В помощь начинающим: виды психотерапии. Основные подходы и методы психотерапии

Иногда помощь нужна не только телу, но и душе человека. Депрессия, неврозы, фобии и тревожные расстройства – это далеко не полный список проблем, с которыми может работать психотерапевт. О том, что такое психотерапия и какими методами пользуется врач, чтобы помочь пациенту, вы узнаете в этой статье.

Что это такое?

В XIX веке расстройства психики лечили методами, которые сейчас кажутся варварскими. Несчастных пациентов психиатрических больниц буквально подвергали пыткам: их на несколько недель привязывали к кроватям, обливали ледяной водой, били электрическим током… Конечно, такие методы трудно назвать эффективными. Больные не излечивались, а заканчивали свою жизнь в приютах и богадельнях.

В конце XIX века в лечении психических расстройств произошла революция. Совершил ее венский психиатр Зигмунд Фрейд , который пришел к выводу, что лечить заболевания души необходимо при помощи инновационного метода - психоанализа. Именно психоанализ положил начало психотерапии как отдельному направлению в медицинской науке. Фрейд разговаривал со своими пациентами, обсуждал их проблемы и искал предпосылки формирования психических расстройств в далеком детстве. И ему удалось добиться огромных успехов. Оказалось, что пациенту необходимо пережить так называемый катарсис , то есть очищение чувств, после чего симптомы заболевания отступали навсегда или на долгое время.

Несмотря на то, что в настоящее время психоанализ подвергается критике, отрицать, что именно с него лечение психических заболеваний стало научным направлением, невозможно. Все современные методы психотерапии «выросли» из психоанализа, подобно ветвям, растущим от общего ствола. В настоящее время существуют десятки методов психотерапии, каждый из которых эффективен для лечения определенной группы заболеваний.

Видео:

Виды и методы психотерапии

Все методы терапии делятся на групповые и индивидуальные .

Как ясно из названия, групповая терапия - это работа в группе, при индивидуальной же психотерапевт взаимодействует с пациентом тет-а-тет.

Ярким примером групповой психотерапии можно назвать группы анонимных алкоголиков . Принцип работы таких групп состоит в том, что люди, желающие избавиться от зависимости, собираются вместе, обсуждают свои чувства, оказывают друг другу поддержку и делятся переживаниями. Работа в группе - это ресурс для личности, благодаря которому человеку удается справляться с желанием выпить. В таком формате возможна проработка семейных проблем, различных зависимостей (в том числе и наркомании), высокую эффективность имеет работа в группах личностного роста .

Индивидуальная терапия помогает при работе над глубинными проблемами, которыми человек не готов делиться с окружающими. Психотерапевту пациент может поведать о своих трудностях и проблемах, получить от него обратную связь и поддержку.

Многие полагают, что врач дает готовые решения, изучив проблему клиента. Однако это не так. Задача специалиста - помочь найти свои цели и ресурсы для их достижения, а не предложить «рецепт счастья». Работа с психотерапевтом - это непростой процесс, в котором человек принимает активнейшее участие.

Системная семейная психотерапия

В психологии принято считать, что семья - это не группа разрозненных индивидов, а целостная система. И проблема одного из членов семьи меняет всю систему в целом. Существует и обратная связь: системные изменения приводят к тому, что меняется внутренний мир каждого члена семьи.

  • Семейная терапия используется не только для того, чтобы решить проблемы в отношениях семейной пары. Часто она рекомендуется при наличии каких-либо проблем у ребенка, который может даже не принимать участия в работе с терапевтом.
  • Очень эффективна семейная терапия в том случае, если один из членов семьи страдает от каких-либо зависимостей (от алкоголизма, наркоманиии, лудомании и т. д.). В современных наркологических центрах часто предлагают услуги семейных терапевтов: доказано, что системное лечение помогает избежать возвращения зависимости и облегчает реабилитацию пациента после окончания курса лечения.

Главные направления современной психотерапии

Обычно психотерапевт специализируется на одном из направлений. Вот основные из них:

  • телесно-ориентированная . Этот метод можно назвать парадоксальным, ведь основная работа ведется с телом пациента, а изменения в результате терапии происходят во внутреннем мире. Во время лечения можно избавиться от мышечных зажимов, которые, как считают телесно-ориентированные терапевты, являются отражением внутренних проблем на телесном уровне. Часто таким образом осуществляется психотерапия лишнего веса: терапевт помогает клиентам научиться лучше чувствовать свое тело, любить и принимать его. Телесная терапия помогает стать более свободным и раскрепощенным, благодаря чему она рекомендована людям, которые имеют проблемы в сексуальной сфере;

  • когнитивно-поведенческая . Когнитивная терапия основана на том, что многие проблемы у человека возникают из-за ошибок в его мышлении. После коррекции этих ошибок происходят позитивные поведенческие изменения. Когнитивная терапия эффективна при неврозах, особенно при фобиях: сильная эмоциональная реакция на раздражитель может исчезнуть после того, как пациент осознает, что объект его страха не несет никакой угрозы. Близка к когнитивному направлению рациональная терапия, которая также базируется на объяснении пациенту ошибочности его суждения и изменении отношения к проблемам;

  • суггестивная терапия. Данный метод основан на гипнозе и техниках внушения. Терапевт погружает пациента в транс и внушает ему необходимые установки. Суггестивная терапия применяется при лечении зависимостей, при этом лучше всего она работает в сочетании с другими методами терапии, например, с когнитивно-поведенческой;

  • трансперсональная терапия позволяет исследовать так называемый трансперсональный опыт. Пациенты переживают измененные состояния сознания, осмысливают религиозный опыт. Трансперсональная терапия имеет много общего с духовными практиками и пользуется популярностью у людей, увлеченных личностным ростом и развитием;
  • экзистенциальная терапия ставит своей целью работу со смыслом жизни. В основе метода лежат работы философов-экзистенциалистов (Сартра, Камю, Кьеркегора). Экзистенциальный метод может быть эффективным при депрессии, ощущении утраты смысла жизни и при переживании пациентом потери;
  • позитивная психотерапия. Этот метод фокусируется не на проблемах пациента, а на том, что он умеет, то есть на его ресурсах. В позитивной терапии считается, что здоровым может считаться человек, которые имеет возможность осмыслить и преодолеть проблемную ситуацию.

В мире на данный момент существует множество видов терапии душевных расстройств. И найти хорошего терапевта непросто. Важно, чтобы он имел хорошее образование, закончил профильное учреждение, например, институт психотерапии и клинической психологии.

Не менее важно, чтобы пациенту было комфортно работать с терапевтом, чтобы он испытывал к нему уважение и доверие. Только в этом случае возможны позитивные изменения, которые, в конечном итоге, и являются главной целью психотерапевтической работы.

Термин «психотерапия» относится к широкому спектру подходов и методов, начиная с бесед один на один и заканчивая терапией с использованием таких техник, как ролевые игры или танцы, помогающие исследовать человеческие эмоции. Некоторые терапевты работают с парами, семьями или группами, члены которых имеют схожие проблемы. Психотерапия проводится как для подростков и детей, так и для взрослых.

Арт-терапия

В арт-терапии сочетаются разговорная терапия и творческое исследование через рисование красками, мелками, карандашами и иногда через создание скульптур. Техники также могут включать в себя театральные постановки, кукольные представления и движения. Песочная терапия подразумевает метод, когда клиенты выбирают игрушки, которые будут представлять людей, животных и здания и выстраивают их в отведённом пространстве «театра в коробке с песком». Арт-терапевт обладает всесторонним психологическим пониманием творческого процесса и эмоциональных свойств различных художественных материалов. В данном случае искусство является внешним выражением наших внутренних эмоций. Например, на картине взаимоотношение размеров, форм, линий, свободного пространства, текстуры, оттенков, теней, цветов и расстояний отражает субъективную реальность клиента.

Арт-терапия подходит особенно хорошо клиентам, у которых есть трудности вербального самовыражения. В неклинической обстановке, например, в арт-студиях и мастерских, акцент на творческом развитии может быть особенно полезным при работе с детьми и подростками, а также со взрослыми, парами, семьями, группами и сообществами.

Арт-терапия также подойдёт людям, пережившим травмы, например, беженцам, и людям, имеющим затруднения в приобретении знаний.

Основанная на привязанности психотерапия

Психотерапия, основанная на привязанности, является подразделением психоанализа отношений, который исследует связанные между собой эмоциональные формы привязанностей, начиная с рождения.

Этот вид терапии строится на теории, которая исследует раннее развитие ребёнка и ранние привязанности – надёжные, тревожные, избегаемые, двойственные или нарушенные, чтобы понять, как опыт проблемных привязанностей на ранних этапах жизни проявился в дальнейшем во взрослой жизни.

