Так что же такое способ творческой деятельности? Теоретико-методологические основы творческой деятельности

Дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Творческая деятельность детей - одна из наиболее продуктивных в детском возрасте. Все мы в детстве рисовали, лепили, пели, танцевали. Эти действия жизненно необходимы, человек всегда творит, только с возрастом потребность в этом у большинства людей угасает или редуцируется. Создавая что-либо своими руками, ребенок, словно самостоятельно открывает мир, его законы. Нужно отметить, что до определенного возраста фактически вся деятельность ребенка может быть названа творческой, созидательной.

Творчество представляет собой сознательную, целенаправленную, активную деятельность человека, направленную на познание и преобразование реальной действительности, создание новых, никогда ранее не существовавших идей, произведений, явлений, предметов в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества. Оно свойственно лишь человеку. Только человек творит, приводя в движение мышление, память, чувства, создавая в своем сознании понятия и образы и воплощая идеи в жизнь. Чем глубже развиты творческие способности человека, тем он глубже как индивидуальность, разностороннее, интереснее как личность.

Самостоятельная творческая деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью. Особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия.

Творческий процесс, в главных своих структурных моментах, един для любой созидательной человеческой деятельности. Он включает в себя интеллектуальную деятельность по осмыслению явлений жизни, созданию новых теоретических и образных обобщений, выдвижению оригинальных идей, трудовую деятельность, направленную на воплощение, реализацию этих идей в жизнь. Он всегда окрашен активным эмоциональным отношением человека к процессу искания и созидания. Для успешного участия в творческом процессе у ребенка должно быть развито стремление, желание творить и способности к творчеству. К числу творческих способностей следует отнести богатое воображение, эмоциональность, не шаблонность мышления, критический взгляд на вещи, умение обобщать факты, осмысливать их, делать выводы, выдвигать новые решения и идеи, целеустремленность, волю, упорство и настойчивость, активность жизненной позиции и т.п.

Исследование педагогов, психологов Е.А.Флериной, Н.П. Сакулиной, Е.И. Игнатьева и других дают основание сделать вывод о том, что творческая деятельность возникает у детей на втором году жизни. В возрасте от 1 года до 1 года 2 месяцев эта деятельность носит характер манипуляций. Ребенок проявляет аккуратность при освоении новых материалов (карандашей, листа бумаги, пластилина, комка глины). Он перекладывает карандаши, шуршит листом бумаги, стучит ладошкой по комку глины, при этом он прислушивается к возникающим звукам и стремится много раз повторить свои движения .

Содержание самостоятельной творческой деятельности во многом зависит от тематики заданий, содержание занятий. Если ребенок с удовольствием лепит во время коллективных занятий, то в своей самостоятельной деятельности он часто возвращается к этим же темам, как бы утверждаясь в том, что уже освоил на изобразительных занятиях. Занимаясь самостоятельно, дети проявляют свои склонности.

Творческая деятельность в раннем возрасте имеет художественно- образную основу. Создание образа связано с проявлением разнообразных чувств, эмоций. Воспитание у детей эмоционального отношения к изображаемым явлениям необходимо, так как этот процесс - не только передача отдельных черт, свойств, но и момент активного вхождения в образ, когда перед ребенком как бы оживают формы, линии. Творческой деятельности пока еще нет, так как ребенку пока еще незнакомо назначение карандашей, бумаги, глины. Его движения напоминают игру. И даже если в процессе этой игры на бумаге случайно появятся какие - то точки, а на комке глины вмятины, они не привлекут внимания ребенка. Такая деятельность может продолжаться довольно долго, в течение всего второго года жизни, если отсутствует руководство со стороны взрослых.

Ученые отмечают, что, как правило, творческая деятельность раньше проявляется в тех случаях, когда дети наблюдают аналогичную деятельность взрослых и начинают им подражать. Во второй половине второго года жизни у ребенка более активно начинает развиваться речь. Это способствует обогащению его художественной деятельности. Дети 1 года 6 месяцев - 2 лет все чаще замечают следы на бумаге, изменения комка глины, пытаются дать название первым изображениям. По мере накопления ребенком жизненного опыта, пластические формы у него ассоциируются с предметами и явлениями окружающего мира. Кажущееся взрослым однообразие детских каракуль, объемных форм на самом деле таит в себе сложную цепь мыслей и чувств, которые постепенно, с развитием ребенка изменяются, углубляются. Узнавание - новый этап в развитии изобразительной деятельности детей 3 лет. В то же время наблюдается неустойчивость ассоциаций. На третьем году жизни у детей происходит дальнейшее развитие речи, конкретно - образного мышления, эмоций, накопление небольшого пока личного опыта.

Для детей четвертого года жизни характерно развитие связной речи, более высокая ступень конкретно- образного мышления. На основе ранее приобретенного опыта малыши продолжают осваивать изобразительные навыки, умения. Возникают изображения предметов, которые можно определить по конкретным признакам. Дети передают различные формы: округлые, прямоугольные, шарообразные. По своему замыслу, хотя он еще неустойчив, они могут изобразить какой- либо предмет. При создании образа ребенок может сочетать виды деятельности (пластика, силуэт, слово, игра). Этот процесс в зависимости от возраста протекает по- разному.

