Сценарий познавательно-развлекательной игры "Весёлый этикет". Сценарий игровой программы по этикету «Уроки вежливости

Сценарий игровой программы по этикету «Уроки вежливости ».

г.

Оформлена выставка литературы. Вначале детям в зале раздают листы с четверостишьями.

Звучит музыка.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на

нашей программе по этикету «Уроки вежливости». Вам, конечно,

хорошо известно слово этикет, и сами правила поведения.

Этикет – слово французского происхождения. На дворцовых приёмах у «короля-солнца» Людовика ХIV гостям вручались карточки с написанными на них правилами поведения. От названия карточки этикетки и пошло слово «этикет». Первое печатное пособие по этикету в России появилось в 1717 году при Петре I и называлось «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней, вслед за азбукой и арифметикой, излагались правила, как сидеть за столом и управляться с вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомыми и так далее.

Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. Хорошо воспитанные люди обязательно должны знать и соблюдать правила этикета ежедневно, ежечасно, везде.

Звучит музыка. Выходит клоун Буся

Б уся: О-го-го! Сколько народу! Вот это да! А что это вы тут все делаете? И

меня никто не позвал!

Ведущий: Буся, а разве тебя не учили здороваться с ребятами?

Буся: Не-а, а зачем это я буду здороваться?

Ведущий: А разве тебя не учили знакомиться?

Буся: Вот ещё! Делать мне больше нечего, как знакомиться!

Ведущий: Вот видите, ребята, как нехорошо быть невоспитанным. Давайте

поможем нашей Бусе? Научим её правилам этикета?

Дети: Да!

Ведущий: Давай попробуем ещё раз! Буся, тебе нужно со всеми

поздороваться и познакомиться!

Буся здоровается, но её никто не слышит.

Ведущий: Ну, разве так здороваются? Буся, здороваться нужно, чтобы тебя

все услышали. Попробуй ещё раз.

Буся: Ну ладно, так и быть. Здравствуйте друзья!

Дети: Здравствуйте!

Буся: Меня зовут Буся! Я очень, очень рада, что вы меня научите правилам

Ведущий: Вам преподносит творческий номер вокальная группа «Ника»

Буся: Аплодисменты!

Ведущий: Спасибо большое!

Концертный номер

Ведущий : Ребята, а знаете ли вы, что пригласив гостей к себе домой

необходимо знать несколько правил. Например:

1. Хозяйка обязательно должна развернуть, принесённый подарок, а потом поблагодарить гостей.

2. Если подарили цветы и букет большой, на стол его ставить нецелесообразно. Он будет мешать общаться и занимать много места. Букет нужно поставить в вазу где-то рядом, в комнате.

3. Гостям необходимо предложить пройти в ванную комнату, чтобы те смогли привести себя в порядок, вымыть руки, причесаться.

Буся: Ребята, я предлагаю вам разделиться на 2 команды и придумать

каждой команде название.

Буся: Итак, команда …, команда….

Ведущий: Вам нужно будет поднимать руку и правильно отвечать на

Буся: Ну что, готовы?

Дети: Да!

Ведущий: 1. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Просто кивнуть)

Буся: 2 . Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да)

Ведущий: 3 . На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите? (Промолчу, с кем не бывает)

Буся: 4 . Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто его начал)

Ведущий: 5. Если тебе принесли подарок завёрнутый, можно ли его развернуть и посмотреть? (Да, развернуть и поблагодарить того, кто его подарил)

Буся: 6 . Можно ли перебивать говорящего? (Нет)

Ведущий : 7 . Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с

незнакомым тебе человеком, приостановился. Нужно ли

здороваться тебе? (Да)

Буся : 8 . Можно ли наклонять тарелку с супом? (Если есть необходимость,

от себя)

Ведущий: Вот видите, ребята, ваши мнения расходятся, а где-то и совпадают. Я надеюсь, вы запомнили правильные ответы? А ты, Буся, всё усвоила?

Буся: И я всё усвоила, постараюсь ничего не забыть!

Ведущий: Для вас выступает трио вокальной группы «Ника»

Буся: Ребята, мне нужна ваша помощь. Из каждой команды мне нужно по 2

человека.

Выбираем мальчика и девочку.

Представьте случай, что вы пришли в гости вместе.

Покажите мне, пожалуйста, как нужно девочку усадить за стол.

Начинает команда …

Звучит музыка.

Молодцы. Ну, что команда …, готовы?

Звучит музыка.

Пара (мальчик и девочка) инсценируют рассказ ведущего.

Ведущий: А знаете ли вы, что кавалер, приглашая даму на танец, должен слегка поклониться ей со словами: «Позвольте вас пригласить». Однако прежде, ему следует убедиться, что его костюм в полном порядке и все пуговицы пиджака застёгнуты.

Если даму сопровождают другие лица (брат, отец, мать, подруга), то кавалеру следует сначала поклониться им или спросить: «Позвольте пригласить вашу даму, подругу, дочь на танец?».

Сделав приглашение, кавалер либо пропускает даму вперёд, чтобы последовать за ней на танцплощадку, или, если не очень тесно, предлагает ей руку.

После танца, кавалер обязан проводить свою партнёршу к её

столу и поблагодарить за танец.

Буся: Друзья, скажите мне, а вот вы такие все умные, да? А бегать то вы умеете? Мне нужно по 6 человек из каждой команды. На нашем стенде у нас есть 3 картинки, на первой изображена школа, на второй лес, пикник, а на третьей день рождение вашего друга. Ещё у нас есть одежда (раздаёт каждой из команд стопку с листами, перевёрнутую надписями вниз, на которых написана одежда). Ребята, вам, под весёлую музыку, поочереди, нужно развесить одежду, под каждой картинкой. А какую одежду и куда можно надевать – решать вам! Готовы? Поехали!

Звучит музыка. Игра.

Ведущий: Я считаю, что с заданием справились все! Буся, теперь тебе

понятно, как хорошо в жизни применять правила этикета?

Буся: Да! Теперь мне всё понятно!

Ведущий: А вам ребята?

Дети: Да!

Буся: Ребята, а давайте сыграем в мою любимую игру. Я буду кидать свой

мяч, а тому, кто его поймает, нужно будет зачитать своё

четверостишье.

Звучит музыка.

Уступай старушкам место,

Если стало очень тесно.

Постоишь и не растаешь.

Здесь ничем сорить не надо –

Быть воспитанным отрада.

Фантик на пол не бросай,

А упал он – поднимай.

Не пинай других ногами

И не пачкай сапогами.

Песни громко ты не пой,

Потихоньку рот закрой.

Сначала ты договорись,

Потом уж в гости соберись.

Одеваемся нарядно,

Чтобы выглядеть парадно.

Ты оделся, расчесался…

Почему ж не умывался?

Не ходите без подарка,

Не должно его быть жалко.

Если вас не пригласили,

Не врывайтесь в гости силой.

Не забудь ботинки снять,

Дома в них нельзя гулять.

Не шали и не кусайся,

Без причин не обижайся.

Не ломай столы и мебель,

Где б в гостях, мой друг, ты не был.

Будь воспитанным и скромным,

По местам не шарь укромным.

Бить ногой не надо кошку

И бросать под стол картошку.

Ты обулся, куртку взял,

А «До свидания» сказал?

Звучит музыка.

Ведущий: Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря и вы, ребята,

узнали много нового и интересного.

