Подводный флот России: перспективы и ожидания. Самая современная атомная подводная лодка США класса «USS Virginia
November 4th, 2014
Подводный сюрприз от России для Америки и Европы знаменует собой настоящую РЕВОЛЮЦИЮ в области военного ПОДВОДНОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ.
С появлением новой российской подводной лодки «Лада» в прошлое уйдёт целая эпоха американского «господства на море», Вашингтон фактически потеряет главный инструмент «проецирования силы» на удалённые регионы и рискует окончательно утратить свою глобальную геополитическую роль.
В последнее время на Западе лавинообразно нарастает антирусская милитаристская истерия. Обнаружив, что вместо податливой либеральной «россиянии» на просторах Евразии неожиданно возродилась историческая, традиционная, имперская Россия, разгневанная и оскорблённая десятилетиями унижений и оскорблений со стороны надменного и лживого западного Содома, «свободные» европейские и американские СМИ исполнены панических заголовков о «военных приготовлениях» Москвы.
Стоит нам, запустить ракету с космодрома в Плесецке или с подводного ракетоносца в Баренцевом море, или отправить в патрулирование вдоль европейских границ свои воздушные ракетоносцы, это тут же становится поводом для бесчисленных обвинений в «милитаризме и империализме», «бряцании ядерным оружием», «запугивании мирового сообщества» и т.п. глупостей. А между тем, многие действительно важные новости, имеющие прямое отношение к изменению военно-стратегического баланса сил в Евразии, проходят мимо внимания массового читателя.
Вот одна из таких новостей …
Фото 2.
13 октября 2014 года информагентство «РИА Новости» со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе РФ сообщило: «В России принято решение о серийном производстве воздухонезависимых энергетических установок (ВНЭУ) для оснащения будущих подводных лодок проекта 677 «Лада». Испытания опытного макета ВНЭУ на стенде завершились успешно. Следующие испытания будут проводиться уже непосредственно на лодке».
Это сообщение прошло практически незамеченным, даже среди военных обозревателей никто не обратил на него особого внимания. А зря! Ибо это решение знаменует собой настоящую революцию в области военного подводного кораблестроения.
Фото 3.
Сокрушители балансов
Чтобы читатель понял, насколько существенно новые русские ПЛ с ВНЭУ смогут изменить баланс сил между Россией и США, приведу лишь один пример. «Четыре-шесть таких подлодок, — говорил ещё в конце 2010 года в интервью «РИА Новости» вице-адмирал Виктор Патрушев — могут полностью перекрыть такие закрытые или полузакрытые акватории, как Черное, Балтийское и Каспийское моря. Их преимущества очевидны любому военно-морскому специалисту».
От себя добавлю, что развёртывание в составе Российского ВМФ дополнительно двух-трёх соединений «Лад» способно принципиально изменить соотношение сил не только на Балтике, Каспии и Чёрном море, но и на Севере, и в Средиземноморье, в Атлантике и Индийском океане. На Севере, в Баренцевом море такие лодки способны гарантированно прикрыть маршруты развёртывания российских подводных стратегических ракетоносцев от любых посягательств противолодочных сил США и стран НАТО, что существенно повысит боевую устойчивость морской компоненты наших стратегических ядерных сил.
Сейчас наши ракетоносцы несут боевую службу по большей части под льдами Арктики, где они практически недоступны для вражеского воздействия. Американцы могут засечь, отследить и поразить наш подводный крейсер лишь на этапе его перехода в район боевого патрулирования. А «Лады» 667-го проекта идеально приспособлены для противодействия американским АПЛ, следящим за нашими «стратегами», так как слышат их на дистанциях гораздо больших, чем американцы способны услышать «Ладу». В таких условиях поражение вражеской субмарины – то ли «Ладой» самостоятельно, то ли с помощью наведения на неё сил противолодочной авиации и надводных кораблей – становится делом техники.
Что касается Средиземного моря, Атлантики и Индийского океана, то наличие в их водах в достаточном количестве подводных лодок, подобных «Ладе», практически обнуляет там американскую военно-морскую мощь, ядром которой являются авианосные ударные группировки (АУГ). Ещё в советские времена «дизелюхи» проекта 641Б умудрялись прорывать противолодочную оборону авианосцев и, бывало, всплывали прямо под носом у обалдевших американских адмиралов. И лишь малый запас подводного хода, отсутствие дальнобойного ракетного вооружения да невозможность оставаться в подводном положении больше 3-х суток давали американцем шанс в этом противостоянии с советскими подводниками.
Сегодня, при условии, что «Лада» будет действительно способна оставаться под водой до 25 дней, её боекомплект включит в себя мощный противокорабельный ракетный комплекс, подобный «Калибру», а разведка и наведение ПЛ на АУГ будет осуществляться с использованием эшелонированной разведки, включающей космическую группировку, такого шанса у хвалёных штатовских авианосцев уже не будет! А это значит, что в прошлое уйдёт целая эпоха американского «господства на море», Вашингтон фактически потеряет свой главный инструмент «проецирования силы» на удалённые регионы и окончательно утратит свою глобальную геополитическую роль.
Фото 4.
Подробнее о ВНЭУ — в чем суть?
Сегодня все подводные лодки по типу энергетических установок делятся на два вида: ПЛ с ядерной энергетической установкой (атомным реактором) и дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ), двигающиеся в надводном положении при помощи дизеля, а в подводном – используя электромоторы, черпающие энергию от аккумуляторных батарей.
Атомные подводные лодки появились в советском ВМФ в конце 50-х годов прошлого столетия. Первая АПЛ 627-го проекта под названием «Ленинский комсомол» вступила в строй в 1957 году. С того момента и до сего дня подводные атомоходы составляют главную ударную силу нашего флота, являясь носителями широкого спектра самого грозного оружия – от стратегических межконтинентальных ракет и тактических ядерных торпед до высокоточных крылатых ракет большой дальности, составляющих сегодня основу российских сил стратегического неядерного сдерживания.
Атомные ПЛ обладают целым рядом выдающихся достоинств: практически неограниченным временем пребывания под водой, высокой скоростью подводного хода и большой глубиной погружения, способностью нести огромное количество самого разнообразного вооружения и оборудования. Высокая энерговооружённость, достигаемая огромной мощностью ядерной энергетической установки, позволяет строить лодки очень большого водоизмещения и размещать на них не только много оружия, но и высокоэффективные гидроакустические комплексы, средства связи, радиоэлектронной разведки и навигации.