Путь возникновения образа в раннем возрасте, по определению Е.А.Флериной, происходит «ассоциативно, без предварительного замысла». Характеризуя изобразительную деятельность детей младшего возраста, она отмечала, что у них в процессе занятий возникает «временный образ». Для ребенка важна динамика развития образа. Все, что изображено, он воспринимает в определенном временном соотношении: «Покатился в лес», «Никого не было, а вот пробежал зайчик» и т.д. Ребенок стремится к активному действию, поэтому у него возникают активные образы. Сначала связь между движением и образом однозначна. Ребенок усваивает ее, подражая взрослому. При этом вырабатывается навык произвольного выполнения движений, которые необходимы для создания образа. Постепенно ребенок оказывается в состоянии создавать и другие образы, т.е. может уже устанавливать новые связи и овладевать ими. Поэтому создаваемые ребенком образы отличаются устойчивостью, понятной внешней формой выражения. Это уже не те, случайно вспыхивающие ассоциации, которыми ребенок владел ранее. Объективное сходство с предметом помогает ему увидеть живой образ. В таких случаях меняется характер восприятия изображения, дети оживленно рассказывают о том, что у них получилось в процессе творчества.

Что касается психологических особенностей детей дошкольного возраста, то известно, что в этом возрасте существенно снижаются пороги всех видов чувствительности. Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие становится обдуманным.

Особую роль в развития восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам -- общепринятым представлениям об основных разновидностях свойств и отношений. Ребенок шестилетнего возраста уже может правильно обследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами и т.д.

Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления: детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка; появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления; складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость .

Таким образом, в основе ориентации ребенка в старшем дошкольном возрасте лежат обобщенные представления. Но ни они, ни сохранение сенсорных эталонов и т.п. невозможны без определенного уровня развития памяти, которая, по мнению Л.С. Выготского, стоит в центре сознания в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

Одним из главных достижений дошкольника является развитие произвольного запоминания. Внимание дошкольника еще носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, эмоциональным отношением к ней.

С возрастом значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития планирующей функции речи и познавательных процессов; внимание остановится опосредованным; появляются элементы после произвольного внимания. Воображение постепенно приобретает произвольный характер: ребенок умеет создать замысел, спланировать его и реализовать. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и наличие предметов-заместителей. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов .

Дошкольники отличаются интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций, непосредственностью в проявлении своих чувств, быстрой сменой настроения. Однако к концу дошкольного детства эмоциональная сфера ребенка изменяется -- чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, формируются высшие чувства -- нравственные, интеллектуальные, эстетические, которые у шестилетних детей нередко становятся мотивом поведения.

Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов, придающего общую направленность поведению ребенка, являющимися, в свою очередь, одним из основных психологических новообразований дошкольного возраста.

Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания. В этом возрасте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий значимым взрослым.

Рассматривая возникновение личного сознания, нельзя не упомянуть о развитии самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. Основой первоначальной самооценки является овладение умением сравнивать себя с другими детьми.

Для шестилетних детей характерна в основном недифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Развитие умения адекватно оценить себя в значительно степени обусловлено возникающей именно в этот период, способностью ребенка посмотреть на себя и на ситуацию с разных точек зрения.

Началом развития художественно-творческих способностей дошкольников является их самостоятельность в изобразительной деятельности. Развитие самостоятельности в изобразительной деятельности тесно связывается с творчеством - создавая выразительный образ, ребёнок самостоятельно выбирает конкретное содержание для работы, основываясь на свои представления, использует разные изобразительно-выразительные средства, ориентируясь на личные впечатления, полученные при разных обстоятельствах, реализует замысел без дополнительной помощи взрослого, самостоятельно подбирая способы осуществления задуманного.

Это сложный процесс, тесно связанный со следующими факторами: ребёнок должен владеть определёнными умениями и навыками рисования и лепки; уметь обследовать предмет; воображать; выражать свои эмоции; планировать свою работу; иметь определённую базу личного, жизненного опыта.

В целом следует отметить, что самостоятельная творческая деятельность лепкой детей 6-7 лет является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные впечатления, научились действовать без посторонней помощи. В зависимости от того, какие знания дети получили на занятиях, строится замысел их работ. Чем шире и глубиннее их знания, тем разнообразнее и интереснее их работы. Поэтому роль самостоятельной деятельности детей в процессе лепки огромна, незаменима и неоценима.

Лазутина Г. В.

ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

Учебник для вузов

М.: «Аспект Пресс», 2001

В учебнике содержится материал по всем основным разделам курса, предусмотренным программой. Рассматриваются обстоятельства, формирующие журналистику как профессиональную деятельность и крут профессиональных обязанностей журналиста; основные особенности журналистского произведения; способ творческой деятельности журналиста (структура творческого процесса, источники информации, методы и приемы деятельности, технический инструментарий, профессионально-этические регуляторы поведения).

