Этология кратко. Этология. Формирование этологии человека

Научная дисциплина, изучающая поведение животных, сформировалась к середине XX в.

До этого поведение животных изучали специалисты, по крайней мере, трех разделов биологической науки: зоологии, физиологии и психологии. Усилиями специалистов, которые пользовались разными концепциями и методологией при изучении животных, последнее столетие настолько обогатило наши представления о поведении животных, что возникла необходимость в формировании самостоятельного раздела в науке о животных. Однако дать определение поведению животных до сих пор сложно. Все понимают, о чем идет речь, но лаконичного определения никто не находит. Это объясняется тем, что поведение включает локомоции и сон, изменение окраски тела и груминг, изменение кровенаполнения органов, эмоции животных, неподвижный отдых и многое другое. Фактически, поведение животных - это их жизнь. А определение понятия «жизнь» дать еще сложнее.

Термин «этология» возник из греческого «этос», что в переводе означает «нрав», «привычка» или «обычай». Исследователи давно применяют этот термин. Однако его содержание изменялось многократно и самым радикальным образом. Первоначально термин «этология» относился к философии и обозначал название науки о человеческой этике. Был период, когда этологом называли лицедея. На определенном этапе развития науки этологией называли направление психологии, которое изучает такое явление, как характер человека.

В биологию термин «этология» вводится только в середине XIX столетия первоначально для обозначения научного направления, изучающего взаимоотношения живых существ друг с другом и окружающей средой, т. е. в это время этология отождествлялась с наукой, которая сегодня известна как экология. В начале прошлого столетия многие исследователи понимали этологию как учение об образе жизни и нравах животных. Терминологическая полемика не утихала до середины XX столетия, когда К. Лоренц и Н. Тинберген согласились использовать термин «этология» для международного обозначения новой научной дисциплины, основоположниками которой они и стали. С тех пор под этологией понимают биологию поведения животных, что включает четыре главных направления исследований - физиологию поведения, развитие поведения в процессе онтогенеза, сравнительные (межвидовые) аспекты поведения и адаптивные функции поведения.

Современная этология (между понятиями «этология» и «поведение животных» поставлен знак равенства, хотя все еще остаются специалисты, которые высказываются против отождествления этих понятий) имеет все признаки самостоятельной науки - свой предмет изучения, специфические методы, сложившиеся научные школы, воспроизводство научно-педагогических кадров, специализированные периодические издания и востребованность научным сообществом. Поведение животных и зоопсихология с одной стороны является теоретической дисциплиной, а с другой стороны имеет прямое отношение к практике животноводства. (Под животноводством мы здесь понимаем продуктивное животноводство, разведение животных для спорта, декоративное животноводство, а также природоохранные действия человека с целью регулирования численности диких животных в естественных биоценозах.)

В конце 1990-х гг. в учебных планах российских аграрных высших учебных заведений подготовки кадров высшей квалификации по специальностям «зоотехния», «ветеринария» и «биология» появилась новая учебная дисциплина - «Этология с основами зоопсихологии». Это логичный шаг в развитии учебного процесса, поскольку он отражает естественный ход диалектики познания животного организма. Все, кто имеет дело с животными (ветеринарные врачи, животноводы, любители домашних животных, натуралисты), испытывают потребность в систематизированных знаниях о нормальном поведении здоровых животных, биологическом значении поведения, механизмах, лежащих в основе того или иного поведенческого акта. Данная книга адресована прежде всего профессиональным работникам животноводства. Однако автор не ограничивает предмет изучения рамками поведения продуктивных животных. Большой вклад в становление этологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины внесли исследователи, ставшие классиками этологии (Ч. Дарвин, К. Лоренц, Н. Тинберген, К. Фриш), которые работали с дикими животными в их естественной среде обитания. Многие постулаты современной этологии сформулированы ими на основе изучения поведения неодомашненных видов животных.

В процессе доместификации многие этологические признаки животных были утрачены естественным путем или путем направленной селекции, проводимой человеком. Это относится к групповому поведению, добыванию пищи, размножению животных, их агрессивности. Глубокое понимание поведения домашних животных возможно лишь при сравнении их поведения с поведением их диких предков или ближайших родственников. Поэтому обойти стороной поведение непродуктивных животных в руководстве, предназначенном практическим работникам животноводства, не позволяет логика дисциплины.

С другой стороны, фундаментальные вопросы этологии и зоопсихологии были изучены на домашних, лабораторных и прирученных животных, а также на человеке (И. П. Павлов и теория условных рефлексов, Н. Н. Ладыгина-Котс и основы мыслительной деятельности животных, А. Н. Леонтьев, К. Э. Фабри и основы зоопсихологии, П. К. Анохин и системные механизмы регуляции поведения человека и животных). Поэтому при изложении материала автор использовал результаты исследований, которые были выполнены на человеке и на разных видах животных без учета их прагматической значимости и меры приближенности к быту человека. Более того, невзирая на свое зоотехническое прошлое, автор остался сторонником биоцентризма во взаимоотношениях человека и животных и потому не считает себя вправе отдавать предпочтение животным по принципу их большей или меньшей полезности для человека в современной жизни.

Справедливости ради надо признать, что в последние годы объем этологических исследований на домашних и лабораторных животных вырос многократно. Это объясняется тем, что основные стереотипы поведения животных детально изучены. Однако область зоопсихологии многих поведенческих проявлений остается неясной. В этой части контролируемый эксперимент с применением современных технических средств и домашних и/или лабораторных животных востребован и неизбежен. Поэтому в предлагаемой читателю книге часто акцентируется внимание на особенностях поведения и психологии разных видов домашних животных.

Акцентирование внимания читателя на домашних животных оправдано и соображениями дидактического характера. Учебная дисциплина «Этология с основами зоопсихологии» обеспечивает структурно-логическую связь между теоретическими дисциплинами (зоология, морфология, физиология, генетика и др.) и технологическими специальными предметами (кормление, разведение животных, зоогигиена, ветеринария, рыбоводство, птицеводство, коневодство, кинология и т. д.) в учебных планах вузов животноводческого профиля.

Знание этологии и зоопсихологии позволяет специалисту более объективно оценивать потребности домашних животных в жизненном пространстве, в питательных веществах и кормовых средствах, а также социальные потребности животных. Этология предлагает специалисту научно обоснованные приемы управления (научения) животными разных категорий, включая потенциально опасных для человека (быки-производители, хряки, жеребцы, злобные собаки и др.) и стадных животных (овцы, козы, крупный рогатый скот). Очевидно, что работа с агрессивными животными и управление стадом, в состав которого входят сотни животных, предполагает специальную подготовку персонала в области поведения животных и зоопсихологии.

Лариса Магданова

Этология человека - наука, базирующаяся на применении методов и законов этологии (науки о поведении животных) к исследованию поведения человека.

Поведение (в биологии) - способность животного изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.

Поведение (в психологии) - совокупность действий и поступков индивида.

В настоящее время человеческая цивилизация оказалась в ситуации антропологического кризиса, вызванного отставанием биологической эволюции человека от культурной эволюции : несмотря на то, что в эпоху модерна наука и технологии проделали огромный путь в своём стремительном развитии, организм Homo sapiens , а следовательно, и его умственные способности, остались практически неизменными - такими же, какими они были 10 тысяч лет назад, во время появления современного человека . В связи с этим становится особенно актуальным всестороннее изучение сознания и поведения человека методами как гуманитарных, так и естественных наук. Понимание причин, особенностей и тенденций развития его поведения необходимо для формирования концепции нового человека, способного выйти из сложившегося системного кризиса и сформировать новое устойчивое общество.