Но, увы – главное достоинство ядерной энергетической установки, её мощность, является одновременно источником основного недостатка, свойственного подводным атомоходам. Этот недостаток – большая шумность. Наличие на борту АПЛ атомного реактора (а иногда и двух) со всем комплексом сопутствующих механизмов: турбинами, генераторами, насосами, холодильными установками, вентиляторами и т.д. – неизбежно порождает огромное количество разночастотных колебаний и вибраций и требует сложнейших технологий для снижения уровня шумов, являющихся главным демаскирующим фактором любой АПЛ.
Зато дизель-электрическая подлодка под водой практически бесшумна. Электромоторы, питающиеся энергией аккумуляторных батарей, не требуют наличия турбин и другого высокошумного оборудования. Поэтому ДЭПЛ крадётся в океанских глубинах, практически не шумя, подобно опасной хищной рыбе, выслеживающей зазевавшуюся добычу.
Однако рыба эта может находится под водой относительно недолго – всего несколько суток. Притом двигается она в океанской глубине очень медленно, экономя запас энергии, который по сравнению с атомными «акулами» просто ничтожен. А недостаток энергии, в свою очередь, налагает серьёзные ограничения на водоизмещение, вооружение и другие ключевые характеристики ДЭПЛ. По сути, эти лодки не являются полностью «подводными», их можно скорее назвать «ныряющими», так как большую часть времени на маршрутах развёртывания они проводят в надводном положении, да и в районах боевого патрулирования вынуждены регулярно всплывать и включать дизеля для подзарядки аккумуляторных батарей.
Фото 5.
Унифицированный перископный комплекс «Парус-98″ и ограждение рубки ПЛ «Санкт-Петербург» пр.677 LADA с выдвижными устройствами, декабрь 2005 г. (в основе фото Олега Карпенко, http://photofile.ru/users/carpenco)
Так, например, у новейшей российской ДЭПЛ проекта 636.3 запас подводного хода составляет всего 400 миль. И двигается она под водой в основном экономходом со скоростью 3 узла, то есть 5,4 км/час. Поэтому преследовать свою добычу под водой такая лодка не может. Она вынуждена полагаться на данные разведки, которая должна вывести её в заданную точку на маршруте развёртывания кораблей противника. Отсюда и главный способ боевого использования ДЭПЛ – т.н. «завеса», т.е. развертывание подводных лодок в линию, перпендикулярную курсу вероятного движения цели, на определенных интервалах друг от друга. При этом вся группа участвующих в ней подлодок управляется с внешнего командного пункта, что создаёт дополнительные демаскирующие факторы и снижает боевую устойчивость и эффективность группировки ПЛ. Если учесть к тому же, что глубина эшелонированной противолодочной обороны современной американской авианосной ударной группировки составляет свыше 300 миль (т.е. более 550 км), становится понятным, как непросто нашим ДЭПЛ противостоять такому противнику.
Поэтому неудивительно, что заветной мечтой всех подводников является создание подводной лодки с принципиально новой энергетической установкой, которая позволит совместить в себе достоинства атомных и дизель-электрических подводных лодок: мощность и скрытность, большую автономность подводного плавания и малую шумность…
Фото 6.
Сказка стала былью
Так вот: российские подводные лодки 677-го проекта «Лада» с воздухонезависимой энергетической установкой как раз и являются серьёзнейшим прорывом в этом направлении, выводящим подводный флот России на принципиально новые рубежи.
«Лады» невелики, их водоизмещение почти в два раза меньше, чем у знаменитой «Варшавянки». Зато комплекс её вооружений очень серьёзен и непривычно велик. Помимо традиционного минно-торпедного вооружения ДЭПЛ (6 торпедных аппаратов 533-мм, 18 торпед или мин), 667-й проект – первая в мире неатомная подводная лодка, оснащённая специализированными пусковыми установками для крылатых ракет (10 вертикальных ПУ в средней части корпуса). Причём эти КР могут быть как оперативно-тактическими, ударно-противокорабельными, так и ракетами большой дальности, предназначенными для поражения стратегических целей в глубине территории противника.
Главный командный пункт ПЛ пр.677 (рисунок ЦКБ»Рубин», http://milparade.com)
Но самой важной особенностью новых русских ПЛ является ВНЭУ, воздухо-независимая энергетическая установка. Не вдаваясь в детали, интересные специалистам, отметим, что наличие ВНЭУ позволит «Ладам» находиться в подводном положении до 25 суток, то есть почти в 10 раз дольше, чем их знаменитым «старшим сёстрам» — «Варшавянкам» проекта 636.3! При этом шумность у «Лады» будет даже меньше, чем у знаменитой варшавянской «чёрной дыры», которую американцы прозвали так из-за того, что её практически невозможно обнаружить.
Страны НАТО давно уже пытаются оснастить свои подводные лодки такими ВНЭУ. «Законодателями» мод в этой области выступают Германия и Швеция. Германские корабелы ещё с конца 90-х годов строят малые ПЛ проекта 212\214, оснащенные гибридной энергетической установкой. В нее входят дизель для надводного хода и подзарядки батарей, сами серебряно-цинковые аккумуляторные батареи и ВНЭУ для экономичного подводного хода на базе топливных элементов, включающих в себя цистерны с криогенным кислородом и ёмкости с гидридом металла (специальный сплав металла в соединении с водородом).
Фото 7.
Оснащение лодки такой анаэробной установкой позволило немцам увеличить время нахождения ее в подводном положении до 20 суток. И сейчас германские «малютки» с ВНЭУ различных модификаций находятся на вооружении Германии, Италии, Португалии, Турции, Израиля, Кореи и еще нескольких стран.
Шведский концерн Kockums Submarin Systems, в свою очередь, в конце прошлого века начал строительство подлодок класса Gotland с ВНЭУ на основе т.н «двигателя Стирлинга». При его использовании эти лодки также могут находиться под водой без подзарядки аккумуляторных батарей до 20 суток. И сейчас ПЛ с двигателями Стирлинга есть не только в странах Скандинавии, но и в Австралии, Японии, Сингапуре и Таиланде.