Кому подходит данный вид терапии?

Прорабатывая отношения привязанностей с психотерапевтом, клиенты имеют возможность оплакать былые потери и рассмотреть воздействие важных взаимоотношений на их жизнь в настоящем и прошлом.

Поведенческая терапия

Поведенческая терапия основывается на теории, что усвоенное поведение как реакция на прошлые опыты может быть забыто или переформулировано, не фокусируя внимание на интерпретации необычного поведения.

Кому подходит данный вид терапии?

Люди с обсессивными и компульсивными расстройствами, страхами, фобиями и пагубными привычками могут добиться успеха посредством данного вида терапии. Акцент ставится на том, чтобы клиент достигал целей и изменял свои поведенческие реакции на проблемы, такие как стресс или беспокойство.

Телесная терапия

Телесная терапия охватывает ряд комплексных подходов. В контексте данного вида терапии рассматривается, как тело человека и его эмоциональные, ментальные, духовные, социальные и поведенческие аспекты жизни влияют друг на друга. Принимается во внимание весь комплекс взаимосвязей между разумом и телом.

Кому подходит данный вид терапии?

Различные типы телесной терапии, такие как интегральная телесная психотерапия, биоэнергетический анализ, биодинамическая психотерапия или биодинамический массаж, помогут решить вопросы на разных уровнях, включая тело, эмоции, разум и дух. Известно, что многие психологические проблемы (такие как депрессия, расстройства пищевого поведения, панические атаки и пагубные привычки) имеют воздействие на тело.

Кратковременная терапия

В контексте кратковременной терапии используются самые различные приёмы психотерапии. Она отличается от других терапевтических подходов тем, что фокусируется на конкретной проблеме и подразумевает прямое вмешательство терапевта, работающего с клиентом в ускоренном режиме. Акцент делается на точном наблюдении, используются природные данные клиента, поощряется временное включение веры в невероятное, чтобы сделать возможным рассмотрение новых перспектив и разных точек зрения.

Первичная цель – это помочь клиенту посмотреть на свои текущие обстоятельства в более широком контексте. Кратковременная терапия считается ориентированной на решение, а терапевты больше интересуются текущими факторами, которые мешают изменениям, нежели чем причинами возникновения проблем. Здесь применяется не один конкретный метод, а разные подходы, которые, вместе или по отдельности, могут иметь конечный результат. Кратковременная терапия проводится непродолжительное время, обычно на запланированном количестве сеансов.

Когнитивно-аналитическая терапия

Когнитивно-аналитическая терапия объединяет теории, которые исследуют связи между языком и мышлением, а также историческое, культурное и социальное влияние на действия человека. Клиентам предлагается использовать свои собственные ресурсы и развивать навыки изменения деструктивных моделей поведения и негативных образов мышления и действия.

Данный вид терапии краткосрочный (16 недель), структурированный и направляющий. Например, клиенту может быть предложено вести дневник или использовать графики выполнения задач. Терапевт работает совместно с клиентом, фокусирует внимание на изменении моделей поведения и обучает альтернативным стратегиям решения проблем. Внимание также уделяется пониманию связей между моделями поведения, выработанными в детстве, социальным влиянием и их воздействием на клиента как на взрослого человека.

Танцевально-двигательная терапия

Танцевально-двигательная терапия является экспрессивной формой психотерапии, основанной на убеждении, что тело и разум взаимосвязаны. Посредством движений и танца клиент имеет возможность исследовать творческим путём эмоциональное, когнитивное, физическое и социальное единство.

Терапевты работают исходя из того принципа, что движения отражают процесс мышления и чувства каждого отдельного человека. Распознавая и обосновывая движения клиента, терапевт побуждает его на развитие нового эмоционального опыта, получаемого посредством определённых адаптивных движений, которые способствуют решению психологических проблем.

Танцевально-двигательную терапию можно практиковать в индивидуальном порядке с терапевтом или в группе. Клиенту нет необходимости быть обученным танцором, чтобы извлекать пользу из данного вида терапии, ведь движения являются неотъемлемой частью нашего существа.

Драматерапия

Драматерапия подразумевает под собой намеренное использование театральных техник, таких как разыгрывание ролей, театральные игры, пантомима, кукольные представления, речевые приёмы, мифы, ритуалы, выдумывание историй и другие техники, основанные на импровизации и способствующие развитию творческих способностей, воображения, навыков обучения, интуитивного понимания и личностного роста. Этот чрезвычайно разнообразный подход обеспечивает экспрессивный вид терапии, который может быть использован в широком разнообразии обстановок, включая больницы, школы, психиатрические клиники, тюрьмы и организации.

Драматерапия предоставляет возможности отдельным людям или группам исследовать личные и/или общественные проблемы в творческой обстановке, спокойно обдумать существующие убеждения, отношения и чувства, а также найти альтернативные способы действий. Терапевт побуждает в клиентах самоанализ, размышление над и выражение чувств в отношении самих себя и других людей.

Экзистенциальная психотерапия

Экзистенциальная психотерапия помогает клиенту осознать смысл жизни через готовность смело встретить его и сопряжённые с ним проблемы. С экзистенциальной точки зрения в жизни нет существенного или предопределённого значения, человек полностью свободен и сам за всё в ответе, поэтому смысл нужно найти или создать. Это может вызвать чувство бессмысленности жизни, поэтому данный вид терапии исследует клиентский опыт человеческого состояния и стремится прояснить понимание человеком ценностей и верований, в прямой форме выражая то, что ранее оставалось невысказанным. Клиенту предоставляется возможность жить более самобытно и целенаправленно, при этом принимая ограничения и противоречия человеческой жизни.

Данный вид терапии считается серьёзным исследованием того, что такое человек вообще, при этом зачастую это влечёт за собой болезненный процесс прямого столкновения с теми аспектами человеческой жизни, которых обычно люди пытаются избегать.

Семейная терапия

Семейная терапия – это раздел психотерапии, который фокусируется конкретно на семейных отношениях. Он строится на предпосылке, что проблема находится внутри семьи в целом, а не в отдельном человеке внутри семьи. Также данный вид терапии включает в себя терапию для пар и системную семейную терапию.

Семейная терапия поощряет изменения и развитие, а также совместное решение семейных конфликтов и проблем. Акцент ставится на том, как семьи взаимодействуют друг с другом, подчёркивается важность крепкой семьи для психологического здоровья и благополучия. Независимо от того, что является источником проблемы или с кем конкретно она связана, терапевт стремится вовлечь всю семью в процесс достижения правильных решений, подыскивая конструктивные способы того, как члены семьи могут поддерживать друг друга посредством непосредственного участия. Опытный терапевт умеет влиять на ведение диалогов так, чтобы наилучшим способом использовать силу и мудрость семьи в целом, принимая во внимание более широкий экономический, социальный, культурный, политический и религиозный контекст, в котором живёт семья, и учитывая различные взгляды, убеждения, точки зрения и личные истории каждого отдельного члена.

(В данном случае, под семьёй понимаются долгосрочные активные отношения внутри семьи, связи внутри которой могут быть кровные или нет).

Гештальт-терапия

Гештальт – это немецкое слово, означающее целое и сумму всех частей, символическую форму или комбинацию элементов, составляющих целое.

Гештальт-терапия – это психотерапевтический метод, который строится на убеждении, что люди обладают естественным стремлением к здоровью, но устаревшие модели поведения и доминирующие идеи могут создавать блоки, которые прерывают естественный цикл хорошего самочувствия, тем самым приводя ко взаимодействию с другими.

Гештальт-терапия обращается к тому, что происходит в данный момент времени, делая осознанным представление человека о самом себе, его реакциях и взаимодействии с другими людьми. Убеждение, что быть всецело в здесь-и-сейчас, создаёт у клиента потенциал для дальнейших переживаний, энтузиазма и смелости жить полной жизнью. Терапевт, работающий по данному методу, следит за тем, как клиенты уклоняются от контактов в здесь-и-сейчас, как они избегают изменений и определённого поведения или симптомов, которые клиенты считают нежелательными или неудовлетворительными. В процессе общения опытный гештальт-терапевт произносит эффективные реплики, которые помогают клиенту осознать не только то, что происходит и говорится, но и то, что сообщает язык тела и как выражены подавленные чувства. Гештальт-техники часто включают в себя разыгрывание сценариев и разбор сновидений.

Групповой анализ

Групповой анализ сочетает в себе результаты психоаналитического анализа с исследованием межличностного взаимодействия в социальном контексте. Целью терапии является достижение более качественной интеграции клиента в его сети взаимоотношений, то есть в семье, коллективе и социуме. Акцент группового анализа ставится на взаимоотношениях между отдельным человеком и остальной группой, особое внимание уделяется социальной природе человеческого опыта посредством интерактивного подхода. Групповой анализ может применяться во многих сферах человеческих отношений, таких как преподавание, обучение и организационное консультирование.

