Шифер пропускает воду что делать. Что делать если протекает крыша. Крыша из черепицы

Вопрос «чем заделать трещину в шифере на крыше» рано или поздно возникает у собственников частных домов, кровли которых до сих пор покрыты этим материалом, а таких строений пока еще – достаточно много. В нашей стране шифер был и остается популярным кровельным покрытием, так как имеет вполне доступную цену, отличается долговечностью, прочностью, не требует особого ухода и, вместе с тем – поддается мелкому

При немалых достоинствах, есть все же у шифера «слабое место» – это не слишком высокая стойкость к ударным механическим нагрузкам. Хотя шифер достаточно инертен к ультрафиолету и повышенной влаге, длительное их влияние на него все-таки также дает разрушающий эффект. С годами структура материала становится все более хрупкой, и именно поэтому при резких перепадах температур или при падении на старую кровлю ветки дерева, в листах нередко образуются пробоины или трещины, как продольные, так и поперечные. В результате подобных повреждений крыша начинает протекать, а если вовремя не заделать появившиеся дефекты, то они обязательно будут расширяться.

Конечно, в идеале бы – заменить повреждённое покрытие на новое. Однако, далеко не всегда и не у всех имеется возможность такой полной замены – просто из финансовых соображений или недостаточности времени. Поэтому мелкий ремонт шифера порой становится единственным вариантом срочных мер по защите стропильной системы и всего дома от проникновения влаги и всех печальных последствия, к которым ведет протекающая кровля.

Существует несколько способов ремонта шифера. А чтобы выбрать для себя наиболее подходящий, есть смысл ознакомиться с ними подробнее. Но для начала – проясним основные причины прихода шиферной крыши в негодность – хотя бы для того, чтобы постараться не допускать таких явлений впредь.

Итак, чтобы предотвратить повреждения покрытия, необходимо разбираться в вопросе, по каким причинам разрушается шифер. Обладая такой информацией, проще будет просто правильно ухаживать за кровельными листами и, возможно, до ремонта дело и не дойдет.

Кроме упомянутых выше причин разрушения материала, можно назвать и следующие обстоятельства:

  • К механическим воздействиям или ударным нагрузкам относится не только падение веток с деревьев, окружающих дом, но и такое природное явление, как крупный град. Разрушающее давление порой создают и снежные наносы на кровлю.

Привести к поломке покрытия может неаккуратное передвижение по крыше при монтажных и ремонтных работах. Чтобы шифер не треснул под весом мастера, производящего обследование кровли или ее ремонт, на покрытие необходимо уложить заранее изготовленные деревянные настилы.

Делая это нехитрое приспособление, необходимо учесть, что оно должно иметь небольшой вес, а перечные рейки-лаги, скрепляющие доски снизу, следует расположить таким образом, чтобы они попали в углубление волны настеленного шифера. Подобный настил увеличивает опорную площадь и значительно снижает риск повреждения листов.

При необходимости выполнить ремонтные работы на кровле с крутыми скатами потребуется лестница, имеющая длину, равную скату крыши, и оснащенная специальным приспособлением - зацепом, с помощью которого она будет фиксироваться за конек.

  • Как известно, шифер имеет шероховатую поверхность, поэтому со временем на нем могут появиться колонии мха и лишайников, которые, укореняясь и разрастаясь, будет разрушать структуру материала. Кроме того, цепляясь за кочки мха, на кровле задерживается мусор в виде маленьких веток и листьев, а пыль, собирающаяся вокруг растений, становится для них питательной средой. Если же мох захватил углубление волны, он будет задерживать ток воды. Далее, разрастаясь, мох проникает в горизонтальные и вертикальные стыки листов, приподнимая их, что открывает пути для протекания дождевой воды под шифер.

Мох любит влагу и гибнет под постоянным воздействием ультрафиолета, поэтому его чаще всего можно обнаружить на северной стороне кровли или на крыше дома, находящегося под высокими деревьями, густая крона которых перекрывает к ней доступ солнца. Мох может появиться и на скатах, имеющих маленький уклон, так как на них легче задерживается влага, что является благоприятным фактором для развития и разрастания подобной микрофлоры.

Чтобы не усложнять себе задачу, которая неизбежно возникнет с появлением и разрастанием мха и лишайника, лучше всего предупредить это явление, покрыв шифер несколькими слоями стойкой атмосферной краски. Красочный состав сгладит поверхность кровельного материала, заполнив микроскопические поры, поэтому спорам мха негде будет «обосноваться», чтобы начать свое развитие.

Если же крыша старая, и на ней уже закрепились колонии растительности, то для того, чтобы «спасти» пораженный шифер, придется провести серьезную работу по его очистке от мягкого «зеленого ковра». Для этого необходимо выбрать один из трех существующих способов:

— Очистить покрытие механическим путем, удаляя «заросли» металлической щеткой и смывая струей воды.

— Нанести на шифер путем распыления химический состав, который поражает корневую систему колонии. Мох высохнет, и его можно будет просто смести жестким веником или щеткой;

— Произвести промывку кровельного покрытия водой, подаваемой в распылитель под очень большим давлением – это так называемая гидродинамическая очистка.

Здесь нужно добавить и то, что такая растительность вполне может появиться не только на шифере, но и на мягкой кровле, на черепице, ондулине и другом материале, имеющим на поверхности шероховатости.

  • Причиной быстрого износа кровельного покрытия вполне может стать и некачественный шифер, изготовленный с нарушением технологических условий. К сожалению, такая продукция достаточно часто встречается на строительных рынках – сказывается отсутствие контроля качества на производстве, игнорирование установленных стандартов в погоне за быстрой прибылью.

Понятно, что такой кровельный материал менее стоек к механическим воздействиям и может расколоться даже от несильного случайного удара. Поэтому шифер, изготовленный еще в советское время, нередко до сих пор защищает крыши домов от промокания, а современные листы частенько служат не более 12÷15 лет.

Ознакомьтесь с и инструкцией по монтажу своими руками, из новой статьи на нашем портале.

Технология производства может быть нарушена на разных этапах изготовления кровельного материала. Это может быть использование непрофессионального, полукустарного оборудования, отклонение от установленной рецептуры состава раствора, например, несоблюдение пропорций или замена компонентов на более дешевые, использование укороченных армирующих волокон, что ведет к ослаблению листов, недостаточный срок «созревания» материала, который обязательно должен быть выдержан с момента изготовления шифера до полной готовности к реализации, и другие подобные нарушения.

  • К необходимости скорого ремонта могут привести некачественно произведенные работы по гидроизоляции стыков вокруг вентиляционных и дымовых труб, а также других элементов, располагающихся на крыше. Это нередко заканчивается появлением на листах покрытия трещин – из-за попадания в оставленные зазоры влаги, которая при снижении температуры воздуха превращается в лед и создает чрезмерные напряжение между материалами. Чтобы не возникло подобных проблем, герметизацию швов в проблемных зонах, находящихся на крыше, нужно производить с особой тщательностью и аккуратностью.

  • Нарушение технологии укладки шифера на обрешетку стропильной системы также со временем приводит к его растрескиванию. Нарушение целостности шифера может возникнуть из-за попадания влаги между листами и образования наледи, или же из-за неправильно, с выраженным напряжением, уложенных и скрепленных в таком положении листов.
  • Крепление шиферного покрытия к обрешетке должно проводиться специальными шиферными гвоздями или же обычными, но с применением резиновых прокладок. Другие крепежные элементы при их забивании или вкручивании могут спровоцировать появление трещин.