Но ни немецкие, ни шведские ПЛ, являющиеся малыми, по сути прибрежными лодками, не идут ни в какое сравнение с русскими «Ладами» — ни по своим тактико-техническим характеристиками, ни по разнообразию и мощности вооружения. Наши ПЛ 667-го проекта во всех отношениях являются в этом классе уникальными по своему качеству кораблями нового поколения!
Общий вид и фрагмент квазиконформных шумопеленгаторных антенн ГАС (носовой и боковой) ГАК «Лира» (фото вероятно ПЛА «Кронштадт», 2009 г., из архива Deep Blue Sea, http://paralay.iboards.ru).
ЦКБ «Рубин» - главный разработчик подводных лодок в России, спроектировал «Ладу» так, что она способна наносить залповые торпедно- ракетные удары по морским и стационарным наземным целям как из торпедных аппаратов, так и из специализированных вертикальных ракетных шахт. За счет уникального гидроакустического комплекса наша лодка имеет существенно увеличенную дистанцию обнаружения целей. Она может погружаться на 300 м, имеет скорость полного подводного хода до 21 узла, автономность - 45 суток. Для снижения шумности лодки применены виброизоляторы, всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах. Корпус лодки покрыт материалом «Молния», поглощающим сигналы гидролокаторов.
О ВНЭУ нашей лодки известно пока немного. Так же как и у немцев, в ее основе будет электрохимический генератор. Но она будет принципиально отличаться тем, что водород, необходимый для работы ВНЭУ, будет получаться прямо на борту с помощью переработки имеющегося дизельного топлива. Поэтому российская ВНЭУ будет значительно экономичнее немецкого аналога, что позволит увеличить время её непрерывного нахождения лодки под водой до 25 суток. Одновременно и стоить «Лада» будет существенно меньше, чем немецкие лодки проекта 212\214.
До 2020 года российский же флот рассчитывает получить 14 единиц таких новых неатомных подводных лодок 4-го поколения.
Фото 8.
А теперь немного ТТХ подробнее:
Подводные лодки проекта 677 предназначены для проведения самостоятельных операций на морских коммуникациях против подводных лодок и надводных кораблей противника в ограниченном районе, осуществления противолодочной обороны в прибрежных районах, узкостях и в проливных зонах, постановки минных заграждений и других задач.
ПЛ проекта 677 выполнена по так называемой полуторакорпусной схеме. Осесимметричный прочный корпус изготовлен из стали АБ-2 и практически по всей длине имеет одинаковый диаметр. Носовая и кормовая законцовки имеют сферическую форму. Плоскими переборками корпус разделен по длине на пять водонепроницаемых отсеков, посредством платформ корпус разделен по высоте на три яруса.
Легкому корпусу придана обтекаемая форма, обеспечивающая высокие гидродинамические характеристики. Ограждение выдвижных устройств имеет такую же форму, как у лодок проектов 877, в то же время кормовое оперение выполнено крестообразным, а передние горизонтальные рули размещаются на ограждении, где они создают минимальные помехи работе гидроакустического комплекса.
Фото 9.
Вооружение
На ПЛ установлены 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм. 2 ТА верхнего яруса приспособлены для стрельбы телеуправляемыми торпедами. Боезапас составляет 18 единиц, в который могут входить универсальные торпеды (типа САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К), противолодочные ракето-торпеды, крылатые ракеты, мины (22 типа ДМ-1). Предусмотрена возможность использования скоростных противолодочных ракет «Шквал».
Система стрельбы позволяет выстреливать боезапас одиночно и залпом до 6 единиц. Механическое устройство заряжания «Мурена» позволяет автоматически произвести перезарядку торпедных аппаратов. Весь цикл подготовки комплекса к использованию оружия и стрельба автоматизированы и осуществляются с пульта оператора из главного командного пункта подводной лодки.
Для противовоздушной обороны имеется 6 ПЗРК «Игла-1М».
Координация работы всех средств радиоэлектронного вооружения обеспечивается боевой информационно-управляющей системой «Литий».
Гидроакустический комплекс «Лира» включает высокочувствительные шумопеленгаторные антенны. В состав комплекса входят носовая (Л-01) и две бортовые антенны в носовой оконечности ПЛ. Размеры антенн увеличены в максимально возможной степени. Они занимают большую часть поверхности носовой оконечности.
Кроме стационарных антенн, на ПЛ размещена выпускная буксируемая гидроакустическая антенна с точкой выхода в верхнем вертикальном стабилизаторе.
Навигационный комплекс включает инерциальную навигационную систему и обеспечивает безопасность кораблевождения и выработку данных о месте нахождения и параметрах движения подводной лодки с необходимой для использования оружия точностью.
Унифицированный перископный комплекс УПК «Парус-98» имеет в своем составе:
- командирский перископ непроникающего типа «Парус-98КП» с оптическим и ТВ-каналами (дневным и низкоуровневым) с переменным увеличением 1,5-12Х, с видеозаписью;
- оптронную мачту непроникающего типа «Парус-98УП» (универсальный перископ) с ТВ-каналами (дневным и низкоуровневым) с переменным увеличением 1,5-12Х, канал лазерного дальномера;
- РЛС КРМ-66 «Кодак». Включает в себя активный и пассивный радиолокационные каналы, совмещенный антенный пост каналов. Радиолокационная система имеет канал повышенной скрытности в активном режиме и дает полную информацию и надводной, и воздушной обстановке, не демаскируя подводную лодку;
- цифровой комплекс средств радиосвязи «Дистанция». Комплект средств радиосвязи позволяет осуществлять надежную двустороннюю радиосвязь с береговыми командными пунктами, кораблями, судами и самолетами при нахождении в надводном и перископном положениях. Для приема командных сообщений при нахождении на большой глубине имеется выпускная буксируемая радиоантенна. Выпуск антенны производится из прочного корпуса;
- навигационный комплекс «Аппассионата» с инерциальной навигационной системой и системой спутниковой навигации GPS / ГЛОНАСС. Точность навигации — отклонение координат места за 2 дня — 5 км при изменении курсов до 6 град/мин.
Фото 10.
Энергетическая установка
Лодка имеет дизель-электрическую главную энергетическую установку, разработанную по схеме полного электродвижения. В ее состав входят размещенная в четвертом отсеке дизель-генераторная установка в составе двух дизель-генераторов постоянного тока 28ДГ с выпрямителями (мощностью по 1000 кВт), две группы аккумуляторных батарей по 126 элементов в каждой (общая мощность — 10580 кВт·ч), находящиеся в первом и третьем отсеках, всережимный бесколлекторный низкооборотный гребной электродвигатель с возбуждением постоянными магнитами типа СЭД-1 мощностью 4100 кВт.
