МГ применяют разжижители каменноугольного или нефтяного происхождения ( , мазут и т. п.). В зависимости от показателей вязкости дорожные жидкие битумы классов СГ и МГ каждый делят на три марки- эти битумы должны удовлетворять требованиям ГОСТа.

Нефтяные битумы получают на заводах по переработке нефти из различных нефтей отличающихся друг от друга химическим составом и свойствами.

Нефть на заводах подвергается фракционной перегонке с целью получения светлых продуктов (бензина, лигроина, керосина) смазочных масел и других видов нефтепродуктов. Нефтяные остатки после отбора более легких по массе фракций — гудрон, — в дальнейшем используют в качестве сырья для получения нефтяных битумов заданных свойств. В настоящее время нефтяные битумы получают при атмосферно-вакуумной перегонке черного золота (остаточные битумы); окислением нефтяных остатков (окисленные битумы) и смешением остатков, образующихся при перегонке черного золота (компаундированные битумы).

Остаточные битумы представляют собой продукты малой вязкости и обычно подвергаются окислению.

Окисленные битумы получают путем продувки воздухом нефтяных остатков (гудрона) на специальных окислительных установках до заданной вязкости. В результате взаимодействия кислорода воздуха с гудроном в процессе продувки идет реакция образования высокомолекулярных компонентов окисленного битума и повышение его вязкости. За последнее время освоен метод непрерывного окисления битума. Нефтяные остатки при температуре около -210°С поступают в реактор, где с помощью специальных аппаратов (диспергаторов) засасывается воздух и распределяется в окисляемом продукте. В данной технологии наряду с интенсификацией процесса окисления улучшается качество окисленного битума.

Смешанные (компаундированные) битумы получают в основном путем смешения битума деасфальтизации (остаточный после обработки гудрона жидким пропаном) с масляными дистиллятами.

Нефтяные битумы, как твердые или вязкопластичные, так и жидкие, находят широкое применение в строительстве. Их используют для устройства дорожных покрытий, покрытий аэродромов, устройства плоских кровель, ирригационных каналов, производства гидроизоляционных и кровельных материалов в лакокрасочной и химической промышленности.

Битумы твердых горючих ископаемых

Смесь орг. веществ, содержащихся в торфе, углях и способных растворяться в низкокипящих слабополярных орг. р-рителях при температуре кипения последних.

Содержание битумов в торфе колеблется от 5,6 до 28,5%. При обработке торфа разл. растворителями выход Б. составляет (%): эфиром - 3,5, бензином - 5,0, бензолом - 8,0, дихлорэтаном - 10,5, смесью этанола с бензолом (1:1)-12. Битум торфа - порошки или маслянистые твердые вещества желтого, коричневого или черного цвета. Содержат 65-75% С и 9-12% Н, их т. каплепад. 55-75°С, кислотное число 20-60. Орг. масса битума торфа состоит из восковых (50-80%), смоляных кислот, углеводородов и смол. Восковые кислоты имеют т. пл. 77-90°С, кислотные числа 116-160, мол. м. 340-380. Содержание масел в битуме -14-22%.

В бурых углях количество битума изменяется в широких пределах (10-20%); макс. выход достигается при обработке землистых бурых углей спирто-бензолъной смесью (1:1). Буроугольные битумы - твердые маслянистые вещества коричневого цвета; элементный состав: 77-80% С, 9-12% Н; т. каплепад. 90-92°С, кислотное число 35-36. Содержание восков в битумах землистых бурых углей достигает 70-80%, в битумах других видов - 29-30%; содержание смол соотв. 20-30 и 70-71%. Воски содержат 80% С, 13% Н, 0,6% О; т. пл 80°С, кислотное число 23.

Выход битума при обработке каменных углей спирто-бензолъной смесью (1:1) составляет 0,5-4,0%. Такие битумы - твердые смолистые вещества темного цвета; содержат 82-87% С и 7-10% Н; кислотное число 40.

Практическую ценность представляют битумы торфов и бурых углей, в осн. их восковая часть, называемая горным воском (монтан-воском)

Природные битумы

Природные битумы - полутвердая или твердая смесь преимущественно углеводородного состава, растворимая в органических растворителях. Генетически они представляют собой в различной степени дегазированные, потерявшие легкие фракции, вязкие-полутвердые естественные производные черного золота - мальты, асфальты, асфальтиты.