Теория строится на положении, что в рамках тщательно отобранной группы, общий состав которой отражает общественные нормы, могут проявиться глубокие и длительные изменения. Групповой анализ рассматривает группу как органичное целое, а роль терапевта состоит скорее в том, чтобы поддерживать группу, чем брать на себя активную роль. Группа становится динамическим самостоятельным целым и функционирует в рамках социально-культурного контекста, который в свою очередь воздействует на процесс.

Групповая психотерапия

Групповая психотерапия является разделом психотерапии, предназначенным помогать людям, которые хотели бы улучшить свои способности справляться с жизненными трудностями и проблемами, но в групповой ситуации.

В контексте групповой терапии один или несколько терапевтов работают с небольшой группой клиентов одновременно. И хотя изначально подобная группа была создана с целью уменьшения стоимости и увеличения продуктивности, вскоре участники осознают положительные терапевтические эффекты, которые не могли бы быть достигнуты в работе с терапевтом один-на-один. Например, межличностные проблемы хорошо разбираются внутри группы. Групповая терапия базируется не на одной психотерапевтической теории, а на многих, и часто вращается вокруг бесед. Также она может включать в себя другие подходы, такие как психодрама, работа с движениями, телесная психотерапия или расстановки.

Целью групповой психотерапии является поддержка решений эмоциональных трудностей и поощрение личностного развития участников группы. Совокупность прошлых опытов и опытов за пределами терапевтической группы плюс взаимодействие между членами группы и терапевтом составляет материал, на основании которого осуществляется терапия. Подобное взаимодействие может быть не обязательно полностью позитивным, так как проблемы, которые клиенты имеют в своей повседневной жизни, будут неизбежно отражаться в рамках общения внутри группы. Однако, это даёт ценные возможности проработки подобных проблем в терапевтической обстановке, где происходит обобщение опыта, который затем может быть интерпретирован в реальную жизнь. Опытный терапевт умеет правильно подобрать членов группы для поддержания группового процесса.

Гуманистическая интегральная психотерапия

Гуманистическая интегральная психотерапия работает с полным спектром воздействий, которые способствуют развитию человека и его взаимоотношений с другими людьми и обществом.

Во время проведения гуманистической интегральной психотерапии и клиент, и психотерапевт активно заняты формированием процессов оценивания, коррекции и анализа результатов. Данный подход фокусируется на важности наличия у клиента способностей к саморегуляции, самореализации, ответственности и выбора, способствующие процессу изменений. Психотерапевт помогает клиенту реализовать его потенциалы. Психотерапевт также учитывает воздействие внешнего мира на внутренний мир клиента при оценке важности социальной, культурной и политической сфер опыта.

Гуманистическая интегральная психотерапия доступна в различных сферах публичного, личного и добровольного секторов и подходит для отдельных людей, пар, детей, семей, групп и организаций.

Гипнотерапия

Гипнотерапия использует гипноз, чтобы вызывать глубокое состояние расслабления и изменённого сознания, во время которого бессознательный разум способен особенно хорошо воспринимать новые или альтернативные возможности и идеи.

В сфере гипнотерапии бессознательное считается ресурсом для достижения благополучия и развития творчества. При оценке данной сферы разума посредством гипноза открываются возможности для выстраивания в теле направленности к здоровью.

Гипнотерапия может применяться для изменения поведения, отношений и эмоций клиента, а также для лечения болей, беспокойств, заболеваний, вызванных стрессами, и пагубных привычек, что будет способствовать личностному развитию.

Британский Совет по вопросам психотерапии считает гипнотерапию подразделом гипнопсихотерапии. Это означает, что любой специалист, зарегистрированный в Британском Совете по вопросам психотерапии, имеет право работать с проблемами, которые находятся в компетенции гипнотерапевта, но для работы на более глубоком уровне с более сложными эмоциональными и психологическими проблемами требуется дополнительное обучение.

Юнгианский анализ

Юнгианский анализ является специализированной формой психотерапии, которая работает с бессознательным. Аналитик, работающий в этом направлении, и клиент работают вместе над расширением сознания клиента с целью движения в направлении психологического баланса, гармонии и целостности. Юнгианский анализ оценивает глубинные мотивации в психике клиента, мысли и действия, которые находятся за пределом сознательного понимания. Аналитик стремится достичь более глубоких и более длительных изменений в личности клиента. Они делают это посредством акцентирования того, что происходит во время сессий, а также во внутреннем и внешнем опыте жизни клиента. Юнгианский анализ стремится синхронизировать сознательные и бессознательные мысли, чтобы выстраивать новые ценности и работать с психологической болью и страданиями.

Нейролингвистическая психотерапия и консультирование

Нейролингвистическая психотерапия была разработана на основе нейролингвистического программирования. Нейролингвистическая психотерапия является универсальной и основана на многих сферах психологии и психиатрии. В основе данной теории лежит убеждение, что мы сами строим модель нашей реальности (личностную карту мира), на базе нашего опыта и того, как мы себе его представляем. Каждый человек использует свою собственную карту, чтобы направлять себя по жизни. Используемые модели могут вызывать изменения, которые способствуют реализации и успеху, а в других случаях могут ограничивать и сдерживать.

Нейролингвистическая психотерапия исследует мыслительные шаблоны, убеждения, ценности и опыт, стоящие за проблемами или целями. Это помогает людям производить соответствующие корректировки для реорганизации своего мира, что уменьшает количество ограничивающих убеждений и решений, помогает преодолевать зациклившиеся эмоциональные и поведенческие состояния и порождает новые ресурсы через расширение существующей базы навыков. Это даёт человеку ощущение большего контроля и, как следствие, большие способности создавать желаемую жизнь.

Нейролингвистические психотерапевты работают с широким спектром психологических проблем, и они определяют, каким образом будет собрана уникальная терапевтическая программа, индивидуальная система терапии, в которой зачастую, если это необходимо, объединяются различные терапевтические подходы для того, чтобы повысить результаты терапии.

Терапия объектных отношений

Терапия объектных отношений строится на базе теории о том, что собственное эго существует только в отношении других объектов, внутренних или внешних. В объектных отношениях самость рассматривается как саморазвивающаяся и существующая в контексте отношений, прежде всего, с родителями, но также учитывая дом, искусство, политику, культуру и так далее. Данная теория базируется на убеждении, что человек является социальным существом. Следовательно, контакты с другими являются базовой необходимостью, и наш внутренний мир является изменчивым динамическим процессом, состоящим из неизменных и подвижных моделей, осознанных и неосознанных. Данная динамика влияет на то, как мы воспринимаем и переживаем реальность.

Терапевт, работающий в данной сфере, активно взаимодействует с клиентом, поддерживая его в разборе иррациональных идей посредством активного переживания реальных отношений между терапевтом и клиентом. Это предоставляет возможность пройти заново необходимые вопросы об отношениях, таких как потери, близость, контроль, зависимость, самостоятельность и доверие. Хотя могут возникать различные трактовки и конфронтации, основной целью является проработка исходных иррациональных компонентов эмоционального мира клиента.

Личностное консультирование

Личностное консультирование основано на предположении, что человек, который ищет поддержку в решении проблемы, вступает в открытые отношения с терапевтом, который позволяет клиенту свободно выражать свои эмоции и чувства. Также такой вид терапии называют клиент-центрированной психотерапией или терапией Роджерса.

Кому подходит данный вид терапии?

Личностное консультирование подходит для клиентов, которые хотели бы проработать конкретные психологические привычки или образы мыслей. Терапевт предполагает, что клиент является лучшим судьёй своего собственного опыта и, следовательно, способен достигать своего потенциала роста и решения проблем. Терапевт, работающий в контексте личностного консультирования, предоставляет благоприятные условия, чтобы обеспечить проявление такого потенциала через безусловное положительное отношение и эмпатическое понимание, которые дают возможность клиенту примириться с негативными чувствами и раскрыть внутренние ресурсы силы и свободы для осуществления необходимых изменений.

Психоанализ

Психоанализ занимается исследованием разума, являясь систематизированным комплексом знаний о человеческом поведении и методом лечения психологических и эмоциональных болезней.

Регулярные сеансы психоанализа создают обстановку, в которой бессознательные шаблоны могут быть выведены в сознательный уровень для того, чтобы подвергнуть их изменениям. Отношения клиента с аналитиком оказывают важное влияние на бессознательные манеры поведения клиента и сами по себе становятся центральным направлением, в котором выделяются поведенческие шаблоны клиента в контексте отношений в режиме реального времени сеансов.