Формирование этологии человека

Попытки определить, что такое человек, и в чем заключается смысл его существования, производились на протяжении всей истории человечества. Религиозные откровения часто противопоставлялись усилиям достичь понимания человеческой природы за счет наблюдения и интроспекции. Биология, а именно теория эволюции, предоставила новый импульс развития эмпирическому и рациональному подходу к изучению человека. Люди столкнулись не только с доказательствами своего животного происхождения, но и с осознанием того факта, что человек не является венцом эволюции, а, скорее, представляет собой наилучшим образом приспособленное существо , промежуточное звено на пути к высшим уровням человечности .

Ч. Дарвин первым обратил внимание на проблемы биологии человеческого поведения. Далее, с открытием условных рефлексов, И. П. Павлов представил наукам о поведении многообещающий экспериментальный подход и надежду на то, что сложное поведение может быть объяснено последовательным закреплением ассоциаций. В США школа бихевиористов выработала психологию «стимул-ответ» , фокусирующуюся на экспериментальном исследовании процессов обучения. Опыт становится всеобъемлющим объяснительным принципом.

Отрицание генетических факторов, контролирующих процессы самодифференциации нервной системы, по-видимому, явилось реакцией на концепцию «инстинкта» У. Джеймса и К.Л. Моргана. Эти ученые в своих работах исходили из предположения, что организмы включают не только набор необходимых органов, но также программу их использования. Нервные структуры, лежащие в основе способности управлять органами, являются результатом эволюции. Научное сообщество увидело в концепции "инстинкта" виталистическую и почти мистическую силу, руководящую животным. Эта идея противопоставлялась концепции «стимул-ответ».

Разделение наук о природе и наук о культуре предопределило доминирующую тенденцию в социологии XX века. Исследования общества ориентировались исключительно на ценностные (внеприродные) категории. То обстоятельство, что человек имеет телесную природу и принадлежит виду высших приматов, само по себе не отрицалось, но выводилось за рамки предмета социологического анализа. Идея "социального конструирования тела" в социологии и концепция "чистого листа" в психологии, казалось бы, окончательно избавляет эти науки от биологических и популяционных пережитков, присущих учениям XIX века (в частности, связанных с именем З. Фрейда и его школой). Эта тенденция получает дополнительное обоснование в принятой интеллектуальным сообществом установке на недопустимость биологических, расово-антропологических и евгенических интерпретаций поведения человека, в том числе наследования некоторых личностных качеств.

К. Лоренц и Н. Тинберген - основоположники этологии - в качестве одной из важнейших задач рассматривали проверку пригодности гипотез, полученных в результате наблюдения за животными, для изучения человеческого поведения. В книге «Агрессия» Лоренц посвящает целую главу вопросу о роли врожденного поведения в жизни человека. В двух более поздних произведениях «Оборотная сторона зеркала» и «Восемь смертных грехов цивилизованного человека» он развивает идею о культурной эволюции и ухудшении генофонда человечества. Примерно в то же время Н. Тинберген в своей Нобелевской лекции высказывает идею об ограниченности адаптивных возможностей человека в процессе быстрого изменения условий окружающей среды и о значении этологических подходов в изучении психических нарушений у человека.

Необходимость применения этологических подходов для объяснения поведения человека стала совершенно очевидной в 60-е годы. В начале 70-х годов многие психологи, психиатры, психоаналитики, антропологи, зоологи заговорили о необходимости развития этологии человека. Среди них И. Айбл-Айбесфельдт, Р. Хайнд, У. МакГрю, Д. Фриман, Э. Хесс, Дж. Боулби, Н. Блэртон Джонс, П. Смит, Д. Моррис и многие другие. К началу 70-х годов сложилось реальное, достаточно репрезентативное научное сообщество, связавшее свои научные интересы с этологией человека. Как наука этология человека оформилась в значительной мере благодаря усилиям И. Айбл-Айбесфельдта. В 1967 г. И. Айбл-Айбесфельдт, ученик К. Лоренца, опубликовал в книге «Этология - биология поведения» главу, посвященную человеку. О реальном формировании новой научной дисциплины свидетельствует также создание в 1970 г. в Германии Института этологии человека в рамках научного общества Макса Планка. В 1970-е годы публикуются книги К. и С. Дж. Хатт "Прямое наблюдение и измерение поведения", В.С. Макгрю "Этологическое изучение детского поведения". В 1978 г. создается Международное общество этологии человека.

К началу 80-х годов исследователи самых разных областей знания пришли к пониманию необходимости синтеза естественнонаучных и гуманитарных знаний для объяснения сущности человеческого поведения. Было признано, что поведенческая норма реакции у человека исключительно велика. Находясь в рамках культуры, он не просто слепо подчиняется ее законам и правилам (усвоив их в процессе социализации), но и сам творит эту культуру, активно ее видоизменяет.

Человек по природе своей социальное (общественное) существо, как и его ближайшие родственники - человекообразные обезьяны. Именно человеческая биология служит необходимым фундаментом для освоения культуры - языка, верований, обычаев, морали. Гены и культура действуют вместе в ходе единого процесса генно-культурной коэволюции. Недостаточно анализировать поведение отдельно с биологических и гуманитарных позиций, необходимо взаимопонимание между специалистами этих наук .

Биологические науки о поведении человека

В ряду биологических наук, направленных на исследование поведения человека, представлены:

Этология человека;

Эволюционная психология;

Генетика поведения;

Социобиология;

Физиология высшей нервной деятельности.

Этология - наука о поведении животных.

В отличие от прочих наук, объектом которых является поведение животных, этология концентрируется на исследовании поведения в естественной среде. Полученные в результате наблюдений описания и подсчёты формируют базис для теоретического объяснения, которое в дальнейшем развивается по трём направлениям: 1) за счет дополнительных наблюдений, 2) с помощью экспериментальной проверки гипотез, 3) через сравнение зафиксированных черт поведения разных видов.

В ряду вопросов, активно исследуемых этологами:

  • брачные игры;
  • территориальность;
  • забота о потомстве;
  • защита от хищников;
  • эффективность добычи корма;
  • коммуникация;
  • общественная организация.

Предмет и задачи этологии человека

Этология человека является результатом применения методов этологии к изучению вида Homo sapiens . Этология человека использует экспериментальные и аналитические методы исследования поведения, разработанные в рамках самых разнообразных дисциплин о человеке, таких, как антропология и психология. От этологии животных взяты методы наблюдения без участия, методы документирования наблюдений и сравнительный подход. Теоретическую основу этологии человека составляет критический реализм К. Поппера. Следовательно, в основе науки лежит предположение, что любая адаптация отражает реальную необходимость и тесно связана со средой обитания субъекта.

Этологи человека тесно взаимодействуют с этнологами и социал-антропологами (Э. Гофман, К. Джеттмар, М. Годельер, Г. Шиндлер). Общность интересов этих специализаций возникла с появлением работ, посвященных сравнению различных культур, и возрастанием интереса к общим, универсальным законам человеческого поведения. В этом аспекте также рассматриваются вопросы раннего развития детей и социализации, вопросы социальных структур, иерархичных организаций, агрессии, этических норм и др.

Также существует взаимосвязь между психологами, социологами и лингвистами. В последнем случае изучается развитие как понятийного аппарата, так и самой речи.

Имеется долгая история тесного сотрудничества с медициной, особенно с психиатрией и психоанализом (Д. Плуг, Дж. Блоулби).