Природные битумы - это составная часть горючих ископаемых. К ним относятся естественные производные черного золота, образующиеся при нарушении консервации её залежей в результате химического и биохимического окисления, например асфальты, кериты, мальты, озокериты и др. Добычу проводят главным образом карьерным или шахтным способом.

Традиционные битумы применяются все реже, а вот произведенные на их основе битумно-полимерные материалы и синтетическая нефть пользуются большой популярностью. Это символизирует собой новую эру в развитии рынка битума. Самые большие запасы битума находятся в Канаде. В последние годы здесь устойчиво растут темпы добычи битумов для производства на его основе синтетической черного золота.

Битумные лаки

Битумные лаки - это растворы природных или искусственных битумов в органических растворителях. Битумные лаки приготовляют из природных битумов, содержащих минимальное количество золы и серы (асфальтиты), или искусственных, получаемых при химической нефтепереработке. Растворителями для битумных лаков служат скипидар, уайт-спирит, сольвент, ксилол и т.п. Битумные лаки готовят сплавлением битумов с природными (например, канифоль) или синтетическими (например, искусственные копалы) смолами при температуре 280 °С; затем в охлажденный (170°С) расплав вводят растворители. При производстве масляных битумных лаков, кроме того, вводят высыхающие масла (например, льняное, тунговое) и сиккативы (свинцовые, марганцевые или кобальтовые соли жирных кислот).


В зависимости от назначения и условий применения состав битумных лаков можно значительно изменять, получая лаки с различной вязкостью, укрывистостью, временем высыхания (от 0,3 до 3 ч). Большой дефект битумных лаков — склонность к загустеванию под воздействием кислорода воздуха; обычно его устраняют, вводя в лак перед употреблением небольшое количество скипидара.

Битумные лаки наносят на окрашиваемые объекты общими для лакокрасочных материалов методами (например, кистью, распылением). Масляные битумные лаки образуют необратимые (нерастворимые) плёнки, а безмасляные — обратимые (растворимые). Покрытия на основе битумных лаков обладают хорошей атмосферо-, кислото- и водостойкостью, а также высокими электроизоляционными свойствами. Недостатки покрытий — часто образующаяся «сыпь» (твёрдые включения на поверхности плёнки) и «оспа» (круглые оголения, достигающие окрашиваемой поверхности).

Как и чем удалить битум с лакокрасочного покрытия кузова автомобиля

С появлением битумных «узоров» на кузове автомобиля, особенно в жаркую погоду, наши автовладельцы сталкиваются довольно часто, поскольку при ремонте асфальтового покрытия строители в избытке льют на дорогу битум или кладут очень тонкий слой щебенки. Избавиться от следов битума можно различными способами. Мы решили опробовать их, чтобы на собственном опыте убедиться в эффективности того или иного препарата и узнать особенности их применения. В ходе мини-теста выяснилось, что в зависимости от «силы» моющих свойств средства для удаления битума условно можно разделить на две группы - для оперативного удаления свежих загрязнений и универсальные, т.е. и для свежих, и для старых пятен.

По свежим следам

На рынке автохимии представлены в основном препараты для эффективного удаления свежих битумных пятен. Ничего удивительного в этом нет. Чтобы жидкая фракция битума не проникла в слой лака и краски и навсегда не оставила там свой желтый след, удалять эти загрязнения необходимо до их полного высыхания. Эта особенность позволила изготавливать многие препараты данной группы с малым содержанием растворителей (спиртов) и добавлением поверхностно-активных веществ (ПАВ). Состав препаратов с ПАВ подбирается таким образом, чтобы получить хорошие моющие свойства и снизить при этом летучесть, токсичность, а также исключить негативное воздействие на слой лака и краски. Использование растворителей в чистом виде ограничено большими потерями от испарения при их распылении из аэрозолей - наиболее удобном способе нанесения на поверхность.

При желании сохранить лакокрасочное покрытие в его первозданном виде летом эти препараты необходимо постоянно держать в багажнике автомобиля, а не в гараже или дома. При себе необходимо также иметь мягкую ветошь, шампунь и бутылку с водой для предварительной и последующей мойки кузова.