Выбранная мощность дизель-генераторов позволяет осуществлять не только «обычную» зарядку аккумуляторной батареи, но и специально разработанный режим ускоренной зарядки, позволяющий значительно сократить время нахождения подводной лодки в перископном положении. Отсутствие щеточного токосъемного устройства повышает безопасность эксплуатации генераторов.
Электродвигатель СЭД-1 на тестовом стенде в ЦКБ МТ «Рубин» (фото ЦКБ МТ «Рубин»)
Фото 11.
Всережимный гребной электродвигатель выполняет функцию главного гребного электродвигателя и электродвигателя экономного хода. Он приводит в действие семилопастный малошумный гребной винт фиксированного шага с саблевидными лопастями. Также, ПЛ имеет 2 выносных винтовых колонки РДК-35. Наибольшая скорость подводного хода достигает 21 узла, при движении в надводном положении лодка развивает скорость хода 10 узлов. Дальность плавания в режиме работы дизеля под водой достигает 6000 миль, в подобном положении при движении экономным ходом лодка может преодолеть 650 миль.
ПЛ оснащена спасательным универсальным комплексом типа КСУ-600 для дистанционного автоматического выпуска спасательных плотов ПСНЛ-20 (2 шт., в надстройке перед ограждением выдвижных устройств).
Все жилые помещения ПЛ размещены в третьем отсеке. Для всех членов экипажа предусмотрены каюты: для командного состава — двухместные, у командира — одноместная.
Для приема пищи имеется кают-компания с буфетной. Все запасы продовольствия размещены в специальных кладовых, охлаждаемых и неохлаждаемых. Камбузное оборудование новой разработки при малых габаритах и энергопотреблении способно обеспечить быстрое приготовление горячей пищи.
Пресная вода хранится в цистернах из нержавеющей стали. Пополнение запасов воды возможно с помощью водоопреснительной установки, утилизирующей тепло дизелей. В целом водоснабжение вполне достаточно как для питьевых, так и для гигиенических целей (мытье посуды, душевые). Условия обитаемости и запасы топлива, продовольствия и питьевой воды обеспечивают автономность 45 суток.
Напомню вам еще, что и о том, что . Это лишний раз подтверждается, что Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -
Современные субмарины могут выполнять широкий круг задач по обнаружению и уничтожению кораблей, подлодок или наземных целей противника. Кроме того, морской компонент стратегических ядерных сил полностью построен на основе подводных лодок.
В настоящее время в рамках обновления ВМФ ведется строительство новых подлодок различных типов. В обозримом будущем флот должен получить несколько десятков субмарин, как стратегических или многоцелевых, так и дизель-электрических или специальных. Тем не менее, пока основой подводного флота в количественном отношении являются подлодки, построенные ранее, в том числе и до распада Советского Союза.
В составе четырех флотов ВМФ России (за исключением Каспийской флотилии) сейчас в общей сложности служат 76 подводных лодок разных типов . В строю и в резерве находятся ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН), атомные многоцелевые подводные лодки, дизельные субмарины, а также некоторое количество атомных и дизельных субмарин специального назначения.
Ракетные крейсера стратегического назначения
Основой морской составляющей ядерных сил являются атомные подводные лодки проекта . В настоящее время в составе ВМФ России имеются шесть таких субмарин: К-51 «Верхотурье», К-84 «Екатеринбург», К-114 «Тула», К-117 «Брянск», К-118 «Карелия» и К-407 «Новомосковск». Субмарина «Екатеринбург» в настоящее время проходит ремонт. Завершение работ и сдача лодки запланированы на конец этого года.
Еще одна подлодка проекта «Дельфин», К-64, в 1999 году была выведена из боевого состава флота и вскоре отправилась на переоборудование. Все шесть подводных лодок проекта 677БДРМ служат в составе Северного флота.
Второй по численности тип РПКСН в ВМФ России – проект 667БДР «Кальмар» . Подлодки этого типа строились с середины семидесятых и до начала восьмидесятых годов. Большая часть подводных крейсеров «Кальмар» к настоящему времени списана и утилизирована. Сейчас в составе флота имеются только три подлодки этого типа: К-433 «Святой Георгий Победоносец», К-223 «Подольск» и К-44 «Рязань». Последняя является самой новой из имеющихся субмарин проекта 667БДР и была передана флоту в 1982 году. Все три «Кальмара» служат на Тихом океане.
До середины девяностых годов задачи ядерного сдерживания выполняла подлодка К-129 «Оренбург», построенная по проекту 667БДР. В 1996 году было принято решение переоборудовать ее в носитель глубоководных аппаратов. В настоящее время «Оренбург» относится к проекту 09786 и имеет обозначение БС-136.
В строю и в резерве Северного флота имеются три . Тяжелый ракетный крейсер ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжает службу. Этому поспособствовал ремонт и модернизация в соответствии с проектом 941УМ, в ходе которых подлодка получила оборудование ракетного комплекса «Булава». Две другие «Акулы», ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь», в середине прошлого десятилетия были выведены в резерв по причине отсутствия ракет Р-39. Их дальнейшая судьба пока не определена.
В январе 2013 года состоялась церемония поднятия флага на головном РПКСН нового . Субмарина К-535 «Юрий Долгорукий», строившаяся с 1996 года, прошла все испытания и была передана флоту. В конце декабря того же года в состав ВМФ был принят подводный крейсер К-550 «Александр Невский». Головная подлодка проекта «Борей» вошла в состав Северного флота, первая серийная – в состав Тихоокеанского флота.
Многоцелевые АПЛ
Задачи уничтожения различных надводных, подводных и береговых целей возлагаются на многоцелевые атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами и торпедами. Самыми массовыми АПЛ этого класса являются . ВМФ России располагает 11 подлодками этого типа, распределенными между Северным и Тихоокеанским флотом. Пять субмарин «Щука-Б» служат в составе Тихоокеанского флота, шесть числятся в составе Северного.
На данный момент пять подлодок проекта 971 находятся на ремонте или готовятся к нему. К настоящему времени ВМФ лишился трех подводных лодок этого типа. Лодка К-284 «Акула» с 2002 года находится в отстое, К-480 «Ак Барс» в конце прошлого десятилетия была передана на утилизацию, а разборка К-263 «Барнаул» стартовала в прошлом году.