Возрастает интерес политологов к этологическим открытиям. В США в настоящее время активно развивается новая дисциплина - биополитика (Р. Д. Александр, К. Барнер-Барри, П. А. Корнинг, А. Сомит, Г. Шуберт).

Открытия этологии также вдохновили деятелей истории искусств и археологии (Д. Фелинг, Г. К. Рамп, М. Шустер).

В современной этологии человека обозначились следующие направления:

  • этология детства;
  • этология невербальных коммуникаций;
  • этология сексуальных различий;
  • кросс-культурная этология;
  • этология психопатологий.

Последнее направление получило особенно интенсивное развитие, возможно, благодаря своей ориентации на медицинскую проблематику.

Первые этологические исследования поведения детей были проведены в 60-е гг. Несколько крупных работ в этой области были выполнены практически одновременно Н. Блэртоном Джонсом, П. Смитом и К. Конноли, У. МакГрю. Исследования поведения детей проливает свет на врожденные (не искаженные культурой) свойства поведения человека; позволяют установить общность поведенческих схем человека и других приматов; предоставляют данные о филогенезе и онтогенезе поведения Homo sapiens . Кроме того, этологические методы могут применяться в детской психиатрии для анализа аутизма у детей.

Особая область исследований связана с невербальной коммуникацией, в частности, лицевой мимикой. Этологами описано множество техник тела, в том числе элементов мимики и жестикуляции (наиболее известна из них изученная И. Айбл-Айбесфельдтом мимика приветствия). Исследования невербальных коммуникаций ориентированы прежде всего на изучение их филогенеза, онтогенеза, культурной обусловленности и социальных функций. Однако, как правило, в случае общих теорий происхождения и развития человечества, проблема заключается в логической и экспериментальной доказательности взаимосвязей культурных и биологических описаний.

Основоположником этологических исследований на кросс-культурном уровне является И. Айбл-Айбесфельдт. Многолетние труды этого автора показывают, что многие аспекты человеческого поведения становятся более понятными, если их анализ проводить с применением комплекса этологических, культурно-антропологических, лингвистических и экологических подходов. В рамках кросс-культурной этологии рассматриваются поведенческие универсалии (элементы поведения, встречающиеся у всех людей, независимо от культурной принадлежности) и ритуалы. Дж. Хогенсон и Давиденков С. Н. рассматривают миф и ритуал в качестве важнейших адаптационных механизмов, поддерживающих социальный гомеостазис, и настаивают на том, что эти механизмы имеют под собой мощную биологическую основу.

По мнению Х. Харбаха, "новая поведенческая биология", объединяющая этологические и социобиологические подходы, способна продуцировать плодотворные частные теории о социальном поведении животных и человека.

Эволюция человека в свете этологических концепций

Многие этологи пытаются смоделировать эволюцию поведения человека на основе этологических наблюдений и выявленных закономерностей. В своей книге «Агрессия», отталкиваясь от концепции врождённой морали , сформулированной на основе наблюдений за животными, К. Лоренц делает акцент на том, что приматы являются слабо вооружёнными травоядными существами. В связи с этим в ряду предков рода Homo в процессе эволюции не было сформировано комплекса достаточно сильных блоков агрессии, называемых врождённой моралью. Иными словами, не было необходимости формирования внутренней защиты вида от самоистребления.

Однако возникшая в процессе развития способность использовать орудия труда привела к тому, что в условиях прежнего уровня агрессивности резко возросла вооружённость вида. Человек смог нападать на собратьев и вести хищнический образ жизни за счет «культурной», но не биологической эволюции. В частности, не ограниченный внутренними запретами каннибализм обусловил наличие в настоящее время единственного вида разумных гоминидов. Современная мораль возникла позднее и явилась необходимостью и продуктом культурной эволюции.

К. Лоренц в своих работах выказывает беспокойство о нагнетаемой за счёт наращивания темпа жизни и плотности населения агрессии человека. В частности, в этом смысле критикуется капитализм, возводящий в культ карьеру человека и провоцирующий постоянную конкуренцию. По мнению исследователя, подобный строй сопряжен с катастрофическим ростом психических патологий среди населения и не может продолжаться бесконечно.

Помимо врождённой морали и агрессии, для объяснения особенностей развития человечества привлекалась концепция «самоодомашивания» . О явлении «самоодомашивания» впервые заговорил Ч. Дарвин. В своем труде «Происхождение видов» он отмечает, что человек демонстрирует наличие основных признаков «одомашивания»: дружелюбия, чрезвычайного полиморфизма физических, психических и социальных свойств, гибкости поведения и высокой способности к обучению. Данные признаки приобретаются животными, подвергающимися методичному искусственному отбору, в первую очередь, по признаку терпимости к человеку.

Гипотеза о «самоодомашивании» была подхвачена многими исследователями (Э. Фишер, Л. Болк, К. Лоренц) и, безусловно, не избежала яростной критики (Р. Гольдшмидт, Д. Старк, В. Герре и М. Роерс). Сторонники концепции заключают, что причинами «самоодомашивания» явились неконтролируемый отбор на предмет снижения взаимной агрессии человеческих особей и снижение интенсивности естественного отбора по признакам физического и психического здоровья. Указанные явления привели к чрезвычайному повышению полиморфизма популяции Homo sapiens , развитию высокой обучаемости, перманентной половой активности и связанной с ней исключительной плодовитости вида, а также наблюдающемуся «вырождению», т.е. высокой частоте врождённых патологий и низкой устойчивости к разнообразным физическим и психическим заболеваниям.

«Самоодомашивание» часто рассматривают вкупе с фетализацией (сохранением у взрослого организма эмбрионального состояния соответствующих признаков). По мнению К. Лоренца, вид Homo sapiens в своём развитии претерпел специализацию в «неспециализированности», которая реализовалась, в частности, за счет инфантилизации (т.е. приобретении взрослыми людьми черт, свойственных детскому организму) и впоследствии дала человеку набор универсальных «инструментов» адаптации к условиям внешней среды. Одновременно автор высказывает пессимистичную точку зрения о вреде явления «самоодомашивания» в контексте физического и психического здоровья человечества. Оптимальной К. Лоренц считает античную цивилизацию со свойственными ей культом тела, развитостью социума, науки и философии.

Таким образом, явный прогресс нервной системы человека (выраженный в повышении функциональной пластичности мозга) происходит на фоне ослабления её устойчивости к психическим заболеваниям и сохранения реликтовых поведенческих реакций. Физиолог высшей нервной деятельности С. Н. Давиденков обозначает это явление как парадокс нервно-психической эволюции . Возникновение парадокса объясняется поздним развитием некоторых функциональных особенностей нервной системы и накоплением мутаций в результате снижения интенсивности естественного отбора.

При разработке проекта "сверхмодерн" полезно учитывать эволюционные тенденции. В частности, необходимо найти способы минимизировать негативные эффекты, вызванные совершенствованием сознания и усложнением социальной организации людей.

Стоит отметить, что в целом социобиологические исследования являют собой несомненную «группу риска», поскольку здесь широко представлен паранаучный компонент. В частности, это наблюдается в областях, связанных с иерархичностью организации сообществ и половым поведением человека. Например, появляются излишне упрощённые, а потому заведомо ложные концепции (такие, как социал-дарвинизм).

В настоящее время в этологической теории принято считать, что человеческое поведение контролируется социокультурной структурой, лишь опосредованно связанной с базовыми склонностями индивидов, где, возможно, действует естественный отбор.