Свежий битум можно удалить не только препаратами автохимии, но и общедоступным и хорошо знакомым автолюбителям средством - маргарином. В отличие от аэрозолей, которые рекомендуется распылять на ненагретый кузов, маргарин лучше наносить на теплую, но не горячую поверхность - так он быстрее плавится и при растирании хорошо перемешивается с вязким битумом. Конечно, чистить маргарином не так удобно, как средствами в аэрозольных баллончиках, тем более что в машине летом его долго не повозишь - потечет. Этот своеобразный антибитум можно использовать лишь в крайних случаях.

Застарелые пятна

А что делать автовладельцам, которые упустили шанс отмыть битум еще до его высыхания? Нам удалось найти два специализированных препарата, которые эффективно удаляют старые «толстые» битумные пятна: шведской товарного знака Dinitrol - Cleaner with fresh citrus scent №7230 и немецкой Henkel Teroson - Teer Entferner.

Особенность их использования заключается в том, что наносить препараты следует на охлажденную поверхность. К тому же требуется выдержка в течение некоторого времени для растворения битума, а при толстом его слое операцию необходимо будет несколько раз повторить. Чтобы сделать процесс удаления битума более приятным, в свой препарат на основе изопропилового спирта шведы добавили лимонный ароматизатор. Впрочем, он не нейтрализует испарения опасного для здоровья человека спирта. Остальные препараты растворяют старый битум менее эффективно. Их можно использовать для удаления битумных узоров из тонких нитей или точек.

Старые битумные пятна удаляют и обычным растворителем, сольвентом и керосином. При этом поверхность необходимо обильно смачивать и растирать мягкой ветошью. Работать с этими более доступными «препаратами», конечно, не так удобно, как со специализированными в аэрозолях, поскольку необходимо иметь еще и резиновые перчатки, желательно респиратор. Эти не традиционные для автомобиля принадлежности позволят избежать дальнейших проблем с мойкой, состоянием кожи рук и головной болью от паров испаряющихся растворителей. При использовании этих «препаратов» очищенную поверхность желательно еще до полного высыхания вымыть с шампунем - только так удастся избежать появления разводов и жирных пятен. Применение данных средств иногда может стать причиной того, что поверхность становится матовой и теряет блеск, поэтому для новых автомобилей их лучше не использовать.

Стоит заметить, что все перечисленные средства хотя и растворяют застывший битум, однако не способны удалить желтые следы, которые остаются на лакокрасочном покрытии. От них можно избавиться только путем дорогостоящего перекрашивания, на что редко кто идет. А желтые следы от битума на кузове - серьезный повод для снижения стоимости автомобиля при его продаже.

Нюансы технологии

Даже после коротких поездок на поверхности кузова оседает пыль. При растирании битумных пятен она становится абразивом и способствует образованию матовых пятен. Чтобы избежать этого, перед удалением битума автомобиль или отдельные его участки, загрязненные битумом, необходимо качественно вымыть. После удаления битумных пятен и мойки кузова с шампунем на лакокрасочное покрытие желательно нанести полироль. Эта косметическая операция позволит вернуть поверхности блеск.

Для здоровья человека очень важно соблюдать технику безопасности, о которой сказано в инструкциях по применению спецпрепаратов. Наиболее распространенные требования - исключить вдыхание паров средства, избегать продолжительного контакта с кожей. Конкретные рекомендации по технике безопасности и особенностям применения указываются на этикетке, поэтому лучше приобретать препараты с русскоязычной инструкцией.

Тише едешь - чище будешь

Удаление битума с кузова - операция не из приятных. Наши советы помогут избежать загрязнения автомобиля или снизить его до минимума.

Въезжая на дорогу с расплавившимся от жары битумом, следует перейти на режим

«безопасной» езды:

небольшая скорость (30-50 км/ч), особенно если на дороге интенсивное движение;

минимальное количество маневров - при вывороте колес вязкий битум с них будет

разбрызгиваться прямо на кузов;

движение вне укатанной колеи, на которой битум «плывет» сильнее;

большая дистанция до едущего впереди грузовика, из-под колес которого летит

Битум, особенно при отсутствии брызговиков.