Для студентов факультетов и отделений журналистики вузов. Книга может быть полезна и практическим журналистам.

ЧАСТЬ I. ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ И ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТА C. 5.

Глава 1: КАК СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ ИНФОРМАЦИЯ И ТВОРЧЕСТВО

Беседа первая: что же такое творчество?

Беседа вторая: можно ли творчеству научиться?

Глава 2: ЧЕМ ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫ МАССОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ

Беседа третья: зачем людям массовая информация?

Беседа четвертая: сколько ликов у массовой информации?

Глава 3: В КАКИХ ОТНОШЕНИЯХ СОСТОЯТ МАССОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ И ЖУРНАЛИСТИКА

Беседа пятая: есть ли у потоков притоки?

Беседа шестая: что «остается» журналисту?

Предложения и вопросы

ЧАСТЬ II. ЧЕМ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ЖУРНАЛИСТСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В РЯДУ ДРУГИХ ТЕКСТОВ МАССОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ С. 44.

Глава 1: В ЧЕМ СОСТОИТ ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Беседа седьмая: можно ли сравнивать «Медного всадника» и метеосводку?

Беседа восьмая: в чем секрет актуальности?

Беседа девятая: как слово наше отзовется?

Глава 2: КАК УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ФОРМОЙ И СОДЕРЖАНИЕМ

Беседа десятая: что нам стоит текст построить?

Беседа одиннадцатая: как ЭВС «уживаются» в тексте?

Предложения и вопросы

ЧАСТЬ III. ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СПОСОБ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА С. 91.

Глава 1: В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУТЬ ПОНЯТИЯ

Беседа двенадцатая: зачем журналисту «копилка»?

Беседа тринадцатая: не опасно ли забираться в «копилку»?

Глава 2: ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ ПРОЦЕСС ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Беседа четырнадцатая: сколько ступенек ведет к правде?

Беседа пятнадцатая: почему иногда «не пишется»?

Глава 3: ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СИСТЕМА МЕТОДОВ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Беседа шестнадцатая: где «прячется» информация?

Беседа семнадцатая: сколько путей в «незнаемое»?

Беседа восемнадцатая: отчего тексты бывают скучными?

Глава 4: КАК ВЛИЯЮТ НА ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ЖУРНАЛИСТА ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Беседа девятнадцатая: стоит ли сдавать в музей блокнот и ручку?

Беседа двадцатая: что несет нам с собой компьютер?

Глава 5: ПОЧЕМУ ВАЖНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, НАПРАВЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА

Беседа двадцать первая: в чем гаранты успешной работы?

Беседа двадцать вторая: что «оседает» в кодексах?

Предложения и вопросы

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ С. 170

ПРИЛОЖЕНИЯ С. 170.

Приложение 1. Основы творческой деятельности журналиста (программа учебного курса)

Профессии складываются не сразу. Должно пройти время, прежде чем деятельность, возникшая как любительское занятие определенной группы людей, обретет черты общественно значимой профессиональной деятельности. Дело всегда старше профессии, которую оно вызывает к жизни.

Профессионализация деятельности начинается на базе опыта, накопленного любительством. От поколения к поколению передается он усилиями самородков-первопроходцев, образуя в конечном итоге коллективную сумму знаний и представлений об особенностях данного вида деятельности, отличающих ее от других видов и поддающихся освоению. Однако далеко не факт, что этот процесс сразу же оборачивается созданием системы организованной профессиональной подготовки специалистов. Проходит еще немало времени, пока самопознание деятельности достигает той отметки, когда опыт предшествующих поколений начинают не только описывать, но и обобщать, систематизировать, превращать в правила и рекомендации, пригодные для обучения новых поколений. Это момент появления теории данного вида деятельности, означающий, что ее профессионализация состоялась.

Журналистика идет таким же путем. Но на сегодняшний день она как профессия не насчитывает даже пяти столетий. В масштабах истории это довольно маленький срок. Потому неудивительно, что в журналистской среде еще бытует мнение, будто теории журналистики быть не может, а учить новичков нашему делу следует прямо на практике, по ходу работы. И даже то обстоятельство, что центров подготовки журналистов в мире достаточно много, отнюдь не означает, что принцип обучения в них существенно отличается от этой традиции. Большинство из них строит свои программы не столько на теоретическом обобщении опыта профессии, сколько на его описании. Но описание не дает достаточно надежных критериев для различения всех «плюсов» и «минусов» практики. Такие критерии под силу сформулировать только теории, если ей удается выявить закономерности функционирования и развития деятельности. И пусть теоретическое знание не вечно во времени, пусть оно требует обновления и уточнения на каждом новом этапе, – обойтись без него все равно нельзя, если мы хотим избежать постоянного воспроизведения тех «минусов», которыми отмечен предшествующий день журналистики, в работе журналистов следующего дня.

Предлагаемый вниманию читателя учебник – результат теоретического обобщения опыта творческой деятельности журналиста. Необходимость такого теоретического обобщения открылась автору после двенадцати с лишним лет работы в практической журналистике, когда были пройдены все ступеньки иерархически организованной системы советской прессы (многотиражка, «районка», городская «вечёрка», областная «молодежка», областная партийная газета, центральная газета). Мне вдруг стало понятно, что совсем не случайно подчас не удается найти решение многих задач, которые ставит пред нами журналистская жизнь.