Отдельного рассмотрения стоит судьба лодки К-152 «Нерпа». Она была заложена в 1991 году для отечественного флота, однако финансовые трудности привели к срыву всех сроков выполнения работ. В 2004 году был подписан контракт, в соответствии с которым субмарину планировалось достроить и передать ВМС Индии. После ряда трудностей все работы завершились, и в январе 2012 года подлодка была принята заказчиком.
Вторыми по численности многоцелевыми АПЛ в военно-морском флоте России являются . На Тихоокеанском и Северном флотах служат 5 и 3 подлодки этого типа соответственно. Изначально планировалось, что ВМФ получит 18 таких субмарин, но финансовые возможности флота позволили построить только 11. К настоящему времени из строя выбыли три лодки проекта «Антей».
В августе 2000 года трагически погибла субмарина К-141 «Курск», а с конца двухтысячных годов ведутся работы по утилизации подлодок К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск». Из оставшихся подлодок четыре в настоящее время проходят ремонт.
С конца семидесятых и до начала девяностых годов были построены четыре подлодки проектов 945 «Барракуда» и 945А «Кондор» . По проекту 945 строились корабли Б-239 «Карп» и Б-276 «Кострома», по пр. 945А – Б-534 «Нижний Новгород» и Б-336 «Псков». Все эти субмарины числятся в составе Северного флота. В прошлом году начались работы по ремонту и модернизации подлодки «Карп». После нее ремонт пройдет «Кострома». «Псков» и «Нижний Новгород» продолжают службу.
До сих пор в составе Северного флота остаются четыре многоцелевые АПЛ проекта 671РТМК «Щука» . Две субмарины, Б-414 «Даниил Московский» и Б-338 «Петрозаводск» продолжают службу, а две другие, Б-138 «Обнинск» и Б-448 «Тамбов» находятся на ремонте. В соответствии с нынешними планами, все имеющиеся в составе флота «Щуки» в обозримом будущем закончат свою службу. Ранее сообщалось, что все они будут списаны к концу 2015 года. На смену им придут многоцелевые подлодки новых типов.
Инфографика — defendingrussia.ru
17 июня 2014 года состоялась торжественная церемония поднятия флага на подлодке К-560 , головном и пока единственном корабле . Первый «Ясень» был заложен в конце 1993 года и спущен на воду только в 2010-м. До 2020 года предполагается построить 8 подводных лодок типа «Ясень», имеющих ракетное вооружение.
Ввиду больших сроков строительства головной подлодки все прочие субмарины серии будут строиться по обновленному проекту 885М. В настоящее время на стапелях предприятия «Севмаш» находятся три подлодки нового типа: «Казань», «Новосибирск» и «Красноярск».
Неатомные подлодки
С начала восьмидесятых годов несколько отечественных судостроительных заводов занимались серийным производством дизель-электрических подлодок проекта 877 «Палтус» . В течение последних десятилетий было создано несколько версий этого проекта, благодаря чему «Палтусы» разных модификаций стали самыми массовыми подводными лодками в ВМФ России.
Балтийский флот располагает двумя ДПЛЭ проекта «Палтус»: Б-227 «Выборг» и Б-806 «Дмитров» (пр. 877ЭКМ). В составе Черноморского флота имеется только одна лодка проекта 877В – Б-871 «Алроса». Вторая по численности группировка «Палтусов» имеется у Северного флота – пять ДЭПЛ проекта 877 и одна проекта 877ЛПМБ. Наконец, на базах Тихоокеанского флота служат восемь ДЭПЛ проекта 877 «Палтус».
Дальнейшим развитием проекта 877 является проект 636 «Варшавянка» и его версии. 22 августа 2014 года в боевой состав Черноморского флота была принята головная субмарина проекта 636.3 – Б-261 «Новороссийск». До конца десятилетия Черноморский флот получит еще пять подлодок этого типа. Две из них, Б-237 «Ростов-на-Дону» и Б-262 «Старый Оскол», уже спущены на воду.
До недавнего времени большие надежды возлагались на ДЭПЛ проекта 677 «Лада» , являющиеся дальнейшим развитием «Палтусов». Ранее имелись планы на строительство серии из нескольких лодок проекта 677, однако испытания головного корабля заставили внести в них серьезные коррективы. В результате первая подлодка проекта, Б-585 «Санкт-Петербург» находится в опытной эксплуатации Северным флотом. Два серийных корабля проекта 677 находятся на стадии строительства. В связи с проблемами головной субмарины строительство серийных на некоторое время приостанавливалось.
Специальная техника
Помимо боевых подводных лодок в составе военно-морского флота России имеется некоторое количество специальных субмарин и подводных аппаратов, предназначенных для выполнения специфических задач разного рода. К примеру, в составе Балтийского, Северного и Тихоокеанского флота эксплуатируются четыре спасательных глубоководных аппаратов проекта 1855 «Приз» .
Согласно открытым данным, в составе Северного флота имеются 10 атомных и дизель-электрических подлодок специального назначения, предназначенных для выполнения различных задач. Эта техника предназначается для выполнения исследовательских работ, проведения спасательных операций и обеспечения боевого дежурства подводных ракетных крейсеров.
Наиболее известным представителем этого класса техники является , способная погружаться на глубину до нескольких километров. Сообщалось, что в сентябре 2012 года «Лошарик» участвовал в исследовательских работах в Арктике, в ходе которых его экипаж собирал образцы грунта на глубине более 2 километров.
В дальнейшем ВМФ России должен получить ряд новых подлодок специального назначения. Так, с 2012 года субмарина «Белгород» проекта 949А достраивается по специальному проекту, благодаря чему сможет стать носителем глубоководных исследовательских аппаратов. Весной прошлого года представители ВМФ утверждали, что в планах военного ведомства имеется строительство специальной подлодки гидроакустического дозора, задачей которой станет обнаружение подводных целей на расстоянии до нескольких сотен километров.
Перспективы
На данный момент в общей сложности в составе ВМФ России имеется более семи десятков подводных лодок и аппаратов различного назначения. Подавляющее большинство этой техники было построено еще до распада Советского Союза, что соответствующим образом сказывается как на состоянии, так и на возможностях подводного флота.