  • Для забивания шиферных гвоздей рекомендуется высверлить отверстия с диаметром, который должен быть больше диаметра гвоздя на 1,5÷2 мм. Объясняется очень просто – при изменении температур материалы расширяются (сжимаются), и между ними также создается напряжение, приводящее к повреждению листов – появлению трещин.
  • Наледь, образующаяся в весенний период на кровле, в основном по карнизной линии, ослабляет структуру шифера и приводит к крошению края листов и к микротрещинам. Днем наледь тает, и маленькие трещины заполняются влагой, а при замерзании в ночное время происходит значительное объемное расширение. В результате этого небольшие, казалось бы, дефекты все больше расширяются, постепенно раскалывая шифер.

Никогда не следует забывать, что появление и развитие на шиферном покрытии даже всего одной трещины, которая со временем будет увеличиваться в размерах, грозит промоканием обрешетки, стропил, утеплителя, а затем – перекрытия и стен здания. В результате этого неизбежно в структуре материалов образуется грибок, начнется разрушение строительных конструкций. Поэтому будет наивным полагать, что небольшое повреждение кровельного покрытия - это мелочь, с устранением которой можно особо не торопиться. И для того чтобы не пропустить начало возникновения трещин и пробоин, необходимо регулярно производить ревизию покрытия и знать, как найти дефекты.

Как «продиагностировать» поврежденные участки шифера?

Если шиферную крышу рассматривать «на просвет» снизу, со стороны чердачного помещения, то на ней практически невозможно рассмотреть мелкие трещины и сколы небольшой величины. Поэтому необходимо уметь замечать «тревожные сигналы», подсказывающие, что назрела необходимость обязательного ремонта кровли:

  • Прежде всего, рекомендовано хотя бы дважды в год, проводить инспекцию крыши со стороны чердачного помещения. Особенно хорошо видны протечки, если крыша не имеет – они после дождя проступают на сером шифере темными пятнами или полосами, в зависимости от характера повреждения.
  • Сложнее найти трещины при наличии утеплителя, поэтому ревизию проводить в этом случае желательно гораздо чаще. В месте протечки в скором времени появятся темные пятна плесени, и тут стоит задача не допустить распространения грибка на остальной утеплитель и деревянные детали конструкции. Если не спохватиться вовремя, в скором времени по линии стыка потолка и стен жилых помещений появится черная плесень, а в комнатах будет стоять затхлый запах сырости.

Если будет обнаружен участок кровли, где образовалась трещина и произошла протечка, придется полностью снять промокший фрагмент утеплителя и как можно скорее от него избавиться. Затем необходимо проверить рядом расположенные маты термоизоляции, и при обнаружении на них хотя бы небольшого участка, захваченного плесенью – их, никуда не денешься, тоже придется заменить. Ну а в дальнейшем, прежде чем заново проводить утепление, конструкцию нужно хорошо просушить и проветрить, поэтому весь подобный процесс восстановления лучше всего проводить в жаркую погоду.

На кровельной конструкции есть области, на которые нужно обратить особо пристальное внимание, так как эти места наиболее уязвимы для механических нагрузок, а значит – и для повреждений листов покрытия.

  • Фиксация листов к обрешетке производится через гребень волны шифера, и именно в месте крепления могут образовываться трещины, например, если для гвоздей были предусмотрены отверстия маленького диаметра.
  • Края шифера, расположенного вдоль карниза, достаточно легко проверить, и они требуют проверки после каждой зимы, после схода стаявшего снега, так как в холодное время года кровельный материал подвергается нешуточному испытанию от высоких механических нагрузок и перепадов температур.
  • Мох и лишайники могут появиться на шифере, не имеющем повреждений, но не нужно ждать пока микроорганизмы «завладеют» всю площадью крыши, так как ослабленная структура материала больше подвержена механическим повреждениям. Поэтому, если на покрытии появились области, заселенные мшистыми колониями, то этих «незваных гостей» желательно ликвидировать до того, как они заполонят весь шифер. Тем более что легче очистить несколько небольших участков от растительности, чем бороться с ней по всей немалой поверхности крыши.

После проведения инспекции кровли со всех проблемных сторон, можно будет определиться с выбором способа ее ремонта.

  • При обнаружении продольной трещины, проходящей по гребню или углублению волны, ее ремонт может быть произведен с помощью наложения гидроизоляционной самоклеящейся ленты для шифера. Ее наклеивают с внешней и внутренней стороны, или же только снаружи покрытия. Если ленту монтируют только сверху шифера, то рекомендовано, под такой зазор уложить кусок оцинкованного металлического листа, которому заранее придается изгиб волны.

Кроме ленты, для ремонта может быть использована стекловолоконная сетка-серпянка или стеклоткань, которую наклеивают с помощью средства на битумной основе.

  • Если трещина образовалась поперек волн шифера, то ее можно заделать той же сеткой-серпянкой, но лучшим вариантом в этом случае является все же замена поврежденного листа покрытия. Для реализации этого действия, возможно, придется демонтировать не один, а несколько листов, чтобы аккуратно изъять поврежденный, а затем уложить все обратно и закрепить.

  • Если один из листов имеет пробоину, то ее также можно заклеить, или же придется заменить лист, в зависимости от величины образовавшейся дыры.
  • Сколы или трещины, обнаруженные по карнизному ряду покрытия, заделать достаточно сложно. Поэтому чаще всего поврежденные листы снимаются, а вместо них укладываются новые. Здесь, важным нюансом является аккуратное удаление гвоздей, скрепляющих карнизный и второй ряд покрытия, так как старый шифер – более хрупкий, поэтому даже остающиеся целыми листы вполне могут дать трещину.

В том случае, если заменить листы по карнизной линии по каким-либо причинам не представляется возможным, то их края придется залатать сеткой и битумом, нанеся материалы с верхней и нижней стороны шифера. Оставлять листы в поврежденном виде не рекомендуется, так как трещины, пробоины и сколы под влиянием внешних факторов неизбежно будут расширяться.

Способы ремонта шиферного покрытия крыши

Теперь, когда получена определенная ясность по причинам возникновения повреждений шифера, а также по возможным вариантам ремонта выявленных дефектных листов, можно перейти непосредственно к рассмотрению порядка проведения работ.

Как можно видеть из приведенных выше примеров, заделать повреждения на шифере можно несколькими способами, используя при этом специальные или подручные материалы. Однако, надежное закрепление ремонтных «заплаток» возможно только на хорошо подготовленную поверхность кровельного покрытия.

Еще один важный момент, заслуживающий повышенного внимания. При проведении работ на высоте всегда на первый план должно выходить обеспечение личной безопасности работника, ну а при ремонте конкретно шифера – еще и создание условий для передвижения по нему. Так, например, если предстоит отремонтировать односкатную шиферную крышу, то для сохранения покрытия в целости используются деревянные настилы, позволяющие равномерно распределить нагрузку по площади покрытия. Для ремонта двускатной конструкции кровли обязательно потребуется лестница-трап, которую можно зацепить за коньковую часть крыши.

Первый вариант ремонта шифера – применяем специальную ленту

Итак, как уже было представлено выше, для ремонта трещин любой длины достаточно удобно применять самоклеящуюся бутил-каучуковую ленту, специально предназначенную для шифера. Этот материал также используется для обустройства гидроизоляции примыканий кровельного покрытия к дымоходам и трубам вентиляции.