Литература

  1. Тарасова О.И. Антропологический кризис и фактор понимания // Вестник ВолГу. Серия 7. - 2008. - V. 7. - № 1.
  2. Eibl-Eilbesfeldt I. Human ethology. 2nd. ed. New Jersey: Transaction Publishers. 2007. 848 p.
  3. Schmitt A. New aspects of human ethology / A.Schmitt, K. Atzwanger, K. Grammer, K. Schafer. Austria, Vienna: International Society for Human Ethology. Conference. 239 p.
  4. Шмерлина И.А. Социология и этология человека // Социологический журнал. 2001. № 1. С. 33-43. http://www.atheism.ru/science/science.phtml?id=337
  5. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М.: "Прогресс", "Универс". 1994. 272 с. Лоренц К. http://www.lib.ru/PSIHO/LORENC/agressiya.txt
  6. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: Пер. с нем. А.И. Федорова, Г. Ф. Швейника / Под ред. А.В. Гладкого. М.: Республика, 1998. 393 с.
  7. Tinbergen N. Ethology and stress desease: Nobel lecture. http://nobelprize.org/nobel_prizes/medicine/laureates/1973/tinbergen-lecture.pdf
  8. Бутовская М.Л. Этология человека: история возникновения и современные проблемы исследования / Этология человека на пороге 21 века. М.: Старый сад. 1999. http://lib.atheo-club.ru/index.php?action=show_article&a_id=64
  9. Berry J.W. Cross-Cultural psychology /J.W. Berry, Y.H. Poortinga, M.H. Segall, P.R. Dasen. Cambridge University Press. 2002. 588 p.
  10. Крушинский Л.В. Избранные труды. Эволюционно-генетические аспекты поведения. М. Наука. 1991г. 259 с.
  11. Brüne M. On human self-domestication, psychiatry, and eugenics // Philosophy, Ethics, and Humanities in Medicine. - 2007. - V. 2. - N. 21.
  12. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. Пер. с англ. под. ред. А.Л. Тахтаджана. С.-П.: "Наука". 1991.
Поведение: эволюционный подход Курчанов Николай Анатольевич

3.5. Этология человека

3.5. Этология человека

Становление этологии человека проходило в русле идей общей этологии. Сразу отметим, что концепция инстинктивного поведения не встретила понимания общества первой половины XX в. Не только теоретические разногласия породили конфронтацию с этологией. Была и более глубокая причина поразительной бескомпромиссности споров и фактического запрета этологии в СССР. За всеми теоретическими диспутами незримо стоял вопрос о приложимости этологических выводов к человеку . Декларирование биологических истоков агрессивности, иерархии, ксенофобии у человека никак не вязалось с образом «светлого будущего», провозглашаемого как коммунистической, так и либерально-демократической идеологией. Все социальные системы того времени верили в возможность построения «идеального» общества при его «правильной» организации.

Можно вспомнить, что поиски «правильной» организации общества заполняют всю историю человечества. Менялись социальные системы и идеологии, проходили войны, революции, перевороты, постоянно провозглашались новые пути к «всеобщему счастью», но «идеальное общество» никак не удавалось построить. Объяснение этому можно было усмотреть в неразрывности человека и природы. На эту истину указывали наиболее проницательные мыслители прошлого. Трезвые мысли мы находим и в трудах классиков марксизма, которые считались высшим авторитетом в СССР. Ф. Энгельс (1820–1895) писал: «Уже самый факт происхождения человека из животного царства обусловливает собой то, что человек никогда не освободится от свойств, присущих животному ».

Антропоцентрическая традиция культуры породила живучее заблуждение о качественном различии поведения человека и животных. Как сказал К. Лоренц: «Человеку слишком хочется видеть себя центром мироздания » (Лоренц К., 1998). Это и явилось причиной предвзятого отношения человека к своему природному наследству, невосприимчивости гуманитариев к очевидным фактам, отрицания генетических основ поведения, общности человека и животных. Недаром французский специалист по поведению Р. Шовен назвал человека «наименее изученным животным » (Шовен Р., 2009). Железная стена антропоцентризма отгородила человека от природы. Ее и пришлось «пробивать» этологии по ходу своего становления.

В 1963 г. выходит книга К. Лоренца «Так называемое зло» (Lorenz K., 1963). Этой книге (больше известной по названию английского издания – «Агрессия») было суждено сыграть судьбоносную роль – именно с нее можно начать отсчет этологического дискурса по природе человека. Касаясь столь острой темы, книга К. Лоренца вызвала бурные дискуссии, восторг одних и негодование других (последних было значительно больше). В дальнейшем становлении этологии человека ведущую роль сыграл ученик К. Лоренца, немецкий этолог И. Эйбл-Эйбесфельдт (Eibl-Eibesfeldt J., 1970).

В 1970 г. в ФРГ была образована научная группа, а в 1975 г. – Институт этологии человека, что можно считать условной датой формирования этологии человека как самостоятельной науки. В 1978 г. организуется Международное общество этологии человека. С тех пор регулярно проводятся международные конференции, выходят специализированные журналы, читаются учебные курсы в университетах. В 1989 г. вышел первый учебник (Eibl-Eibesfeldt J., 1989).

В то же время, становление молодой науки постоянно сопровождалось острой критикой и нападками со стороны ее противников. Обвинения в «ложной экстраполяции», как уже неоднократно говорилось, обычно исходили от гуманитариев, не знакомых ни с общей этологией, ни с закономерностями генетики и теории эволюции, но, тем не менее, страстно обличающих этологический подход. Показательна в этом плане судьба этологических «бестселлеров».

В конце 1960-х гг. выходят книги английского этолога Д. Морриса «Голая обезьяна» и «Людской зверинец», адресованные широким кругам читателей (Моррис Д., 2001; 2004). В нашей стране большое значение для привлечения массового внимания к этологии человека имели статьи В. Р. Дольника 1970–1980-х гг., написанные в обстановке жесткого идеологического контроля. В постсоветское время они были собраны в книгу «Непослушное дитя биосферы», имевшую огромный успех у читателей. Большое место в книге уделено вопросам агрессивности, полового поведения, будущего человечества (Дольник В. Р., 2003). Все эти работы, как в нашей стране, так и за рубежом, «удостоились» своей доли «опровергающей» критики, исходящей от гуманитариев.

На мой взгляд, популярные книги сыграли важную и благотворную роль, завладев умами многих людей, вызвав острые дискуссии, резко повысив интерес к этологии в широких массах. Возможно, именно острота дискуссий и послужила причиной быстрого роста интереса к этологии человека. Ее историческое значение очень хорошо выражено в одном из обзоров по истории этологии: «…В этологии человека затрагивается самый нерв современной культуры » (Гороховская Е. А., 2001).

Интересно, что в настоящее время, когда эпигенетика на новом уровне показала роль влияния среды (особенно влияние матери) на генетический аппарат, вновь обострился «ключевой вопрос» поведенческих наук, но уже «с другого конца». Теперь, наоборот, граждане «общества потребления» стараются отрицать значение образа жизни родителей для развития потомства, чтобы снять с себя «чувство ответственности» перед ним. Эту ответственность очень «удобно» переложить на гены…

Исследовательские работы в этологии человека касались, в основном, поиска поведенческих универсалий у взрослых и детей, в норме и при психопатологиях. Другими излюбленными темами являются биологические основы эстетического восприятия, выбора полового партнера, ритуалов (Эйбл-Эйбесфельдт И., 1995; Бутовская М. Л., 2004).