Буся: И я буду стараться применять правила этикета в школе, на улице,

дома, в гостях!

Ведущий: Мы желаем вам всего самого хорошего!

Буся: До новых встреч!

Реквизит.

1. четверостишья

4. 3 картинки (школа, лес, день рожденье друга)

8. 2 стопки с листами, на которых написана различная одежда (одинаковые)

Уступай старушкам место,

Если стало очень тесно.

Не кричи, что сесть мечтаешь –

Постоишь и не растаешь.

Здесь ничем сорить не надо –

Быть воспитанным отрада.

Фантик на пол не бросай,

А упал он – поднимай.

Не пинай других ногами

И не пачкай сапогами.

Песни громко ты не пой,

Потихоньку рот закрой.

Сначала ты договорись,

Потом уж в гости соберись.

Одеваемся нарядно,

Чтобы выглядеть парадно.

КРОССОВКИ

СПОРТИВНОЕ ТРИКО

РЕЗИНОВЫЕ САПОГИ

СПОРТИВНЫЙ КОСТЮМ

Цели и задачи : 1.Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные ситуации.

2.Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

3.Воспитывать вежливое отношение к людям.

Применяемые методики, технологии, оборудование.

В последние годы происходят кардинальные изменения в системе школьного образования, а особенно её в начальном звене. Проведённое мероприятие осуществляет в первую очередь задачу придания системности использованию ИКТ в воспитательном процессе в младших классах. Праздник, рассчитанный на 1час, содержит объёмный материал.

В ходе проведения праздника использовала следующие формы работы: игры, тестовые задания.

Использовала мультимедийный проектор:

для приветствия на чувашском языке (Диск «Учите чувашский»;

для закрепления правил поведения в гостях (просмотр фрагмента из м/фильма «Вини Пух идёт в гости»;

Для эмоционального настроя (магнитофон + аудиокассета с песней «Улыбка»)

Пояснительная записка.

Сегодня одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим.

Как известно, наиболее благоприятным возрастом для усвоения нравственных основ является младший школьный возраст.

Школа ставит перед собой задачу – воспитание подлинно культурных людей, а культура невозможна без общечеловеческих правил речевого общения.

Ежедневно – в школе и дома, на улице и в гостях – мы все, взрослые и дети, действуем в соответствии с определёнными правилами поведения. И то, что, на первый взгляд кажется совсем простым, на деле оказывается не таким уж лёгким.

Практика убедила нас, что дети, овладевшие речевым этикетом, чувствуют себя гораздо свободнее и увереннее, ведь они отчётливо представляют, что нужно сказать в той или иной ситуации.

В течении трёх лет работаю над проектом «Учимся вежливости». Провожу уроки по речевому этикету, внеклассные мероприятия. Прочитали и обсуждали в классе книгу Людмилы Васильевой – Гангнус «Азбука вежливости». После этого по этой книге составила сама сценарий праздника «Азбука вежливости» и выступили перед учащимися начальных классов.

Ведущий: Ребята, у нас сегодня праздник. Праздник необычный. Праздник «Азбука вежливости». К нам сейчас придёт кто-то важный и поведёт в Сказочный город.

А вот она сама идёт. Вы её узнали. Давайте поздороваемся с ней.

Фея: Здравствуйте, ребята! Меня вы узнали. Да, зовут меня Фея – Здрасте. Закончила я Академию Всех Волшебных наук шоколадной медалью. Однажды я попала в очень странный город. Там была страшная эпидемия. Все люди болели ужасной болезнью – невежливостью. При встрече они не здоровались друг с другом. При расставании не говорили «До свидания». В общем, жители того городка вели себя так скверно, что вот–вот должны были стать драконами. К счастью, я пригласила своих помощников – гномов, которые полетели туда на зонтиках, превратившись в невидимки. Когда жители города увидели летающие зонтики, они открывали рты от этого чуда. А в то время гномы вложили в рот каждому жителю глоток волшебной воды. А когда они закрыли рты, превратились в сказочно вежливых и очень воспитанных людей. И город назвали Сказочным.

Мы – жители этого городка. Я к вам пришла не одна. Со мной мои друзья: три мудрых – премудрых Гномыча:

Гномыч – дедушка (длинная борода, красный волшебный колпак);

Гномыч – сын (рыжие усы, зелёный волшебный колпак);

Гномыч внук (с веснушками, синий волшебный колпак);

Они могут вылечить от болезни невежливости всех жителей.

Продавщица летающих зонтов;

Булочник , который выпекает прыг скок булочки;

Дочь почтальона – Юлика – Юла;

Алёша Иванов , который из-за невежливости превратился в дракона.

Ладно, хоть в городе за главной городской площадью был фонтан. Это и помог стать Алёшу воспитанным мальчиком. Потому что это был необычный фонтан, а какой – то особенный. Текла здесь вода не простая, а волшебная.

Давайте и мы попробуем. (Фея брызгает водой).

А теперь, я думаю, что вы у меня стали все воспитанными и вежливыми.

Ведущий: Ребята, сейчас положите руки на плечи друг друга и улыбнитесь.

А теперь поздороваемся друг с другом:

С помощью крепкого и сильного рукопожатия, как делают в Германии,

Сложив руки вместе и наклонившись, как делают в Японии,

Горячо и сильно сжав друга или подругу в своих объятиях, как делают в России.

А как у нас в Чувашии здороваются? Давайте посмотрим фрагмент. Внимание на экран. («Учите чувашский» диск).

А теперь здороваемся с нашими гостями по-чувашски.

(Фея - Здрасте от радости захлопает в ладоши).

Ведущий: Ой, ребята, кто-то стучит к нам. Это весёлый Почтальон из Сказочного города, шутник и хохотун.

Почтальон: Ребята, я вам принёс срочную сказочную телеграмму. Позвольте мне её прочитать.

«Наш маленький дружок. Мы любим тебя. Мы верим, что ты стал настоящим вежливым человеком. И потому приглашаем тебя и всех твоих друзей к нам в гости. Приезжай, пожалуйста, за чистое – чистое поле, за зелёный лес, за дальнюю дорогу, за сахарную гору в Сказочный город. Ждём».

Алёша Иванов : Вот ведь какое дело, друзья! Пора нам в дорогу.

Ведущий: Но для того, чтобы попасть в Сказочный город, необходимо выполнить одно условие: сдать экзамен на вежливость. Сдавать такой экзамен веселее с друзьями. Ведь мы все приглашены туда. Экзамен на вежливость нужно провести как самый настоящий праздник.

Правила сдачи экзамена .

1.Если кто-то из твоих друзей забудет ответ, подскажите ему.

2.Подсказывать в этом экзамене разрешается.

3.Даже можно отвечать хором.

4.Главное, чтобы ответ был правильным.

За правильные ответы Фея – Здрасте вручает вам шоколадные медальончики. И это будет для вас пропуском в Сказочный город. А сейчас готовимся к сдаче экзамена.

Фея: Ребята, встаньте, пожалуйста! Я взмахну волшебной палочкой. Сколько раз взмахну, вы по столько соберётесь в кружок. И так: 1,2,3 (дети собираются по три). Ай, да молодцы!

Ещё раз взмахну: 1, 2, 3, 4, 5 (собираются по пять).

Последний раз: 1, 2, 3, 4, 5, 6 (собираются по шесть).