Исследование творческой лаборатории журналиста, на что также ушел не один год, конечно, принесло ответы далеко не на все волновавшие вопросы. Но и то, что удалось понять, позволило во многом по-новому увидеть нашу профессию. Это новое видение предмета и легло в основу лекционного курса «Основы творческой деятельности журналиста», читаемого автором книги вот уже 15 лет на факультете журналистики МГУ. Концепция и структура его и отражены в учебнике.

Три комплекса представлений образуют содержание книги. Первый из них связан с анализом тех обстоятельств, которые вызвали журналистику к жизни и обусловили неизбежность превращения ее в профессиональную деятельность весьма необычного плана. С одной стороны, журналистика выступает как организатор духовного сотрудничества разных общественных сил для создания массовых информационных потоков, без которых нормальное существование общества невозможно. С другой – она являет собой производство особого рода информационных продуктов, назначение которых – оперативно извещать общество о происходящих в его жизни изменениях самого разного свойства, причем и очевидных, и неочевидных. В результате круг профессиональных обязанностей журналиста оказывается много шире, чем это кажется на первый взгляд.

Второй комплекс представлений восходит к специфическим чертам журналистского произведения, делающим его информационным продуктом особого рода. При этом речь идет не о производных его качествах – таких, например, как актуальность или общезначимость, но непосредственно о параметрах текста, в которых проявляются его органические связи с отражаемой действительностью, с адресатом информации, с элементами самого себя. Знать эти параметры – значит, настроиться на путь творчества, ведущий к успешному результату.

И, наконец, третий комплекс представлений отражает особенности процесса журналистской работы и ее инструментария, образующие в совокупности способ творческой деятельности журналиста. Это понятие впервые было введено в научный оборот несколько лет назад (брошюра «Технология и методика журналистского творчества») как раз для обозначения той стороны журналистской профессии, которая задается ее позитивным опытом, поддающимся освоению, – в отличие от стороны, определяемой личностным началом специалиста, его индивидуальными творческими особенностями. В учебнике способ творческой деятельности журналиста рассматривается подробно, с равным вниманием ко всем его составляющим – и в этом заключается наиболее существенная отличительная черта книги.

Есть отличия и в форме подачи учебного материала: текст книги представляет собой диалог преподавателя со студентом, причем Алексей Коршунов – персонаж, имеющий реальный прототип. Вопросы, устно и письменно задававшиеся им на лекциях и после них, подсказали мне возможность придать изложению теории интонации живого общения, – и я благодарна Алексею за это.

Хочу выразить признательность за помощь в работе над книгой моим коллегам по кафедре и факультету: их участию в обсуждении идей и результатов исследования я обязана тем, что полученный материал обрел форму более или менее завершенной концепции. Особую благодарность за консультации и содействие выражаю Л. Л. Кондратьевой (канд. психол. наук) и И. Ф. Неволину (канд. психол. наук).

Хочется поблагодарить также и всех моих бывших студентов: это их вопросы, наблюдения, готовность идти на эксперименты будили мысль, подталкивали к поискам наиболее убедительных аргументов.

Благоустроенный деревенский дом-усадьба подходит человеку любого темперамента: любителю тихого семейного бытия, индивидуалисту и активному, общительному последователю здорового образа жизни. Но все равно большинство людей в XXI веке предпочитают "дикой" романтике комфорт.

Андрей Петрович Кашкаров
Как сделать деревенский дом уютным и комфортным

Вступление от автора

Если есть возможность платить – то лучше платить за прекрасный пейзаж. Таков должен быть принцип восстановления дома в деревне.

Деревенский дом должен быть красивым и комфортным, или Как сделать свое жилье более комфортным

Благоустроенный деревенский дом-усадьба подходит человеку любого темперамента: любителю тихого семейного бытия и братьев наших меньших, индивидуалисту, предпочитающему спасать свой драгоценный внутренний мир в одиночестве – эти селятся на хуторах, так чтобы дома соседа не было даже видно, и активным, общительным, последователям здорового образа жизни; последние выбирают для себя насыщенные социальной инфраструктурой (магазины, клубы, школы) густонаселенные деревни.

В XXI веке люди предпочитают "дикой" романтике комфорт. К примеру, статистика в близлежащей крупной деревне Сметанино (800 домов) на сегодняшний день такова: 24 % семей имеют в деревенском доме стиральную машину, 2 % – посудомоечную, больше половины моих соседей признались, что у них есть спутниковое телевидение и Интернет (соединение с сетью посредством мобильных телефонов и модемов).

Причин превращения старых домиков в благоустроенные усадьбы несколько: на сегодняшний день растет не только уровень доходов населения (особенно в мегаполисах), но и средний возраст, поэтому если перспектива романтического ужина при свечах на хуторе многих не напугает, то ежедневно носить воду из колодца под силу далеко не всем владельцам сельской недвижимости. Поэтому если "домик в деревне" становится не просто вторым домом, но и фермерским офисом, то облагораживание (внешнее и внутреннее) требует внимания как в финансовом, так и в техническом плане.