Критерии привлекательности противоположного пола у человека имеют свою биологическую основу, несмотря на то что среди гуманитариев превалирует точка зрения о решающем влиянии культурных традиций на формирование предпочтений. Из биологических факторов отмечаются сигналы строгости симметрии, пропорции талии и бедер.

И такое явление как любовь также имеет свои филогенетические корни. Хотя в гуманитарной традиции принято противопоставлять любовь и секс, с точки зрения эволюции это две стороны полового поведения человека. Влюбленность возникает в процессе антропогенеза как фактор, усиливающий прочность образования пар при возросшем периоде воспитания потомков. Состояние влюбленности похоже на действие наркотиков. При этом идеализируется восприятие любимого человека, что резко выделяет влюбленного среди потенциальных брачных партнеров.

Возникновение этих отношений требует строгих моногамных пар, что является филогенетическим наследием вида. Пора снять ореол исключительности с воспетой поэтами человеческой любви. Животный мир знает примеры поразительной привязанности и верности своему брачному партнеру, но никто не пишет по этому поводу поэм и романов. Человеку особенно нечем гордиться на фоне некоторых наших «меньших братьев». Так, представители отряда Scandentia (тупайи) являются мелкими животными с примитивными признаками. Возможно, тупайи родственны предкам приматов. Их «верность на всю жизнь» нисколько не связана с уровнем развития мозга. Тупайи могут не пережить «горя», вызванного смертью «супруга», но спокойно загрызут собственных детей, если их будет «слишком много». Для эволюционистов скорее интересны филогенетические истоки столь строгой моногамии, поскольку она представляется невыгодной стратегией. Однако тупайи не являются исключением в животном мире.

Долгое детство и беспомощность человека явились причинами многих радикальных изменений в его анатомии, физиологии и поведении. Филогенетические истоки полового поведения человека интенсивно разрабатываются в эволюционной психологии, с которой мы познакомимся далее.

Весьма интересен описанный К. Лоренцем феномен индоктринации (Лоренц K., 1998). Индоктринация – это массовое внушение определенной точки зрения. Она возникла в эволюции человека вследствие преимуществ согласованного принятия групповых решений. В теоретической разработке этого явления большая заслуга также принадлежит другому выдающемуся этологу И. Эйбл-Эйбесфельдту (Eibl-Eibesfeldt J., 1989). Хотя, в строгом смысле слова, индоктринация специфична для человека, она имеет глубокие филогенетические корни.

К. Лоренц описал закономерность, характерную для восприятия как животных, так и наших предков: «если ты не способен разобраться в причинно-следственных связях, воспринимай значимое событие как целое » (Лоренц К., 1998). В этом случае фиксируются мелкие второстепенные детали, не имеющие принципиального значения для данного события. И. Эйбл-Эйбесфельдт полагал, что индоктринация и импринтинг (который мы рассмотрим ниже) имеют одинаковые нейрофизиологические и нейрохимические механизмы. Эти механизмы лежат в основе многочисленных ритуалов, которыми насквозь пронизана жизнь современного общества. Все правила «хорошего» поведения, народные традиции, религиозные церемонии – все это ритуалы.

По критерию подверженности чужой точке зрения, как и по другим признакам, люди образуют вариационный ряд. В социальной психологии готовность принятия мнения группы обозначают термином «конформизм». В основе конформизма лежит феномен внушаемости (который мы также рассмотрим в дальнейшем). Хотя механизм внушаемости до сих пор не раскрыт, несомненно, что она имеет глубокие эволюционные корни, поскольку является одним из основных факторов нашего социального поведения.

Модели поведения человека, сформированные за долгую историю естественным отбором для совершенно других условий, где они были адаптивны, оказались нашим тяжелым наследием в век машин, компьютеров, телевидения и универсамов. Это наследство во многом определяет будущее человека. В этом плане наибольшее внимание в этологии человека привлекала тема агрессивности, поскольку она касалась явления, ставящего под угрозу само существование цивилизации. Где эволюционные корни современной «цивилизованной» агрессивности человека? Этот вопрос вызывал (и вызывает) бурные споры, явился причиной самых глубоких разногласий между этологами и гуманитариями.

Из книги Этология любви [Стенограмма передачи А. Гордона] автора Бутовская Марина Львовна

Марина Бутовская. Этология любви (стенограмма передачи А. Гордона) Участник: Бутовская Марина Львовна – доктор исторических наукАлександр Гордон: …те же вопросы, которые волнуют аудиторию. Но давайте все-таки начнем сначала. Почему вы этим занимаетесь?Марина Бутовская:

Из книги ЧАВО автора Протопопов Анатолий

Ряд исследователей утверждает, что богатым мужчинам нравятся стройные женщины, а бедным – полные. Как это объясняет этология? Обычно такая зависимость объясняется с инстинктивной уверенностью, что полную женщину легче прокормить. Это само по себе сомнительно, кроме

Из книги Некоторые этапы интеграции в формировании поведения животных автора

Из книги Непослушное дитя биосферы [Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей] автора Дольник Виктор Рафаэльевич

Этология знает, какой у запретного плода был привкус Великие религии, запрещающие до определенного возраста знать, откуда дети берутся, были бы правы, если бы человек родился tabula rasa («чистой доской»), на которой воспитатели пишут, как следует жить. Но человек родится с

Из книги Наше постчеловеческое будущее [Последствия биотехнологической революции] автора Фукуяма Фрэнсис

7 ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Такие термины, как "святость [прав]", напоминают мне о правах животных. Кто дал право собаке? Само слово "право" становится очень опасным. У нас есть права женщин, права детей; и так далее до бесконечности. Потом есть права саламандры и права лягушки. Ситуация

Из книги Эволюционно-генетические аспекты поведения: избранные труды автора Крушинский Леонид Викторович

Этология Основы этологии были заложены в XIX в. После первых экспериментов Сполдинга по изучению поведения животных Уитмен, тщательно наблюдая за поведением животных разных видов, указал, что многие инстинкты как врожденные реакции поведения являются настолько

Из книги Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами автора

Приложение 3. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ГЕНОМЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА 3 декабря 1997 г.ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ГЕНОМЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА Генеральная конференция,напоминая, что в преамбуле Устава ЮНЕСКО провозглашаются «демократические принципы уважения достоинства

Из книги Геном человека [Энциклопедия, написанная четырьмя буквами] автора Тарантул Вячеслав Залманович

Приложение 3. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ГЕНОМЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА 3 декабря 1997 г.ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ГЕНОМЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКАГенеральная конференция,напоминая, что в преамбуле Устава ЮНЕСКО провозглашаются «демократические принципы уважения достоинства

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Из книги Трактат о любви, как ее понимает жуткий зануда (4-я редакция) автора Протопопов Анатолий

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Введение. Этология как наука о любви. Эта книга - о любви. Казалось бы, «о любви немало песен сложено», и добавить что-либо вроде уже нечего - однако не спешите, мой уважаемый читатель. И даже то, что мы рассмотрим здесь любовь через призму биологической сущности человека,

Из книги Биология. Общая биология. 10 класс. Базовый уровень автора Сивоглазов Владислав Иванович

Этология В отличие от бихевиористов, этологи (этос – нрав) исходят из того, что основу поведения животных составляют его врожденные формы. Этологический подход был сформирован в исследованиях зоологов. Поэтому ортодоксальное течение в этологии отрицает возможность

Из книги Генетика человека с основами общей генетики [Учебное пособие] автора

Таблица 7. Гены, принимающие участие в образовании и функционировании ряда клеток, тканей и органов человека (по данным проекта «Геном человека» на

Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич

9.1. Этология Этология возникла в середине 1930-х гг. как наука, изучающая поведение животных в естественной среде обитания. Она дала миру целую плеяду талантливых ученых. Однако даже на таком фоне выделяются имена «отцов-основателей» науки – К. Лоренца (1903–1989) и Н.