Ведущий: Вот и собрались команды. 5команд получилось. И так, готовы!

Фея: А вопросы экзамена спрятаны у меня в волшебном Зонтике. Выходят ко мне из каждой команды по 1участнику и получат экзаменационные вопросы. Время 3-4минуты.

(В это время звучит песня Э. Шаинского «Улыбка»).

Вопросы экзамена.

(С каждого раздела по одному вопросу получают).

1раздел.

1Какие слова нужно употреблять при встрече? (Здравствуйте, доброе утро, привет, добрый день, добрый вечер).

2.Какие слова употреблять, если вы обращаетесь к кому– либо с просьбой? (Прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите).

3.Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем – нибудь? (Простите, извините, прошу прощения).

4.Какие слова мы произносим, прощаясь? (Пока, до свидания, до встречи).

5.Какие вежливые слова знаете на чувашском языке? (Ырǎ кун пултǎр, ырǎ каç пултǎр, сывлǎх сунатǎп, тавтапуç).

II раздел . Из фрагмента игры «Звёздный час». Сказочная.

1.Все вы знаете сказку «Три медведя». Давайте представим себе, что Маша не убежала в лес, а вступила с медведями в разговор.

Задание: Какой разговор вам понравится больше всего?

1)Медведи! Я заблудилась в лесу, устала, помогите мне вернуться домой.

2)Мишеньки! Я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок, я помогу всё убрать.

3)Медведи! Я очень устала! Если Мишутка отнесёт меня домой, моя бабушка даст вам мёда и малину.

2.Все вы наверняка любите получать подарки.

Вспомним сказку К. Чуковского «Муха – Цокотуха».

Приходили к мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые –

А сапожки золотые!

Внимание! Как бы вы стали принимать подарок и благодарить за него?

1)Что за чудные сапожки! 2)У меня уж есть сапожки,

Где вы их достали блошки? И получше этих, блошки.

Буду их всю жизнь носить, И отдам своей сестре,

И весь век благодарить! Что живёт на той горе.

3)Вам спасибо, мои блошки,

За прекрасные сапожки.

Ох, какое будет горе,

Если мне они не в пору.

3.Ещё раз вспомним строки Чуковского:

Приходила к мухе бабушка – пчела,

Мухе – цокотухе мёду принесла…

Как бы вы поступили с этим подарком?

1)Поставите весь мёд для гостей.

3)Отложите часть мёда из банки в вазочку и поставите на стол для гостей.

4.У меня зазвонил телефон. Вы, конечно, очень хорошо знаете это стихотворение К.И.Чуковского. Помните, кто звонил герою стихотворения? Да, слон, верблюд, крокодил, зайчатки, медведь, тюлень, бегемот. И у всех были самые разные просьбы.

Вот, например, как обращались с просьбой мартышки и свинья:

1)А потом позвонили мартышки:

Примите, пожалуйста, книжки!

2)А потом позвонила свинья:

Пришлите мне соловья.

Подумайте, чья просьба вежливее? Почему?

5.Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит:

« Извините, я ошибку признаю».

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

Спор давно ведётся в классе:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ.

Ну, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет?

III .Задачи не на сложение, а задачи на уважение.

1.Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у самой передней двери стоят ваши друзья. Нужно ли здороваться и как это сделать?

(Вместо крика лучше использовать жест, улыбку или лёгкий поклон).

2.Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?». Обращаясь прохожему, мальчик сделал ошибки. Какие? (Не кричать, а просто спросить. Не часов, а который час).

3.Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Что будешь делать ты? (Нужно тоже поздороваться).

4.В школьном коридоре разговаривали учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал:

Здравствуйте, Игорь Семёнович!

Можете ли вы назвать ошибку? А может быть всё в порядке? (Нужно поздороваться со всеми учителями).

5.Утро. В школе вы увидели своего учителя. Кто должен поздороваться первым? Как поздороваетесь вы с учителем? (Доброе утро, Анна Петровна или здравствуйте, Анна Петровна).

Фея: Ребята, вы все справились вопросами. Все выдержали экзамен на вежливость. Вручаем мы вам всем шоколадные медальончики. И нашим гостям вручаем медальончики, потому что они за нас переживали, за нас болели. Теперь мы все вежливые и воспитанные. Значит, мы все сейчас очутимся в Сказочном городке. Все надевайте на головы свои волшебные колпачки.

1, 2, 3 (взмахивает Фея волшебной палочкой).

(Встречают Гномычи).

Гномыч- дедушка : Мы приглашаем вас всех в Сказочный городок.

(Дети в Сказочном городке. Начинают баловаться).

Ой, ребята, так не пойдёт. Вы не умеете вести себя в гостях. Ну – кА, Гномыч – сын и Гномыч – внук, учите детей уму-разуму.

Гномыч – сын: Мы всех вас приглашаем в гости к Кролику. А вместе с нами идут в гости Вини Пух и Пятачок.

(Золотая коллекция любимых мультфильмов. Вини Пух идёт в гости. Просмотр фрагмента м/фильма).

Ребята, как вы думаете, правильно поступили Вини Пух и Пятачок?

Юлика – Юла: А теперь помогите мне закончить предложения по правилам поведения в гостях:

1)Без предупреждения и без приглашения в гости (нельзя);

2)Если возле двери половичок (вытирай ноги);

3)В гостях долго засиживать (нельзя);

4)Не забывай, что ты в гостях. Веди себя (прилично);

5)Играть только игры (спокойные).

Продавщица : А теперь поиграем со мной. Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте:

1.Растает даже ледяная глыба

от слова тёплого (спасибо).

2.Зазеленеет старый пень,

когда услышит (добрый день).

3.Если больше есть не в силах,

скажем маме мы (спасибо).

4.Мальчик вежливый и развитый

говорит, встречаясь (здравствуйте).

5.Когда нас бранят за шалости,

говорим (прости, пожалуйста).

6.И во Франции, в России

на прощанье говорят (до свидания).

Сапожник: А я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливыми были действия, то вы хлопайте в ладоши, если невежливыми, то не хлопайте.

1.Поздороваться при встрече (+).

2.Толкнуть, не извиниться (-).

3.Помочь подняться, поднять упавшую вещь (+).

4.Не встать, обращаясь к учителю (-).

5.Не уступить место пожилому (-).

6.Если друг на день рожденья

пригласил тебя к себе,

ты оставь подарок дома –

пригодится самому (-).

Ведущий: Ребята, нам кажется, пора домой.

Фея: 1, 2, 3! Возвратитесь все обратно в класс!

Ведущий : Ребята, вы закончите школу.

Кем ты хочешь стать после школы, Юра? (Опрос 2-3учеников).

Вы станете врачами, воспитателями, строителями…

Но кем бы вы не стали, прежде всего, вы должны вырасти по настоящему хорошими, культурными людьми: добрыми, отзывчивыми, смелыми, вежливыми.

Для того, чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее.

В слове заключена великая сила. Доброе вежливое слово может подбодрить человека в трудную минуту. Может помочь рассеять плохое настроение.

Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.

Ребята, будьте всегда вежливыми.

А сейчас давайте споём песню.

Жители городка : До свидания, ребята! Мы ещё с вами не раз встретимся в Сказочном городе.