Наружная сторона ленты производится из нетканого полотна, поэтому при желании сохранить цветовую гармонию крыши, «заплатку» легко можно окрасить в нужный цвет. Клеить ленту на шифер достаточно просто, если созданы необходимые условия для высокой адгезии материалов. Процесс ремонта осуществляется поэтапно:

  • Отыскав повреждение на листе шифера, область покрытия вдоль него необходимо очистить от грязного налета и всех видов растительности любым, наиболее для себя удобным из выше названных способом. Если для этого процесса применялась вода, то после проведения очистки кровельный материал нужно просушить.
  • Следующим шагом ремонтируемую область потребуется обезжирить. Для этой цели подойдет ацетон, уайт-спирит, или другой органический растворитель.
  • Далее, производится замер длины образовавшейся трещины, по которому будет производиться раскрой ленты. Здесь нужно учитывать, что длина «заплатки» должна быть больше участка повреждения на 80÷100 мм с каждой из сторон.
  • После этого отмеряется лента, и от рулона отрезается полоса нужной длины.
  • Отрезанную ленту накладывают на трещину, и, начиная с одного ее края, аккуратно начинают снимать защитную пленку с внутренней стороны материала, одновременно приклеивая его на поврежденную область шифера.
  • Приклеивая битумно-каучуковую ленту, ее нужно хорошо прижимать к поверхности кровельного покрытия. Ремонтная «заплатка» должна иметь надежное сцепление с кровельным материалом, без признаков отклеивания углов и краев.
  • Если лента имеет цвет, разнящийся с оттенком шифера, ее можно покрасить. Другой вариант – покрыть свежей краской всю поверхность скатов крыши, создав им тем самым дополнительную защиту.

Если нет необходимости приобретать целый рулон ленты, так как трещина всего одна и имеет небольшую длину, то в строительных магазинах часто можно отыскать уже нарезанные «заплатки» различных размеров из того же материала.

Еще один вариант ремонта шиферных листов с применением бутил-каучуковой ленты предполагает дополнительное использование сетки-серпянки, которая отлично армирует «заплатку», придав ей надежность и прочность.

Для проведения ремонта этим способом потребуется двух- и односторонняя герметизирующая лента и сетка-серпянка.

Ремонтные работы проводятся следующим порядком:

  • На подготовленную поверхность поврежденного шифера (процесс подготовки уже был обрисован выше), приклеивается полоса двухсторонней ленты - для этого с ее нижней поверхности постепенно снимается защитная пленка. После того как полоса будет закреплена, потребуется снять верхнюю подложку, закрывающую клеящий слой.
  • Следующим этапом на клейкую поверхность ленты фиксируется сетка-серпянка.
  • Далее, армирующий слой закрывается «заплаткой» из односторонней ленты, то есть имеющей клеевой слой только с одной стороны.
  • После того как трещина будет закрыта, можно переходить к окрашиванию получившейся «заплатки»

Второй вариант – используем битумные мастики, армирующую сетку или стеклоткань

Этот способ заделывания трещин, а иногда – и небольших пробоин, предполагает использование (вместо бутил-каучуковой ленты) армирующей сетки-серпянки или стеклоткани и разогретого битумного состава.

Битум может быть нанесен одним или двумя слоями в зависимости от величины поврежденного участка. Работы в этом случае производятся в следующем порядке:

Иллюстрация Краткое описание выполняемой операции
В этом случае для очистки поверхности шифера использовалась вода и обычный кухонный металлический скребок.
Если на кровельном покрытии скопился достаточно толстый слой пыли и грязи, то сначала лучше всего постараться смести его жестким веником.
При наличии островков мха и лишайника их также предварительно потребуется удалить.
Далее, область ремонта хорошо промачивается водой, которую можно нанести губкой, а затем вычищается скребком.
Перед началом работ лучше всего защитить руки, надев резиновые перчатки.
После очистки участка шиферного листа обычно сразу же выявляется повреждение, требующее ремонта. Для ускорения просыхания поверхности, чтобы не затягивать с дальнейшими операциями, можно протереть шифер мягкой, хорошо впитывающей влагу тканью.
Когда шифер высохнет, с участка, подлежащего ремонту, необходимо снять крепежные элементы (гвозди), если они попадают на область, которую нужно герметизировать.
Удалять шиферные гвозди нужно очень аккуратно, стараясь не повредить целые листы покрытия.
Вытаскивание крепежных элементов обычно осуществляется гвоздодером, которому требуется жесткий упор – в этом качестве можно использовать доску или деревянную рейку без сучков, толщиной не менее 20 мм, так как на нее будет приходиться достаточно высокая нагрузка.
В любом случае, производя выдергивание гвоздя, упорную доску нужно придерживать свободной рукой.
Следующим шагом подготавливаются все используемые для ремонта элементы и материалы.
Сетка-серпянка или стеклоткань раскраивается по размерам, снятым с поврежденной области.
Стеклоткань удобно применять в тех случаях, когда требуется заделать пробоину, так как она имеет сплошную плотную поверхность плотность, а в сочетании с битумом образует жесткое покрытие, вполне сопоставимое по прочности со структурой шифера.
В качестве клея применяется битумная мастика, жидкий рубероид или другие составы на подобной основе.
Готовые растворы не требуют разогрева, и их можно использовать сразу после открытия банки. По этим соображениям, ремонт шифера с использованием готовых мастик еще часто называют «холодным».
«Горячий» способ ремонта заключается в нанесении на поврежденный участок битума, предварительно разогретого до 160 градусов.
Для этого куски этого материала в жестком виде укладываются в ведро или другую металлическую емкость. Затем она устанавливается на открытый огонь, разжигаемый, например, между установленными кирпичами, которые послужат подставкой для емкости. После того как битум нагреется, и начнется его плавление, состав периодически перемешивается, так как он не должен подгореть или воспламениться.
Производя эти работы необходимо учитывать температуру окружающей среды.
Если битум будет разогреваться в холодное время года, то в него лучше всего добавить отработанное масло в пропорции 10:1, то есть порядка 10% от общего объема. Отработка несколько задержит отвердевание битума, сделав его более эластичным.
Кроме того, с таким раствором легче работать, особенно при укреплении карнизного края шифера, которое производится с применением серпянки.
Битумный состав рекомендовано наносить на листы шифера в два слоя, толщиной в 1÷1,5 мм каждый, с помощью шпателя и кисти.
После нанесения первого слоя на ремонтируемый участок кровли, сверху него настилается армирующий материал и прижимается к горячей массе шпателем.
После того как битум схватится, сверху сетки или стеклоткани наносится его второй слой.
Таким же образом производится нанесение и готовой мастики, только без ее разогрева. Но и ее необходимо предварительно очень тщательно перемешать - до приобретения ею совершенно однородного состояния.
Если в шифере образовалась крупная пробоина, то ее сколотые края и мелкие трещины, которые пошли от нее, обычно вырезаются.
Далее, по краям этой пробоины наносится битумный состав, на который приклеивается стеклоткань – она должна находить на неповрежденные участки покрытия как минимум на 70÷80 мм.
После ее приклеивания, сверху нее наносится очередной слой битума, который также можно накрыть еще одним слоем стеклоткани или сетки-серпянки. Такой многослойный вариант предпочтительнее, так как подобная ремонтная «заплатка» будет обладать куда большей прочностью, создаст надежное армированное покрытие.
Затем, вся область, с заходом на неповреждённые участки, еще раз густо промазывается мастикой и оставляется до полного просыхания.
Некоторые мастера наносят и больше слоев разных герметизирующих материалов, но это будет зависеть от расположения повреждения.
Но если оно образовалось в нижней части волны, то общий слой не должен быть слишком толстым, иначе он даже сыграет негативную роль – станет задерживать отток воды с крыши.
В готовом виде заделанное этими способами повреждение не должно быть заметным.
Единственное, что, конечно, станет выдавать «заплатку» – это её черный цвет.
Через месяц, особенно в том случае, если этот период выдастся дождливым, желательно провести ревизию заплатки.
Если же дождей не было, то ее нужно основательно пролить водой, чтобы убедиться, что вокруг повреждения не осталось микротрещин, которые, промокая, приведут к новым разрушениям.
После схода обильного потока воды через загерметизированный участок покрытия, необходимо внимательно осмотреть его со стороны чердака, чтобы убедиться, что при сильном ливне влага не попадет на деревянные конструкции и утеплитель.