Из книги Поведение: эволюционный подход автора Курчанов Николай Анатольевич

Экология и когнитивная этология Необходимо отметить, что теоретические модели, разработанные в экологии, не всегда находят подтверждение в полевых исследованиях. Одной из причин этого является традиционная недооценка когнитивных способностей животных, которым только

Из книги автора

Глава 10. Когнитивная этология Корни умственного развития надо искать в биологии. Ж. Пиаже (1896–1980), швейцарский психолог Когнитивная этология сформировалась в 1970-х гг. как наука о коммуникации животных в естественной среде. В настоящее время она охватывает изучение всех

(Или послесловие к третьей редакции "Учебника для мужчин")

Имеющий мозг - да уразумеет.

Новоселов Олег

Прошло пять лет с момента публикации книги на бумаге и в Интернете. Читателям книга понравилась, если судить по тому, что их число растет, они растащили ее по сети и переводят на иностранные языки. Книга живет теперь собственной жизнью, мало подконтрольной автору. Пришло время сказать, что это за книга на самом деле. Прежде всего, это базовая концепция, базовая модель этологии человека.

Место этологии человека в системе наук

Для начала разберемся, что такое система наук вообще. Объективно существующий окружающий нас мир состоит из физических объектов. Эти объекты имеют определенный состав и строение, то есть они состоят из молекул, атомов и т.д., что определяет их физические свойства. Некоторые из этих молекул достаточно большие, и состоят преимущественно из атомов углерода и водорода. Это - молекулы так называемых органических веществ. Те физические органические объекты, которые способны воспроизводиться, называются живыми. И человек разумный является как раз одной из разновидностей живых объектов.

Таким образом объективно существует только физика как наука о свойствах объектов окружающего нас мира и математика как инструмент физики.

Химия, изучающая состав этих объектов, де-факто является частью физики.

Органическая химия, изучающая состав только органических объектов, является разделом химии, то есть также частью физики.

Биология изучает самовоспроизводящиеся органические объекты (в том числе людей), и разумеется является частью физики тоже.

Такова объективная картина систематизации наук с позиции здравого смысла.

Однако исторически физика с математикой возникли из военного дела и строительства. Химия произошла из ремесел, связанных с производством красок, ядов, пищи, парфюмерии, лекарств и т.п. Биология - из охоты, сельского хозяйства и знахарства. Поэтому эти науки развивались каждая отдельно своим путем. Однако сегодня они уже практически срослись в единое целое - систему естественных наук, оперирующих единой системой терминов, понятий и моделей.

Примерно то же самое, но в гипертрофированном масштабе, происходит в так называемых «гуманитарных науках». Из желания древних паханов (царей, князей, королей, шахов и т.п.) увековечить свое имя и деяния, и для этого державших прикормленных летописцев, возникла история. Из желания этих же паханов более эффективно управлять населением возникла социология. И так далее, и тому подобное. Эти цели были связаны весьма слабо. Так уж исторически сложилось. Каждая из «гуманитарных наук» поэтому имеет свои собственные, отдельную от других наук, историю, терминологию, модели, теории, систему интересов, финансирование и все остальное. Однако объективно все эти «науки» изучают всего лишь различные нюансы поведения одного единственного биологического вида - человек разумный. То есть де-факто, как ни крути, они занимаются ни чем иным, как этологией человека - разделом биологии, но занимаются ею в отрыве друг от друга.

В итоге подобного бардака сооружение системы представлений о человеке полностью аналогично «вавилонскому столпотворению». Вроде бы каждый тащит свой кирпичик в единую конструкцию знания и понимания. Но при этом каждый измеряет его размеры в собственных единицах, называет его на своем языке, не имеет ни малейшего представление ни о проекте в целом, ни о сопромате и приделывает этот кирпичик куда ему вздумается. В результате, конечно, какая-то конструкция получается, но уродливая, громоздкая и совершенно бестолковая.

Если проводить исторические аналогии, то знание людей о самих себе представляет собой "систематизированное непонимание", напоминающее псевдонауку алхимию до изобретения периодической системы элементов и до открытия взаимодействий внешних электронных оболочек атомов. Наблюдаемые реальные явления трактуются гуманитариями кто во что горазд, и при этом нет почти ни одной адекватной трактовки. Так вот, понимание работы инстинктов и их эволюции - и есть та самая периодическая система, которая сделает из гуманитарных псевдонаук естественную науку, этологию человека.

Попробуйте прочувствовать всю глубину абсурда. Мы знаем давно изученные этологами прошлого иерархию и врожденные инстинкты например медоносных пчел. И используя эти знания, можем эффективно управлять жизнедеятельностью пчелиной семьи и получать мед. Но имея огромное число "ученых", изучающих поведение собственного вида, мы до сих пор не обладаем знаниями, позволяющими эффективно управлять даже такими элементарными вещами, как собственное размножение. В результате чего в наиболее развитых странах уже произошла демографическая катастрофа.

Объективно человек является одним из живых существ, биологическим объектом. То есть изучать его должна естественная наука биология. Любые проявления его жизнедеятельности, будь то культурные, экономические, производственные, исторические, религиозные, политические, демографические или любые другие - имеют исключительно биологическую природу. Например, культура есть не что иное, как биологический видоcпецифический адаптационный механизм вида человек разумный к искусственным условиям существования. Следовательно, поведение человека должно изучаться именно биологами. А точнее - этологами, учеными, изучающими поведение живых существ. Следовательно логично систему знаний выстроить на основе именно естественнонаучных представлений. И именно это делают этологи.

Однако не стоит ожидать, что этологию человека ждет немедленное триумфальное шествие по умам людей. Система представлений достаточно инерционна. Да и гуманитарии будут всячески сопротивляться. Их дипломы уже получены и котируются. Их диссертации защищены, их научные регалии напечатаны на визитках. Налажена система запудривания мозгов обывателям и финансирующей "гуманитарные науки" власти. Налажена система обслуживания сиюминутных политических интересов и авантюр этой власти и корпораций. И соответственно налажено финансирование "научных" проектов и банкетов на международных конференциях. И каждый месяц получается зарплата. И разумеется, ничего из этого не хочется менять. Поэтому гуманитарии придумали для обозначения этологии человека ругательные ярлыки "биологизаторство" и "инстинктивизм", упорно продолжают поносить теорию эволюции, ее автора и считать гладкокожую бесхвостую обезьяну чем-то принципиально отличающимся от всех остальных живых существ.

Проблемы этологии человека состоят в том, что с одной стороны она отделена наличием культуры от этологии животных, что плохо понимаемо самими этологами, которые пытаются трактовать поведение человека, основываясь на поведении каких-нибудь других видов. С другой - этология обременена излишним влиянием разной гуманитарщины, которая по досадному недоразумению "изучает" различные аспекты поведения человека очень давно. С третьей - отсутствует концепция, базовая модель понимания поведения нашего вида. Все это до сих пор не давало этологии стать полноценной естественной наукой, структурировать накопленные знания о человеке и вплотную заняться их прикладным использованием во благо Человечества.