Азбука этикета. Тематический вечер (сценарий)/ Сост. Л.Д. Якубинская / Полтавская центральная библиотека КУ «Центр культуры и искусства Полтавского муниципального района». – р.п. Полтавка, Омская область, 2012.

Казённое учреждение

«Центр культуры и искусства Полтавского муниципального района»

Полтавская центральная библиотека

Азбука этикета

(тематический вечер)

р.п. Полтавка

Ведущий 1;
Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о том, что включает в себя понятие «этикет», а также о некоторых правилах поведения в современном обществе.
Этикет - он не виньетка

И не стильненький костюм,

В нём и жизненная сметка,

И воспитанность и ум.

Он всегда и всюду нужен

Нам на жизненной тропе.

С этикетом если дружен,

Будут рады тебе все.
Слово «этикет» - французского происхождения на одном из пышных приёмов у короля Людовика XIV гостям вручали карточки с перечислением некоторых правил поведения.

От французского название карточки - «этикетка» и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих народов мира. Этикет - результат опыта многих поколений. Правила, которые вырабатывало человечество, является международными, они в целом едины во всех странах, хотя и имеют свои национальные особенности.
Ведущий 2: Этикет - это форма отношения к другому человеку, правило поведения человека среди людей. Общепринятый этикет помогает в общении всем людям. Только овладев его основами, можно смело отправляться в путешествие по жизни.
Ведущий 1: Зная правила культурного поведения, вы будете чувствовать себя увереннее в обществе, не попадёте впросак, оказав или сделав такое, что по этикету считается неуважительным к окружающим. Зубрить правила не надо, достаточно понять их смысл.

Правила поведения человека в обществе, хорошие манеры - это не досужий вымысел изощренного ума, они вырабатывались веками и продиктованы заботой о человеке.
- Чистоту, красоту мы у древних берём,

Сказки, саги из прошлого тащим,

Потому что добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем.

^ В. Высоцкий.
- Именно добром продиктовано одно простое правило этикета: человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим, оскорблять их эстетические, нравственные чувства. Где бы человек не находился, он не может вести себя так, как ему заблагорассудится, должен считаться с другими людьми.
Ведущий 2: Обладать хорошими манерами не так уж сложно, не трудно здороваться с людьми при встрече.

Проснувшись утром и встретившись с родными, вы обязательно должны поздороваться. Но от того, как вы произнесете: «Доброе утро!», будет зависеть настроение ваших домочадцев.

Выйдя на улицу, вы встречаете друзей, знакомых. Начинать говорить свое приветствие следует не раньше того, как вы приблизились друг к другу на два метра. Когда вы заходите в школу, обязательно поздоровайтесь с гардеробщицей, одноклассниками и, конечно же, с учителями. Здороваясь с взрослыми, лучше всего употреблять общепринятые в этих случаях фразы: «Добрый день!», «Доброе утро!»
Ведущий 1 ; Так приятно быть вежливым, приветливым, благорасположенным к людям.

а сейчас давайте проведём небольшую игровую разминку.

- Игра такая: Я говорю вам первую часть пословицы или поговорки, а вы, дорогие друзья, по очереди её заканчиваете.


  • С поклону голова...........(не заболит).

  • От вежливых слов язык......... .(не отсохнет).

  • Честное слово и буйную голову........... .(смиряет).

  • В чужом доме не будь приметлив, а будь........ .(приветлив).

  • Где посадят, там сиди, а где не велят.............. ...(там не гляди).

  • Говорить не думая, что стрелять .............................(не целясь).

  • Учись доброму, так худое.........................................(на ум не пойдёт).

Ведущий 2: Здороваться при встрече принято во всём мире. Каких только жестов не придумали жители разных стран, чтобы приветствовать друг друга!

Следующий наш конкурс называется «Жест приветствий». Команды по очереди называют известные им приветствия. Ведущий добавляет ответы, которые не были названы: (пожать руку, обняться и расцеловаться в обе щеки; потереться носами, снять шляпу, скрестить руки на груди и склонить голову; поклониться, поднеся правую руку к груди, ко лбу, затем к губам и сердцу; дотронуться до рук, плеч, одежды друг друга; с улыбкой похлопать по плечу).
Ведущий 1: Придворные учёные написали книгу «Этикет». В ней они и определили для начала две главные вещи: что нужно говорить и что нужно делать в самых разных ситуациях. С тех пор прошло много времени, и этикет охватил все стороны жизни.

Мы предлагаем вашему вниманию выдержки из современных правил этикета.
Правила этикета

1. Человеку, с которым вы здороваетесь, надо смотреть в глаза дружелюбно и приветливо. Если вы не видите лица человека, надо повернуть голову на его голос.

2. Входящий первым здоровается с присутствующими.

3. Придя в гости, прежде всего, здороваются с хозяйкой дома, затем - с хозяином, потом - с остальными.
Ведущий 2: - Как мы выглядим? Этот вопрос задаёт себе каждый из нас. Русская пословица гласит: «Встречают по одёжке, провожают по уму».

Вежливый, воспитанный, человек всегда подумает о том, чтобы его внешний вид был приятен окружающим.

Представим себе человека с прекрасным лицом, и неряшливо, безвкусно одетого.

Можно ли назвать такого человека совершенным? (Ответы).

Одежда играет важную роль в нашей жизни. Она должна украшать человека, подчёркивать преимущества его внешнего облика и скрывать его недостатки. Поверьте, человек с хорошей внешностью может превратиться в карикатуру на самого себя только от одной детали своего костюма.

Главное требование - опрятность.

Все вы видели чучело огородное - в рваной одежде и шляпе набекрень? Неслучайно людей неряшливых, небрежных так и называют - «чучело огородное».

Согласитесь, ведь приятно смотреть на человека, если он в чистой обуви, и выглаженной одежде, аккуратно причёсан.
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

^ А. П. Чехов.

Ведущий 1: А сейчас мы предлагаем вашему вниманию викторину, посвящённую правилам этикета в современном обществе.
Викторина «Современный этикет»

Вопросы:


  1. Как быть, если вас толкнули или сказали вам грубость? (Не следует делать такому человеку замечание или пытаться выяснить с ним отношения. Не нужно взывать к приличию человека, не ведающего, что это такое.)
2 . Употребимо ли обращение «дядя» или «тётя» к человеку, старшему по возрасту? (Слова «дядя» и «тётя» обозначают степень родства. Ими не следует пользоваться в разговоре со старшими, если они вам не родственники.)

^ 3 . Прилично ли есть или пить на улице? (Неприлично, это некрасиво смотрится со стороны.)

4 . Можно ли интересоваться у собеседника его денежными доходами? (Уважающий себя и собеседника человек, никогда не спросит о чьих бы то ни было, доходах и о своих говорить не станет.)

5 . Представьте себе, что вы находитесь в читальном зале библиотеки, и у вас неожиданно зазвонил мобильный телефон. Как вы поступите? (Нужно выйти из зала, и негромко переговорить с позвонившим. Разговаривать в зале, как и в любом общественном месте, не стоит: это мешает окружающим.)

6 . Часто приходится слышать, когда для привлечения внимания пользуются словами «мужчина», «женщина». Допустимо ли это? (Нет, правила этикета требуют использовать безликую форму обращения: «Извините», «Скажите, пожалуйста» и т. д.)
Ведущий 2: Одним из важных элементов культуры человека является владение правилами речевого этикета. В формировании нашего образа в глазах собеседника очень большую роль играют то, как мы разговариваем. С воспитанным и вежливым человеком приятно иметь дело. Вежливый человек настроен доброжелательно к людям, он может понять другого человека, посочувствовать, помочь ему.