Б итум в окружающей среде

В окружающей среде битум лежит у нас под ногами в виде дорожного покрытия - асфальта. Асфальт производится из вязких нефтяных дорожных битумов. Трещины и швы асфальтированных покрытий герметизируются битумно полимерным герметиком. Основные свойства вязких нефтяных дорожных битумов хорошая связывающая способность с каменным материалом, высокая пластичность при отрицательных температурах и стойкость к климатическим воздействиям. В зависимости от основных свойств вязкие нефтяные дорожные битумы подразделяют на марки: БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200 и БНД 200/300; нефтяные (БН) - четырех марок: БН 60/90;БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300; цифры дроби указывают на допустимые для данной марки пределы показателей пенетрации при 25° С.

Для транспортировки битума с завода производителя его переливают из бункера в автомобильные или железнодорожные цистерны, формы или емкости методом герметичного налива битума. Так как битум переливается в расплавленном состоянии с высокой температурой нагрева, то метод герметичного налива битума исключает возможность поражения обслуживающего персонала.

Из-за невысокой стоимости , а также свойству не растворимости в воде, битум и его модификации нашли широкое применение в производстве гидроизоляционных и клеящих материалов, без которых сейчас не обходится ни одно строительное производство.

Наибольшее распространение в строительном производстве получили битумные кровельные покрытия. В настоящее время производится большое разнообразие битумных кровельных покрытий, таких как битумные мастики, основные и безосновные рулонные кровельные битумные материалы, гидроизоляционные наплавляемые битумные материалы - к, битумная черепица, и т.п.

Наплавляемые гидроизоляционные битумные материалы - к получили широкое распространение в 70-80 гг. и используются в настоящее время. К ним относятся горячие битумные мастики и рулонные кровельные материалы, нанесение которых на бетонную поверхность осуществляется посредством нагрева до 160-180° С. Битумные мастики подразделяют на холодные и горячие, в зависимости от их состава. Огромное разнообразие битумных мастик с различными основными и физико-химическими свойствами, назначением и способом применения подтверждаются сертификатом битумных мастик. Сертификат битумной мастики выдается после тщательного изучения состава научно-исследовательским институтом.

При производстве строительных и ремонтных работ по изоляции и теплоизоляции зданий широко применяется битум и его модификации. При изоляции швов и стыков - бетон, дерево - бетон или металл - древесина применяется битумно полимерный герметик. При выполнении теплоизоляции стен, мансард и кровельных конструкции, в вертикальных и наклонных стенах в мансардах, в межэтажных перегородках и перекрытиях используется битумный клей без органических растворителей. Во время использования такой клей не выделяет резких и вредных запахов, как клей с органическими растворителями в виде бензинов, керосинов, трихлорэтиленов и т.п. Наиболее распространенным природным, экологически чистым растворителем для битума и его модификаций является кукерсоль. Производить работы без вреда для здоровья с битумным клеем без органического растворителя можно в плохо вентилируемых и закрытых помещениях, таких как подвалы, чердаки.

Таким образом, широкое применение битума играет огромную роль во всех областях жизни человека.

Источники

kromizol.com ЮС-ЛТД

- Битум, полученный из нефти Битумы (от лат. bitumen горная смола, нефть) твёрдые или смолоподобные продукты, представляющие собой смесь углеводородов и их азотистых, кислородистых, сернистых и металлосодержащих производных. Битумы … Википедия

БИТУМ B - вещества, извлекаемые из углей бензолом под давлением при t 250 280° C (схема Фишера; Fischer, 1916). По условиям получения битум B, как и экстракты, извлекаемые растворителями типа нафталина, антраценового масла и др., является в той или иной… … Геологическая энциклопедия

битум - и устаревающее битум … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

БИТУМ - (асфальт), материал, используемый для прокладки дорог и предупреждения гниения древесины. Состоит из смеси углеводородов и других органических химических соединений. Встречается в виде природных залежей в смоляных озерах, особенно на о. Тринидад… … Научно-технический энциклопедический словарь Геологическая энциклопедия

битум - – водо нерастворимая органическая смесь, используемая для ремонта дорог и антикоррозийной обработки металла. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

Битум - продукт окисления или компаундирования тяжелых нефтяных остатков...