Купил свой дом, затерянный в глуши вологодских лесов, в 2007 году. Он состоял из двух жилых изб (по две комнаты в каждой, в каждой избе есть уголок под кухню и по две печи: в каждой комнате – своя печь), огромной по площади повети для хранения сена, пристройки – конюшни, пристройки хлева, двух кладовых (впоследствии я сделал их комфортабельными комнатами) и внешних пристроек. Этот очень "светлый" дом имеет всего 16 окон с двойными рамами, традиционно (на Севере России) расположенных на высоте 2 метров от земли, и поэтому "оснащен" большим и хорошо утепленным подвалом-подполом.

Дом стоит на фундаменте, выложенном из больших камней-валунов, присыпанных песком с ближайшей (за 400 м от дома) реки Вага.

При оформлении документов в местном подразделении техинвентаризации (БТИ) пришлось делать новый паспорт строения, где за год рождения дома была принята цифра 1955; она записывается со слов прежних хозяев, если не сохранились иные, уточняющие документы. Таким образом, даже пятидесятилетний дом можно облагородить до состояния, при котором жизнь в нем станет комфортной и непринужденной. Далее я расскажу, как превратить невзрачный домик в уютную усадьбу.

Подобных моему, заброшенных хуторов-избушек, разбросанных по территории России, очень много, приблизительно по одной на каждые пять десятков жителей страны; сегодня цена на них возросла, но в "глубинке" все еще остается вполне приемлемой – порядка ста тысяч рублей (в зависимости от региона и прочих условий).

На рис. 1 представлена иллюстрация того, что представлял собой дом в момент приобретения в 2007 году.

Рис. 1. Заброшенный дом на удаленном хуторе Боровичиха

На рис. 2 представлены разрушенная баня и хозпостройки (2007).

Рис. 2. Разрушенная баня и хозпостройки

На рис. 3 представлен вид внутренней отделки дома (2007).

Рис. 3. Вид внутренней отделки дома до благоустройства

Совершенно ясно, что такая ситуация ни одного рачительного хозяина удовлетворить не может. После внимательного и глубокого осмотра всех помещений и фундамента, обнаружения скрытых дефектов следующим шагом разрабатываем план и составляем смету расходов. В моем случае их потребовалось чуть более 120 000 рублей.

Поэтапный порядок работ

После составления плана работ я начал ремонтировать фундамент. Один венец подгнил, и его пришлось менять с помощью трёх человек из местной бригады строителей. С одной стороны дом был приподнят на домкратах, и с помощью лебедки в сруб было "заведено" новое бревно. Этого ремонта в части фундамента оказалось достаточно, поскольку остальные венцы не имели проблемных мест.

Затем была проведена ревизия внутренних перекрытий, заменен "конек" (уголок, венчающий крышу), внимательно осмотрены внешние стены. Примерно 15 % всей площади внешних стен составляли потрескавшиеся от старости бревна. Небольшие щели заполнил каменной ватой (минеральная вата на основе камня – хорошо защищает от жары и холода, безопасна для здоровья) и монтажной пеной "макрофлекс". Почему я рекомендую именно этот продукт среди прочих (более дешевых)? Пена "макрофлекс" в процессе подсыхания менее подвержена "распуханию", чем аналогичные композиции других производителей; при разумном подходе к делу небольшой слой такой пены почти идеально подходит для заполнения небольших (не сквозных) щелей в деревянных конструкциях, то есть экономит материал и средства, пену после окончания работ почти не приходится удалять (подрезать), что неизбежно воспоследует при применении более дешевых строительных продуктов.

Почти одновременно я организовал строительство новой бани (сруба и пристройки к нему) общими размерами 3×6 м. Сруб бани был установлен строительной бригадой из 2 человек за один день в 20 метрах от основной усадьбы.

Стены бани, сложенные из бревен (350 мм в диаметре), проложены лесным мхом. Пол сделан покатым "уголком в центр" для естественного слива воды. Доски пристройки устанавливают внахлест. Между досками настила пристройки (в том числе потолка), а также в уголках между стенами сруба и полом для теплоизоляции также проложена монтажная пена.

У меня имеется в наличии микроавтобус, поэтому подвоз стройматериалов (бревен, досок до 3 м длиной и прочего инструмента) не был сопряжен с трудностями и материальными затратами.

В стене (самой близкой к выходу из жилой избы) с помощью ручного бура просверлил два отверстия диаметром 45 мм для шланга подвода воды к смесителю раковины "ручной" мойки, к стиральной (и посудомоечной) машинам, к душевой кабинке, установленной на повети и, соответственно (второй отвод), общего слива. После проводки металлопластиковых труб данные отверстия также утепляются минеральной ватой (для суровых зим на Севере России это архиважно).

Трубы монтируются под землей на глубину 80 см (чтобы не промерзали зимой) и подключаются к насосной станции, забирающей воду из колодца.