Необходимо отметить, что если от других строительных работ остался такой материал, как рулонная гидроизоляция «Технониколь», то его вполне можно использовать вместо армирующих материалов, наклеив на разогретый битумный состав. «Технониколь» эластичен и легко примет изогнутую форму волны. При недостаточной адгезии материалов, их нужно будет разогреть, применив газовую горелку (на небольших участках бывает достаточно и строительного фена).

Видео: Ремонт участка шиферной кровли с использованием рулонного еврорубероида «Технониколь»

Третий вариант – использование цементных растворов

Самым доступным и простым способом заделки повреждений на листах шифера можно назвать применение цементно-песчаного раствора. Единственное, что усложнит работу, это подъем и удержание бетона на высоте крыши с крутыми скатами. Кроме того, применяя этот раствор, нужно заранее получить информацию о погодных условиях на ближайшие два - три дня, так как если пойдет дождь, достаточно трудоемкая работа будет проведена напрасно – вода просто смоет ремонтные «заплатки».

Ремонтный раствор для подобных целей обычно изготавливается из цемента М500 и мелкофракционного песка, взятых в пропорции 1:2. Некоторые мастера предпочитают не «заморачиваться» его составлением, и применяют для ремонта клей для фасадной плитки, который предназначен для эксплуатации при различных температурах и их перепадах, а также в условиях высокой влажности.

Клей имеет специальные добавки, которые предназначены для быстрого создания однородной пластичной массы, обладающей высокой адгезией, облегчающей работу. Смесь изготавливается на основе цемента, в который добавляется измельченный песок, поэтому она имеет мелкодисперсную структуру – как раз то что надо для ремонта кровельного покрытия.

Чтобы с раствором легко было работать, и он имел хорошее сцепление с шифером, его вымешивают до консистенции теста. Кроме того, для повышения адгезионных качеств материалов, перед нанесением раствора поверхность кровельного листа необходимо увлажнить.

Используя этот материал для ремонта достаточно большой пробоины или широко разошедшейся трещины, в целях повышения надежности со стороны чердака к повреждениям прижимается металлический оцинкованный лист, которому придается изгиб волны. Закрепить эту подкладку следует заранее, например, на клей «жидкие гвозди», а затем установить подпорку из бруса или доски, которую можно будет убрать только после полного застывания цементного раствора.

Установив такую заплатку с внешней стороны покрытия, рекомендуется выстлать ее сеткой серпянкой, которая должна находить на неповрежденный шифер на 7÷8 мм.

После этого можно производить нанесение раствора с помощью резинового шпателя слоем примерно в 2÷2,5 мм. Нанесенный слой цементной смеси требуется хорошенько разгладить – эту операцию легко провести, надев на руку резиновую перчатку и увлажнив схватывающийся раствор.

Когда цемент отвердеет и наберет прочность, его покрывают грунтовкой, а после ее просыхания поверхность «заплатки» окрашивается влагостойкой краской для внешнего применения.

Четвертый вариант – с использованием гидроизоляционных строительных смесей

Для ремонта шиферной крыши хорошо использовать специальные гидроизоляционные сухие или пастообразные обмазочные составы. Перед их применением сухие смеси замешиваются в соответствии с прикладываемой к ним инструкцией, а пастообразные – сразу готовы к применению.

Эти материалы обладают высокой адгезией, поэтому между ними и шифером образуется отличное сцепление. Работы по их нанесению практически не отличаются от применения цементного раствора и проходят следующим образом:

  • Чтобы добиться прочности «заплатки» из гидроизоляционных составов, основу под них нужно также подготовить описанным выше способом, то есть ее очищают и обезжиривают.
  • Следующим шагом, выбранная смесь разбавляется до жидкого состояния, и ее наносят на поврежденную область кровельного покрытия в качестве грунтовки, которая должна хорошо просохнуть.
  • Затем, непосредственно в трещину с помощью строительного пистолета или шпателя вносится густо замешанная гидроизоляционная смесь.
  • Если заделывается пробоина, то работы необходимо производить таким же образом, как и при использовании цементного раствора.
  • Первый слой гидроизоляции оставляется на 6 часов для схватывания. Затем, на застывший раствор настилается армирующий материал, который накрывается вторым слоем гидроизоляции. Финишный верхний слой необходимо хорошо разгладить – чтобы он не препятствовал свободному сходу воды во время дождя или таяния снега.

Гидроизолирующие смеси производятся на цементной и полимерной основе. Какой из составов выбрать – решать мастеру, но главное, чтобы в технических характеристиках была рекомендация по использованию такой гидроизоляции для нанесения на бетонные основания.

Пятый вариант – самодельная ремонтная шпатлевка

Эту смесь для ремонта шифера можно назвать «народным рецептом». Раствор в этом случае состоит из цемента, в который добавляется клей ПВА и асбестовые волокна. Чтобы получить такие волокна используют фрагмент асбестовой плиты или шнура, применяемых в качестве жаростойких прокладок между металлическими элементами и кирпичом при возведении печей. Измельчая асбест, нужно обязательно защитить органы дыхания, надев респиратор – дело это небезвредное!

Подготовив все компоненты для составления этого раствора, их берут в пропорции 2:3:1 (цемент: асбест: клей ПВА, разведенный водой 1:1). После смешивания указанных ингредиентов, в них понемногу добавляется вода, до тех пор, пока раствор ни приобретет однородную консистенцию сметаны средней густоты.

Раствор наносится на подготовленную поверхность шифера. Она, как и в других случаях, должна быть очищена и просушена. Поверхность вначале грунтуют клеем ПВА, разбавленным с водой в пропорции 1:3 – такая грунтовка наносится в два - три слоя, каждый из которых должен быть хорошо просушен перед нанесением последующего.

Основной раствор нужно наносить шпателем. Если образовалась трещина, то ее заполняют на всю толщину кровельного материала и оставляют до высыхания. Затем, можно нанести второй слой раствора, но он должен подниматься над поверхностью шифера не более чем на 1÷2 мм.

Пробоины накрываются стеклотканью, которая накладывается на нанесенный по краю повреждения раствор и также оставляется до схватывания. После чего идет второй слой раствора, который должен быть хорошо заглажен.

Шестой вариант – использование монтажной пены и эпоксидной смолы

Применение следующих материалов для ремонта шиферных крыш также вполне можно назвать «народным изобретением», так как они, по сути, предназначены для других нужд. Тем не менее, доморощенные мастера довольно успешно используют монтажную пену и двухкомпонентный эпоксидный клей для заделки трещин и небольших отверстий в листах шифера.

Способ хорош уже тем, что применяются вполне доступные материалы, с которыми легко справится любой домовладелец, не имеющий опыта в строительных работах. Необходимо приобрести баллон монтажной пены, имеющей небольшое объемное расширение (лучше всего, чтобы это была профессиональная пена, наносимая с помощью пистолета) и комплект для изготовления эпоксидного клея. Кроме того, необходим резиновый шпатель и один из уже упомянутых выше армирующих материалов.

Ремонт кровельного покрытия с использованием пены и клея включает нескольких этапов:

  • Первым шагом производятся подготовительные работы – очистка, обезжиривание, просушка поврежденного участка, а также обработка краев трещины, выбоины или скола.
  • Подготовленное повреждение небольшого размера заполняется пеной. Если же повреждение имеет большой размер, то пену распыляют на уложенную сверху отверстия сетку-серпянку, или же подкладывают со стороны чердака сформованный по волне лист оцинкованного металла или же кусок рубероида — иначе пена не удержится в проеме. Далее, нанесенную пену необходимо оставить до ее полного расширения и полимеризации высыхания, для чего следует ей отвести 24 часа.
  • Следующим этапом высохшая пена с наружной стороны кровельного покрытия аккуратно срезается по изгибу волны. С внутренней стороны ее трогать необязательно, так как там она удаляется только в том случае, если производится монтаж утеплительных матов, ровной укладке которых она будет мешать.