Битум применяется для различных целей с давних времен и по сей день является одним из наиболее распространенных материалов для строительства. Еще задолго до нашей эры такие знаменитые города, как Вавилон и Ассирия, использовали его в строительных целях. Он прекрасно осуществляет функцию как цементирующего, так и водоупорного основания.

Виды дорожных битумов

Этот строительный материал можно разделить на несколько отдельных групп по свойствам и техническим характеристикам. Определить все параметры можно только после исследования органического состава материала. Отдельной группой выступает дегтевый битум, так как в эту широкую группу можно определить все разновидности пеки и дегтя.

Есть такие варианты битумов:

  1. Природный битум. Данное вещество можно найти как в жидкой, так и в затвердевшей конфигурации, однако все эти разновидности остаются в одной группе. Природные битумы нефтяные дорожные ГОСТ определяет как состоящие из органических составляющих, а также из их производных, которые классифицируются как неметаллический тип химических соединений. Такое вещество появляется только после того, как нефть обрабатывается окислительными полимерами исключительно в природных условиях и по прошествии большого количества времени. Обычно битум естественного зарождения можно в больших количествах найти исключительно в местах, где диагностированы и выявлены крупные месторождения нефти. Данный материал можно сравнить с асфальтом, хранится он в виде специфических небольших болотцев. Обычно природные битумы нефтяные дорожные, ГОСТом определяемые, встречаются очень редко, а преимущественно их находят там, где есть большое количество горных пород.
  2. Асфальтовый порошок. Это вещество, которое захоранивается только в горных породах и имеет вид известняка при его нахождении. Когда происходит дальнейшая обработка вещества, оно извлекается, а далее действия производятся с ним такие же, как и с асфальтовым порошком.

Другие разновидности битумов

  1. Искусственный битум. Его часто называют нефтяным, так как получить данный материал удается лишь при переработке нефти. Технология, которая работает при производстве битумов, подразумевает несколько типов данного вида: окисленные, остаточные, крекинговые.
  2. Гудронный битум. Его первоначальное местонахождение можно определить в мазуте. Получить данный вид можно только при помощи отжимания некоторых масляных фракций из данного вещества. Гудронный битум нефтяной дорожный чаще всего выступает в качестве отличного связующего элемента, он также помогает добывать все остальные разновидности данного строительного материала.

Основные разновидности битума

  • БН-50/50. Размягчить его можно только после достижения температуры в 50 градусов, что не является завышенным или сложным показателем. Он является отлично прилипающим, что оценивают все ремонтные и строительные бригады, занимающиеся укладкой дорог. Если оставить данный материал на ровной поверхности, он будет постепенно растекаться, то есть оплывать, что позволяет гарантированно сделать ровный и однородный слой.
  • БН-70/30. Чтобы это вещество начало размягчаться, необходимо довести его температуру до 70-72 градусов, в зависимости от состава конкретного химического соединения. Он отлично прилипает к поверхности, то есть обеспечивает высокий показатель адгезии. Обычно этот материал применяется для создания гидроизоляции, то есть как нижний или верхний слой дороги. Следует помнить, что этот материал имеет предрасположенность к образованию сколов, однако если он разбивается, образуются большие куски без дополнительной пыли или мелких элементов.
  • БН-90/10. Довольно сложный материал, который для расплавления требует не менее 90 градусов. Обеспечивает отличную адгезию, а в готовом виде практически не проявляет чувствительности даже к относительно высоким температурам. Разбить его довольно сложно, однако при применении нагрузки, похожей на удары молотком, можно ожидать его рассыпания на осколки, поверхность которых имеет способность к поблескиванию.

Сферы применения

Битум нефтяной дорожный вязкий является практически универсальным строительным материалом, поэтому, помимо гидротехнической и промышленной сферы, смешанной с коммерцией, данное вещество часто применяется в дорожном строительстве. Обычно битумы используются не только при закладке и строительстве дорог, но и при их ремонте, поэтому потребность в таком материале практически не иссякает.

Важные отличия от других материалов

Битум нефтяной дорожный состоит из вяжущего вещества органической природы и резины, заменить которую может определенный полимер. Такой состав позволяет улучшить качество и износостойкость изделий из битума или предметов с его добавлением, а также обеспечить соответствие нормам современных технологий в строительстве.

