Приказ и распоряжение: процедура издания на предприятии. Чем отличается приказ от решения в ооо

Президент РФ по вопросам своего ведения принимает следующие нормативные акты:

1) указы Президента РФ – нормативно-правовые акты, изданные по вопросам о назначении и освобождении от должности руководителей органов федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении, помиловании и т. п.;

2) распоряжения Президента РФ – акты индивидуального характера, изданные в отношении конкретных либо определенных лиц, т. е. по оперативным, организационными кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента Российской Федерации.

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам. Они носят властный, прямой характер и обязательны на всей территории РФ для всех субъектов правоотношений. Указы и распоряжения Президента РФ имеют меньшую юридическую силу, чем законы РФ, и регулируют отношения по организации и функционированию исполнительной власти и РФ. Главное отличие указов и распоряжений Президента РФ состоит в предмете регулирования акта: указ – по вопросам назначения на должность лиц, гражданства, помилования и др., а распоряжение – по оперативным вопросам. Акты Президента РФ издаются им самостоятельно и не должны утверждаться Федеральным Собранием, ратифицироваться или получать одобрение в иной форме в субъектах РФ. Они могут быть дополнены, изменены или признаны утратившими силу только Президентом РФ. Указы Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию. Официальному опубликованию не подлежат акты Президента РФ, если они содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Официальное опубликование – это публикация текста указов Президента РФ в редакции, подписанной Главой государства, в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Акты Президента РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях либо обнародованы по телевидению и радио, распространены по почте государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям. Тексты актов Президента РФ публикуются в течение 10 дней со дня их подписания. Указы Президента РФ вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Если акты Президента РФ не подлежат официальному опубликованию, то они вступают в силу со дня их подписания либо в иной срок, если он установлен Президентом РФ. Контроль за исполнением указов Президента РФ федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляет Правительство РФ как орган исполнительной власти России. Указы и распоряжения Президента РФ по вопросам ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов могут быть признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ. В этом случае эти акты прекращают свое действие; прекращают свое действие также акты, принятые на основании этого неконституционного акта Президента РФ. Не подлежат проверке Конституционным Судом акты Президента РФ по жалобам граждан и ненормативные его акты.

Любой компании включает в себя множество материалов различного назначения, которые дополняют или продолжают друг друга.

Приказы и распоряжения схожи по своим функциям, поскольку предписывают выполнение каких-либо действий должностными лицами, однако эти документы – не одно и то же.

Чтобы разобраться, чем отличаются приказы и распоряжения, важно понять суть каждого из этих документов и сферы деятельности внутри организации, в которых они применяются.

Приказом считается особый правовой акт, который составляется, издается и утверждается руководителем фирмы, организации или предприятия, а действия, прописанные в нем, являются обязательными для выполнения.

Чтобы каждое должностное лицо, упомянутое в приказе, наверняка было ознакомлено с его содержанием, понимая ответственность за свои дальнейшие действия, внизу документа должна стоять его подпись: «Ознакомлен и согласен».

Приказы: особенности

Как правило, в приказе стоят четко оговоренные сроки его исполнения.

Имеют общий характер и бывают нескольких видов:

  • производственные – регламентируют решение общих организационных вопросов, например, создание отдела, перераспределение обязанностей, изменение в структуре и др.;
  • кадровые – касаются только действий, связанных с работой персонала: прием сотрудников, увольнение, предоставление отпуска и пр.;
  • финансовые – регламентируют денежные вопросы и особенности работы бухгалтерии организации, например, индексация заработной платы, выдача дополнительной премии должностным лицам и т.д.;
  • по охране труда – включают в себя вопросы охраны труда и производственной санитарии, например, отстранение от работы по медицинским показаниям или ввиду отсутствия средств индивидуальной защиты.

Каждая организация или фирма в зависимости от сложности своей внутренней структуры и количества подразделений, может создать индивидуальные особенности , добавить какие-либо еще приказы.

Особенности составления распоряжения

Как правильно составить распоряжение

Распоряжение тоже является правовым документом, регламентирующим действия должностных лиц или подразделений.

Однако, в отличие от приказа, этот акт всегда имеет локальный характер, срок его актуальности ограничивается выполнением действия, а издавать распоряжение может руководитель подразделения или отдела.

Как правило, такой документ издается как реакция на какую-либо одноразовую ситуацию, которая требует конкретного решения.

Распоряжение зачастую имеет более оперативный характер, чем приказ. При этом должностные лица, которых оно касается, также должны быть ознакомлены с его содержанием под подпись.