Психоанализ Фрейда – это особый тип психоанализа, при котором человек, проходящий сеанс психоанализа, выражает словами мысли такими методами, как свободные ассоциации, фантазии и сны. Аналитик интерпретирует их, чтобы создать для клиента правильное представление решения важных вопросов и проблем в жизни клиента.

Кому подходит данный вид терапии?

Фрейд полагал, что нежелательные мысли из раннего детства подавляются бессознательным разумом, но продолжают влиять на наши чувства, мысли, эмоции и поведение. Эти подавленные чувства часто всплывают на поверхность во взрослом возрасте в виде конфликтов, депрессий и тому подобного, а также во снах и творческой деятельности. Эти бессознательные аспекты исследуются на сеансах посредством вмешательства аналитика, который открыто говорит о болезненных защитных реакциях, желаниях и чувстве вины клиента.

Психодинамическая психотерапия

Психодинамическая психотерапия – это термин, который включает в себя виды терапии аналитического характера. В сущности, это форма глубинной психологии, которая акцентируется на бессознательных и прошлых опытах для определения текущего поведения.

Клиента просят рассказывать о его детских взаимоотношениях с родителями и другими значимыми людьми. Основной акцент ставится на раскрытие бессознательного содержания психики клиента в попытке снизить психическое напряжение. Терапевт старается исключать свою личность из картины, по сути, становясь чистым холстом, на который клиент переносит и проецирует глубинные чувства в отношении самого себя, родителей и других значимых персонажей в его жизни. Терапевт продолжает уделять основное внимание динамике между клиентом и терапевтом.

Психодинамическая психотерапия обычно обладает менее интенсивным характером и более кратковременная, чем психоанализ, а также она больше опирается на межличностные отношения между клиентом и терапевтом, чем другие формы глубинной психологии. Это направление используется в индивидуальной психотерапии, групповой психотерапии, семейной психотерапии, а также для понимания и работы c организационным и корпоративным окружением.

Психосинтез

Психосинтез базируется на вовлечение прошлого в контекст пробуждения собственного «я». Психосинтез считается одной из форм экзистенциональной психологии с духовными целями и понятиями и иногда описывается как «психология души».

Психосинтез стремится интегрировать или синтезировать более возвышенный, духовный уровень сознания с уровнем, на котором переживается мысли и эмоции. Посредством рисования, движения и других техник проявляются и выражаются другие аспекты личности. Ассаджиоли использовал термин «сверхсознание» для описания сферы психики, содержащей наши величайшие потенциалы, источник нашего индивидуального пути развития. Он полагал, что подавление этого потенциала может приводить к психологическим расстройствам, таким же болезненным, как при подавлении детских травм. Ассаджиоли настаивал, что психосинтез должен быть включён в опытное понимание психологии, и стремился поддерживать баланс между рациональной и сознательной терапевтической работой наряду с интеграцией духовного опыта.

Психотерапия и психоанализ отношений

Психотерапия отношений – это широкий способ понимания мотивации человека и процесса терапии. Терапевты, применяющие данный подход, понимают, что межличностные отношения являются одной из основных мотиваций людей, но в результате они же и приводят многих людей на терапию.

Можно сказать, что терапевты, используя самые разные методики, осуществляют терапию в рамках подхода работы с отношениями, если они ставят на первый план то, в каких отношениях их клиенты находятся с другими людьми при работе над пониманием собственных личностей. Помимо того, что важно разобраться, как прежние отношения повлияли на нынешние, терапевт отстаивает такую линию общения, когда в результате взаимоотношений между терапевтом и клиентом создаётся пространство, где возникает динамика отношений, которая в дальнейшем обсуждается, осмысливается и корректируется. Терапевт может использовать динамику, которая возникает спонтанно в рамках терапевтических отношений для того, чтобы пролить больше света на динамику в отношениях клиента и, следовательно, помочь ему лучше понять себя. То, как терапевт доверяет терапии относительно своего положения в отношениях, значительно зависит от его собственной личности и квалификации. Привилегия в отношениях, однако, как правило, отдаётся клиенту.

Консультирование по вопросам отношений

Консультирование по вопросам отношений помогает людям распознать и проработать или урегулировать причиняющие беспокойство различия и повторяющиеся шаблоны страданий в контексте существующих отношений. Терапевт занимается исследованием чувств, ценностей и ожиданий клиента, вовлекая его в беседы, обсуждения решений проблем и рассмотрение альтернативных и новых возможностей.

Кому подходит данный вид терапии?

Консультирование по вопросам отношений подходит для членов семей, пар, работников или работодателей в рабочей обстановке, профессионалам и их клиентам.

Кратковременная терапия, ориентированная на решения

Кратковременная терапия, ориентированная на решения, работает с определённой проблемой и скорее продвигает положительные изменения, чем зацикливается на самой проблеме или былых проблемах. Клиентов призывают к тому, чтобы обращать внимание в позитивном ключе на том, что они делают хорошо, на их сильных качествах и ресурсах, а также к тому, чтобы ставить цели и добиваться их. Этот метод ориентирован скорее на нахождение решений, нежели чем на решение проблем. Этот вид терапии краткосрочный, достаточно всего три-четыре сеанса.

Системная терапия

Системная терапия – это общий термин для разделов терапии, работающий с людьми в отношениях друг с другом, взаимодействием групп, их моделями и динамикой.

Системная терапия уходит своими корнями в семейную терапию и системную семейную терапию, но работает с проблемами практически, а не аналитически. Она не стремится определить причину или дать диагноз, она скорее пытается определить окостенелые модели поведения в группе или семье и работать с ними напрямую. Роль терапевта в системной терапии состоит в том, чтобы предлагать конструктивные подсказки с целью продвинуть изменения в системе отношений, обращать внимание на имеющиеся шаблоны отношений, а не анализировать причины, такие как подсознательные импульсы или детские травмы.

Кому подходит данный вид терапии?

Системная терапия может также быть использована в корпоративном окружении, а в настоящее время её широко внедряют в сферах образования, политики, психиатрии, социальной работы и семейной медицины.

Трансакционный анализ

Транзакционный анализ – это интегральный подход в психологии и психотерапии, основанный на двух понятиях. Эрик Берн полагал, что, во-первых, наша личность делится на три части или три эго-состояния: ребёнок, взрослый и родитель. Во-вторых, эти части общаются друг с другом в трансакциях (единицах общения), и внутри каждой социальной трансакции одна из частей доминирует. Поэтому распознавая эти роли, клиент может выбирать, какую часть использовать и таким образом корректировать своё поведение. Трансакционный анализ Берна как форма терапии работает с термином «внутренний ребёнок» для описания неудовлетворённых потребностей из детства.

Трансперсональная психотерапия

Трансперсональная психотерапия относится к любой форме консультирования или психотерапии, где акцент ставится на трансперсональных, трансцендентных или духовных аспектах человеческого опыта. Трансперсональная психотерапия зачастую рассматривается в качестве сопровождающей методики в других школах психологии, таких как психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология.

Трансперсональная психотерапия сосредотачивает внимание на таких аспектах, как духовное саморазвитие, мистические опыты, переживания транса и прочий метафизический опыт в жизни. Так же как в психосинтезе, основная цель трансперсональной психотерапии заключается не только в облегчении страданий, но и интеграции физических, ментальных и духовных аспектов благополучия клиента. Терапия включает в себя исследование и акцентирование потенциала клиента, развитие внутренних ресурсов и творческих способностей.

Рассматривая предмет и задачи психотерапии, начать следует с определения, что конкретно представляет собой эта наука. Понятий направления достаточно много, ее можно назвать совокупностью терапевтических воздействий на человеческую психику, процессом, объединяющим и лечение, и воспитание. При этом для решения поставленных задач используются многообразные методы психотерапии, направленные на обеспечение и сбережение здоровья пациента.

Существует огромное количество разных методов психотерапии

Несмотря на множество психотерапевтических направлений и различных подходов можно выделить общую цель психотерапии – оказание помощи пациентам в попытках изменения собственного мышления, поведения для достижения более полного счастья и продуктивности. Достижение целей производится при помощи использования различных средств – сбора анамнеза, проведения клинического и личностного тестирования, проявления сопереживания, пояснения «игровых» правил, установления терапевтического контакта, применения психотерапевтических техник, постоянного мониторинга и оценки динамики лечения, диагностики и снижения количества сеансов.

При воздействии цели психотерапии могут разделяться на определенные задачи психотерапии, к которым относят:

  • оказание помощи пациенту в лучшем понимании собственных проблем;
  • устранение эмоционального дискомфорта;
  • поощрение открытого выражения чувств;
  • предоставление новых идей либо информации в отношении решения проблем;
  • оказание помощи при проверке новых моделей поведения, также способов мышления вне рамок искусственно выстроенной терапевтической ситуации.