Особенность моего усовершенствованного дома – в том, что я воплотил здесь почти все новации в области электроники. К примеру, насосная станция может подавать в дом (и хлев) воду как в автоматическом режиме (при уменьшении давления в гидроконтуре), так и принудительно (очень полезно для мойки автомобиля и полива грядок) – включается посредством радиоуправления. Сотовая сигнализация уведомляет меня при открывании входной двери и любых перемещениях внутри дома (установлены датчики движения), портативные видеокамеры, расположенные по четырем сторонам света, – не фикция, они в режиме 24 часа "записывают" изображение в цифровом формате на специальный носитель. Все эти профилактические нововведения способствуют не только безопасности, но и позволяют чувствовать себя в полнейшем комфорте.

За первый год пребывания в деревне удалось построить новую баню, дровяник, туалеты в доме и вне дома (летний), сарай и гараж для инструмента, расширить хлев. Практически вся работа велась своими силами; нельзя не заметить, что без женских рук обойтись трудно или даже совсем невозможно.

Строительная бригада привлекалась только для установки сруба бани и замены нижнего венца в основной усадьбе.

Творческая деятельность - это процесс по созданию качественно новых духовных и материальных ценностей с последующей их интерпретацией. Результатом таких действий, как правило, является появление ранее неизвестных направлений искусства, науки или технологий. Итог творчества невозможно вывести из условий начального цикла. В этом его отличие от результатов производственного процесса, которые всегда предсказуемы. Творческая деятельность обладает главным критерием привлекательности - она всегда уникальна.

Возможности

Автор в процессе творческих изысканий может достичь результата, которого он и не предполагал. В этом заключается главное преимущество свободного выражения своих идей художником, литератором или артистом. Творческая деятельность, кроме общеизвестных направлений, может быть реализована в каком-либо особом ключе. Например, музыкант с мировым именем по ряду объективных причин стал чувствовать определенную ограниченность своей концертной деятельности и решил расширить свой потенциал. Используя личный опыт, а также некоторые технические средства, артист создает ранее неизвестный музыкальный инструмент, который совершает переворот в мире музыки. В этом и заключается истинная творческая деятельность. История знает немало подобных примеров.

Прикладное значение

Творческая деятельность человека - это духовно-материальная практика, ориентированная на создание оригинальных, не существовавших ранее культурных ценностей, открытие новых закономерностей, а также методик преобразования мирового пространства. Прикладное значение последней категории трудно переоценить. Это, по сути, познавательно-творческая деятельность, лежащая в основе глубокого практического применения во многих сферах общественной жизни. Результаты ее в большинстве случаев носят глобальный характер.

Новые достижения

Особое место в жизни человека занимает творческая художественная деятельность, когда творец создает ценности в категории изящных изобразительных искусств, литературе, музыке, живописи. Процесс появления новых достижений в сфере высокого искусства различных жанров всегда вызывает бурю положительных эмоций: люди постоянно находятся в ожидании премьерных показов в театре, новинок кинематографа, вернисажей и многих других событий - всего того, чем живет общество. Творческая художественная деятельность мастеров различных жанров нередко объединяет их усилия, и в результате появляется некий синтетический шедевр, который производит настоящий фурор. Великолепные оперные арии могут быть дополнены удачным либретто, замечательное литературное произведение входит в органичное сочетание с неповторимой красоты иллюстрациями.

Многогранность

Творческая деятельность, виды которой бесконечно разнообразны, является благодатной почвой для развития талантов в широких слоях населения. Люди разных возрастов и профессий стремятся реализовать свои способности во всех сферах общественной жизни, и когда это удается, человек получает ни с чем не сравнимое моральное удовлетворение. Особенно радует художественная творческая деятельность, виды которой тоже многочисленны. Это и живопись, и ваяние, и пение, и участие в театральных спектаклях, и чтение стихов, и бальные танцы.

Фактически творческая деятельность человека может отражаться в любой области его жизненных интересов: производственно-технической, научной, политической, художественной. Кроме того, существует целый ряд второстепенных направлений. Творческий процесс может характеризоваться двумя основными течениями:

  • психологией индивидуума, создателя определенных духовных или материальных ценностей;
  • философской составляющей, раскрывающей сущность феномена созидания.

Психология

В разные исторические периоды вопрос о смысле творческого начала ставился неоднозначно. Античная философия увязывала процесс созидания с конкретными результатами, не размещая их в русле вечного бытия. Другими словами, творчество считалось вполне земным делом, без особых созерцательных тонкостей. Однако наряду с практичностью во времена Платона создавались предпосылки к признанию творческих устремлений человека как феноменального явления. Сторонников такого подхода было немало.

Ренессанс

Эпоха Возрождения культивировала понятие феномена творческой деятельности, поскольку в тот период возможности что-то создавать в самых разных сферах были огромны. Философия Ренессанса не предполагала созидания на уровне ремесла или домотворчества. Шедевры Микеланджело или инженерные проекты Леонардо да Винчи нельзя назвать творческим процессом - настолько они грандиозны. Это были мегатворения космической значимости.