Тем не менее, в течение последних лет был принят ряд мер, направленных на его обновление. В соответствии с нынешними планами до 2020 года ВМФ должен получить сравнительно большое количество новых подводных лодок.
До конца текущего десятилетия флот получит восемь стратегических ракетоносцев проекта 955 «Борей», такое же количество многоцелевых АПЛ проекта 885 «Ясень» и шесть ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка».
Атомные «Бореи» и «Ясени» будут распределены между Северным и Тихоокеанским флотом. «Варшавянки», в свою очередь, будут служить на черноморских базах. Ранее сообщалось о планах, касающихся будущего проекта 677 «Лада». В ближайшем будущем предполагается разработать обновленный вариант этого проекта, в котором будет использована новая энергетическая установка. Удачное завершение этого проекта позволит расширить планы по строительству неатомных подводных лодок.
Параллельно со строительством новых субмарин будут списываться старые. К примеру, к 2015-16 годам предполагается прекратить эксплуатацию оставшихся АПЛ проекта 671РТМК «Щука». Почти все субмарины этого типа уже выведены из состава флота и утилизированы, а в строю продолжают оставаться лишь четыре.
Со временем подобные процессы произойдут и с подлодками других типов, на смену которым придут новые «Ясени», «Бореи», «Варшавянки» и, возможно, «Лады». Тем не менее, полное обновление подводного флота займет много времени и станет одним из самых дорогих проектов за всю историю ВМФ России.
Подводные лодки причисляются к определённым поколениям на основании технических качеств энергетической установки, вооружения и конструкции корпуса. Понятие поколений возникло при появлении атомных подводных лодок. Это обуславливолось тем, что в… … Википедия
Основная статья: Подводная лодка Подводные лодки классифицируются по следующим признакам: Содержание 1 По типу энергетической установки 1.1 Атомные … Википедия
- (БРПЛ) баллистические ракеты, размещаемые на подводных лодках. Практически все БРПЛ оснащаются ядерными боезарядами и составляют Морские Стратегические Ядерные Силы (МСЯС) одну из составляющих ядерной триады. Современные… … Википедия
- (КРПЛ) крылатые ракеты, приспособленные для транспортировки и боевого применения с подводных лодок. Впервые проект использования крылатых ракет с подводных лодок был разработан в Кригсмарине в годы Второй мировой войны. Во второй половине… … Википедия
Вооружённые Силы СССР Вооруженные Силы СССР ‒ военная организация Советского государства, предназначенная для защиты социалистических завоеваний советского народа, свободы и независимости Советского Союза. Вместе с вооруженными силами других… …
Вооруженные Силы СССР военная организация Советского государства, предназначенная для защиты социалистических завоеваний советского народа, свободы и независимости Советского Союза. Вместе с вооруженными силами других социалистических… … Большая советская энциклопедия
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Корабли и суда обеспечения военно морс … Википедия
Российская атомная подводная лодка типа «Акула» («Тайфун») Подводная лодка (подлодка, пл, субмарина) корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки скрытность … Википедия
Российская атомная подводная лодка типа «Акула» («Тайфун») Подводная лодка (подлодка, пл, субмарина) корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки скрытность … Википедия
Будущее ВМС США в самой современной подводной лодке США класса «USS Virginia » оснащенной новейшими технологиями, способной подплывать к самому берегу и тайно следить за сведениями потенциальных врагов и быть в готовности нанести ответный удар несокрушимой силы. Атомные подводные лодки класса «USS Virginia » представляют совершенно новый класс подводного флота США. Самые современные и самые разносторонние субмарины в мире и обладают ошеломляющими способностями. Первая подводная лодка в серии под названием «USS Virginia » (SSN-744) была заложена в сентябре 2000 года, спущена на воду 16 августа 2003 года, а введена в эксплуатацию 23 октября 2004 года.
Это один большой склад оружия. Подлодка « USS Virginia » может устраивать разрушительные атаки , используя торпеды, может посылать крылатые ракеты на расстояние до 1500 км с высокой точностью, а чтобы избежать встречи с потенциальным противником современная подводная лодка способна погружаться под воду на глубину до 250 м. Этот класс подводной лодки стоит на голову выше других за счет потрясающей способности следить. Ее прозвали «идеальным наблюдателем» и на то есть причина подводные лодки США класса «USS Virginia » обладают самыми сложными сенсорами, которые когда-либо устанавливались на американские субмарины.
Атомные подводные лодки оснащены новейшей системой навигации, которая позволяет точно проходить по мелководью и определять точные координаты. Субмарина «USS Virginia » это морской обитатель внушительных размеров. Такое «морское чудовище» спокойно передвигается под водой благодаря динамической силе, которую придает ядерный реактор. План его работы держится в строжайшем секрете. Известно то, что двигатель вырабатывает колоссальное количество энергии. Компактный ядерный реактор превращает морскую воду в пар. Перегруженный пар вращает массивные турбины, которые в свою очередь заставляют субмарину двигаться вперед. Кроме этого ядерная энергетическая установка вырабатывает электроэнергию всем приборам и оборудованию на этом подводном корабле оснащенным самой современной техникой. Реактор рассчитан на 30 лет работы, а это значит, что за весь срок службы современную подводную лодку не надо будет заправлять.
Сегодня атомные подводные лодки класса «USS Virginia » это история поразительного успеха. Подводный флот США располагает двумя основными видами субмарин: глубоководные океанские баллистические подводные лодки, у которых одна стратегическая задача доставлять ядерный заряд в любую точку мира; другой вид это лодки-охотники созданные для нападения и молниеносного уничтожения силы противника. Последние созданы передвигаться быстро и поражать вражеские корабли и суда, доставлять в место военных действий крылатые ракеты и миротворческий контингент.