  • После этого на участок, подлежащий ремонту, наносится подготовленный эпоксидный состав. Он должен выходить за пределы повреждения также на 7о÷8о мм по всему его периметру.
  • На нанесенный клей укладывается армирующая сетка или стеклоткань и хорошо прожимается к поверхности волны.

Работу лучше всего проводить в перчатках, так как эпоксидный клей очень трудно отмывается от кожи.

  • Когда клей вместе с армирующим слоем высохнет, на него наносится еще один слой эпоксидного состава. После того как он также полностью полимеризуется и застынет, образуется идеально гладкая поверхность, которая не будет препятствовать оттоку воды при дожде любой силы.

Нельзя не отметить, что созданный с помощью этих материалов ремонтный слой получается достаточно прочным, герметичным и долговечным.

Эпоксидный состав можно применять для ремонта шифера и без использования пены, но чтобы клей поначалу не вытекал через отверстие, с нижней стороны листа на поврежденный участок можно наклеить влагостойкую монтажную ленту. После заполнения зазора, по всей его длине укладывается армирующий материал, а сверху него наносится эпоксидный состав и оставляется до полного высыхания.

Седьмой вариант – мелкий ремонт шифера с использованием состава на основе мела и олифы

Чтобы приготовить следующий состав, применяемый для ремонта шифера, потребуется мел и олифа. Оба материала доступны по цене, и их можно найти практически в каждом домашнем хозяйстве или, на крайний случай – в любом хозяйственном магазине «шаговой доступности». Однако, полученная из этих ингредиентов смесь может подойти только для небольших отверстий или же трещин на шифере. С пробоинами, имеющими большой диаметр, подобная паста справиться не поможет.

Приготовление этого состава производится «на глаз»: в олифу маленькими порциями добавляется мел, и она тщательно перемешивается. Такую процедуру необходимо продолжать до тех пор, пока паста не примет консистенцию меда, имеющего среднюю густоту.

Получившуюся пасту используют сразу же: ею замазывают повреждение – трещину или отверстие диаметром не более 20 мм, а затем разравнивают материал, дают ему хорошо просохнуть. Обязательное условие – высохшую «заплатку» хорошенько покрывают краской, способной защитить меловую замазку от попадания влаги.

Восьмой способ – с использованием универсального клея «Эмалит»

Нитроцеллюлозные клеи типа «Эмалит» (или его «родственников» по химическому составу) смело могут назваться универсальными, так как способны склеивать между собой практически любые материалы. Нитроцеллюлозные составы влагостойкие, прочные и долговечные, после застывания не боятся низких и высоких температур, образуют на поверхности защитную водонепроницаемую пленку. Поэтому они отлично подходят и для ремонта шиферного покрытия.

Если ремонтные работы решено производить подобным материалом, то они осуществляются в таком порядке:

  • Внутренняя сторона шифера в области повреждения хорошо очищается от пыли, а затем промывается водой с помощью губки, вытирается и просушивается.
  • По всему периметру повреждения, тонким слоем наносится клей, на который приклеивается пропитанная тем же составом стекло- или обычная ткань, имеющая высокую плотность. Заплатка должна быть больше повреждения на 45÷50 мм с каждой из сторон. Ее необходимо хорошо прижать снизу к шиферу и разгладить по его поверхности.
  • После того как армирующая ткань высохнет, на нее наносится еще один слой клея, и его необходимо тоже полностью просушить. Эта внутренняя «заплатка» станет основой для материала, которым повреждение будет заделано с внешней стороны.
  • Следующим шагом пространство дефекта покрытия (щели или пробоины) может быть заполнено цементно-песчаным раствором, плиточным клеем или гидроизоляционной смесью. Нанесенный состав разравнивается и оставляется сохнуть. После этого можно провести дополнительную гидроизоляцию «заплаток» краской или иным материалом, как описывалось выше.

Видео: «Рецепт» самодельного клея из пенополистирола и ремонт дефекта шифера с его применением

  • Если предстоит заделать длинную трещину, то по ее концам просверливается по отверстию, в которые заливается герметик и вкручиваются саморезы. Благодаря такой мере предосторожности, трещина обычно прекращает свое развитие в длину.
  • Для проведения ремонтных работ рекомендуется выбрать сухую погоду, которая, по прогнозам синоптиков, простоит как минимум 7÷10 дней. Обычно такое благоприятное время выпадает только в третьей декаде августа или даже в самом начале осени. Желательно, чтобы сам процесс ремонта проводился в безветренную облачную погоду, так как ветер может засорить раствор пылью, а для схватывания и просыхания большинства ремонтных составов важным моментом всегда являлся умеренный уровень температуры и влажности.
  • Что еще необходимо добавить после рассмотрения способов ремонта шиферной крыши? Прежде всего то, что любой ремонт шифера можно считать только временной мерой. Какой бы материал ни использовался, его плотность и коэффициент линейного расширения отличается от параметров основного покрытия, а значит заделанные, вроде бы, дефекты через некоторое время могут вновь проявить себя. Поэтому такой ремонт, как правило, проводится только в крайних случаях, например, из-за отсутствия возможности сразу произвести замену вышедшего из строя листа или даже всего кровельного покрытия.

Насколько сложно самостоятельно покрыть крышу шифером?

Долговечность шиферного покрытия напрямую зависит от качества его укладки. Не следует рассчитывать, что эта работа покажется простой. Ее сложность заключается не только в хрупкости и достаточно большой массе листов, но и в особенностях их стыковки и закрепления на обрешетке стропильной системы. Поэтому не лишним будет получить дополнительную информацию по , перейдя по ссылке к соответствующей публикации нашего портала.

Как защитить шифер от старения и разрушения?

В идеальном варианте проведение защитных операций для шиферного кровельного покрытия должно следовать непосредственно после его монтажа. Однако, чаще всего подобные мероприятия откладываются «на потом», и к ним возвращаются уже при появлении неотложной необходимости, то есть в случае обнаружения повреждений.

Добрый совет - лучше не дожидаться такой кризисной ситуации, а предотвратить ее возникновение, особенно в том случае, если кровля уже эксплуатировалась не один десяток лет.

Кроме того, прогрунтованная поверхность приобретет более высокую адгезию для дальнейшей обработки лакокрасочными составами.

  • Следующий слой покрытия выбирается по желанию домовладельца – это может быть краска на резиновой основе или мембрана «Ризолин».

— Резиновая краска производится в достаточно широком ассортименте оттенков, то есть можно подобрать ее к общему оформлению дома. Она отличается высокой эластичностью и стойкостью не только к влаге, но и к другим внешним атмосферным воздействиям. Нанесен этот слой краски может быть с помощью широкой кисти или краскопульта.

По сути, крыша будет покрыта тонким слоем безвредной , которая станет отличным гидроизолятором для кровельного материала и, кроме того, заметно выровняет шероховатую поверхность шифера.

— «Ризолин» – это самоклеющаяся мембрана, изготавливаемая на основе пропитанной битумно-полимерным составом стеклоткани и имеющая фольгированное покрытие.

Этот материал, благодаря своему структурному строению, обладает высокой прочностью и эластичностью, что позволяет ему принять любой сложный рельеф кровельного материала. «Ризолин» является отличным гидроизолятором, имеет прекрасную адгезию с основой, изготовленной из любого материала. Его клеевой слой, временно защищенный бумажной подложкой, которая снимается непосредственно во время монтажа, после прижатия к кровельному материалу создает сверхнадежное сцепление.