В поисках решений поставленных задач специалист использует различные методы психотерапии, их совокупность, однако основная направленность заключается в:

  1. Обеспечении психологической поддержки – специалист внимательно выслушивает пациента, предоставляя затем взвешенный совет, вписывающийся в создавшуюся сложную ситуацию. Необходимая помощь заключается в предоставлении пострадавшему возможности осознания и использования собственных сил и возможностей.
  2. Методы психотерапии ориентированы на психологические преобразования в отношении дезадаптивного поведения, построения новых поведенческих форм.
  3. Содействии осознанию и последующему самораскрытию, что ведет к улучшенному пониманию собственных мотивов, разладов, ценностей и чувств.

Для более полного понимания проблем можно порекомендовать базовый учебник Нэнси Мак-Вильямс «Психоаналитическая психотерапия. Руководство практика», он будет весьма полезен не только профессиональным психотерапевтам и психиатрам, но и студентам, учителям и консультантам, всем тем, кто заинтересован в подробном изучении глубинной психологии.

Показания к назначению

Прежде чем рассматривать формы и методы психотерапии, поговорим о показаниях к психотерапии. Они достаточно широки, поскольку многие патологии требуют комплексного подхода и применения корректирующего воздействия в качестве дополнительного либо основного лечения. При этом методики психотерапии, их направленность, глубина и длительность воздействия определяется определенными факторами, которые в данном случае и являются показаниями к проведению лечения, учитываются также и возможные последствия заболевания – текущего либо находящегося в анамнезе.

Если причиной патологии является патологический фактор, понадобится помощь психотерапевта

Основным показанием к использованию специальных методик является наличие психологического фактора, который послужил причиной формирования и протекания патологии. Чем больше его значимость, тем сильнее будет последующее психотерапевтическое воздействие. Показаниями могут служить и возможные последствия тяжелой болезни, когда наблюдаются изменения привычного жизненного уклада, перемены в социальном статусе, потребностях и стремлениях, в профессиональной и семейной сфере и прочее.

Но в первую очередь любая кафедра психотерапии будет рекомендовать направление в тех случаях, когда отсутствуют противопоказания к ее проведению. При этом проводиться воздействие может только в случае, когда пациент мотивирован, с его стороны предоставлено информированное согласие относительно участия в терапии.

Основные формы

Теперь рассмотрим формы психотерапии, которые использует специалист, решая поставленные задачи. Форма воздействия представляет собой способ применения определенного метода, это структура взаимодействия «специалист-пациент» при реализации выбранного метода терапии. К примеру, метод рациональной терапии применяется как в форме групповой, так и индивидуальной беседы либо проводится в качестве лекции. К основным формам психотерапии, которые используются чаще всего относят:

  • индивидуальную;
  • групповую;
  • семейную.

Основой индивидуальной формы является непосредственное взаимодействие пациента и психотерапевта, задачи при этом заключаются в психотерапии личной истории с изучением личности пациента, выявлении механизмов, ставших «спусковым крючком»формирования и сохранения патологического состояния, коррекции имеющихся уничижительных оценок – как себя, так и давно минувшего периода, будущего. Также в задачи входит определение взаимодействия используемых методов немедикаментозного и медикаментозного воздействия, помощь при подборе целесообразного решения травмирующих состояний, формирующих и поддерживающих патологию.

Специфика психотерапии при рассмотрении групповой формы заключена в применении групповой динамики – комплексности взаимодействий, развивающихся между участниками, не исключая и психотерапевта.

В целом цели и задачи групповой психотерапии состоят в раскрытии, изучении, обработке проблем пациента, личностных, межличностных конфликтов. Сюда же относится коррекция неадекватных отношений, стереотипов и установок на фоне анализа применения межличностных взаимодействий. Эта форма подразумевает применение множества методов, каждый из которых включает определенные техники групповой психотерапии. К базовым методам групповой психотерапии относят:

  • группы встреч;
  • психодраму;
  • тренинг в группах;
  • гештальт группы;
  • трансактный анализ;
  • кино тренинг;
  • арт терапию;
  • телесно ориентированную терапию;
  • танцевально-двигательную терапию.

Групповая психотерапия —
комплекс взаимодействий, развивающихся между участниками и психотерапевтом

Теперь о понятии методов групповой психотерапии, рассмотрим кратко каждый из них:

  1. Основная идея группы встреч – достижение единства сознания с телом. Встреча подразумевает установление межличностных отношений, базирующихся на честности, открытости, осознание себя и собственного «Я».
  2. Тренинги представляют совокупность обучающих, психотерапевтических и корректирующих методов, подбор которых зависит от конечных целей. В данном методе психотерапии техники и упражнения могут включать ролевые игры, невербальную коммуникацию, дискуссии в групповой форме.
  3. Основной долгосрочной целью трансактного анализа является пересмотр ранее принятых решений и изменение жизненного сценария.
  4. Долгосрочной целью гештальт терапии является достижение всеми участниками зрелости путем отрицания непродуктивных поведенческих форм и введения новых.
  5. Телесно ориентированная терапия предполагает познание собственного тела, осознание и принятие собственных внутренних побуждений, что позволяет развить способности к гармонии и саморегуляции соответственно с наличествующими глубинными стремлениями.
  6. Психодрама как метод психотерапии основан на импровизированных ролевых детских играх. Сутью его является создание на сцене материалов для переживания проблемных ситуаций при помощи специалиста и участников группы – первоначально их отыгрывают, после чего обсуждают.
  7. Арт терапия представляет собой метод, основанный на выражении чувств посредством изобразительной деятельности.
  8. Основной целью танцевально-двигательной терапии является развитие чувствования, осознания своего «Я».

Что касается семейной формы, она объединят методы коррекции, изучения взаимосвязанных отношений в кругу семьи, связанных с патологий, терапией и восстановлением пациента в социуме. Проводить в данном случае техники психотерапии, читать лекции принято при помощи одного либо двух специалистов, они же проводят наблюдение, коррекционные мероприятия не только в отношении пациента, но и членов семьи. Также специалисты могут работать с группами, в которые входит несколько семей со сходными проблемами.

При проведении лечения естественным явлением считается сопротивление в психотерапии, которое нельзя воспринимать в качестве слабости либо недостатка пациента – это фактор, который ранее помогал выживать, выходить из затруднительных положений. Однако именно сопротивление затрудняет прогресс при проведении терапии. При этом психотерапевтическое воздействие не должно ломать сопротивление, а призвано понимать его, сделать такую защиту более гибкой, обеспечивая пациенту больше возможностей, чтобы вести жизнь, наполненную удовольствиями.

Сопротивление в психотерапии затрудняет прогресс лечения

Методики лечения

Продолжим рассмотрение психотерапии – виды и методы психотерапии весьма разнообразны и охватить их все в достаточно сжатом обзоре невозможно. На сегодняшний день эта область насчитывает свыше 400 методов, потому мы перечислим наиболее используемые:

  1. Рациональная психотерапия основана на логическом переубеждении пациента в необходимости перемены отношения к себе, собственному прошлому, будущему, сформировавшейся болезни, терапии, прогнозу, собственным возможностям и будущим перспективам, она входит в наиболее эффективные методы лечения неврозов.
  2. Суггестивная методика включает множество техник и входит в разнообразные формы проведения, ее осуществляют как в состоянии бодрствования, так и в гипнотическом либо медикаментозном сне.
  3. В любую лечебную процедуру в качестве составной части включается косвенное внушение .
  4. Возможно проведение психотерапии самостоятельно, используя активное самовнушение по Куэ – методика задействуется в переходном состоянии, после пробуждения либо перед отходом ко сну. Внушение закрепляется множественным автоматическим повторением одной формулы, содержащей основной момент болезненных переживаний. Можно использовать и аутогенные тренировки, которые пациент проводит самостоятельно после краткого обучения.
  5. Когнитивная методика обучает пациента воспринимать и себя, и мир боле оптимистично путем переоценки ложных умозаключений. Этот вид терапии входит в методы лечения депрессии легкой, средней тяжести, тревожных расстройств, методы психотерапии ОКР.
  6. Бихевиоральная методика помогает пострадавшему снизить уровень тревожности относительно определенных обстоятельств и задействуется до тех пор, пока наиболее значимый провокационный стимул не перестанет вызывать страх. Применяют метод в качестве обсессивно-компульсивных расстройств – ОКР психотерапии – панических, тревожно фобических, диссоциативно-фобических расстройств.
  7. НЛП – нейролингвистическое программирование – задействует базовые каналы коммуникаций (слух, зрение), выявляя их приоритетность. Показаниями к использованию является панические и адаптационные расстройства, острая реакция на стрессовые ситуации, он входит в методы психотерапии при коррекции СДВГ – синдроме дефицита внимания игиперактивности.
  8. Метод медитативной реинкарнационной психотерапии базируется на медитации, длительность который не превышает нескольких минут. При этом негативные ощущения проецируются из настоящего за пределы этой жизни. Отрицательный потенциал в процессе проведения методики перетекает в положительный.