современная подводная лодка «USS Virginia»
проект современной подводной лодки
строительство 774 « USS Virginia »
современная подводная лодка « USS Virginia » испытания
первая атомная подводная лодка класса « USS Virginia »
USS New Hampshire»
современная подводная лодка « USS North Carolina»
перед боевым походом
До атомной подводной лодки «USS Virginia » вершиной военного кораблестроения считалась субмарина класса «Seawolf ». Подводный боевой корабль был разработан во времена холодной войны для потенциальных глубоководных сражений против мощного советского флота, но в начале 90-х политический климат драматически изменился, и почти за одну ночь рухнуло государство под названием СССР. Главный враг США просто исчез, дорогостоящая гонка вооружений между двумя сверхдержавами больше не была актуальна. В этом новом смелом мире совершенно естественным оказалось то, что военный бюджет стран был урезан и атомные подводные лодки класса «Seawolf » были уже не нужны. Но к концу 90-х у США и их союзников появились новые враги - маленькие террористические группировки. Они заставили заново пересмотреть военное руководство о выделении средств из бюджета. А какой смысл в многочисленном подводном флоте , если у террористов нет морской силы. Сегодня военно-морские силы должны быть лучше информированы о возникновении врага из не откуда. Поэтому в 1995 году правительство США пришло к выводу о создании нового класса атомных подводных лодок. Но подводный флот поставил жесткие условия разработчикам субмарины. Новый класс подводной лодки должен обладать исключительными способностями слежения, они должны преодолевать мелководье с исключительной точностью, они должны оставаться в неподвижном состоянии несколько дней в независимости от подводных течений и положения плавучего якоря. Современная субмарина должна обладать хитроумной маневренностью и исчезать под водой на период до трех месяцев без всплытия. Этим требованиям соответствуют атомные подводные лодки класса «USS Virginia » и первые образцы были построены за меньшие бюджетные средства, чем «Seawolf ».
Современная подводная лодка «USS Virginia » стала первой конструкцией разработанная в трехмерном изображении на компьютерах, которое потом превратилось в морское судно. Программа, которая сделала возможным реализацию этого проекта, была уже проверена на предыдущих работах и применялась при разработке авиалайнеров «Боинг». Все конструктора имеют доступ к трехмерной компьютерной модели, что позволяет работать инженерам в одном и том же виртуальном пространстве одновременно. Компьютерный дизайн оказывает помощь в этом аспекте.
Будущее приемов ведения войн совершенно не четко, поэтому современная субмарин а способна адаптироваться к новым условиям. Современная тактика войны меняется, и атомные подводные лодки новых классов должны меняться вместе с ней, чтобы всегда быть на высоте. Для создания такой возможности адаптации конструкторы субмарины создали так называемый модульный дизайн, который включил в себя открытую систему архитектуры, т. е. основная конструкция состоит из больших открытых пространств. В эти пространства могут быть помещены заранее созданные модули: такие как системы оружия или гидролокационная станция. Эти модули могут быть установлены как единые системы. Они позволяют брать на борт усовершенствованные системы, при этом конструкцию подводной лодки не надо заново проектировать. Это сэкономило средства и атомные подводные лодки класса «USS Virginia » получили право на жизнь. Также благодаря беспрецедентному поступку - объединение двух судостроительных гигантов возле одного проекта «General Dynamics Electric Boat » и «Northrop Grumman Newport News » дало возможность строить атомоходы.
на борту подводной лодки « USS Virginia »
«Virginia » самая современная атомная подводная лодка в мире с технической точки зрения. Она была построена с использованием революционных методов, в результате чего было сэкономлено много средств и времени. На подлодке «Virginia » нет перископа. Вместо него она получила маску-мультисенсор и камеры, которые передают изображение со всех сторон подводного корабля. Эти сенсоры подключены к дисплею на пункте управления и впервые в истории подводного флота все кто находится на нем, могут наблюдать за происходящим на поверхности. Современная подводная лодка оснащена системой, которая позволяет воспроизвести точную картину расположения мин. Она способна находить их и производить детонирование на безопасном расстоянии. Уникальность атомных подводных л одок класса «Virginia » состоит в том, что они могут адаптироваться к мелководью. Это осуществляется благодаря точности управления. Все балластные отсеки подключены к одной центральной программе. Также благодаря этой специальной программе управления, подлодка может оставаться неподвижной, даже не смотря на течения. Для выхода водолазов с субмарины предусмотрен специальный отсек на 9 человек, а не как у других через торпедные аппараты. Малая шумность субмарины обеспечивается размещением гребного винта в трубе, которая поглощает шум, и кроме этого весь корпус покрыт слоем резины.
Первая подводная лодка настолько прекрасно прошла все ходовые испытания, что она поступила на вооружение на год раньше запланированного срока. На сегодняшний день в строю находится пять подводных лодок этого класса: « USS Virginia », « USS Texas», « USS Hawaii», « USS North Carolina», « USS New Hampshire», но всего запланировано к спуску тридцать единиц, это название некоторых из них: « USS New Mexico», « USS Missouri », « USS California», « USS Mississippi», « USS Minnesota», « USS North Dakota», « USS John Warner», «SSN-786», «SSN-787», «SSN-788», «SSN-789», «SSN-790», «SSN-791».
Атомные подводные лодки «USS Virginia » стали ярким событием в истории подводного флота США. Новые возможности позволяют этому классу подлодок быть больше чем просто военным судном для морских сражений с врагом в открытом океане. Конфликты и операции, в которых придется им участвовать, возможно, никогда не станут достоянием общественности, потому что всегда будут военные тайны.
торжественный спуск очередной подводной лодки на воду
Технические характеристики атомной подводной лодки
«
USS
Virginia
»
(SSN-774):
Длина - 115 м;
Ширина - 10 м;
Водоизмещение - 7800 тонн;
Судовая силовая установка
- ядерный ректор типа «S9G»;
Скорость - 25 узлов;
Глубина погружения - 250 м;
Экипаж - 134 человека;
Вооружение:
Крылатые ракеты «Tomahawk
» -12;
Торпедных аппаратов 533 мм - 4;
В современном мире большое значение в обеспечении безопасности государств играет подводный флот. Особенно, если это подводные лодки, несущие на себе стратегическое атомное вооружение. Именно они сдерживают крупные державы от открытого военного противостояния, которое может стать последним в истории человечества. А чем больше и мощнее подводный корабль, тем больше оружия он может нести и совершать более продолжительные автономные плавания у берегов потенциального противника.
Проект 941 «Акула»
На сегодняшний день самая большая подводная лодка в мире - это творение советских корабелов, подводный атомный ракетный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Размеры его колоссальны, подводное водоизмещение равно 48 тыс. тонн. Длина гиганта - 172 м, а ширина 23,3м, в высоту боевой корабль сравним с 9 этажным домом. В движение подлодка приводится двумя водо-водяными атомными реакторами с двумя паротурбинными установками, расположенными по отдельности в прочных корпусах. Суммарная мощность энергетической установки - 100 тыс. л.с.