Вежливыми словами мы проявляем своё отношение к окружающим нас людям.

Так обидно бывает, когда тебе отвечают резко, грубо, и, наоборот - на душе становится теплее, когда знакомые и незнакомые тебе люди обращаются к вам мягко, тактично, уважительно. Ведь приятно слышать слова «пожалуйста», «благодарю вас», «простите» и т.д.

Постарайтесь чаще говорить людям добрые, вежливые, хорошие слова.
Ведущий 1: Правила этикета предназначены еще для того, чтобы не попасть в неловкую ситуацию. Но если вы все- таки оказались в неловкой, смешной ситуации, нужно посмотреть на нее как бы со стороны и... посмеяться над собой первым. Смеяться над собой гораздо менее обидно, чем выслушивать насмешки окружающих. Часто неловкие ситуации возникают из-за несдержанной речи. Оказавшись в такой ситуации, необходимо просто извиниться.

Мелкие конфузы не требуют слезных оправданий: такое поведение может еще больше испортить положение. Обычно короткое «простите» решает проблему. Даже если кто-то вас серьезно обидит, это не повод при всех выяснять отношения. Скандал не только унижает вас обоих, но и ставит в неловкое положение окружающих.
Ведущий 2: Поговорим о поведении на улице.

Двигаясь по улице в необходимом нам темпе нужно стараться не причинять неудобств - ни пешеходам, ни автомобилистам.

Воспитанный человек на улице не сорит, не плюёт, не показывает пальцем, не кричит на детей, не ходит по газонам, не бросает огрызки, не щелкает семечки.

А за распитие спиртных напитков в общественных местах вы можете быть подвергнуты административному наказанию.

На ходу не следует есть. Лучше съесть мороженое или пирожок, стоя у киоска или сидя на лавочке.
Ведущий 1:

Невежливо, проходя по улице, делать громкие замечания в адрес прохожих по поводу их одежды, роста, выражения лица и т. д.

Юноши, которые посылают в адрес проходящих девушек даже остроумные реплики, печально демонстрируют недостатки своего воспитания.

По улице никогда нельзя ходить вчетвером. Общество же из 5 человек разделяется на пару и троих, таким образом, никто не остается в одиночестве.
Ведущий 2: Очень важно раз и навсегда избавиться от вредных привычек. Одна из них - ОПОЗДАНИЕ. Куда бы вы ни шли - на учебу, на свидание, в гости - вы должны всегда приходить вовремя. А если у вас это никак не получается, то сделайте своим девизом поговорку «Точность - вежливость королей». Надо раз и навсегда решить, что отныне приходить везде вовремя имеет для вас первостепенное значение.

Другая, не только вредная, но и опасная привычка, как - КУРЕНИЕ. Нынче в моде здоровый образ жизни. Курение не только запрещено в общественных местах, но и порицается общественностью. Выкуривая сигарету в присутствии других людей, вы не только наносите непоправимый вред своему здоровью, но и портите здоровье окружающих.

Курящая девушка, как показали статистические исследования, в глазах мужчины выглядит более вульгарной и более доступной, чем некурящая.

Можно привести еще множество причин, по которым следует отказаться от у этой привычки. Поэтому вместо сигареты - положите в рот мятный леденец.

Общепринято, что мужчина курит на улице, хотя по строгим правилам хорошего тона этого следовало бы избежать. Но если у вас попросили прикурить, вежливее будет протянуть спичку, а не дымящую сигарету.
Ведущий 1: Мы с вами живём в век больших скоростей. Ходить пешком, безусловно, полезно для здоровья. Но из-за больших расстояний нам часто приходит на помощь общественный транспорт.

В транспорте действуют те же правила вежливости, что и везде. Здесь нас так же, как и на улице, окружают незнакомые люди.

Сейчас мы рассмотрим несколько правил поведения в общественном транспорте.

Каким общественным транспортом пользуетесь вы? (ответы).
Правила:

1. Ни за что не станете изо всех сил втискиваться в салон автобуса, чтобы успеть занять сидячее место. Пусть на таких местах сидят пожилые люди или молодые мамы с малышами. Именно их пропускают вперёд при посадке.

2. Войдя в салон, сразу пройди в его середину, (для чего) чтобы облегчить посадку тем, кто заходит следом за тобой.

3. Невежливо стоять у выхода, загораживая его, если ты не собираешься выходить.

4. Если вам уступили место, (в каком случае вы можете сесть) ты можешь сесть только в том случае, если рядом не стоят женщины с тяжёлыми сумками, бабушки.

5. Если ты наступил кому-то на ногу, сразу же извинись, очень вежливо и любезно.

6. А теперь представьте, что на ногу наступили вам? Что вы сделаете?

7. Если ты покупаешь билет у водителя, приготовь деньги заранее, чтобы не задерживать отправку автобуса.

8. Если вы едете в набитом битком людьми общественном транспорте, как вы будете себя вести? Неприлично, находясь в общественном транспорте, битком набитом людьми, пытаться отвоевать себе пространство, пихая соседей локтями или сумкой. Локти в таких случаях должны быть прижаты к телу. Постарайся не наступать людям на ноги, не опирайся на стоящего рядом человека. Держись руками за поручни или спинки кресел, чтобы на поворотах не заваливаться на других пассажиров.

9. Постарайся в транспорте не чихать и не кашлять. Если же никак не можешь сдержаться, обязательно прикрывай нос и рот носовым платком или ладонью.
Ведущий 2: Правила поведения в такси:

Правила хорошего тона требуют, чтобы садящийся в такси пассажир обязательно должен поздороваться. Таким образом, на время пути в салоне установится доброжелательная атмосфера. Если водитель чрезмерно разговорчивый, а вам не хочется разговаривать с водителем, можно отвечать на вопросы по возможности кратко, односложно, и он сам догадается, что ему следует замолчать.

На переднее сиденье, рядом с водителем, садятся в том случае, если на заднем не хватило места. Но такие правила существуют только в России. В других странах мира садиться рядом с водителем вообще не принято.

А вот ещё одно очень важное правило, невыполнение которого может привести к самым трагическим последствиям: нельзя отвлекать водителя посторонними разговорами и просьбами, потому что он должен следить за дорогой.
Ведущий 1: Как вы проводите свое свободное время? (ответы). Кто из вас ходит в кино, на концерты, в музеи? А кто, ребята, из вас знает, как вести себя на концерте, в кинотеатре, в музее?

Кинотеатр

Сейчас мы не очень часто ходим в кино, потому что у многих дома есть видеоаппаратура. Но иногда это очень даже здорово - сходить в кино на нашумевший фильм в компании друзей или с лучшим другом (подругой).
Правила:

1. Опаздывать крайне невежливо, потому что ты мешаешь смотреть другим и сам не узнаешь, что было в начале. Если всё же придётся побеспокоить сидящих, то извинись, и пройди к своему месту лицом к зрителям, но ни в коем случае не наоборот.


  1. Если мимо вас проходят, можно встать и пропустить.

  2. Сидения кресла постарайся опускать бесшумно. Вставая, придерживай сидение рукой. Не занимай оба подлокотника сразу.