Еще одной специфической методикой является позитивная психотерапия , техники которой мы рассмотрим ниже. Методика предназначена для обучения пациента принимать окружающий мир во всем его многообразии, избегая противостояния с ним. Позитивная терапия – это метод краткосрочной терапии, который был предложен Пезешкианом. При проведении краткосрочной психотерапии практические упражнения позволяют пациенту в дальнейшем принимать позитивные по характеру решения в разнообразных ситуациях при помощи задействования резервов личности.

Рассматриваемая методика основывается на вере в способности людей, которые могут полностью обеспечить счастливую жизнь. Любому человеку в полной мере доступны возможности, которые являются неисчерпаемыми и способны обеспечить как личностный рост, так и его индивидуальное раскрытие. При проведении позитивной психотерапии упражнения могут включать различные приемы – техники визуализации либо проговаривания, «вопрос-ответ», составные части арт терапии и так далее.

При этом арсенал данной методики включает техники, свойственные исключительно ей, состоящие как правило из пяти уровней:

  • удаление от проблемной ситуации;
  • проработка сложившегося положения;
  • ситуативное одобрение;
  • вербализация;
  • наращивание пределов жизненных целей.

Техника «вопрос-ответ» достаточно часто используется в психотерапии

Техники, используемые при реализации данной методики, применяются для решения разнообразных проблем, позволяют отследить и понять причины проявляемых поведенческих реакций. Позитивный подход вынуждает взглянуть на проблему с совершенно иной точки зрения, зачастую она полностью противоположна изначальной.

Депрессия, тревога и другие негативные психические состояния, которые портят нашу жизнь и снижают её качество, захватывают все большее количество людей.

Кто-то испытывает горе, кто-то страдает алкоголизмом, кто-то безуспешно борется со стрессом – все эти проблемы изматывают и превращают существование в страдание. Исправить эту ситуацию помогает психотерапия. Попробуем основательно разобраться, что такое психотерапия и какие проблемы она может помочь решить.

Психотерапия как наука сейчас находится в процессе становления. Точное определение психотерапии дать затруднительно, так как количество ее направлений, методов, школ огромно.

К примеру, Кратохвил определяет психотерапию как целенаправленное упорядочение нарушенных элементов в системе жизнедеятельности человека посредством психологического влияния. В общем, можно сказать, что психотерапия – тандем квалифицированного специалиста (психотерапевта) и человека, направленный на повышение качества жизни последнего, смягчение или избавление от психических расстройств и развитие личности.

История

Основы психотерапии заложили Брэд (впервые научно описавший ), Дюбуа (разработавший рациональную психотерапию), (основатель ), Павлов и Скиннер (обосновавшие бихевиористскую психотерапию). В конце XIX – начале XX века открывалось все больше фактов относительно психической природы реальности существования человека.

Донаучный период психотерапии представляет собой смесь мифов, шаманизма и веры в некие тайные силы, управляющие людьми. Если можно говорить о наиболее распространенных в те времена методах, то это были внушение и самовнушение в пограничных состояниях сознания (гипноз, транс). Мистический аспект понятия о душе и сознании господствовал тысячи лет.

Правда, расцвет греческой и римской культуры породил интерес к процессам, которые происходят в нашем сознании. Впрочем, Средневековье снова отбросило представление о внутренней жизни человека на уровень шаманов, а душевнобольные стали восприниматься как одержимые бесами, что совсем не способствовало повышению качества их жизни.

Постепенно отношение к душевнобольным менялось. А в конце XVIII века возникли первые наивные попытки описать внушение (через животный магнетизм). Затем Брэд открыл гипноз и исследовал его, а через сорок лет гипноз впервые применили для лечения больных психиатрического отделения.

Так первый камень лег в фундамент, на котором в дальнейшем построят здание психотерапии. Второй камень – рациональная психотерапия, она возникла именно в противопоставление гипнозу и сейчас входит практически во все виды психотерапии.

Основными из видов воздействия, которыми она оперировала, были: работа над коррекцией убеждений, рассуждения с пациентом насчет его представлений, анализ их противоречивости, нейтрализация неопределенности. Дальше началась критика этого вида психотерапии, рождались новые стратегии работы с пациентом, формулировались основные техники, необходимость эмоциональной поддержки и многое другое, что сейчас составляет неотъемлемые элементы современных представлений психотерапии.

Цели и задачи

Связь психотерапии и психологии состоит в том, что любое психотерапевтическое направление в качестве научной опоры использует психологические теории. Таким образом, психотерапия невозможна без психологии, то есть лечение «души» не может происходить без знания закономерностей её развития и существования.

Школы психотерапии разделяются по используемым психотерапевтом техникам, количеству сеансов, числу присутствующих пациентов, по условиям, теоретическим направлениям, лежащим в основе процесса. У каждого из видов свои методы психотерапии, но любой психотерапевт стремится к одной цели – помочь пациенту сделать его жизнь богатой, содержательной, творческой и сбалансированной. Таким образом, задачи психотерапии состоят не только в избавлении от деструктивных моделей поведения, но и в выработке позитивных, продуктивных моделей мышления и действия.

В связи с этим возникают подцели в психотерапии. Макаров выделяет ряд целей, которые преследует психотерапевт:

  • Воспитание гибкости, способности искать и использовать эффективные стратегии поведения.
  • Научение накапливать и рационально использовать энергию.
  • Разобраться с тем, как стоит искать и развивать состояния, которые приносят нам энергию и радость жизни.
  • Обеспечить внутренние возможности человека быть активным, воодушевленным, оптимистичным, направленным на поддержание своего здоровья и развитие личности.

Впрочем, какими бы ни были цели, основной упор в психотерапии делается на методы и средства их достижения. Технологий довольно много.

Если говорить о конкретных приемах, которые часто используют терапевты, то к ним будут относиться следующие техники психотерапии: разъяснения, советы, научение, конфронтация, уточнения, стимулирование, проговаривание внутренних состояний и другие. Но относительно стратегий, которые выступают ведущими в процессе взаимодействия клиента и психотерапевта, выделяют всего три основных направления психотерапии:

  • Психодинамическое.
  • Гуманистическое.
  • Поведенческое.

Три главных пути

Поговорим об основных направлениях психотерапии подробнее. Виды стратегий работы с пациентами развивались параллельно психологическим теориям. Когда возник психоанализ, появился и психодинамический подход, психология личности дала гуманистический и так далее. Как только в науке появлялся новый взгляд по упорядочению психики человека – появлялась обычно и психотерапевтическая практика, базирующаяся на этом взгляде.

1. Психодинамический подход отличается тем, что рассматривает сущность развития и нарушений в контексте сознательного и бессознательного. Психотерапия при неврозах таким образом работает с конфликтами, порожденными столкновением сознательных и бессознательных содержаний. Во время психотерапии осознание конфликта происходит путем свободных ассоциаций. В основе лежит теория психоанализа.

В последнее время на постсоветском пространстве начинает активно развиваться телесная психотерапия. Отчасти свои основы телесно-ориентированная психотерапия почерпнула из психодинамического метода. Как пример – биоэнергетический анализ, он утверждает, что в результате бессознательных процессов в теле возникают зажимы, сняв которые человек почувствует прилив энергии и радость жизни.

2. Поведенческий подход характеризуется восприятием поведения как единственного аспекта бытия человека, который явно дан, с ним и ведется основная работа. Неврозы и другие расстройства понимаются как результаты «неправильного» научения, приведшие к тому, что человек ведет себя неадекватно, реагирует на окружающий мир несообразно величине стимулов, их характеру. Процесс психотерапии направлен на то, чтобы помочь клиенту заменить «неправильные» модели на «правильные» (адаптивные). В основе подхода лежит .

3. подход базируется на представлениях об уникальности человеческой личности, основные потребности которой состоят в самореализации и самоактуализации. В русле этого направления развивается экзистенциальная психотерапия.

Неврозы возникают в результате невозможности самоактуализации, блоком, который стоит на этой ключевой потребности человека, в свою очередь последнее происходит от проблем в самопонимании и принятии себя. Главной целью психотерапии является создание условий, которые помогут осознать и принять себя, обратить внимание на «как я делаю то, что я делаю?» В этом русле терапевты оперируют терминами «смысл», «осознанность», «выбор».