Мощная машина под водой может развивать скорость до 25 узлов, в надводном положении - 12 узлов. Погружаться она может почти на полкилометра, а обычная рабочая глубина - 380 м. Подводная лодка управляется экипажем из 160 человек и может находиться в автономном плавании целых четыре месяца. Причем для спасения всего экипажа большая подводная машина оснащена всплывающей спасательной капсулой. Вооружение «Акулы» состоит из:
- ракетного комплекса из 20 баллистических ракет, каждая из которых может нести 10 боеголовок по 100 килотонн с индивидуальным наведением (конструктивно была возможность нести 24 ракеты). Стартовая масса ракет Р-39 - 90 тонн, а боевая дальность - 8,3 тыс.км. Весь боекомплект ракет может быть выпущен одним залпом как с надводного, так и с подводного положения в любых погодных условиях.
- 6 торпедных аппаратов для пуска ракето-торпед и торпед калибра 533 мм и установки заграждений из мин;
- 8 комплектов ПЗРК «Игла-1» для противовоздушной обороны;
- радиоэлектронного вооружения.
Свое рождение большие «Акулы» получили на заводе «Севмаш», для этого был сооружен самый большой на планете крытый эллинг. Благодаря прочной рубке и серьезному запасу плавучести подлодка может проламывать толстый лед (до 2,5 м), что позволяет ей осуществлять боевое дежурство даже на северном полюсе.
Довольно много пространства лодки выделено для обеспечения комфорта экипажа:
- просторные двух- и четырехместные каюты для офицеров;
- маломестные кубрики для старшин и матросов;
- система кондиционирования воздуха;
- телевизоры и умывальники в каютах;
- спортзал, сауна, солярий, бассейн;
- живой уголок и салон для отдыха и т.п.
Подводные лодки типа «Огайо»
В свое время после лодок проекта «Акула» это были вторые по счету самые крупные подводные корабли в мире. Их подводное водоизмещение - 18, 75 тыс. тонн, надводное - 16,75 тонн. Длина махины - 170 м, а ширина ее корпуса - почти 13 м. Всего было выпущено 18 машин этого типа, каждая из которых получила вооружение в виде 24 межконтинентальных баллистических ракет с разделяющейся боевой частью. Экипаж судна - 155 человек. Скорость в подводном положении - до 25 узлов, в надводном - до 17 узлов.
Эти военные корабли имеют прочный корпус, разделенный на четыре отсека и отдельную выгородку:
- носовой, в который входят помещения боевого, обеспечивающего и бытового назначения;
- ракетный;
- реакторный;
- турбинный;
- выгородка с электрощитами, дифферентовочными и осушительными насосами, установкой для регенерации воздуха.
Проект 955 «Борей»
По длине этот ракетный подводный крейсер почти такой же, как и два предыдущих корабля - 170 м. Но это атомная подлодка четвертого поколения обладает подводным водоизмещением в 24 тыс. тонн, а надводным - 14,7 тыс.тонн. Поэтому по этому параметру она может смело находиться на втором месте после лодок проекта проекта 941 «Акула». К 2020 году планируется построить 20 подводных крейсеров этой серии. В настоящее время в строю находится уже три гиганта проекта 955: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах».
Экипаж подводного судна - 107 человек, причем большая его половина - офицеры. Скорость его в подводном положении достигает 29 узлов, в надводном 15 узлов. В автономном плавании подводный корабль может находиться три месяца. Подводные лодки типа «Борей» разработаны в качестве замены атомных подводных лодок проектов «Акула» и «Дельфин». Подводные крейсеры этого проекта считаются первыми отечественными АПЛ, приводимыми в движение одновальным водометным комплексом. Основное вооружение - 16 твердотопливных баллистических ракет типа «Булава» с боевой дальностью 8 тыс.км.
Проект 667БДРМ «Дельфин»
Это еще один российский ракетный подводный крейсер стратегического назначения, который может похвастать большими размерами. В современном военно-морском флоте РФ это пока что самый массовый подводный крейсер стратегического назначения. Длина судна - 167 м. Подводное водоизмещение 18,2 тыс.тонн, надводное - 11,74 тыс.тонн. Экипаж корабля около 140 человек. Вооружение стратегических АПЛ состоит из:
- межконтинентальных баллистических ракет на жидком топливе Р-29РМ и Р-29РМУ «Синева» с боевой дальностью более 8,3 тыс.км. Все ракеты могут выпускаться одним залпом. При движении под водой на глубине до 55 метров запуск ракет возможен даже на скорости в 6-7 узлов;
- 4 носовых торпедных аппаратов;
- до 8 ПЗРК «Игла».
В движение «Дельфины» приводятся двумя реакторными установками общей мощностью в 180 МВт.
Подлодки типа «Вэнгард»
Конечно, Великобритания не могла не поучаствовать в конкурсе самых больших подводных атомных ракетных крейсеров. Лодки серии «Вэнгард» имеют подводное водоизмещение 15,9 тыс. тонн, надводное - 15,1 тыс.тонн. Длина судна - почти 150 метров. Чтобы начать постройку лодок «Вэнгард» была расширена и модернизирована судоверфь корпорации Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. В результате реконструкции она получила эллинг шириной 58 м и длиной 260 м, высота эллинга позволяет возводить не только АПЛ, но и даже эсминцы. Также был построен вертикальный судоподъемник грузоподъемность 24,3 тыс. тонн. Основное вооружение подводного крейсера - 16 баллистических ракет Трайдент II.
Лодки типа «Триумфан»
На последнем месте среди самых крупных подводных лодок находятся судна, изготовленные французскими кораблестроителями. Лодки типа «Триумфан» имеют подводное водоизмещение 14,3 тыс. тонн, надводное - 12,6 тыс. тонн. Длина ракетного крейсера - 138 метров. Силовая установка подводной машины - водо-водяной реактор мощностью 150 МВт, он обеспечивает скорость подводном положении до 25 узлов, в надводном - до 12 узлов. На вооружении у лодок типа «Триумфан» 16 баллистических ракет, 10 торпед и 8 крылатых ракет для запуска которых используются торпедные аппараты.
Как видно, в список самых больших подводных кораблей попали боевые машины, сконструированные ведущими мировыми державами, обладающими одновременно как стратегическими ядерными вооружениями, так и мощными военно-морскими силами.