Верхний фольгированный слой материала предназначен для отражения ультрафиолетовых лучей, что предотвратит перегревание крыши, а значит, в доме в летнюю жару будет сохраняться благоприятный микроклимат. Кроме того, «Ризолин» имеет свойство «консервировать» начавшиеся признаки разрушения кровельного покрытия. Поэтому, накрыв крышу подобной мембраной, замену шифера можно будет отложить.

* * * * * * * * * * * *

В заключение публикации есть смысл назвать важную причину, по которой шифер все же стоит заменить на другой кровельный материал. Это – наличие в его составе чрезвычайно вредного для человеческого организма асбеста.

Если обратиться к современным международным стандартам, то сразу заметно, что Европейской комиссией еще в 1999 году принята директива об полном с 2005 года отказе от использования в странах Евросоюза изделий из асбестовых волокон или изготовленных из материалов, в которые они входят. Это решение было принято в результате длительных научных исследований, которые безапелляционно доказали вредность контактов с этим материалом.

Возможно, это обстоятельство подтолкнет владельцев домов, покрытых шифером, к тому решению, что лучше не производить ремонт старого покрытия при появлении повреждений, а полностью заменить кровлю, применив для этого один из современных или традиционных, но экологически чистых материалов.

Одной из самых распространённых проблем в осеннее весенний период, для жильцов – является протекание крыши. Почему именно в эти периоды? Как правило, именно осенью и весной приходится большое количество влаги, которое принимает на себя крыша. Осенью - это проливные дожди, весной – таяние снега. Поэтому в этот период страшны протечки крыши, однако при этом данное время года не самое лучшее для полной замены гидроизоляционных материалов. Протечки нужно ликвидировать до наступления летнего периода, чтобы в полной мере произвести ремонт кровли.

Протекает крыша в квартире. Что делать?

Если у вас протекает крыша подъезда, то необходимо сообщить об этом в жилищное управление, на балансе которого находится обслуживание вашего дома. Если же мастера будут ссылаться на то, что ремонт крыши в зимнее время не производиться, то требуйте локализовать протечку – это они обязаны сделать. Ремонт крыши в зимнее время действительно не производится из-за того, что для этого не подходит ни погода, ни температурный режим. Локализация протечки не требует таковых норм и может быть произведена в любое время года и даже зимой. Для этого необходимо расчистить снег или высушить лужу в месте протечки с помощью паяльной лампы, и залить трещину в рубероиде битумом.

Если же течёт крыша балкона, то локализовать протечку до весны можно с помощью герметика или монтажной пены.

Что делать, если протекает крыша в частном доме или на даче?

Что делать, если протекает крыша возле трубы

Теперь давайте рассмотрим протечки крыши в частном доме и на даче. Наиболее часто возникает проблема протекания крыши возле трубы. Это происходит в результате перепада температур в трубе, и гидроизолирующий материал трескается. Решить проблему можно следующим способом: имеющуюся щель между тубой и крышей задуйте монтажной пеной. Затем сверху произведите отделку данного участка цементом. Когда цемент высох - его необходимо гидроизолировать с помощью смолы. На этом ремонт протечки будет завершён.

Что делать, если протекает крыша из профнастила

Что касается протечек крыши из профнастила, то тут чаще всего виновником протечек является низкий уклон крыши и «мелкая» волна. Протечка происходит из-за негерметичности швов. Решить данную проблему можно с помощью герметизации протекающих стыков герметиком.

Если проблема куда более серьёзная, протекает сам лист, то решить это можно двумя способами: сделав напайку куска такого же металла, или же локализовать маленькое отверстие в плите до весны с помощью силикона. Большое отверстие можно задуть пеной, сверху пену нужно срезать и покрасить краской, дабы защитить её от разрушения и улучишь водоотталкивающие свойства.

Что делать, если протекает шиферная крыша

Шиферная крыша также не застрахована от протечек. Ремонт протечки шиферной крыши решается немного другими способами. Например, небольшую трещину в шифере можно заделать с помощью заливки на неё битума сверху. Если же отверстие в плите достаточно большое или имеется широкая трещина, то заделывать её необходимо иначе, предварительно зацементировав и сверху залив заделанный участок битумом.

Щели между листами шифера также как и в предыдущем случае - лучше всего заделывать герметиком. В отдельных случаях, когда щель очень большая – применяйте монтажную пену.

На этом, в общем-то, и всё. Желаем удачи в борьбе с протечками.

Несмотря на широкий ассортимент кровельных материалов, шифер на сегодняшний день пользуется не меньшей популярностью, чем еще пару десятков лет назад. Такой спрос на покрытие обусловлен сравнительно низкой ценой на него. При этом актуальность материала очень оправдана, если крыша имеет простую конфигурацию (1-2 ската). Однако стоит знать, что со временем прочность шифера значительно снижается, что провоцирует появление на нем мелких и крупных трещин или дырок. Поэтому в статье ниже мы узнаем, чем заделать трещину в шифере на крыше или как справиться с дыркой на нем.

Чтобы не искать ответ на вопрос, чем заклеить шифер, стоит знать, что дырки или трещины в нем могут появляться по разным причинам, которые можно предотвратить. Но основными из них являются:

  • Износ покрытия с течением времени. Как правило, через 10-15 лет материал становится более хрупким, что провоцирует подверженность точечным ударным нагрузкам (падение обледенелой ветки, плода и пр.).
  • Склонность шифера скапливать влагу в затененных участках крыши. В этом случае там, где листы покрытия более увлажненные и при этом отсутствует прямой солнечный свет, разрастается мох. Как правило, это северная сторона крыши. Мох является разрушающим органическим веществом для асбестоцемента.
  • Неправильно собранная система водоотведения с крыши. При застаивающейся дождевой воде в определенных участках кровли прочность покрытия начнет снижаться, что приведет к появлению трещин или дыр со временем. Здесь стоит брать во внимание и несоблюдение условий эксплуатации шифера. То есть, если угол уклона скатов не соблюден, вода будет застаиваться на крыше.
  • Грубые нарушения при укладке листов шифера. В частности речь идет об использовании простых гвоздей без резиновых прокладок для фиксации листов кровли и о неверной укладке листов, при которой кровля теперь испытывает постоянное напряжение.
  • Несоответствие отверстий под гвозди и саморезы при укладке материла. Если они слишком маленькие, то со временем металл, склонный к сезонным расширениям, разрушит структуру асбестоцементного листа и на его поверхности появятся пробоины, которым потребуется восстановление.
  • Несоблюдение условий транспортировки и хранения покрытия. В этом случае маленькие микротрещины будут незаметны вначале, а потом придётся искать ответ на вопрос, как заделать трещину в шифере.

Важно: если все перечисленные возможные причины появления трещин на шифере не про вас, значит, вы приобрели некондиционный товар, который был произведен с грубыми нарушениями технологий. В частности могли быть нарушены пропорции компонентов, добавлены короткие волокна асбеста или была проведена некачественная конечная шлифовка/обработка покрытия с сокращение срока его отстаивания.

Выявляем дефекты на шифере уровень опасности трещины

Чтобы увидеть трещину на листе шифера, нужно воспользоваться специальным телескопическим оборудованием, поскольку подобные нарушения структуры АЦЛ (асбестоцементного листа) сложно заметить невооруженным глазом. Для того чтобы понять, нужно ли ремонтировать крышу из шифера и есть ли в ней дыры/щели/трещины, необходимо провести оценку чердачного перекрытия и стропильной системы изнутри. То есть, по внешнему виду утеплителя и дерева стропил можно судить о возможных протечках в крыше. О них будут свидетельствовать:

  • Влажное и подгнивающее дерево стропил;
  • Пятна и плесень на утеплителе или других компонентах кровельного пирога;
  • Пятна на полу чердака в определенном месте.