В случае необходимости внесения каких-либо изменений, руководитель издает новое распоряжение, имеющее большую силу, чем предыдущее.

Общие правила ведения документооборота

Особенности ведения документооборота

Для правильности документооборота и дальнейшего хранения любых изданных актов существует несколько особенностей, которые используются в фирмах и организациях любых масштабов.

К таким требованиям относятся:

  • ведение нумерации приказов и распоряжений. Номер, как правило, ставится в правом верхнем углу документа, иногда включает в себя букву для разграничения сфер, например, П – производственные, К – кадровые, Ф – финансовые;
  • ведение журнала учета приказов или распоряжений, который предназначен для удобства нужного документа и имеет строго фиксированную форму заполнения;
  • указание даты издания правового акта, а на приказах часто также упоминается, в связи с чем происходит его издание, например, в связи с изменениями структуры предприятия или в связи с производственной необходимостью;
  • включение в документ строки ознакомления должностного лица, которого касается данный приказ или распоряжение, с его обязательной подписью.

Тонкости составления документов

Для правильного ведения документооборота нужно запомнить и выполнять еще несколько важных особенностей.

Оба документа в своей структуре имеют название – слово «приказ» или «распоряжение», которое располагается посредине акта, ниже его даты и номера.

После перечисления пунктов, которые необходимо выполнить и списка должных лиц, ответственных за них, обязательно ставится подпись. В приказе свою подпись ставит руководитель организации или фирмы, распоряжение может подписать управленец среднего звена.

Как правило, нумерация приказов и распоряжений ведется на протяжении одного календарного года, после чего все документы одного типа сшиваются между собой для хранения в архиве организации, а с января начинается новая нумерация.

Обязательным пунктом кадрового приказа, в отличие от распоряжения, является его издания, где должен быть указан перечень документов, которые спровоцировали необходимость его издания. Например, основанием приказа на перевод должностного лица с одной должности на другую должно быть его заявление, написанное в соответствующей форме.

Таким образом, приказы и распоряжения похожи между собой, однако имеют несколько важных принципиальных различий, которые делают их дополняющими друг друга и актуальными в разных сферах.

В чем заключается отличие приказа от распоряжения? Трудовое право - очень обширная и сложная сфера. Разобраться даже в основных терминах и определениях здесь не так уж и просто. В этой статье будет рассказано все о таких важных категориях, как распоряжение и приказ.

Основные понятия

Трудовое право сегодня нужно качественно знать не только работодателю, но и работнику. Это действительно очень важная, нужная и полезная сфера, без которой не обошлась бы любая официальная трудовая деятельность. Особенную важность в трудовом праве составляют элементы управленческой деятельности. Управление есть везде, на каждом крупном или мелком предприятии. Руководитель - это лицо, осуществляющее управленческую деятельность, обязанное раздавать работникам разного рода указания. При этом все они классифицируются по некоторым признакам. Однако основными типами указаний являются приказы и распоряжения. У многих руководителей здесь могут возникнуть проблемы. Во многом это связано с тем, что они не совсем хорошо понимают, в чем же заключается отличие приказа от распоряжения. Именно с этим и предстоит разобраться далее.

Приказ: общая характеристика

Перед тем как рассказывать об основных отличиях представленных понятий, вначале стоило бы представить общую характеристику каждого из терминов. Начать стоит с приказа. Что он собой представляет?

Согласно Трудовому кодексу РФ, приказ - это определенный правовой акт, создаваемый руководителем той или иной организации единолично. Приказ - это способ решить основные рабочие задачи, обеспечить трудящихся работой. При этом такая форма указа распространяется абсолютно на всех подчиненных (и это особенно важном отметить). Приказ может быть выпущен как в письменной, так и в устной форме.

Если говорить о государственных органах, то здесь приказ носит характер правового акта. Он издается непосредственно руководителем государственного управления. Здесь же существует и еще одна форма указа - приказание. Отличается она от приказа разве что тем, что применяется только в воинских частях от имени командира.

Распоряжение: общая характеристика

Теперь же стоит узнать, что представляет собой определенного рода указание, носящее характер правового акта, которое издается непосредственным руководителем организации или же представителями структурных отделений. Распоряжение призвано решить основные проблемы и оперативные вопросы организации. При этом распоряжение может носить и характер приказа, вернее, указания о донесении того или иного приказа до нужных лиц. Распоряжение может распространяться как на всех, так и лишь на некоторых работников.

Рассматриваемая форма указания может носить как устный, так и письменный характер. При этом чаще всего руководители различных фирм предпочитают отдавать именно устные распоряжения.