Каждый подход породил множество школ психотерапии. При этом каждая из школ отличается той или иной корневой идеей, а иногда и суммой идей, выраженных в рассмотренных подходах. С другой стороны, этапы и факторы психотерапевтического процесса не зависят от направления или школ, сформировавшихся в его контексте. Практически во всех системах присутствуют следующие факторы:

  • Наблюдение и работа с эмоциональной сферой.
  • Развитие самопонимания.
  • Обмен информацией.
  • Поддержка веры клиента в выздоровление.
  • Накопление нового позитивного опыта.
  • Работа с выражением эмоций.

Популярная и многообещающая школа

На Западе большую популярность получила КПТ – когнитивно-поведенческая терапия. Это краткосрочная психотерапия, направленная как на поведение, так и на убеждения, установки, мысли человека.

Как видно из названия, она соединила в себе две школы, эта комплексная психотерапия на сегодняшний день показывает в большинстве исследований лучшие результаты по сравнению со всеми остальными видами психотерапии. Разберем входящие в КПТ когнитивную и поведенческую составляющие.

В основном в процессе психотерапии ведется работа с классическим и оперантным обусловливанием и научением. Классическое связано с теорией рефлексов Павлова.

Классический условный рефлекс – это связка стимул-реакция. Реакции могут возникать на условные или безусловные раздражители. – врожденный, а условный – приобретенный. Причем приобретается он довольно просто – когда (пока) нейтральный раздражитель действует на человека (или животное) чуть раньше безусловного раздражителя (врожденного, на который уже есть реакция), и это повторяется многократно. Таким образом, поведение вызывается определенным стимулом.

Это очень легко проверить в домашних условиях: достаточно закрывать полностью один глаз на минуту и включать при этом музыку, а затем в одно время выключать музыку и смотреть на яркий свет (при этом второй глаз должен все время быть под воздействием яркого света).

Повторив процедуру несколько раз (с одним и тем же глазом, с одной и той же музыкой!), надо включить музыку, но уже не закрывать глаз рукой – зрачок расширится, как если бы он был в темноте. Чтобы заметить разницу, и нужен второй глаз, постоянно смотрящий на яркий свет, – он расширяться не будет, и разница между ними покажет эффект научения.

Потом это пройдет, и никаких последствий не будет, если не увлекаться подобным экспериментом и не повторять его вновь и вновь. Собственно, то, что это пройдет, иллюстрирует феномен научения-угасания. Если связь между условным и безусловным стимулом рвется – а рвется она, когда условный стимул перестает хотя бы иногда поддерживаться безусловным, – реакция на стимул перестает быть ожидаемой.

Еще один феномен научения – генерализация стимулов. Иными словами, когда условная реакция закрепилась, её начинают инициировать стимулы, которые не являются полностью сходными с тем, что был в процессе научения, достаточно только похожих. А за различение похожих стимулов отвечает стимульная дискриминация.

Скиннер и Торндайк подарили бихевиоризму принцип оперантного обусловливания. Первый показал, как влияние среды детерминирует человеческое поведение. Как это происходит? Через подкрепление. Сделал хорошо человек, по правилам – люди его похвалили; несколько повторов – вот и научился. Именно так действует воспитание.

Модифицировать поведение возможно посредством влияния на последствия и результаты. Если человек сделал хорошо, а его не похвалили, и так несколько раз, скорее всего, он делать это перестанет. Впрочем, это упрощенный вариант трактовки, совсем не обязательно, что действует именно похвала. Под подкреплением или наказанием может иметься в виду как негативное, так и позитивное. Негативное подкрепление – негативные стимулы удаляются, позитивное – награда. Позитивное наказание – лишить приятного стимула, негативное – дать неприятный стимул.

Еще один важный вид научения – социальное. Над ним работал Бандура. Суть в том, что мы можем учиться не только непосредственно, но и просто наблюдая за действиями и результатами действий других людей.

Что же такое болезнь, по мнению поведенческих психотерапевтов? Болезнь – это проблема отсутствия конструктивных моделей или присутствия деструктивных моделей поведения. Устранение последних является основной целью поведенческой психотерапии. Патологичным (деструктивным) поведением является любое неадаптивное поведение. Все эти модели формируются, естественно, в процессе научения. К примеру, ребенок, которого замечали лишь тогда, когда он плакал, – в этом случае подкреплялось явно неадаптивное поведение.

Комплексный подход

Мейхенбаум пытался связать когнитивную и поведенческую психотерапию, и в дальнейшем они начали сливаться. Специалисты по КПТ во время психотерапии нацелены на анализ поведения, изменение представлений, работу с неадаптивными моделями поведения, развитие ресурсов человека для успешной социальной жизни. Они анализируют и помогают клиенту не только правильно понимать мысли и работать с ними, но и действовать правильно, выбирать новые модели поведения, при этом акцент ставится на конкретные ситуации и действия.

Благодаря тандему когнитивной и поведенческой психотерапии клиент определяет негативное внутреннее содержание, учится работать с ним, закрепляя поведением новое содержание, ищет наиболее оптимальные пути. Работа ведется «на двух фронтах», при этом понимание себя растет, и изменение себя закрепляется на практике.

Особо выделяют индивидуальную и групповую психотерапию. Последняя обладает не меньшей эффективностью, а иногда и более необходима, чем непосредственно индивидуальная психотерапия, но чаще всего их совмещают. На индивидуальных сеансах психотерапии пациент проясняет свои проблемы, а на групповых учится работать с ними, смотреть им в лицо и отслеживать негативные сценарии во взаимодействии с людьми.

Системная – разновидность групповой, направленная на раскрытие внутреннего мира каждого члена семьи друг другу и формирование неискаженной обратной связи, понимание и принятие. Системность здесь представляет собой включение терапевта внутрь системы семьи, он помогает устанавливать связи между элементами – подсистемами, путем управления их активностью.

Психотерапия при депрессии, тревоге, социофобии, алкоголизме, психозах и других расстройствах обязательна для человека, но не только болезни могут стать поводом обратиться к специалисту. Психотерапия направлена на достижение в её процессе значительных личностных изменений, способствующих лучшей адаптации человека к реальности. Эти изменения составляют суть психотерапевтического процесса.

Все этапы сопровождаются «поводырем» – психотерапевтом, поддерживающим человека в деле познания своего «Я» и изменений взглядов, мыслей и поведения. Поэтому если есть желание поближе познакомиться с собой, то психотерапия – один из лучших вариантов. Автор: Екатерина Волкова

Психотерапия - это система лечебных воздействий на психическую сферу и весь организм пациента, его поведенческие реакции. В узко медицинском смысле психотерапия является одним из методов лечения наряду с физиотерапией, рефлексотерапией, лечебной физкультурой. В более широком смысле это понятие включает в себя коррекцию поведенческих реакций пациента, организацию его труда и быта, имеющие целью профилактику воздействия на человека психотравмирующих факторов. В этом случае психотерапия неразрывно связана с понятиями психогигиены и психопрофилактики.

Специфика такой терапии заключается в том, что результат достигается при помощи информационных и эмоциональных факторов воздействия на личность человека.

    Показать всё

    Виды психотерапевтических техник

    Как и любая терапевтическая методика, психотерапия имеет разновидности и модификации, каждая из которых применяется в строго определенных случаях, преследует конкретную цель.

    Психотерапевтическое вмешательство

    Синонимом названия этого метода является психотерапевтическая интервенция.

    В различных контекстах термин “психотерапевтическое вмешательство”, имеющее характер техник, обозначает либо общую стратегию поведения и тактики психотерапевта либо отдельный психотерапевтический прием, используемый при работе с пациентом, например:

    • конфронтация;
    • разъяснение;
    • уточнение;
    • стимуляция;
    • интерпретация;
    • научение;
    • тренинг;
    • советы.

    Группа приемов, называемых психотерапевтической интервенцией, гетерогенна и состоит из трех основных направлений: психоаналитическое, поведенческое и опытное (гуманистическое). Каждое имеет собственную концепцию болезни и здоровья, определенные терапевтические цели, а также плоскость и объем вмешательства и соответствующие средства и приемы.

    Клинико-психологическое вмешательство

    Данный метод касается сфер профилактики, лечения, реабилитации и развития.

    Клинико-психологическое вмешательство состоит из комплекса средств, среди которых психотерапевт выбирает наиболее действенные. Они могут быть вербальными и невербальными. В большей степени эти средства ориентированы в сторону когнитивных аспектов либо на эмоциональную сферу.

    Наиболее типичными психологическими средствами в рамках этого метода являются: тренинг (упражнения), беседа или межличностные отношения, влияющие на пациента. Задачи клинико-психологической интервенции: профилактика, лечение, реабилитация и развитие, например:

    • искоренение страха публичных выступлений;
    • тренировка памяти и внимания;
    • тренировка определенных коммуникативных навыков; и т. д.