Если протечка выявлена, стоит определить и уровень опасности прорухи. Так, рассмотрим виды трещин:

  • Если трещина расположилась в нижнем гребне шифера крыши, значит, нужна срочная реставрация кровельного покрытия. Поскольку со временем вода просто прольется на голову жильцам дома. Ведь именно в нижних гребнях кровельного волнового материала вода скапливается в максимальном количестве.
  • Если проруха образовалась на верхнем гребне волны покрытия, это менее опасный вариант, но все же требующий задуматься, как проходит заделка трещин в шифере.
  • И, наконец, самой неприятной с точки зрения прогноза является трещина поперечная. Здесь проруха может перекинуться на соседние волны, что приведёт к ломке всего листа покрытия. Поэтому его лучше всего заменить полностью.

Важно: начиная ремонтные работы, наденьте защитную одежду. Поскольку волокна асбеста являются токсичными для здоровья человека.

Ремонт шиферного листа

Стоит знать, что любые ремонтные манипуляции с шифером нужно проводить только после его очистки от мусора и мха, тщательной мойки и просушки. Кроме того, следует обезжирить трещину или дыру ватой, смоченной в растворителе или ацетоне.

Вариант ремонта 1

Если вы не знаете, чем заделать дырки в шифере, то самым простым и дедовским методом, с помощью которого можно заделать прореху, является использование битумной мастики. Раньше только ею замазывали любые отверстия в стенах дома или забора/кровли. Ее готовят просто в ведре на костре, расплавляя до вязкого состояния. Если ремонтные работы ведутся в холодную погоду (при минусах), то в массу битума нужно добавить около 10% отработки, чтобы мастика была пластичной. Готовой смесью понемногу наполняют трещину, выравнивая ее уровень вровень с листом.

Важно: но стоит помнить, что такой способ заделать трещины на шифере не самый надежный. Дело в том, что битумная мастика имеет свойство расширяться при плюсовых температурах и снова сжиматься на холоде. В результате такой деформации через несколько циклов смены температуры дыра снова будет давать течь.

Вариант ремонта 2

А можно использовать цементно-песчаную смесь, если вы не знаете, чем и как заделать дырки в шифере. Для приготовления смеси нужно смешать названные компоненты в соотношении 1:2. Массу развести водой до консистенции густой сметаны. Полученным раствором замазывают дыры и трещины и оставляют сохнуть в тени. Готовый отремонтированный лист можно окрасить в нужный цвет.

Вариант ремонта 3

Также для герметизации кровель из шифера можно использовать готовый шпаклевочный раствор и не мучиться особыми изобретениями. Смесь можно купить в специализированном магазине. Перед ее нанесением поверхность трещины или дыры нужно хорошо прогрунтовать. Затем на проруху наносят шпаклевку и по истечении шести часов прикрывают ее куском стеклоткани. Сверху наносят еще один слой шпаклевки, и таким образом использование герметизирующей комбинации спасает шифер.

Важно: накладывать шпаклевочную смесь можно с помощью шпателя или пистолета. При этом ремонт лучше проводить в сухую погоду при сильной облачности, чтобы шпаклевка могла высохнуть не торопясь.

Вариант ремонта 4

А здесь для того чтобы замазать шиферную крышу, можно использовать смесь цемента, асбеста и клея ПВА. Такая масса является очень пластичной и хорошо укладывается во все стыки и зазоры шифера.

Итак, готовим смесь:

  • Сначала смешаем в равных частях воду и клей ПВА. Всё хорошо перемешаем до однородного состояния.
  • Теперь смешаем в отдельной емкости цемент и асбест в пропорциях 2:3.
  • Все компоненты смешиваем до состояния очень густой сметаны.
  • В отдельной емкости готовим ещё раствор ПВА из трех частей воды и одной части клея.
  • Готовую, обезжиренную и высушенную поверхность трещины замазываем полученной смесью из клея, цемента и асбеста. Сверху смазываем дополнительным раствором клея. И снова наносим сверху еще два слоя из асбестоцемента.

Вариант ремонта 5

А таким способом можно заделывать дыры от гвоздей, которые со временем раскрошились и теперь пропускают воду. В этом случае нужно взять кусок алюминиевой фольги и вырезать из нее латку по нужному размеру дыры. Фольгу смазывают универсальным клеем и сажают латку на дыру.

Важно: отверстие под саморез в этом случае придётся теперь сделать в другом месте листа.

Вариант ремонта 6

Тут, чтобы починить большой пролом или дыру от гвоздя, можно для латки использовать жесть. Из нее вырезают кусок, сворачивают в трубочку и, сминая, заталкивают в дыру. Необходимо так затрамбовать жесть, чтобы она максимально заполнила собой отверстие. Теперь в жестяной пробке сверлят отверстие под саморез и фиксируют шифер на крыше с использованием качественной резиновой прокладки. В этом случае вода не будет протекать под крышу.

Вариант ремонта 7

Ремонту отверстий в шифере также поможет обычная монтажная пена. Мастера используют ее для заполнения трещин и щелей в шиферной кровле. Это хороший вариант ответа на вопрос, как отремонтировать и герметизировать шиферный лист. Смесь наносят на чистый и обезжиренный ремонтопригодный участок, и таким образом заделывают прореху. Затем после высыхания обрабатывают трещину герметиком и все смазывают эпоксидной смолой.

Вариант ремонта 8

Часто мастера заклеивают трещины в АЦЛ бутил-каучуковой лентой. Она, кстати, хороша под покраску, что позволит вашей крыше не иметь вид латанной. Ленту укладывают на трещины в шифере после их чистки и обезжиривания. Хорошо прижимают, а после высыхания окрашивают в любой цвет.

Важно: лист шифера с заделанными дырами и трещинами прослужит еще максимум 3-5 лет. Поэтому при первой же возможности лучше смените лист покрытия. В противном случае затраты на восстановление сгнившей стропильной системы могут быть куда большими, чем траты на новый шифер и работу по его замене.

Здравствуйте. У нас крыша дома выложена шифером. Но, где-то протекает или промерзает, потому, что осенью и зимой мокреет потолок. Видимых повреждений нет. Может утеплить ее нужно? Полностью переложить крышу тоже нет возможности – начался сезон дождей. Что можно сделать с этой проблемой? (10 октября 2013, Антон)

Ответ

Здравствуйте! На вопрос ответить однозначно трудно, потому что не заем какая у вас конструкция и какой кровельный пирог на вашей крыше. Но, в общем можем рассказать как отремонтировать и утеплить крышу из шифера.

В первую очередь, — это, конечно, же внешний осмотр всех шиферных пластин на предмет поиска видимых механических повреждений и протеков. Если таковые были обнаружены, или есть подозрения, что именно в этих стыках и просачивается вода, то проблему моно решить следующим способом. Не нужно перекрывать крышу в этом месте или менять шифер, трещины можно замазать. Из мела и олифы приготовьте замазку. Промажьте этой замазкой проблемные места и замажьте замазку битумной мастикой. Когда мастика высохнет ее можно покрыть любой масляной краской. Так можно заделать мелкие трещинки. Если повреждения более весомые, то могут помочь тканевые заплатки. Места повреждений обработайте олифой. Возьмите ткань плотную (например, брезент) и вырежьте по размер повреждения заплатку (чуть больше разумеется). Приклеивается заплатка на густую краску и сверху также покрывается слоем краски, тщательно промазывая края заплатки (больше чем заплатка сантиметра на 3).

Также повреждения в шифере можно заделать обычным цементно-песчаным раствором из соотношения 1:1. Раствор накладывается на повреждение, равномерно распределяется, высыхает, шлифуется и грунтуется.