Аналитический подход

В современном мире наблюдается тенденция к исследованию феномена творчества, ученые пытаются осмыслить психологию процесса, изучается состояние души художника, инженера или писателя, в то время, когда они заняты созиданием. Нередко результаты подобных анализов ложатся в основу докторских диссертаций, ведь наблюдения ученых - это тоже творческая деятельность. Научный интерес, основанный на психологии, всегда дает непредсказуемые результаты, а это значит, что можно ожидать новых открытий.

Творческая активность, если рассматривать ее через призму философии, трактуется как характеристика личности, сформировавшаяся на основе развития специальных способностей индивидуума. При условии достаточной профессиональной подготовки и высокого уровня мотивации образуются социально-психологические установки, которые ведут творца к конечному результату.

Критерии

Применительно к творческой деятельности как таковой стремление достичь оригинальных решений всегда будет реализовано при условии четко обозначенной цели. В некоторых случаях цель может подменяться каким-либо стимулом - результат будет тот же. Творческая активность личности определяется следующими критериями:

  1. Настрой в соответствии с поставленными задачами: научной, технической, художественной, управленческой, исследовательской. Гармония задания с психологическими установками. Должна присутствовать социальная, общественно-значимая мотивировка.
  2. Способность автора осмыслить принцип конструкции будущей работы. Понадобится также восприимчивость к новому, творческая инициатива, неприятие стереотипов.
  3. Способность определить рамки собственной инициативы в поисках границ задания. Умение рационально выстраивать очередность творческих приемов.
  4. Высокий уровень интеллекта, пространственное мышление и развитое воображение. Способность к системным ассоциациям и обобщению.

Творческий процесс можно условно разделить на несколько частей:

  • "зачаточная" стадия, когда зарождается замысел, часто расплывчатый;
  • появление контуров идеи - просматривается общий рисунок;
  • следующий этап - это возможность выбора решений, формирующих программу действий;
  • выбор методов и оптимальных действий, нацеленных на результат;
  • появление творческого азарта, часто сопровождаемого "озарениями" и эмоциональным подъемом;
  • стадия завершающая, кристаллизация идеи, оценка уровня проделанной работы и эффективности результата;

Однако распределение и тем более планирование действий носит чисто условный характер, поскольку любой творческий процесс - это достаточно спонтанное явление с неуловимой подсознательной логикой, которая может по ходу дела вносить свои коррективы. Тем не менее творчество - это живой процесс, наиболее интересный в первой своей фазе, когда появляется потребность созидания. Как будет она реализована, всецело зависит от профессионализма индивидуума.

Творческая деятельность детей

Ребенок в возрасте 4-6 лет, как правило, стремится к активному образу жизни. Игры, прогулки на природе, общение со сверстниками - все это дает ему возможность применить свою энергию и получить эмоциональную разрядку. Однако творческий потенциал, заложенный в детях, тоже часто требует реализации. В дошкольных учреждениях существуют специальные программы развития. Воспитательницы и методисты в детских садах отводят несколько часов ежедневно для творческой деятельности своих подопечных. Девочки и мальчики превращаются в маленьких художников и скульпторов, инженеров-конструкторов или создателей фантастических трансформеров.

Перспективы на будущее

Творчество в любой форме полезно для развития личности. Ребенок, нарисовавший однажды на листе бумаги "солнечный круг и небо вокруг", может стать в будущем знаменитым художником, а первоклассница, написавшая сочинение на тему "Как я провела лето в деревне" - известной писательницей. Возможности творческой деятельности безграничны!

Творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы человеческих возможностей.

ЛЕКЦИЯ Способ творческой деятельности журналиста.

В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека. Предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить.

Для начала просто разграничим понятия «способ» и «метод» деятельности. Их употребляют в обыденной речи как синонимы, отдавая некоторое предпочтение слову «метод». Но философские исследования социальной деятельности и культуры, в частности работы Эдуарда Маркаряна, показали, что терминологический потенциал этого понятия много шире.

За словосочетанием «способ деятельности» открывается вполне определенный объем содержания, отнюдь не тождественный тому, который устойчиво связывается с понятием «метод». Маркарян справедливо усмотрел в понятии «способ деятельности» интегральную категорию, выражающую собой ту комбинацию реальных составляющих деятельности, благодаря которой и достигается задуманный результат.

То есть: способ деятельности всегда включает в себя те или иные методы как одно из средств деятельности. Что такое метод? Метод – путь решения конкретной задачи, представляющий собой совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности

То есть - быть средством для решения задач – функция метода.

Являясь интегральной характеристикой определенного вида деятельности, способ всегда включает в себя и определенный набор методов, необходимых для решения соответствующего набора задач.

При этом обнаруживается очень любопытная вещь: задачи одного и того же типа встречаются в самых разных видах деятельности. Так, у врача среди прочих задач есть задача получить сведения о состоянии больного. Однотипная задача стоит перед психологом, исследующим способности человека: получить сведения о проявлениях задатков личности в тех или иных условиях. И перед журналистом на месте события: получить сведения о том, как оно произошло. Во всех случаях – получить сведения.