Состав битума

Обычно битум нефтяной дорожный состав имеет простой, так как он содержит примерно одинаковые компоненты, смешанные в немного отличающихся друг от друга пропорциях. Большую часть занимают углероды, так как их в данном веществе около 75-80 %. Водород занимает значительную, но все же не первую позицию, посколько объем его равен около 10-15 % от общего состава. Так определяется доля летучей части битума нефтяного дорожного. Сера обычно присутствует, однако ее количество никогда не превышает 10 %, если состав битума соответствует основным нормам. Кислород занимает всего 5 %, однако является важным элементом. Если сравнивать строение битума с коллоидной системой, можно найти множество общих черт. Асфальтены полностью диспергированы в специально созданной среде, состоящей из смеси масла и воды.

Особенности состава

Перечисленные выше элементы всегда входят в состав, который имеют битумы нефтяные дорожные жидкие. ГОСТ определяет несколько важных свойств и характеристик этого строительного материала. Чтобы увеличить твердость битума, достаточно добавить в смесь больше асфальтенов совместно со смолой. Следует помнить, что повышение этих параметров влечет за собой повышение плотности и увеличение температуры, при которой возможно даже минимальное плавление конкретного материала.

Особенности битума

Когда рассматриваются битумы нефтяные дорожные, технические характеристики предусматривают повышенное содержание разнообразных веществ маслянистой природы. Данный элемент сильнее разжижается и становится мягким во всех отношениях. Его можно легко расплавить, используя даже меньшую температуру, чем указано в характеристиках конкретной марки, к которой относятся битумы нефтяные дорожные. ГОСТ 22245-90 определяет, что содержание масла совместно со смолой в битуме обязательно корректируется до среднего уровня. Если данным параметром пренебрегли или осуществление коррекции невозможно, следует ожидать, что материал станет менее прочным и будет лучше плавиться.

Определение технических характеристик

Следует помнить, что степень вязкости можно определить по минимальной температуре, при которой происходит плавление битума. Если увеличить температуру, вязкость практически сразу повысится. Когда градусы уменьшаются, материал заметно твердеет, становится менее пластичным. Если температура опустилась до нуля или наблюдаются минусовые отметки, битумы нефтяные дорожные вязкие ГОСТ определяет как имеющие возможную хрупкость, поэтому при выборе материала для производства дороги следует проявлять особую внимательность.

Главные преимущества

Битум имеет одно важное и во многом положительное свойство. Он не способен растворяться в воде. Следует учитывать, что битумы нефтяные дорожные жидкие ГОСТ определяет как подлежащие полному или частичному растворению в веществах, имеющих кислотную природу. Также битум не отличается высокой теплоемкостью, поэтому для утепления он не подходит. В качестве изоляционного материала его используют только для отграничения конструкции от влаги. Если принимать во внимание сертификат соответствия, битум нефтяной дорожный должен иметь консистенцию с показателем плотности не менее 1,5 г/см куб. Когда высчитывается суммарная масса битума, на 1 л вещества допустимо значение плотности в 1 кг/м куб. Этот факт предопределяет особенности, которыми обладают битумы нефтяные дорожные вязкие.

ГОСТ предусматривает, что битумы отличаются широким перечнем положительных особенностей и важных свойств. Качественный битум должен обладать гидрофобностью, не растворяться в жидкости, если в ней нет химических реагентов, размягчаться и становиться более вязким при изменении окружающей температуры. Среди связующих материалов в строительной сфере битум нефтяной дорожный занимает неоспоримое первое место. Если выбрать качественный его вид, можно применить его с максимальной эффективностью для строительства массивных дорог, а также их ремонта, предусматривающего долговечный положительный результат.

Есть несколько видов битума, которые мы подробнее рассмотрим ниже.

Природный битум

Природный битум - побочный материал при переработке нефтяных продуктов, а также различных горных пород. Основная характеристика - это сопротивление к кислотам, щелочам и воде.