Если все же заплатки и замазки не спасут положение, попробуйте аккуратно извлечь сломанный лист шифера и аккуратно заменяется на другой.

Теперь об утеплении крыши изнутри. Это тоже очень просто. Утеплителем обшиваете внутреннюю сторону крыши. Желательно чтобы утеплитель был толщиной не менее 10 см. Дальше на утеплитель обязательно нужно закрепи пароизоляционную пленку. Если у вас крыша мансардного типа, то утеплять нужно и кролю и стены и потолок. На стены укладывают утеплитель толщиной в 20 см, на крышу – толщиной в 30 см, а на потолок – 40 см. Разумнее всего утеплять потолок не на балки перекрытия, а между ними, а сверху утеплитель зашить либо фанерой, либо плитами ОСБ.

  • Как бывает омрачена наша радость, когда в выходные, переступив порог любимой дачи, в надежде насладиться веселым потрескиванием дров в камине, теплом и чистым воздухом, мы вдруг слышим предательское: кап, кап, кап...
    Крыша потекла, ужасаемся мы, кидаясь за тазиком.
    Подставляем его под капли с тоской наблюдаем за случившимся. Отдых испорчен, непогода коварно пробралась в наш дом.
    Но, может быть, самое время взглянуть на проблему с другой стороны? Ведь дождик в некотором смысле - индикатор, сигнализирующий о неисправностях кровли, которую самое время подлатать, пока не грянули зимние холода. Именно он помогает диагностировать места протечек.
  • Зачастую, прежде чем появиться на поверхности, вода проделывает длинный и извилистый путь, преодолевая подчас сложную конструкцию крыши.

    Тем, у кого крыша "попроще" - шиферная или металлическая с традиционным двускатным профилем , обнаружить трещину или пробоину легче , чем хозяевам многопрофильных черепичных крыш, но в любом случае понадобятся внимание и терпение.

    Наиболее уязвимы места примыкания кровли к дымовым трубам, основаниям телевизионных антенн, а также стыки с выступами стен, окон.

    Причиной также может быть внезапно треснувшая черепица или отверстие в шифере, которое появилось из-за того, что крепежный гвоздь заржавел или поднялся.

    Когда исследуете крышу с чердака, обращайте внимание на любые пятна на стропилах и обрешетке - это улики, красноречиво свидетельствующие о месте протечки.

    Запомните зрительно или отметьте те места на крыше, на которые, когда погода исправится и можно будет приступить к ремонту, вы сможете поставить ногу, не рискуя провалиться.

    Ведь ваша собственная безопасность не менее важна, чем целостность крыши.
    Страдающим высотобоязнью или подверженным головокружениям лучше доверить работу профессионалам.

  • На сырой или обледенелой крыше не работайте ни-ко-гда!
  • Надевайте одежду , не стесняющую движений, и обувь на резиновой подошве.
  • Следите, чтобы лестница была достаточно длинной и не приходилось работать на самой верхней ее ступеньке.
  • Если на коньке крыши или стропилах отсутствуют специальные крючья для установки лестницы, крепите ее с помощью специального троса (подойдет мягкий трос для буксировки автомобиля).
    Перекиньте его через конек крыши, закрепите на надежных балках и завяжите морским узлом.
  • Ни в коем случае не крепите лестницу и не страхуйтесь сами, обвязывая трос вокруг печной трубы. Она может не выдержать тяжести вашего тела при падении.
  • Работайте с напарником , он подаст инструменты, а в случае чего подстрахует.

    Если повреждения небольшие (трещина, незначительное смещение или пробоина), загерметизировать их несложно. Какой бы ни была ваша крыша - шиферной, металлической, рубероидной или черепичной.

    Используйте для этого водонепроницаемый клей, смолу, которые продаются в специализированных магазинах, или же замазку на олифе, купленную или приготовленную самостоятельно.

    Из-за большого расхода материала все более крупные повреждения, как правило, заделывают битумной (цена 41,50 руб./кг) или цементной мастикой (33 руб./кг).

    Два последних материала после высыхания грунтуют и укрепляют поверху краской.

    Для гидроизоляции и герметизации стыков кровли битумная мастика - самое популярное средство.
    Альтернативные варианты - готовые покрытия крыш, содержащие битум, или более дорогие, но и более надежные полосы из нержавеющих металлов - нержавеющей стали, алюминия и др.

    В продаже встречаются также самоклеящиеся полосы с алюминиевой фольгой, обратная сторона которых обладает адгезионными (клеящими) свойствами (ролик длиной 12,5 м, шириной 8 см - 2557,50 руб.).
    На время можно заделать стыки и простой замазкой.

    Вначале тщательно очистите район повреждения от грязи, ржавчины или лишайника (его можно уничтожить, обдав крутым кипятком). Только когда место, нуждающееся в заделке, просохнет, нанесите выбранный материал.

    Более обширные по площади повреждения устраняют с помощью заплат из различных самоклеящихся материалов, продающихся в магазинах, и самодельных - из металла, рубероида, брезента или любой плотной непромокаемой ткани.

    При ремонте металлических поверхностей накладывают заплатки из того же металла и используют мастики, содержащие битум.

    Чтобы не было коррозии , новые изоляции или гвозди, использующие для крепления заплат, должны быть из того же металла, что и старые.

    Аккуратно заделывайте края: для надежности и эстетики сверху покройте заплату водонепроницаемым покрытием. Они бывают самых разных цветов - белые, терракотовые, зеленые, серые и пр.

    "Доморощенную" заплатку из водонепроницаемой ткани кладут на замазку на олифе или краску, а после высыхания последних окрашивают.

    В любом случае заплаты должны на 6-10 см перекрывать со всех сторон площадь ремонтируемого места.

    Когда вы заменяете вышедшие из строя черепицу, или шиферный лист, или проржавевшую металлическую полосу, стараетесь придерживаться двух важных принципов .

    Первый - заменяющий материал по размерам и качеству должен быть точной копией предыдущего.

    Второй -затрагивать соседние элементы покрытия нужно как можно меньше.

    При глубоких пробоинах "слоеных" рубероидных крыш поврежденные слои обычно разрезают крест-накрест и отворачивают углы, после чего их очищают, просушивают, грунтуют, шпатлюют (битумной мастикой с добавлением песка, опилок и т.д.) и заклеивают обратно.

    Завершают работу одной или несколькими заплатами из рубероида, каждая из которых должна быть больше предыдущей приблизительно на 10 см. Их смолят и для прочности посыпают песком или гравием, мраморной крошкой.

  • Кстати, приступая к работе с рубероидом , рабочую сторону нужно очищать от присыпки, которой покрываются листы, чтобы они не склеивались при транспортировке.

    Сэкономив на материалах , вы рискуете обнаружить, что "дешевая" рубероидная крыша не так уж мало вам стоит. Ведь под нее нужна сплошная обрешетка, и каждый год ее требуется обрабатывать мастикой.

    А потратившись на черепичную, вы на долгие годы избавитесь от хлопот. И она со временем сможет стать вам "дорога" не только в финансовом смысле.

  • Не забывайте ухаживать за крышей . Словом, следите, чтобы климат в доме находился под вашим контролем.

    При авральных работах требуется не только сноровка, но и хорошая память. Ведь то, что вы делаете временно, потом желательно переделать "навсегда"

  • Не торопитесь, заслышав стук капель по полу, забираться на крышу. Лучше некоторое время послушать музыку дождя, чем потом долго, долго лечить сломанные кости.

    Не пренебрегайте техническими новинками - нержавеющими кровельными гвоздями, устройством для удаления гвоздей. Первые избавят от проблем в дальнейшем, вторые -значительно облегчат работу