Моя книга написана именно для того, чтобы ликвидировать описанные выше недостатки системы представлений о человеке. И наконец начать формировать тот самый систематизированный подход, ту базовую модель, ту концепцию этологии человека, которая упорядочит и объединит под эгидой этологии человека "гуманитарные науки", включая теологию, разумеется. И позволит превратить наконец накопленные разрозненные знания о человеке в единую систему понимания. В книге содержится ключ к пониманию мира людей - схема видоспецифической иерархии первобытного стада и работы блока основных инстинктов - иерархического и репродуктивного. Если продолжить историческую аналогию с алхимией, то роль данной схемы в науке о человеке точно такая же, как роль боровской схемы атома водорода и периодической таблицы элементов в физике и химии.

Я вовсе не рассчитываю на всеобщее мгновенное признание. Более того, исследовав возможные реакции, я понимаю, что плевков в мою сторону будет предостаточно. Причем, что интересно - со всех сторон без исключения. В том числе скорее всего и со стороны людей, считающих себя этологами. Им будет обидно, что проблема решена человеком, не имеющим официального биологического образования и ученой степени. То есть "дилетантом". Однако книга слишком соответствует практическому жизненному опыту и здравому смыслу. И слишком удобна людям, желающим понять законы функционирования мира людей, привести свою жизнь в порядок и научиться ею управлять, базируясь на этом понимании. Поэтому книга предназначена именно для таких применений и написана не в научной форме, а в форме популярного учебника. И ориентирована на широкий круг читателей. На практическое использование знаний в повседневной бытовой жизни. По сути это учебник по прикладной этологии нашего вида. Соответственно я и назвал продолжение проекта - "Прикладная этология человека". В рамках этого проекта я буду продолжать интерпретировать различные аспекты мира людей в сформулированной мною модели.

"Учебник" как инструмент преобразования общества и корректировки эволюционного и исторического процесса

Собственно именно для этого книга и была задумана в конечном счете. Ибо имея знания, не применить их для улучшения мира - и глупо, и преступно. Эволюционный путь нашего вида - это снижение примативности. А Учебник делает сильными именно умных, способных понимать причинно-следственные связи самцов сапиенсов. Кроме того книга психологически просчитана и построена так, что устанавливает на человеческий бортовой компьютер "ментальный антивирусник" - иммунитет от манипуляций и разводок. А если у умного самца есть адекватная естественнонаучная модель понимания мира (частично адекватные псевдонаучные модели называются религиями, идеологиями и философиями), то он практически непобедим. То есть на биологическом языке - максимально жизнеспособен. На деловом языке - эффективен и успешен. Что обязательно заметят самки. И будьте уверены, непременно полюбят и нарожают от него детенышей. Умных. А умный отец будет знать, как их воспитать. Кроме того, именно он сделает наиболее успешную карьеру, придет к власти и приведет в порядок иерархию социума. И разумеется, тогда закончится эра матриархальной деградации. И наступит на земле царство разума (древние называли это царством Бога). И прекратятся войны. Ну, вы все поняли:-)

Кстати, этого не так уж и долго ждать. Лет 20 до начала процесса. В течение 10 лет книга станет общеизвестна. Через 10 лет те, кто ее прочел, сделают карьеру, придут к власти и станут в силах изменить иерархию социума.

Вообще, каждый желающий может поучаствовать в сопротивлении процессу матриархальной деградации методом распространения книги. И подобно прогрессорам Стругацких может привести в порядок целую планету, свою собственную.

Кстати о главной причине матриархата. Самка это приспособленка. Она всегда видит реальную картину мира. Неглубоко, без понимания причинно-следственных связей, так как ее мозг маленький и с маленькими ассоциативными центрами. Но всегда реальную, так как это мозг приспособленки. Для самки, поэтому идеология это всего лишь стихийное бедствие, к которому нужно приспособиться либо инструмент манипуляции самцом. Самец устроен иначе. Это охотник и воин. Ему нужно глубокое понимание логики поведения добычи и врага. И самец это творец, обладающий мощным мозгом. Поэтому ему нужно понимать логику устройства мира, чтобы приспосабливать его для себя и самок с детенышами. Поэтому самец мыслит логическими схемами. Если при воспитании ему внушить неадекватную схему (идеологию), то он будет пытаться по ней жить, и при этом будет, называя вещи своими именами, неадекватен. А значит неэффективен, неуспешен. При этом, не видя других схем, будет цепляться за старую, неадекватную. Самки, видящие реальную картинку, в этом случае говорят: "мужик - что бык, втемяшится ему в башку какая блажь - колом ее оттедова не выбьешь". И они, к сожалению, правы. И, разумеется, видя неадекватность самца, самки легко используют ее в своих целях. Таким образом, слабая самка с маленьким слабым мозгом оказывается реально эффективнее и успешнее сильного самца с мощным мозгом. Увы. Однако, если дать самцу адекватную внятную логическую схему реального устройства мира, то он становится настолько эффективен и успешен, что от матриархата не остается и следа. Моя книга дает самцу эту схему миропонимания. Делает его непобедимым. И поэтому похоронит матриархат, теперь уже навсегда.

"Учебник" и русское мессианство

С точки зрения этологии русские - наиболее северный из европейских этносов. Суровые условия и неопределенность иерархии на протяжении многих столетий требовали беспрецедентной способности просчитывать ситуацию и решать сложные задачи выживания. Поэтому примативность русских очень низка. Настолько низка, что страна является ведущим экспортером не только углеводородов, но и мозгов. Настолько низка, что последние сто лет мы живем вообще без внятной культурно-религиозной традиции. Рассудком. Разумом. Плохонько живем, но выживаем. Более того, разум русских уже настолько силен, что в значительной степени способен противостоять стандартным разводкам идеологов. Ни фашизм, ни феминизм ни коммунизм уже не способны сбить людей с толку своими неадекватными моделями миропонимания и призывами к неадекватным действиям настолько масштабно, как у других народов. Даже в отсутствие эффективной государственной системы правопорядка русские умудряются жить "по понятиям", то есть стихийно автоматически выстраивая примитивную систему правопорядка. Таким образом мы имеем народ, объективно максимально подходящий для жизни с позиции здравого смысла. Нужно только одно - дать людям простую, но объективную, адекватную, научно обоснованную модель миропонимания. Не религию, в которую нужно верить. Не идеологию, с помощью которой авантюристы управляют толпой. А именно научную адекватную модель понимания мира и отношений, основанную на понимании механизмов, логике и здравом смысле. Тогда русские построят максимально эффективное общество и будут максимально эффективны сами. И это будет началом становления новой цивилизации, взамен угасающей западной. Моя книга дает эту модель. То есть может стать основой формирования новой национальной русской культуры.

Место "Учебника" в ряду "священных книг"

Правила взаимодействия людей внутри социума, особенно принципы межполовых отношений, во всех человеческих культурах формируются этологами прикладниками, которых обычно называют духовенством. Это взаимодействие регулируется религиями и регламентируется с помощью так называемых "священных книг" - древних методических пособиях по разведению сапиенсов и балансировке их социумов. Так как теперь вскрыта и описана внутренняя биологическая логика построения религий, глубинная логика Библии и вынесены обоснованные рекомендации по дальнейшему регулированию жизнедеятельности людей и обществ, то данная книга по формальным критериям может считаться одной из "священных книг" Человечества. А так как после вскрытия биологической логики жизнедеятельности человеческих обществ и религий что-либо принципиально новое сказать уже невозможно, то эта "священная книга" - последняя. Некоторые читатели ее так и называют - "новейший завет ".