  3. Впереди сидящему человеку вряд ли понравится, если ты облокотишься на спинку его кресла или упрёшься внеё ногами.

  4. Если тебе не нравится кино, воздержись от разговоров и сиди молча.

Ведущий 2 : Придя в музей или на выставку, оставь в гардеробе все свои сумки и пакеты они будут тебе мешать. Кроме того, ты можешь случайно задеть какую-нибудь витрину или экспозицию и что-то повредить. А ведь в музее выставляют веши уникальные, существующие только в единственном экземпляре. Повреждение не всегда можно исправить, а это значит, что музей лишится ценного, а возможно и бесценного, экспоната.

В музее не принято просматривать всю экспозицию за считанные минуты. Только неторопливый, спокойный осмотр залов или выставок запомнится надолго, и принесёт свои результаты.

Вы обратили внимание на то, что в музее очень тихо? Постарайся не нарушать эту тишину, ходи по залу так, чтобы не беспокоить окружающих. Не вставай слишком близко к картинам, скульптурам и не становись перед другими посетителями, осматривающими экспонаты. Не показывай пальцем и тем более не трогай: ничего руками.

Если экскурсию проводил работник музея, не забудь поблагодарить его перед уходом.
Ведущий 1: Концерт

Как нужно вести себя на концерте?

На концерте допустимо, что аплодисменты сопровождаются криками, свистом, топаньем так как на концерте обстановка свободная, непринужденная, крики и свист воспринимаются как выражение восторга - и поэтому никто не сочтёт тебя невоспитанным.
Ведущий 2: Понятие об этикете очень широко - от умывания лица до последних высот человеческой мысли. Поэтому говорить о нем можно бесконечно. Запомните главное правило человеческого общения: «Не делай другим того, чего не желаешь себе» и очень ценится в этикете улыбка. Так давайте же чаще улыбаться друг другу.
Ведущий 1: Вот и подошло к концу наше мероприятие. Мы поговорили с вами об этикете - своеобразном своде правил общения между людьми. Каждый волен сам, выбирать - соблюдать его требования или не соблюдать. Но если вы хотите производить на людей приятное впечатление, без знания правил хорошего тона вам не обойтись. И мы надеемся, что наша беседа помогла вам найти ответы на множество вопросов, которые могут возникнуть в процессе общения.
Ведущий 2: Всякой встрече грозит расставанье.

Но увидимся с вами опять.

Так приятно сказать: «До свидания!»,

Чтобы «Здравствуйте!» снова сказать.
Ведущий 1: Как бы ни было в жизни нам туго.

Надо вежливость не растерять.

Мы окажем вниманье друг другу

И друг друга сумеем понять.
Сейчас мы говорим вам вежливое «До свидания!». Это означает, что встреча была для нас приятной.
Литература:
1. Гусева, Е.Н. Учим правила хорошего тона / Е.Н. Гусева // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 5. - С. 100-102.

2. Камычек, Я. Поведение в общественных местах / Я. Камычек // Вежливость на каждый день. - 1975, С. 10-37.

3. Горобченко, Э.Н. Умей себя вести / Э.Н. Горобченко // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 6. – С. 82-83.

4. Малашенко, О.В. Азбука этикета] / О.В. Малашенко // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 7. – С. 108-109.
Сценарий подготовила: Якубинская Л.Д., библиотекарь юношеского абонемента ПЦБ

Турнир знатоков этикета

Цель мероприятия:

Способствовать формированию представления учащихся об этикете, выработке умения вести себя в соответствии с его основными критериями, определению уровня воспитанности и владения этикетной речью, привитию навыков культурного, правильного поведения в социальной среде, закреплению знаний о правилах хорошего тона; стимулировать развитие речевых умений, актерских способностей; способствовать воспитанию чувства красоты, эстетического восприятия.

Место проведения: актовый зал.

Оборудование (зал украшен в стиле XIX века): плакат-объявление, гербы династий, флаги с названием мероприятия, канделябры, фортепиано с нотами, 2 стола, 2 скатерти, 2 сервиза, салфетки, карточки для игры, свитки, грамоты.

Техническое оборудование: презентация, ноутбук, проектор, экран, музыкальная аппаратура.

Объявление о начале (плакат перед входом в зал):

"О, юные повелители душ! Знатоки вежливости и любезности! Явитесь на зов турнирных труб! Турнир Этикета ждет вас! Доспехи ваши - вежливость и любезность, внимание и доброжелательность. Пусть победит сильнейший! Турнир состоится..."

(Играет торжественная музыка. Слышится звук горна или трубы.)

Глашатай 1 и 2.

Внимание! Внимание! Начинаем наш праздник «Турнир знатоков этикета».

Глашатай 1.

Сегодня у нас необычная встреча, мы проведем турнир знатоков этикета, на котором вас ждут различные испытания.

Глашатай 2.

Для этого, мы пришли в этот замечательный зал, где нас встречает Маркиза де Этикет.

Под музыку выходит Маркиза де Этикет.

Маркиза де Этикет:

Милые гости, я приветствую вас и поздравляю с чудесным событием! Каждый рад открытию праздничного, долгожданного турнира, большого и знаменательного. На состязания явилось много участников. Я хочу пожелать вам пройти все испытания, показать, на что вы способны.

Глашатай 1:

В турнире участвуют две знаменитые династии. Династия фон АБ солют и династия де ля В остор Г .

Глашатай 2:

Поприветствуем друг друга.

Династия фон Абсолют.

Добрый день! Мы рады вас видеть!

Династия де ля Восторг.

Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас!

Глашатай 1:

Победить в турнире очень нелегко,

Здесь сражаются за каждое очко.

Чтобы в турнире победить,

Очень умным и культурным надо быть.

Глашатай 2.

Династия фон Абсолют - ваш девиз!

Династия фон Абсолют.

Аккуратность и благородство!

Глашатай 1:

Династия де ля Восторг - ваш девиз!

Династия де ля Восторг.

Вежливость и гостеприимство!

Глашатай 1 и 2:

Внимание! Турнир Знатоков Этикета объявляется открытым!

Глашатай 2:

Что такое этикет?

Не наделаем с ним бед?

Глашатай 1:

Здесь мы будем все учиться,

Как уместнее проститься,

Как представится, назваться,

Как нам правильно общаться.

Глашатай 2:

На вопросы ты ответа

Не найдешь без этикета.

Маркиза де Этикет : Открою я вам книгу эту.

Ведь в помощь всяк ее совет.

Будем учиться этикету

И на любой вопрос найдем ответ.

Глашатай 2:

Что такое этикет? Это каждый знает

То нельзя и се нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.

А теперь серьезное дадим определение.

Маркиза де Этикет :

Этикет - это правила поведения человека среди других людей.

Историческая справка.

В один из исторических дней 17 века у французского короля Людовика 14 состоялся приём. Людовик, имевший громкое прозвище «король-солнце» и необычайно любивший пышность, распорядился вручить всем гостям карточки. На них перечислялись правила поведения, необходимые к соблюдению. Такая карточка называлась – этикетка. Именно от неё и появилось слово этикет – правила поведения. Таким образом, мы видим, что «этикет» - слово французского происхождения.

Глашатай 1:

Что такое этикет?

Это можно,

Это нет...

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике,

У людей на языке…

Очень просто жить культурно.