Строительный битум

Строительный битум - продукт переработки нефти и смешивания с различными строительными компонентами такими как:

  • щебень
  • продукты переработки маслопроизводства

Данный вид отличается от остальных устойчивостью к промоканию, сопротивлением к высоким температурам и возгоранию. Основные марки строительного битума: БНК:

  • 90/40
  • 45/180
  • 90/30
  • 45/90

Дорожный битум

Данный вид является самым востребованным среди остальных. При его использовании нужно учитывать пенетрацию, так как для более холодных районов нужно использовать битум с высокой пенетрацией, для теплых, наоборот, с низкой. Для кладки дорог в основном используют такие марки битума как:
БНД

  • 90/130
  • 40/60
  • 60/90
  • 200/300

Количество марок битума с каждым днем все увеличивается. Это обусловлено тем, что производители постоянно добавляют разнообразные ингредиенты, тем самым увеличивая те или иные характеристики, повышая:

  • эластичность
  • данные о температуре по непрочности
  • данные о температуре по распарке
  • коэффициент пентрации

Почти все дополнительные химические компоненты должны увеличить именно эти свойства. Стоимость битума соответствует качеству и направлению применения данного материала. Данные характеристики отображаются на маркировке.

Применение битума

Природный битум

Натуральный битум почти не используется в строительном производстве. Натуральный битум с неокисленными составляющими, довольно часто используется для укладки дорог в Европе, а также некоторых штатах Америки. Такой вид натурального битума производится только при наличии оборудования нового поколения, на западе существует довольно много таких заводов и производств.

Дорожный битум

Само название этого битума говорит для чего он используется. Данный вид хорошо выдерживает большие нагрузки и используется для кладки дорожного покрытия. В основном, его используют при изготовлении асфальта. В нем он играет роль соединяющего компонента. Благодаря ему мелкие камни и песок, а также дополнительные комплектующие асфальта объединяются в плотную сплошную массу.

В зависимости от плотности битум распределяют на два вида:

  • Вязкий
  • Жидкий

Вязкий используется в строительстве и кладке дорог, а жидкий для ремонта дорог и кровли крыши. Битум должен соответствовать нормам ГОСТа, так как использование лучших материалов повышает долговечность зданий и дорог, а также предотвращает разнообразные дефекты. Если вы хотите приобрести хороший битум высокого качества то вам нужно обратиться к заводу, на котором его производят.

Строительный битум

Используется при строительстве фундамента и работам по ремонту кровли и дорожного покрытия. В основном применяют жидкий вид битума. Этот вид битума требует особый транспорт для перевозок, называется он - битумовоз. Работать с ним довольно трудно потому, что он довольно быстро схватывается, и вам необходимо действовать быстро. Как правило, он используется для отделки швов в кровельном строительстве, а также для замазки швов зданий. При помощи данного вида битума можно достигнуть наилучшей гидроизоляции.

Битум - твердый или смолоподобный продукт, представляющий собой смесь углеводородов и их азотистых, кислородистых, сернистых и металлосодержащих производных.

Битумы не растворимы в воде, полностью или частично растворимы в бензоле, хлороформе, сероуглероде и других растворителях.

Классифицируются на природные и искусственные. Природные битумы - это составная часть горючих ископаемых. К ним относятся естественные производные нефти, образующиеся при нарушении консервации ее залежей в результате химического и биохимического окисления, например асфальты, кериты, мальты, озокериты и др. Добычу проводят главным образом карьерным или шахтным способом.

Искусственные (технические) битумы - это остаточные продукты переработки нефти, каменного угля и сланцев. По составу сходны с природными битумами.

Классификация битумов:

Битумы нефтяные вязкие - дорожные, строительные, кровельные, специальные;
. Битумы нефтяные жидкие - дорожные;
. Каменноугольные дегти - дорожные, дорожные и специальные;
. Битумы сланцевые - дорожные и кровельные, дорожные и окрасочно-изоляционные;
. Битумы сланцевые жидкие - дорожные и кровельные.

Дорожный битум - наиболее востребованный среди всех перечисленных видов материал. Распространенность данного вида битумов объясняется масштабным дорожным строительством.

Данный вид битума может быть вязким или жидким. Вязкий используется в качестве основного вяжущего компонента при укладке дорог, а также при их ремонте - он повышает эластичность и мягкость горячего асфальта, тем самым облегчая его укладку. Жидкий дорожный битум производится с помощью добавления нефтяных растворителей к вязкому. Тип дорожного битума (БН, БНД) выбирается, исходя из климатических особенностей конкретного региона.