В государственных структурах распоряжение может носить характер правового акта с ограниченным сроком действия. При этом касаться представленное указание может лишь узкого круга лиц.

Отличия в небольших организациях

Стоит, наконец, перейти к самому важному вопросу о том, существует ли хоть какое-то отличие приказа от распоряжения. Естественно, существует. Об этом можно было догадаться еще на этапе характеристики каждого из этих понятий.

В толковании к трудовому праву (Трудовому кодексу) выделяется несколько основных принципов и подходов, согласно которым можно попытаться противопоставить два представленных понятия, а также дать им небольшую сравнительную характеристику. При этом сразу стоит отметить, что разница между понятиями зависит только от того или иного предприятия. Так, в небольших организациях хоть какое-то отличие приказа от распоряжения практически отсутствует. Стоит, разве что, отметить тот факт, что приказы в маленьких фирмах рассматриваются как указание об усовершенствовании организационной деятельности, а распоряжение - как указ по оперативным и методическим вопросам.

Таким образом, отличие приказа от распоряжения на предприятии, имеющем небольшой размер, не существенно.

Отличия в средних и крупных организациях

Значительно изменен подход в крупных и средних организациях. Так, в отличие от небольших предприятий, где подписывать указания могут только руководитель и заместитель руководителя, средние и крупные организации предоставляют право подписи еще и представителям структурных организаций. Работает это следующим образом: главный руководитель издает приказы по всей деятельности фирмы (они по сути являются направляющими во всей работе организации); руководители же структурных организаций пытаются издавать разного рода распоряжения в пределах своей компетенции, но в соответствии с основным приказом главного руководителя. При этом действие распоряжений, издаваемых руководителями отделений, распространяется только на работников определенной структуры.

Отличие приказа от распоряжения в бюджетном учреждении, среднем или крупном по размеру, примерно такое же. Стоит, однако, выделить основные подвиды представленных указаний:

  • по личному составу;
  • по хозяйственной и административной деятельности;
  • по основной деятельности.

Отличие в содержании

Выше было обозначено основное отличие приказа от распоряжения. В трудовом праве, однако, выделяются и некоторые другие моменты (а не только указание на функции руководства). О чем именно идет речь?

Речь идет о содержании. Так, текст любого приказа должен состоять из двух частей: констатации и распоряжения. В первой части приводятся основные факты, цели, события и задачи. Вторая часть содержит сроки исполнения и ряд определенных действий. Текст же распоряжения не обязательно должен быть нормирован. Более того, это и вовсе не обязательно должен быть текст (распоряжение может быть устным).

Таким образом, вопрос о том, каково основное отличие приказа от распоряжения (руководителя, представителя структурного отдела, заместителей и т. д.), носит очень обширный и содержательный характер.

Отличие в круге решаемых вопросов

Необходимо выделить и еще одно важнейшее отличие между приказом и распоряжением. Речь идет о круге решаемых вопросов или же о задачах. Дело в том, что содержательные стороны двух представленных типов указаний очень разные. Так, приказ состоит из двух основных частей: констатации и распоряжения. В констатирующую часть документа входят разного рода события, факты, задачи и цели. Распорядительная же часть особым образом раскрывает все эти элементы, а также содержит в себе непосредственно указание.

Совсем по-другому обстоят дела с распоряжением. Оно может как носить, так и не носить распорядительный характер.

  • срок действия распоряжений короткий, а у приказа - длительный;
  • прекратиться действие приказа может лишь после его исполнения, а распоряжения - после его отмены;
  • для внесения изменений в приказ весь документ придется переиздать, в случае же с распоряжением этого не требуется, любая модификация или коррекция может быть внесена прямо по ходу дела;
  • круг вопросов в приказе ограничивается оперативными сведениями, а в распоряжении - правовыми отношениями.

Нормативные документы

Еще один немаловажный вопрос, который бы стоило затронуть - это документооборот под каждое из представленных указаний. К слову, хоть какое-то отличие приказа от распоряжения и указания распорядительного типа здесь не найти. Так, работодатель, желая отыскать определения рассматриваемых понятий, может найти их в ФАС - Федеральной архивной службе. Как ни странно, в этом сборнике представленные понятия трактуются как синонимы. Связано это, скорее всего, с отсутствием отличий между ними в правовом поле.

К чему все это? Дело в том, что нормативные документы практически не фиксируют хоть какой-то разницы между распоряжением и приказом. Именно поэтому обращать внимание нужно в первую очередь на практическую составляющую.