Все прекрасно,

Что не дурно.

Маркиза де Этикет :

Перед тем, как проверить ваши знания, мы проведём небольшую разминку. Истинные знатоки этикета очень часто пользуются «волшебными словами». Итак, минутка поэзии – «Доскажи словечко».

    Растает даже ледяная глыба от слова теплого... (спасибо).

    Зазеленеет старый пень, когда услышит... (добрый день).

    Если больше есть не в силах, скажем маме мы... (спасибо).

    Когда нас бранят за шалости, говорим... (простите, пожалуйста).

    Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)

    И во Франции, и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

Волшебные слова знаете хорошо, но главное – не забывайте употреблять их в речи и с особой интонацией. А также, достопочтенные гости, не забывайте соблюдать правила поведения!

Правила поведения для наших достопочтенных гостей:

    Говорить комплименты друг другу.

    Говорить только правду.

    Уметь признавать и исправлять свои оплошности.

    Не давать сдачи, а решать проблемы словами.

    Всегда благодарить за помощь с улыбкой на лице.

    Никогда не грубить, не кричать, разговаривать со всеми спокойным и вежливым тоном.

    Заметив какой-то непорядок, устранять его, не ожидая, когда их об этом попросят.

    Не хвалиться, если что-то хорошо получается, а учить этому других.

    Проявлять заботу о малышах, помогать взрослым.

    Уметь слушать, не перебивая собеседника.

    Учится красиво ходить и танцевать.

    Уметь правильно пользоваться столовыми приборами.

Маркиза де Этикет :

Молодцы, много правил знаете. Я надеюсь, что вы их соблюдаете.

Песня «Вежливость» (под минус песни «Чудо Детство»)

Куплет.
Здравствуйте, пожалуйста,

Позвольте, извините –

Это ведь несложно

Нам всем повторять.

Лучшие традиции,

Хорошие манеры

Будем непременно

Мы все выполнять.

Припев (2 раза):

Вежливость, вежливость – главная наука!

Рады встрече с ней всегда

И он, и ты, и я.

Вежливость, вежливость,

Проходи без стука.

Будем мы с тобой всегда

Хорошие друзья.

Маркиза де Этикет:

Ну что ж, для начала мы выясним насколько вы хорошо ориентируетесь в теоретических вопросах этикета. Каждая династия поочередно отвечает на вопрос. Итак, начнём:

    Что такое этикет? (Правила поведения)

    Кто придумывает правила поведения? (Сами люди)

    Кого называют культурным человеком?

    Зачем выполнять правила этикета?

    Какими словами можно заменить слово «спасибо»?

    Можно ли дарить один цветок? (Несомненно).

    Допускается ли в беседе спор? (Да, но без лишних эмоций) .

    Принято ли выражать свою благодарность за мелкую услугу хорошо знакомому человеку? (Да, всегда).

    Вы пришли в гости. Кто приглашает гостей за стол и определяет ваше место за столом?

    Кто здоровается первым, если встретились младший и старший?

Благодарю участников за ответы!

Сценическая миниатюра «Встреча»

Глашатай 1:

Уважаемая публика! Вашему вниманию предлагается сценическая миниатюра. Вам предстоит обнаружить ошибки в соблюдении правил этикетной речи.

Повстречала Маша Петю:

Самый лучший ты на свете!

Петя ей тотчас в ответ:

Машка, шлю тебе привет!

Как дела?

Да все путем!

А в кино сейчас пойдем?

Нет, ну все пока, давай!

Ладно, ну давай, прощай!

Глашатай 2:

Доблестные участники! Хорошо ли воспитаны наши герои? Как бы вы себя вели в такой ситуации?

Маркиза де Этикет:

Вам предстоит научить наших героев хорошим манерам и этическим нормам. Исправьте ситуацию, вставив, где необходимо этикетные слова, заменив просторечия нормативной лексикой.

Повстречала Маша Петю:

- …, лучший друг на свете!

Петя тотчас ей в ответ:

- …, шлю тебе привет!

Петя, как твои дела?

- …, хорошо! Как жизнь твоя?

Все в порядке. А в кино

Не пойти ли нам?

Маша, … , давно

Обещал помочь я маме.

Непременно в другой раз

Мы посмотрим «Ералаш».

Вот и хорошо. …!

- … в добрый вечер!

Слова для справок: извини, Маша, до встречи, здравствуй, спасибо, до свиданья.

Маркиза де Этикет:

Вы отлично справились с заданием!

Маркиза де Этикет:

А сейчас предлагаю вам послушать стихотворение Агнии Барто. Какие слова употребляются героем стихотворения при встрече и прощании? Вежлив ли он?

    Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном:

Его зовут.. а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

    Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

    «Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

    А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«ну, я пошел, пока, всего…»

    Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только:

Алешка, Петька, Ванька, Толька.

    Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

    Но, может быть, он всем знаком,

И вы встречались с ним где-либо.

Тогда скажите нам о нем,

А мы … мы скажем вам – спасибо!

Какие слова употребляются героем стихотворения при встрече и прощании?

Как называет он своих друзей?

Вежлив ли он?

Маркиза де Этикет :

Ах, как не хватает истинных кавалеров в современном мире! Но в нашем королевстве, наверняка, найдутся кавалеры в каждой династии. Я просто в этом уверенна! Предлагаю провести конкурс-дуэль «Комплимент прекрасной даме» .

Приглашаю на сцену по одному кавалеру от каждого класса. Перед вами прекрасная дама. Ваша задача, как можно больше сделать ей комплиментов. Займите свои исходные позиции. Делая шаг, вы произносите один комплимент. Если мы не услышим комплимента в адрес прекрасной дамы, вы выбываете из конкурса.

Маркиза де Этикет : Уважаемые участники турнира, вы доказали, что в нашем королевстве есть истинные кавалеры!

Игра «Хорошо – плохо» (Физминутка)

«Хорошо» – хлопаем в ладоши, «плохо» – топаем ногами.

    Здороваться при встрече.

    Толкнуть и не извиниться.

    Помочь поднять упавшую вещь.

    Не встать, обращаясь к учителю.

    Взять билет в автобусе.

    Не уступить место в транспорте.

    Сидеть в шапке за столом.

    Резать – уродовать стволы деревьев.

    Ломать ветки деревьев и кустов.

    После отдыха в лесу оставить после себя свалку.

    Поздравить родных с праздником.

Маркиза де Этикет :

Следующее задание на знание русского языка. На столах лежат карточки. Выберите к слову вежливость синонимы. Задание понятно, время пошло.

Маркиза де Этикет :

Команды готовы. И первой справилась династия «___________»! Зачитайте слова синонимы к слову вежливость. Молодцы! С заданием вы справились. Я желаю Вам быть ВЕЖЛИВЫМИ, ВНИМАТЕЛЬНЫМИ, ТАКТИЧНЫМИ, ПОРЯДОЧНЫМИ, ДОБРЫМИ. Ведь нам так этого не хватает в нашем современном мире!

Игра с залом «Лови смайлик»

Маркиза де Этикет :

Высоко цените в общении между людьми такое мимическое движение, как улыбка. Когда человек улыбается, его лицо делается несравненно лучше. Окружающие благодарно принимают улыбку, выражающую приветливость и дружелюбие.

Сейчас я «брошу улыбку» любому участнику турнира, который «поймает» ее руками и «нанесет» ее на свое лицо, потом «сотрет» и «бросит» другому.