    Психологическое консультирование

    Традиционно используется несколько подходов к психологическому консультированию:

    • Проблемно-ориентированное направление, задача которого - фокусироваться на анализе внешних причин проблемы и пути их разрешения.
    • Личностно-ориентированное консультирование - анализ индивидуальных личностных причин возникновения конфликтов и других проблемных ситуаций, а также поиск пути профилактики их появления в будущем.
    • Консультирование, направленное на установление наличия ресурсов для решения проблемы.

    Условия эффективного использования психотерапевтических методик

    Позитивное влияние психотерапии обусловлено не только наличием у специалиста академических знаний. Достижение положительного эффекта возможно при определенных условиях.

    В таблице представлены предпосылки успешного применения психотерапевтических техник:

    Предпосылки эффективности приемов психотерапии

    Примечание

    Позитивное ожидание обеих сторон - психотерапевта и пациента

    Установлено, что эффективность лечения находится в зависимости от ожидания пациентом положительного результата

    Установление прочного и надежного терапевтического альянса

    Продуктивная работа с психотерапевтом основывается на взаимном доверии, уважении, а также искреннем интересе специалиста к человеку, обратившемуся за помощью, и понимании проблемы пациента

    Хоторнский эффект

    Выявлена закономерность: особо активное внимание психотерапевта к пациенту и его проблемам влечет за собой улучшение состояния обратившегося за помощью человека

    Возможность раскрепощения эмоций и уменьшения эмоционального напряжения в ходе сеанса психотерапии

    Пациент приобретает возможность подробно обсудить свою проблему с человеком, от которого он ожидает помощи

    Когнитивное научение

    Интерпретации и объяснения психотерапевта дают пациенту основу для понимания причин возникновения его проблем. Это условие способствует и нахождению путей разрешения проблемы

    Суггестия (скрытая и явная)

    Внушение - это фактор, присутствующий в любой из разновидностей психотерапии

    Идентификация

    Основы идентификации - в бессознательном желании воспринимать психотерапевта как объект для подражания. Поэтому пациент постепенно перенимает некоторые ценности специалиста и его поведенческие реакции

    Оперантное обусловливание

    Это разновидность развития условно-рефлекторных связей при помощи демонстрации психотерапевтом своего одобрения или неодобрения, поощрения или осуждения различных форм поведения и эмоциональных реакций пациента. Демонстрация бывает как явная, так и скрытая

    Корректирующий эмоциональный опыт

    Специалист смотрит на проблемы пациента реалистичнее и объективнее, а зачастую и более эмпатично, нежели окружение пациента

    Приобретение новых поведенческих реакций (более адаптивных) и закрепление их для применения в реальной жизни

    Для отработки способов реагирования используются своеобразные тренировки, репетиции и домашние задания

    Десенсибилизация (снижение чувствительности) по отношению к травмирующим обстоятельствам

    Десенсибилизирующий эффект достигается путем многократного обращения к пережитым событиям, которые травмировали пациента. В результате острота негативных эмоций, связанных с отрицательным опытом, постепенно угасает

    Показания к психотерапии

    Применение психотерапевтических установок помогает при комплексном лечении следующих патологических состояний:

    • склонности к паническим атакам;
    • алкоголизма;
    • ожирения;
    • некоторых разновидностей депрессии.

    Необходимость и адекватность психотерапевтического воздействия определяется степенью связи нарушения и ситуации с личностью пациента.

    Методы и подходы

    Современная психотерапевтическая практика использует ряд методов и подходов психокоррекции, начиная с классических:

    • рациональная терапия;
    • поведенческая терапия;
    • классический транзактный анализ.

    Примерами наиболее современных, новаторских методик служат:

    • семейная психотерапия;
    • интегративный транзактный анализ.

    Классификация психотерапевтических техник:

    • интегративный транзактный анализ;
    • приемы классического гипноза;
    • клиент-центрированная терапия по К. Роджерсу;
    • рациональная психотерапия;
    • психотерапия, имеющая когнитивно-поведенческое направление;
    • использование сократической техники диалога;
    • гештальт-терапия;
    • дыхательные техники медитативного направления.

    Все многообразие психотерапевтических техник успешно применяется в рамках различных подходов в психотерапии. Так, личностный подход подразумевает восприятие обратившегося за помощью человека как единой целостной личности с учетом всех ее особенностей и имеет три основных направления:

    • изучение личности клиента, ее специфики, развития и возникновения нарушений с целью оптимизации психотерапевтических воздействий;
    • учет особенностей личности при использовании любых психотерапевтических техник;
    • ориентирование психотерапевтического воздействия на изменение личности.

    Индивидуальный подход похож на личностный, но может иметь более ограниченные рамки, например, когда необходимо учесть только отдельные личностные или соматические особенности пациента.

    Бихевиоральный (поведенческий) подход заключается в коррекции нежелательных поведенческих стереотипов. Специалист детально анализирует поведенческие реакции пациента, затем анализируются факторы, запускающие нежелательный симптом. После этого совместно с пациентом составляется пошаговый план действий по изменению или ликвидации данных факторов и закреплению измененного образа поведения. Подход явно директивен.

    Когнитивный - опирается на представление, что механизмы возникновения проблем и образования симптомов обусловлены мыслительной деятельностью пациента, внутренней организацией психических процессов. Задача психотерапевта - изменение ответа на внешние обстоятельства путем перепрограммирования мышления.

    Классификация психотерапии

    В зависимости от принципа классификации выделяют следующие виды психотерапии:

    Психотерапия Фрейда

    Зигмунд Фрейд является разработчиком принципов психотерапевтического вмешательства. Ему же принадлежит разработка метода свободных ассоциаций и определение основных механизмов многих эмоциональных расстройств, в том числе психоневрозов. В русле психоанализа Фрейда существует 4 основополагающих принципа подхода:

    1. 1. Динамический - объясняющий все психические процессы с точки зрения взаимодействия и столкновения психологических сил. Эти процессы могут усиливать и подавлять, противодействовать друг другу или создавать компромиссное образование. В то же время они имеют определенную направленность. Наиболее мощно на психическую динамику влияют инстинктивные влечения.
    2. 2. Экономический принцип. Его основой стал количественный аспект ньютоновской механики. Фрейд часто подчеркивал значимость сохранения энергии в психологических процессах и приписывал выражениям инстинктивных влечений заряды определенного количества энергии.
    3. 3. Топографический (структурный) принцип. В работах Фрейда эго и суперэго приобретают ньютоновские параметры реальных объектов: протяженность, вес, движение и местоположение. Они могут воздействовать друг на друга, взаимодействовать или противодействовать.
    4. 4. Генетический. Психогенетический подход в психоанализе опирается на опыт и поведенческие реакции личности с точки зрения ее индивидуального развития и опыта.

    З. Фрейду принадлежит еще одно определение в психотерапии: "ситуация ребенка". Больной приравниается к ребенку, от "выходок" которого страдают окружающие. В такой позиции отсутствует все, что кажется нормальным взрослому:

    • осознание патологии;
    • добовольное решение к терапии;
    • воля к выздоровлению.

    Психотерапия Адлера

    Система Альфреда Адлера называется индивидуальной психологией.

    Подобно психоанализу Фрейда, данная методика психокоррекции ограничивается биографическим уровнем.

    Отличие состоит в следующем: если Фрейда интересовали история происхождения неврозов и причинно-следственные связи, вызвавшие болезнь, то Адлер интересовался в большей степени результатом, к которому приведет патологический процесс, и целями, которые движут больным. По его мнению, основным принципом формирования невроза является стремление “стать совершенным человеком”.

    Индивидуальная психология большое внимание уделяет морфологическим и(или) функциональным нарушениям различных органов. Именно они являются препятствиями в стремлении к превосходству. И они же становятся стимулами к преодолению трудностей. При благоприятном исходе наблюдается преодоление дефекта и восстановление функции; в менее удачных случаях - формирование невроза.

    Юнгианство

    Аналитическая психология Юнга утверждает, что бессознательные сферы человека всегда находятся в равновесии и сами поддерживают себя в этом состоянии. Психологические нарушения и расстройства, согласно теории, - следствие нарушения равновесия. Распознав свои комплексы (с помощью терапевта) и установив контроль над ними, пациент сможет в результате терапии избавиться от своих проблем.

    Позитивная психотерапия Пезешкиана

    Одной из важнейших черт человеческой личности, согласно определению позитивной теории Пезешкиана, являются способности, как врожденные (базовые), так и сформированные в процессе развития.

    От специалиста-психотерапевта требуется стимулирование резервов психики пациента и его способностей, а не устранение расстройств и отклонений. Позитивная психотерапия базируется на содержательной оценке конфликта и поэтапном лечении, в основе которого лежит самопомощь пациента.