Строительный битум широко применяется для выполнения разного вида работ, в том числе для гидроизоляции бетонных сооружений, подвалов домов и фундаментов. Пластичность материалов, имеющих в своем составе битум, позволяет заделывать ими достаточно широкие трещины (до 0,5 см). Строительный битум применяется, как правило, в горячем виде. Для того чтобы применять его в холодном виде, он должен иметь форму эмульсии или разбавляться растворителями.

Кровельный битум используется при производстве кровельных материалов. Битум может использоваться как для покрытия кровельной основы (покровные битумы), так и для ее пропитки (пропиточные битумы). Покровный битум может быть простым (сырьевым) или окисленным. Окисленный битум имеет лучшие характеристики по теплостойкости.

Изоляционные битумные покрытия используются в основном для длительной защиты разнообразных труб от коррозии. Мастики на основе битума могут иметь в своем составе пластификаторы (нефтяные масла, каучук), которые способствуют сохранению эластичности битумной изоляционной мастики при нанесении в условиях низких температур. Изоляционные свойства битума широко используются при производстве рулонных гидроизоляционных материалов.

Нефтяные битумы применяется в дорожном и гражданском строительстве. Битум пластичен, может переносить низкие температуры, температурные перепады, различные виды нагрузок.

Основные марки битумов:

. Битум дорожный включает в себя: 5 марок от БНД-200/300 (битум нефтяной дорожный) до БНД-40/60 и 4 марки БН (битум нефтяной) от БН-200/300 до БН 40/60, где числитель и знаменатель дроби - это допустимые пределы изменения показателей пенетрации для данной марки.

. Битум строительный состоит из трех марок - БН-50/50; БН-70/30 и БН-90/10, где числитель - показатель температуры размягчения, а знаменатель - среднее значение пределов изменения показателя пенетрации - для общестроительных работ. Марок БНК -45/180(битум нефтяной кровельный); БНК-90/40 и 90/30, а также БНК-45/190. Битумов БНИ (битум нефтяной изоляционный) марок БНИ-IV-3, БНИ-IV и БНИ-V - для работ по изоляции поземных трубопроводов с целью защиты их от коррозии.

. Жидкий битум дорожный - он обладает незначительной вязкостью и используется в дорожном строительстве в составе асфальтобетона при необходимости его укладки при пониженных температурах наружного воздуха. Жидкие битумы производятся путем смешивания вязких битумов БНД с дистиллятными фракциями-разжижителями, которые постепенно испаряются после укладки дорожного покрытия. Жидкий битум применяется редко в связи с его пожароопасностью и повышенным вредом для окружающей среды.

Поскольку битумы не обладают техническими характеристиками, соответствующими современным требованиям, то на их основе выпускаются битумно-полимерные мастики различного назначения. В состав мастик, кроме нефтяного битума, входят модифицирующие и полимерные добавки и пластификаторы, что позволяет мастикам значительно превосходить битум строительный, и дорожный по основным характеристикам, в частности: эластичности, гибкости, адгезии к бетону и металлу, долговечности, термостойкости и морозоустойчивости. Область применения битумно-полимерных мастик в дорожном строительстве весьма широка, они используются для герметизации швов и трещин покрытий автодорог, для устройства деформационных швов в мостовых сооружениях.

На основе таких мастик выпускаются герметики, которые применяются для герметизации деформационных швов аэродромных покрытий, герметизации швов и трещин дорожных покрытий. В промышленном и гражданском строительстве битумно-полимерные мастики используются для различных работ: гидроизоляции, герметизации, защиты от коррозии, ремонта кровли. Резино-битумные мастики применяются для устройства мастичных безрулонных кровель, а также для антикоррозийной защиты металлических поверхностей. На основе нефтяных битумов выпускается подавляющее большинство современных кровельных материалов, от известного много лет рубероида до освоенных в последние годы наплавляемых рулонных материалов на основе стеклохолста.

Битумы используются в строительстве, как кровельные, изоляционные и дорожные материалы. Находят применения битумы также в электротехнической и литейной промышленности.