Улыбающийся человек быстрее вызывает к себе расположение. Улыбайтесь чаще!

Маркиза де Этикет :

Вы успешно справились с первыми конкурсными заданиями турнира и готовы перейти к следующим.

Музыкальная пауза: «Бал вежливости»

Маркиза де Этикет :

Сегодня находясь на турнире Знатоков Этикета несомненно мы поговорим с вами о правилах поведения на балу.

1.Приглашая даму на танец, следует поклониться и сказать: «Позвольте Вас пригласить!»

2.После танца следует проводить даму и поблагодарить её.

3.Отказываясь от приглашения на танец, девушка говорит вежливо: «Извините, я не танцую»

Маркиза де Этикет :

Обратите внимание, на бал пришли добрые, тактичные и заботливые кавалеры и очень милые дамы. Задание заключается в следующем: кавалеры команд приглашают своих дам на танец, выполняя при этом первое правило поведения на балу. После танца кавалеры провожают дам на своё место и благодарят за танец. Задание понятно? Тогда попросим музыку.

Глашатай:

Объявляется музыкальная пауза!

Дети исполняют танец.

Маркиза де Этикет :

Итак, обе династии себя показали и с заданием справились.

«Ситуация»

Маркиза де Этикет :

Сейчас вам будут предложены ситуации на знание общепринятых норм поведения.

Ситуация 1. В некотором царстве, в некотором государстве живет несчастный король: все его 13 умнейших министров на всех советах говорят вместе, поэтому никто никого не слышит и ничего не может толком решить. Какое из правил этикета посоветовали бы Вы этому королю сделать Первым Законом в его Государстве?

Ситуация 2. ...Грозный рыцарь в тяжелых доспехах остановил коня у порога дома. Никто не посмел выйти ему навстречу – страшно... Он медленно повернулся к двери, снял шлем и вошел: "Эй, хозяева! Привет вам привез от родных..." – и улыбнулся, молодой и красивый... С тех самых пор все мужчины, входя в дом с добрыми намерениями, что делают?

Ситуация 3. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой сверток. Одна книга упала. "У Вас упала книга" - закричал мальчик, догоняя прохожего. "Разве?" - удивился тот. "Конечно. У Вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и сверток, а теперь осталось 4 предмета, "- объяснил мальчик. "Я вижу, что ты хорошо знаешь математику," -сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. - "Но, однако, есть правила, которые ты не усвоил." Что должен был сделать мальчик?

Ситуация 4. Одна девочка жаловалась возмущенно маме: "Во дворе мальчишка такой невежливый, зовет меня Танька." "А ты как зовешь его?" - спросила мама. "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!" - ответила Таня. Права ли Таня?

Ситуация 5. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семёнович». Скажите, какая допущена ошибка? А может всё в порядке?

Сервировка стола

Маркиза де Этикет :

Следующий конкурс сервировка стола. Как это ни печально, застольный этикет в нашей стране отнюдь не популярен. Положа руку на сердце, ответьте мне, кто из вас за домашним столом пользуется ножом и вилкой одновременно. Каждой династии предоставляется набор посуды для того, чтобы накрыть стол согласно правилам этикета. Побеждает тот, кто сервирует стол правильно.

Итак, сервируем стол. (Звучит музыка)

Сценки-шутки

Сценка 1. В автобусе.

Дама спрашивает:

Я извиняюсь, Вы выходите?

Выхожу.

А впереди Вас выходят?

Да.

А вы у них спрашивали?

Спрашивала, спрашивала.

А что они Вам ответили?

Сценка 2.Мать поучает сына.

Никогда не тянись через весь стол, если тебе что-нибудь нужно. Разве у тебя языка нет?

Есть, но руки длиннее.

Сценка 3. Бабушка воспитывает внука.

Андрей, когда кашляешь, прикрывай рот ладошкой.

Не бойся, бабуля, у меня зубы не выпадут.

Сценка 4. В театре во время спектакля разговаривают двое.

Один из впередисидящих зрителей оборачивается и говорит:

Простите, мсье, я ничего не слышу.

А почему, собственно говоря, Вы должны слышать, о чем мы говорим?

Игра «Стоп красный свет»

Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Вы сейчас прослушаете маленькие эпизоды, как только вы заметите неэтичное, невежливое поведение – поднимите красную сигнальную карточку, если одобряете – поднимите зеленую карточку. Приготовьте карточки.

    Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться. (Красная.)

    На перемене у двери буфета два мальчика, обогнав девочку и отстранив ее, первыми вбежали в буфет. (Красная.)

    Две девочки в столовой «хлюпают» носами, болтают за столом во время еды. (Красная.)

    Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у малышей, дергают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц. (Красная.)

    По утрам убираем свою постель. (Зеленая.)

    После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши. (Зеленая.)

    Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить-поживать на белом свете. (Красная.)

    Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду. (Зеленая.)

"Вредные советы"

Маркиза де Этикет:

А сейчас ребята будут давать вам вредные советы, а вы будете находить ошибки в поведении героев и исправлять их.

Если ты пришел к знакомым - не здоровайся ни с кем.

Слов "пожалуйста", "спасибо" никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем и хватайся за живот.

Девчонок надо никогда не замечать

И не давать проходу им нигде и никогда

Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

Если друг на день рожденье пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома, пригодиться самому.

Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай.

Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

Маркиза де Этикет :

В нашем королевстве на нашем турнире, как мы уже убедились, собрались истинные знатоки этикета. А Вам интересно узнать, что происходит у наших соседей? Тогда предлагаю совершить путешествие в соседнее царство.

Вопросы по содержанию видео:

А сейчас внимание! К нам прибыли гости из соседнего царства. Они решили нам показать свои обычаи и свое видение этикета.

Танец.

Маркиза де Этикет :

Да, современный этикет стал менее церемонным, более простым. Этикет сегодня - это прежде всего средство общения. Открываю следующую страницу своей чудесной книги.

Маркиза де Этикет :

Мы хорошо сегодня провели своё время, побывали на Турнире Знатоков Этикета и многому научились.

Маркиза де Этикет :

Пришло время произнести торжественную клятву. (Клятву читают хором)

Клянемся вежливыми быть,

Всегда «спасибо» говорить,

И «добрый день», и «до свиданья».

Нет в мире выше звания.

Мы все люди прилежные

Будем всегда вежливы.

Добры и старательны,

И ко всем внимательны!

Маркиза де Этикет :

Спасибо вам, мои друзья,

За доблесть награжу Вас я.

Маркиза де Этикет вручает участникам турнира грамоту, подтверждающую их участие. Орден этикета.

Песня «Вежливо-невежливо» Малышарики

Здравствуйте, до свидания, Вам спасибо за внимание,

Извините, проходите, можно Вас спросить?

Нам слова простые эти помогают жить на свете

Как приятно, как полезно вежливыми быть.

Проигрыш.

Должен вежливым быть каждый – и пугливый и отважный

Даже кто-то очень важный должен не забыть

Здравствуйте, до свидания, Вам спасибо за внимание,

Как несложно и как важно вежливыми быть.

Королева:

А нам пора прощаться. Ведь суровое правило этикета гласит: вовремя откланяться не менее важно, чем вовремя прийти.

(Под торжественную музыку после фотографирования дети покидают зал.)