Врач беседует с человеком, исследователь беседует, журналист беседует... Но беседы эти проходят все же по-разному, но суть действий одна и та же: речевой и аудиовизуальный контакт с целью получения нужных сведений. Отсюда вывод: для решения типовых задач существуют типовые методы. Вот здесь - понятие «метод» шире понятия «способ». По существу, методы универсальны, они используются в разных видах деятельности, входя как одна из составляющих в способ.



Но если методы – одна из составляющих, то, следовательно, есть и другие составляющие. Это мы видели, когда речь шла о типовой задаче.

В процессе работы человеку приходится решать далеко не одну. Причем состав их в конкретных видах деятельности достаточно устойчив и характерен именно для данного вида деятельности.

Ход работы выглядит как цепочка шагов, подчиненных решению определенных комплексов задач. Это дает основание говорить об устойчивой операциональной структуре творческого процесса , представленной в каждом творческом акте – отдельном случае творчества, завершающемся определенным продуктом.

Получается, что для того, чтобы решить несколько комплектов задач, необходимо предпринять необходимые для решения действия. Так и складывается операциональная структура деятельности – определенный состав и последовательность операций, каждая из которых ориентирована на решение комплекса соответствующих задач. Именно она позволяет рассматривать творческий процесс в технологическом аспекте.

Понятием технология обычно обозначается порядок действий, рекомендуемый для того, чтобы гарантировать достижение нужного результата.

Технологический аспект творческого процесса – это и есть выявление его операциональной структуры, достигаемое в тех или иных условиях, на том или ином этапе развития научной мысли, с той или иной мерой адекватности.

Сейчас разграничим понятия «операция» и «этап», так как понятия эти не тождественны, их содержание совпадает лишь отчасти.

«Операция» – это обозначение отрезка деятельности, ее фрагмента, закономерно подчиненного решению некоторого комплекса задач , независимо от его места в структуре творческого акта. Так сказать, характеристика данного фрагмента с точки зрения состава задач.

Понятие «этап» же указывает не только на состав задач, но и на место фрагмента в творческом акте – это его характеристика с точки зрения последовательности решения задач. В первом случае характеризуется состав задач, во втором – последовательность их решения. Поэтому более правильно будет говорить об операциях как структурных элементах творческого акта: при определенных обстоятельствах они становятся тем или иным его этапом.

Операциональная структура творческого акта, как носитель характерного набора задач является наряду с методами обязательной составляющей способа любого вида деятельности.

Откуда тогда берутся задачи, которые формируют оперциональную структуру деятельности? Из представления о продукте, о произведении, то есть - порождающая модель творчества. Поскольку именно она несет в себе все задачи, решение которых разворачивается в творческий процесс. И в соответствии с ними определяется структура этого творческого процесса – основная составляющая способа.

В каждой творческой операции обязательно предусматриваются задачи двух типов:

  • эмпирические , то есть решаемые непосредственно в опыте взаимодействия, ориентированные на установление и воспроизведение фактов.
  • теоретические – они решаются через цепь сложных умственных действий, подчиненных необходимости выявить неочевидные связи фактов, их глубинные особенности.

И те и другие направлены на получение, переработку и предъявление информации в тексте. Есть еще и третий вид задач – это организационно-практические . Эти задачи служат оптимальной организации творческого акта – позвонить, договориться, подготовиться и так далее.

Способ деятельности включает в себя еще две составляющие - технические средства , используемые в ходе творческой деятельности, и систему профессионально-этических регуляторов поведения .

Для каждого вида деятельности используется свой набор технических средств. Вы же, допустим, не берете с собой на задание томограф или тонометр - различается характер использования.

Ну, а четвертая составляющая способа обусловлена тем, что любая деятельность в большей или меньшей степени включена в общественные отношения, в общение. Решая свои творческие задачи, человек взаимодействует с другими людьми, и от того, как он строит свое поведение в процессе этого взаимодействия, во многом зависит успех дела.

Есть некоторые общие этические стандарты поведения, выступающие как признак нравственной зрелости личности, признак культуры. Но для получения успешного, устраивающего общество результата деятельности во многих ее видах, оказывается необходимым и соблюдение неких дополнительных стандартов. Вот они и отражаются в профессиональном сознании общности и каждого ее члена, регулируя творческое поведение.

Способ творческой деятельности формируется в опыте деятельности. Опыт ведь может быть разным – удачным, неудачным... Говорят, на ошибках учатся. Значит, постепенно избавляются от ошибок. А удачи становятся примером для подражания, на них тоже учатся. Образуется нечто вроде коллективной копилки позитивного профессионального опыта. Сначала этот опыт передается из уст в уста, из рук в руки, потом он начинает фиксироваться в литературе. Наконец, дело доходит и до науки.

Способ деятельности – образование устойчивое, но вместе с тем и живое. Он склонен к развитию, и обогатить его может каждый, кто им овладел. Но – если овладел. Если осознал все особенности деятельности, приобрел все необходимые умения, привел в соответствие с потребностями деятельности свою натуру.