Этология человека изучает поведение человека как результат взаимодействия биологических и социокультурных факторов. Она базируется на теоретических представлениях и методах, разработанных в этологии животных, и одновременно находится в тесной связи с гуманитарными дисциплинами.

Этология человека и этология животных

Этология животных родилась в 30-е годы XX века благодаря трудам двух зоологов: Конрада Лоренца и Николааса Тинбергена. С самого начала они считали, что эта наука должна заниматься поведением животных, включая человека. Они понимали, что этология открывает новый ракурс в исследовании поведения и может внести большой вклад в понимание человека. Этология изучает поведение животных, характерное для каждого биологического вида в его естественных условиях обитания. В центре ее внимания - врожденные особенности поведения, которые раньше назывались «инстинктивными».
Этология человека как особая дисциплина начала развиваться с середины 60-х годов XX века. Ее основоположник - ближайший ученик Лоренца, Ирениус Эйбл-Эйбесфельдт.

Этологическая теория как альтернатива рефлекторному подходу

До появления этологии естественное поведение животных изучали немногочисленные энтузиасты, поскольку это не считалось серьезной наукой. Чтобы понять, как такое поведение устроено, основоположникам пришлось бросить вызов устоявшимся взглядам. Конрад Лоренц предложил физиологическую гипотезу механизма поведения, которая была альтернативна рефлекторным представлениям. До этого считалось, что поведение животных - это сочетание условных и безусловных рефлексов. Теория Лоренца объясняла то, что не мог понять рефлекторный подход, - спонтанность и целенаправленность поведения. Часто про рефлекторную теорию говорят, что это концепция «стимул - реакция». Но животное не ждет, пока появится нужный стимул - оно бы так не выжило. Животное активно ищет то, что ему необходимо, и находит, например, еду, особь другого пола, убежище. Согласно этологии в центральной нервной системе существует источник внутренней физиологической мотивации, который побуждает животное к этому поиску и выполнению нужного инстинктивного действия.
Понятие «стимул» в этологии переосмыслено. До этого считалось, что стимул - это просто внешние воздействия. Этология утверждает, что центральная нервная система фактически создает особые «ключевые стимулы», выделяя во внешнем мире то, что соответствует внутреннему образцу - врожденному пусковому механизму или основанному на нем и приобретенному в процессе опыта пусковому механизму, запускающему инстинктивное действие. Ключевые стимулы являются указателями на важные биологические ситуации для данного животного. Например, клещ узнает свою жертву (теплокровное животное) по ключевому стимулу - запаху масляной кислоты - и нападает на нее.

Язык животных и общение человека

Особая разновидность врожденных ключевых, или знаковых, стимулов - так называемые релизеры, которые отвечают за общение животных. Они составляют знаменитый «язык животных». Это «язык» звуков, запахов, телесных узоров и форм, а главное, особых выразительных движений. Вспомним брачные танцы журавлей, позы угрозы или подчинения у самых разных животных. Именно изучение этологами невербальной коммуникации животных дало мощный толчок к ее изучению у человека. Этология вносит вклад и в понимание вербального поведения, к которому у нас есть врожденные способности - к ним относятся, например, способность различать фонемы и создание метафор.

Врожденные свойства поведения человека

В гуманитарной области было известно представление, которого многие до сих пор придерживаются: человек рождается как чистый лист бумаги, ему всему приходится учиться. Этология утверждает, что это совсем не так, и убедительно показывает, что в основе поведения человека, в том числе самого сложного социального, связанного с культурными традициями, лежат врожденные генетические программы. Они определяют важнейшие свойства поведения, которые свойственны человеку как биологическому виду независимо от культуры. К ним относятся особенности нашего восприятия - у нас тоже есть врожденные ключевые стимулы, в том числе связанные с невербальной коммуникацией. Особенно богата у человека врожденная мотивация. У нас есть даже действия, геометрическая форма которых в своей основе тоже является врожденной. Вся наша мимика, представляющая важнейшую часть невербальной коммуникации, - это поток врожденных движений.
В этологии человека утверждается, что привычное противопоставление биологии и культуры неверно. Врожденные свойства служат фундаментом для нашего сложного поведения. Без него нам бы пришлось долго и постоянно учиться любым простым вещам. Более того, врожденные свойства нашего поведения позволяют обеспечивать быстрое возникновение различных культур.

Социальное поведение

Подобно этологии животных, этология человека изучает его поведение в естественной среде. А естественная среда для человека - это дом, работа, школа, городская улица и так далее. Этологи очень любят изучать поведение детей, потому что на них меньше влияет культура. У детей очень хорошо проявляются врожденные кросскультурные, то есть общие для разных культур, универсалии поведения.

Этология человека изучает все социальное поведение. Это и взаимоотношения мужчины и женщины, и взросление человека, в том числе детские и молодежные культуры, родительское поведение, агрессивное поведение, иерархическое и пространственное поведение. Есть этология искусства и эстетического восприятия.
Этология исследует поведение человека в группах. Она вносит важный вклад в понимание таких острых проблем, как проблема ксенофобии. Этология изучает групповую идентичность - связь человека с определенной группой - и групповые нормы, в которые входят языки, ритуалы, этикеты, вся характерная для группы культура. Анализируя это поведение, этология обнаружила существование у нас двух важнейших врожденных мотиваций: мотивации следовать своим групповым нормам и мотивации защищать их, противодействуя тому, кто их нарушает. Без понимания этого решать проблемы сосуществования разных культур в нашем мире невозможно.

Этология города

Среда обитания, в которой в настоящее время живет большинство человечества, - это город. Особый раздел этологии человека - этология города. В городе, пожалуй, самая сложная естественная среда человека. Город дает человеку огромные возможности для самореализации и творчества. Однако наша врожденная конституция сформировалась в таких условиях, которые очень далеки от городских.
В ситуации города нарушается целый ряд базовых этологических потребностей человека. Среди них потребность быть близко к природе, потребность устанавливать свободно и ненавязчиво отношения с людьми. К базовым потребностям относится также необходимость какое-то время находиться в состоянии покоя, иметь свое личное пространство. В большом городе нас окружает море незнакомцев, это анонимное массовое общество. Нарушение основных потребностей приводит к тяжелым социальным болезням, которые связаны с повышенной агрессивностью, некоммуникабельностью, серьезным недостатком заботы друг о друге и взаимопомощи в трудной ситуации, с нарушением социализации детей, повышенной преступностью.
Очень сложным оказывается пространственное поведение в городе. Этологи внесли очень большой вклад в новую урбанистку, которая пытается планировать город по-новому архитектурно и социально так, чтобы базовые поведенческие потребности выполнялись. Очень увлеклись этологией архитекторы, антропологи и психологи, занимающиеся урбанистикой. В результате их исследований выяснилась, например, поразительная закономерность - прямая связь между числом этажей в доме, количеством зелени вокруг него и уровнем преступности, конфликтов, в том числе в семье, различных отклонений в поведении детей. Чем больше этажей и чем меньше зелени, тем больше агрессивности, преступности и различных поведенческих отклонений.

18, 20 и 22 января, с 19:00 до 22:15 в Академии ПостНауки (http://postnauka.ru/academy/) состоится курс «Происхождение человека: что мы знаем о наших предках» (http://postnauka.ru/academy/drobyshevsky-course) - 9 занятий, которые помогут полностью разобраться в процессе эволюции человека как вида и понять, каким образом сформировались современные расы